Какой пример не содержит фразеологического оборота у него в министерстве своя рука

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 08.09.2024

Оля хочет купить шарики если она купит 5 шариков то у неё останется 50 руб. а для для покупки 7 шариков я не хватает 10 руб. Сколько стоит один шарик

Привести подобные слагаемые 1) 8x-17x-19x+21x 2) - 9y+12y+41y-17y 3) 2,6a-5,4b-a+2b 4) - 5,6c+4,8+8,2c-9,1 5) 4,6m+8,3n-5,1-8,3m-6,4n 6) - 2/3a + 5/6b - 1/8a - 7/12b ("/" дробь, а не делить)

Сергей купил ящик яблок за 360 руб. в ящике их было 13 дюжин. 1 дюжина испортилась. по какой цене Сергей нужно перепродать ящик яблок, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

Помогите решить с полным решением. Два велосипедиста выехали в разных направлениях из одного поселка. Скорость однонго 13 км/ч, а другого 17 км/ч. Через сколько часов расстояния между ними будет 90 км?

Лифт перемещается на один этаж за три секунды. На вход-выход пассажиров отводится 7 секунд. Через какое время человек окажется на четвертом этаже, если сечас лифт находится на первом этаже, а человек на десятом?

Асан и Есен ловили рыбу. У Асана на 9 рыб меньше от общего количество рыбы которые они словили вместе. У Есена на 7 рыб меньше чем у Асана. Сколко рыб они словили вместе?

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Пусть научные музеи это 2 х а технические музеи это х составляем уровнение 2х + х=57 3х=57 х=57: 3 х=19 научно - технических 19х2=38 естественно - научных проверяем: 38+19=57

Другие вопросы по Математике

Категория

Удвух девочек 99 вкладышей. на каждую страницу альбома наташа клеила по 5 вкладышей вера6 сколько вкладышей в альбоме у ккаждой девочки если количество страниц с вкладышами одинако.

Категория

.(Из пшеницы получается 80% муки. сколько смололи пшеницы, если 2,4т муки? сколько муки получилось из 2,5т пшеницы?).

Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием?

Русский язык | 10 — 11 классы

Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием.

А затем фразеологическим оборотом.

Пример : Он на прощание махнул рукой.

— на него уже давно махнули рукой

Не вытянешь клещами, висеть на хвосте, умывать руки, закрывать глаза, чистое поле, зеленая улица, опустить руки, каши не сваришь, держаться в тени, не находить себе места, лед тронулся, мышиная возня, блуждать в потемках.


1)Этот гвоздь обыкновенными клещами не вытянешь.

— Он такой скрытный, что из него информацию клещами не вытянешь.

2)У моей собаки на хвосте висит репейник после прогулки по лесу.

— Преступники знали, что полиция висит у них на хвосте.

3)Я умыларуки морской водою.

— Явэтомбольшенеучаствую, я умываюруки.

4)Он закрыл глаза и вскоре уснул.

— Она закрывала глазанавсеего проступки.

5)Мыпошли гулятьна зеленом чистомполе.

= Просит — молит Добрыня свою матушку отпустить его во чисто поле.

6)Гуляяпо Львову(Украине), мы не могли пройти мимо Зеленой улицы.

= Молодым ученым дали зеленую улицу в разработке нового проекта.

7)Учитель попросил, что бы опустили руки те ученики , которые сдали самостоятельную работую — Он уже почти опустилруки, когда друзьяпришлинапомощь.

8)В такой маленькой кастрюле не сваришь каши на всю команду.

— Он такой ленивый, что с ним каши не сваришь.

9)Былослишкомжарко, и мырешилидержаться втенидеревьев.

— Она что — то пробормотала и по видимому решила держаться в тени событий.

10)Зал был полон, и я не мог найти себе свободного места.

— Я немогунайтисебеместа, ведьсегодня должны будут объявить результаты контрольной.

11)Пришлавесна, ина реке ледтронулся.

12)На старомчердаке послышаласьмышинаявозня.

— Пару часов отняли сегодня суетливые хлопоты, напоминающие мышиную возню.

13)Думаю, бродитьвпотемках, гуляя ночью, — не самалучшаяидея.

— Приходилось бродить между ними как в потёмках, боясь одним неловким словом погубитьвсё.


Фразеологические обороты со словом рука?

Фразеологические обороты со словом рука.


Объясните значения фразеологических единиц С бухты — барахты?

Объясните значения фразеологических единиц С бухты — барахты.


Придумать предложения с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавыцах скрепя сердце?

Придумать предложения с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавыцах скрепя сердце.


ААА, ПОМОГИТЕ?

Составьте два предложения с данными сочетаниями слов, употребляя их то как свободные словосочетания, то как фразеологизмы.

Сесть на голову, носить на руках, висеть на телефоне.


Какой пример не содержит фразеологического оборота?

Какой пример не содержит фразеологического оборота?

Весь урок он прохлопал ушами.

Несмотря ни на что, она держала язык за зубами.

Малыш на прогулке по неосторожности сел в лужу.

Этот человек совсем махнул на себя рукой.


Придумать предложения с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавицах, скрепя сердце?

Придумать предложения с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавицах, скрепя сердце.


Придумать предложение с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавицах , скрепя сердце?

Придумать предложение с фразеологическими оборотами : на скорую руку, держать в ежовых рукавицах , скрепя сердце.


(Держать за спиною руки.


Составить предложение с фразеологическим оборотом взять себя в руки?

Составить предложение с фразеологическим оборотом взять себя в руки.


Какой пример не сожержит фразеологического оборота?

Какой пример не сожержит фразеологического оборота?

1) На экзамене я взял себя в руки

2)Сегодня у меня все падает из рук.

3)Он прибрал к рyкам все производство

4) Я трудился не покладая рук.


Тест 2, 3 1. 1, 3 2. 4, 4 3. 2, 1 4. 4, 2 5. 3, 1 6. 3, 3 7. 3, 1 8. 3, 1 9. 2, 4 10. 3, 2 11. 3, 3 12. 1, 2 13. 1, 4 14. 4, 1 15. 2, 3.



Я хочу узнать много новых вещей которых я досих — пор незнал. Вещи интересные разнообразные.


Я написала так на 1 сочинение : Весёлый человек приветлив. Улыбается чаще, чем грустит или серьезен. Он радушен. К нему приятно обратиться. Знает много смешных историй. Слово приятный происходит от — приятно общаться. Поэтому у веселого человек..


1 — гл. 2 — прил. 3 — сущ. 1 — удалить, залез, повиснуть. 2 — крепостной, тесный, вишневый. 3 — блузка, шефство, просьба, побег, камешки. Про ВЯЗАН не знаю. Сорри.


Имя существительная, имя прилагательное, глагол.


Дорогие друзья нужно беречь землю. Убирайте за собой мусор, кидайте мусор в мусорки и принимайте участие в субботниках.


Думаю, что третье предложение с ошибкой.


Книга наш друг. Ведь из — за книг у нас появляется фантазия. В книгах мы получаем новые знания. Книг написано очень многои нет ни одного человека в мире, кто прочитал бы их все. Книги — это история и вкусы каждой эпохи. Каждый писатель мечтал пи..


Не легкий труд — детей учить И отдавать себя сполна, Дорогу знаний им открыть, Найти все нужные слова. И в День учителя от нас Примите благодарность, Она честна, не напоказ, Так пусть приносит радость. Ваш терпеливый, нужный труд Достоин восхищения..

Умывать руки свободное словосочетание

Вопрос по русскому языку:

Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием. а затем фразеологическим оборотом. пример: Он на прощание махнул рукой. — на него уже давно махнули рукой

Не вытянешь клещами, висеть на хвосте, умывать руки, закрывать глаза, чистое поле, зеленая улица, опустить руки, каши не сваришь, держаться в тени, не находить себе места, лед тронулся, мышиная возня, блуждать в потемках.

Ответы и объяснения 2

1)Этот гвоздь обыкновенными клещами не вытянешь. — Он такой скрытный, что из него информацию клещами не вытянешь.
2)У моей собаки на хвосте висит репейник после прогулки по лесу. — Преступники знали, что полиция висит у них на хвосте.
3)Я умыла руки морской водою.-Я в этом больше не участвую,я умываю руки.
4)Он закрыл глаза и вскоре уснул. -Она закрывала глаза на все его проступки.
5)Мы пошли гулять на зеленом чистом поле.=Просит-молит Добрыня свою матушку отпустить его во чисто поле.
6)Гуляя по Львову(Украине),мы не могли пройти мимо Зеленой улицы.=Молодым ученым дали зеленую улицу в разработке нового проекта.
7)Учитель попросил, что бы опустили руки те ученики ,которые сдали самостоятельную работую-Он уже почти опустил руки,когда друзья пришли на помощь.
8)В такой маленькой кастрюле не сваришь каши на всю команду. — Он такой ленивый, что с ним каши не сваришь.
9)Было слишком жарко,и мы решили держаться в тени деревьев.- Она что-то пробормотала и по видимому решила держаться в тени событий.
10)Зал был полон,и я не мог найти себе свободного места.-Я не могу найти себе места,ведь сегодня должны будут объявить результаты контрольной.
11)Пришла весна,и на реке лед тронулся.- Наконец,в наших отношениях тронулся лед.
12)На старом чердаке послышалась мышиная возня.-Пару часов отняли сегодня суетливые хлопоты, напоминающие мышиную возню.
13)Думаю,бродить в потемках,гуляя ночью,-не сама лучшая идея.- Приходилось бродить между ними как в потёмках, боясь одним неловким словом погубить всё.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.


5. тянуть лямку- Нести какую-то тяжелую службу, выполнять скучную, однообразную работу.
мозолить язык-болтать

6. программа-план,расписание;, без передышки-неустанно,постоянно;, сносно-удовлетворительно,достаточно;, прекратить-закончить, без принуждения-добровольно.

8. После первого этапа программы по информатике нужно сдать экзамен.

9. бедный-нет денег и тп,бедный в смысле жалко

11. бить баклуши- ничего не делать,
метать громы и молнии — Эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то,
довести до белого каления-крайнее раздражение,потеря самообладания,
под горячую руку-когда кто-то злой,раздражен,срывается на вас,
держать язык на привязи-не болтать лишнего,
держать порох сухим-быть готовым,
волк в овечьей шкуре-лицемер,выдавать одно за другое.

12. такой гвоздь не вытянешь клещами, правду из нее не вытянешь клещами
перед едой нужно обязательно умывать руки, мне это не подходит,я умываю руки.
проснулся от странных звуков — мышиная возня на чердаке,тратить время на мышиную возню,
началась весна,на реке лед тронулся, она начала рассказывать мне все,лед тронулся.
я лег и сразу закрыл глаза, я не смог закрыть глаза на обман
мы гуляли по зеленой улице, Молодым ученым дали зеленую улицу в разработке нового проекта.
Думаю,бродить в потемках,гуляя ночью,-не сама лучшая идея.Приходилось бродить между ними как в потёмках, боясь одним неловким словом погубить всё.
правая рука сломана. он был его правой рукой во всех делах.

13. выдать с головой

14. невольно,без принуждения

15. наказание- приказ,наставление и тп(он наказал прочитать книгу)
наказание- применение каких-либо мер за плохое поведение,например


Содержимое разработки

Практический материал для закрепления знаний

Каждый человек, порой сам того не замечая, употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы, которые делают речь более яркой, выразительной и эмоциональной. Фразеологизмы, они же идиомы, афоризмы, крылатые выражения, начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.

Во всех фразеологизмах тонкий смысл и большая глубина, их можно изменять, развивать, создавать новые образы, а значит, чутко и вдумчиво относиться к слову.

Изучение и правильное толкование фразеологизмов позволяет грамотно использовать их в речи, уместно употреблять в разговоре.

Фразеология важна, поскольку моделирует мировоззрение. И если её изучать и уважать, как часть своей культуры, как часть чужой культуры, то знание о мире расширится, а речь человека станет более умной, тесно связанной с корнями культуры, и при этом живой и интересной.

В работе над фразеологией ни в коем случае не стоит ограничиваться только теоретическим уровнем: обучающиеся непременно должны поработать со словарями, с различными литературными текстами, выполнить упражнения, разноплановые творческие задания, решить тесты. Это позволит не только лучше узнать значение фразеологических единиц, предотвратить ошибки в употреблении фразеологизмов, но и усвоить основной категориальный признак фразеологизмов – устойчивость.

Параллельно с работой над фразеологией должна идти работа над другими разделами языка – над лексикологией, морфологией, синтаксисом. Фразеологизмы, как правило, воспроизводятся в речи в неизменном виде, поэтому они могут сохранять в своём составе устаревшие слова и формы.

Установите соответствие (синонимия фразеологизмов):

1. Ничего не делать

А. Голова на плечах, семи пядей во лбу, ума палата

2. Поблизости, недалеко

Б. Чесать язык, точить лясы

3. Стараться угодить кому-либо

В. Стреляный воробей, тертый калач

4. Бежать с предельной скоростью

Г. И глазом не ведёт, и в ус не дует, пропускать мимо ушей, хоть бы хны

5. С большим усердием, не жалея сил (работать)

Д. Переливать из пустого в порожнее, толочь воду в ступе, носить воду решетом, играть в бирюльки

6. Стараться обмануть, перехитрить

Е. Как снег на голову, как гром среди ясного неба, нежданно-негаданно

7. Быть cообразительным, умным, способным

Ё. Вилять хвостом, ходить на задних лапах, смотреть в рот

8. Очень похожи друг на друга (особенно своими недостатками)

Ж. Делать из мухи слона, сгущать краски

9. Не обращать никакого внимания, никак не реагировать

З. Как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, пушкой не пробьёшь

10. Неожиданно, внезапно

И. Ни то ни сё, ни рыба ни мясо, так себе, серединка на половинку

11. Очень далеко

Й. Бить баклуши, валять дурака, плевать в потолок, ворон считать

12. Ничего собой не представляющий

К. Тянуть резину, тянуть кота за хвост, тянуть волынку

13. Заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время

Л. Пара пустяков, проще пареной репы, проще простого

14. Неумеренно восхвалять кого-либо

М. Во весь дух, во всю прыть, на всех парах, сломя голову, высунув язык, без оглядки

15. Полностью уничтожить, разрушить до основания

Н. Плыть по течению, ждать у моря погоды

16. Болтать чепуху, разный вздор

О. Язык проглотишь, пальчики оближешь, за уши не оттянешь

17. Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон

П. Втирать очки, водить за нос, морочить голову, заговаривать зубы

18. Очень мало по сравнению с тем, что необходимо

Р. Вставлять палки в колёса, становиться поперек пути, связывать по рукам и ногам

19. Очень тесно, многолюдно

С. Гол как сокол, ни кола ни двора, беден как церковная мышь

20. Необоснованно преувеличивать что-либо

Т. Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны, из одного теста

21. Несообразительный человек

У. Молодо-зелено, молоко на губах не обсохло

22. Умышленно медленно выполнять работу

Ф. Петь дифирамбы, курить фимиам, петь (слагать панегирик), превозносить до небес

23. Опытный, бывалый человек

Х. Между двух огней, между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой

24. Очень легко (сделать что-либо)

Ц. Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, стереть в порошок, сровнять с землей

25. Действовать вяло, целиком подчиняясь создавшимся условиям

Ч. Голова садовая, олух царя небесного, медный лоб, голова и два уха

26. Очень вкусно (о еде и напитках)

Ш. В двух шагах, под боком, рукой подать, под самым носом

27. Умышленно мешать, чинить препятствия

Щ. На краю света, у чёрта на куличках, Бог знает где, куда ворон костей не относил

28. Крайне беден

Э. Подливать масло в огонь

29. Неопытный, наивный по молодости лет

Ю. Кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, капля в море, с гулькин нос

При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.

С 2–3 фразеологизмами составьте и запишите предложения.

Дать по рукам –
вбивать клин –
вертеть хвостом –
выводить вензеля –
вставать на дыбы –
праздновать труса –
с гулькин нос –
делать большие глаза –
задирать нос –
и в ус не дует –
кровь из носу –
много воды утекло –
бежать сломя голову –
попасть в переплет –
валяться в ногах –
китайская грамота –
и глазом не моргнуть –
как сонная муха –

Вводить в (свой) круг –
(сказать) в полный голос –
вольный казак –
бесструнная балалайка –
в пух и прах разодетый –
(глядеть) во все глаза –
(алмаз) чистой воды –
(жить) как за каменной стеной –
(беречь) как зеницу ока –

Задание 3. Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.

1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой (служить).

Слова какой части речи вы записали? Объясните правописание нн в этих словах.

Задание 4. Творческий словарный диктант. Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы.

Галопом по европам –
из кулька в рогожку –
после дождичка в четверг –
идти на поводу у кого-то –
(промокнуть) до нитки –
испокон веку –
тютелька в тютельку –
скрепя сердце –
от чистого сердца –
тяп-ляп –
время от времени –
попасть пальцем в небо –
как бог на душу положит –
тихой сапой –
из-под полы –
через час по чайной ложке –
во веки веков –
с хлеба на квас –
без году неделя –
не за горами –

(Для справок: недалеко; неохотно; тайком, исподтишка и постепенно; насквозь; кое-как, впроголодь; наспех; нисколько; недавно; изредка; точь-в-точь; искренне; медленно и помалу, еле-еле; невпопад; никогда; издавна; навсегда; небрежно; незаметно, втихомолку; наугад; скоро, подчиняться.)

Определите часть речи записанных слов.

Какие орфограммы наречий иллюстрируют эти слова?

Объясните и графически выделите все орфограммы наречий.

Задание 5. Словарный диктант. Объясните значение фразеологизма одним словом.

Душа нараспашку –
душа не на месте –
из ряда вон выходящий –
как маков цвет –
средней руки –
медный лоб –
большого сердца –
ветреная голова –

Слова каких частей речи вы записали?

Объясните правописание н, нн в записанных словах.

Задание 6. Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

Рослый, плечистый –
очень высокий –
кроткий, смирный –
безутешно, горько (плакать) –
недоброжелательно (встречать) –
строго (обращаться с кем-либо) –
утомляться –
ничего не осталось –
ничем не примечательный, невлиятельный –
смелый –
самый важный, самый главный –
однообразно и непрерывно действовать –
неразборчиво, неряшливо писать –
быстро, стремительно (бежать) –
неторопливо (двигаться) –
нестройно (говорить, петь) –
худой –
забывчивый –

Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют синонимичные фразеологизмы?

Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют фразеологизмы-антонимы?

Дайте стилистическую характеристику данным фразеологизмам.

С 2–3 фразеологизмами составьте предложения, запишите их, определите их синтаксическую роль.

Задание 7. Прочитайте фразеологические обороты, подумайте, среди представителей каких профессий они появились. Определите значения фразеологизмов.

Под сурдинку; холодный сапожник; цепная реакция; сбоку припека; нажимать на все педали; настроиться на минорный лад; чтобы впредь неповадно было.

Задание 8. Чем отличаются устойчивые выражения 1-й группы от 2-й?

1) Вместе тесно, а врозь скучно.
2) Кончил дело – гуляй смело.
3) Друзья познаются в беде.

1) За морем телушка – полушка, да рубль перевоз.
2) Не было ни гроша, да вдруг алтын.
3) Как волка ни корми – он все в лес смотрит.

Укажите фразеологические выражения, которые содержат в своем составе историзмы; объясните значения историзмов.

Назовите пословицу, в составе которой имеются антонимы.

Задание 9. Приведите примеры устойчивых выражений, созданных

а) при помощи сравнений;
б) при помощи отрицаний;
в) при помощи звукописи;
г) основанных на противопоставлении.

Задание 10. Прочитайте предложения, найдите в них устойчивые выражения, объясните их значение. Спишите, подчеркивая фразеологизмы как члены предложения, укажите вопросы, на которые они отвечают.

1) Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. (А.Чехов) 2) Стручков обитал у черта на куличках. Шли, шли к нему и наконец пришли. (А.Чехов) 3) Пан Улянский был старый холостяк, появившийся на нашем дворе бог весть откуда. (В.Короленко) 4) Чувство, что я опять работаю, доставляло мне такое наслаждение, что я всю неделю трудился не покладая рук. (М.Твен) 5) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. (Ю.Нагибин) 6) Я мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до пят, охваченный жутким нетерпением и умиленным предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжником шоссе. (Ю.Нагибин) 7) Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне. (Н.Гоголь) 8) В этот день я и без того уже поохотиться не мог и потому скрепя сердце покорился своей участи. (И.Тургенев) 9) У Льва как гору с плеч свалило. (И.Крылов) 10) Но третий брат все лето мух ловил. (И.Крылов) 11) Вот к дереву друзья со всех несутся ног. (И.Крылов) 12) Я каждый день чуть свет встаю, чтобы начать трудиться. (С.Михалков) 13) Поэт трудился до седьмого поту. (С.Михалков) 14) Он должен заполучить эту книгу во что бы то ни стало!

Задание 11. Прочитайте. Назовите автора, произведение, из которого взяты эти строки.

Выпишите все устойчивые выражения, определите их значение.

I. 1) Я знал, что дома мать места себе не находит, переживая за меня, но мне от этого было не легче. 2) Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. 3) Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова. 4) В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг как снег на голову свалился на наш класс. 5) В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали.

II. 1) В этом человеке было много загадочного: казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз поднявшись, что, сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и все, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах. 2) Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый; это тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. 3) Моргач иногда по целым неделям обдумывает какое-нибудь, по-видимому, простое предприятие, а то вдруг решится на отчаянно смелое дело; кажется, тут ему и голову сломить. смотришь – все удалось, все как по маслу пошло. 4) Все его семейство состоит из одного сынишки, в котором он души не чает и который, воспитанный таким отцом, вероятно, пойдет далеко.

Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани. 3) – Спишь, лежебок! – накинулись они (генералы) на него (мужика). – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать! 4) И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь,
своей страдой бессонной,
Взялся за гуж – не говори: не дюж.

А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишенька уж распрощался.
В берлогу теплую забрался
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды.

В составе какого устойчивого выражения среди выписанных вами, встречается устаревшая форма слова? Назовите современную форму слова.

Какие еще источники фразеологических оборотов вам известны?

Задание 12. Перед вами отрывки из басен И.Крылова. Прочитайте, укажите в них фразеологизмы. Определите их значение. Какую стилистическую окраску они имеют? С какой целью использует их баснописец в художественном стиле?

У Барыни, старушки кропотливой,
Две были девушки Служанки, коих часть
Была с утра и до глубокой ночи,
Рук не покладая, прясть.

Взял скоро волю конь ретивой:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
Не слушая слов всадниковых боле,
Он мчит его во весь опор,
Черезо все широко поле.

. Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.

Помимо известных фразеологизмов, которые баснописец включил в свои произведения, он создал свои, и русский язык пополнился крылатыми выражениями самого И.Крылова. Запишите их, определите значение.

Определите стилистическую и эмоциональную окраску записанных фразеологизмов, их выразительную роль в басне.

Задание 14. 1) Объясните значение и происхождение крылатых слов. Какие словари крылатых слов вам известны?
2) Объясните значения крылатых выражений, укажите их авторов и произведения, в которых они впервые употребляются.

Есть еще порох в пороховницах.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.
Пошла писать губерния.
Человек в футляре.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Окно в Европу.
Мертвые души.
Свежо предание, а верится с трудом.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
С корабля на бал.
Луч света в темном царстве.
А счастье было так возможно, так близко.
Герой нашего времени.

Вспомните, что такое перифраза. Найдите среди данных крылатых выражений перифразы.

Задание 15. Крылатые выражения часто встречаются в заглавиях книг, публицистических материалов. Названия каких произведений русских писателей стали крылатыми (вошли во фразеологический фонд русского языка)?

Задание 16. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым словосочетанием.

Так и продолжал бы он ,но учительница сказала ему строго:

Ответы

Задание 1. 1) Аннибалова клятва; 2) яблоко раздора; 3) таскать каштаны из огня; 4) танталовы муки; 5) синяя птица. (Это фразеологизмы книжного характера.)

Задание 2.

1) Дать по рукам – наказать;
вбивать клин – разъединять;
вертеть хвостом – хитрить;
выводить вензеля – плясать;
вставать на дыбы – не соглашаться, возражать;
праздновать труса – испугаться;
с гулькин нос – немного;
делать большие глаза – удивляться;
задирать нос – зазнаваться;
и в ус не дует – не хочет знать;
кровь из носу – сделать обязательно;
много воды утекло – давно;
бежать сломя голову – спешить;
попасть в переплет – попасть в затруднительное положение;
валяться в ногах – униженно просить;
китайская грамота – непонятный текст;
и глазом не моргнуть – мгновенно;
как сонная муха – неторопливо;

2) вводить в (свой) круг – сделать членом определенной группы;
(сказать) в полный голос – во всеуслышание;
вольный казак – свободный;
бесструнная балалайка – болтливый;
в пух и прах разодетый – разодетый напоказ;
(глядеть) во все глаза – внимательно;
(алмаз) чистой воды – настоящий;
(жить) как за каменной стеной – спокойно, надежно, под защитой;
(беречь) как зеницу ока – очень, изо всех сил.

Задание 3. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.

Задание 5.

Душа нараспашку – откровенный;
душа не на месте – взволнованный;
из ряда вон выходящий – особенный;
как маков цвет – румяный;
средней руки – посредственный;
медный лоб – ограниченный;
большого сердца – искренний;
ветреная голова – легкомысленный.

Задание 6.

Рослый, плечистый – косая сажень в плечах;
очень высокий – коломенская верста;
кроткий, смирный – воды не замутит;
безудержно, горько (плакать) – в три ручья;
недоброжелательно (встречать) – в штыки;
строго обращаться с кем-либо – держать в ежовых рукавицах;
утомляться – выбиваться из сил;
ничего не осталось – от жилетки рукава; рожки да ножки;
ничем не примечательный, невлиятельный – мелкая сошка;
смелый – не из робкого десятка;
самый важный, самый главный – пуп земли;
однообразно и непрерывно действовать – как заведенная машина;
неразборчиво, неряшливо (писать) – как курица лапой;
быстро, стремительно (бежать) – как на пожар;
неторопливо (двигаться) – как сонная муха;
нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова;
худой – кожа да кости;
забывчивый – (у него) дырявая память.

Холодный сапожник – так говорят, обычно с иронией, с осуждением, о людях, относящихся к делу без души, без огонька.

Задание 8. В первой группе – народные речения, смысл которых ясен без пояснений, они выступают в прямом значении и заключают в себе житейские наблюдения, опыт, взгляды народа.

Во второй группе народные речения выступают в переносном значении.

Историзмы содержатся в пословицах: Не было ни гроша, да вдруг алтын; За морем телушка – полушка, да рубль перевоз:

грош – вышедшая из употребления старинная медная монета в полкопейки;

алтын – вышедшая из употребления старинная медная монета в три копейки;

полушка – самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвертой части копейки (в одном рубле сто копеек).

Задание 10. 1) Как на ладони; 2) У черта на куличиках; 3) бог весть откуда; 4) не покладая рук; 5) ни свет ни заря; 6) с головы до ног; 7) как во сне; 8) скрепя сердце; 9) гору с плеч свалило; 10) мух ловил; 11) со всех ног; 12) чуть свет; 13) до седьмого пота; 14) во что бы то ни стало.

1) Места не находит; 2) спустя рукава; 3) ни с того ни с сего; 4) как снег на голову; 5) раз и навсегда.

1) Не держал в ежовых рукавицах; 2) себе на уме; тертый калач; 3) голову сломить; как по маслу; 4) души не чает; пойдет далеко.

1) Поникли головами; 2) от доски до доски; 3) ухом не ведет; 4) на бобах разводить.

1) Взялся за гуж – не говори: не дюж.

1) Ухом не ведет; у моря погоды ждет.

1) Воду в ступе не толочь; держи в черном теле.

Устаревшая форма встретилась в составе фразеологизма спустя рукава, в современном русском языке вместо спустя употребляется деепричастие спустив.

Задание 12. 1) Рук не покладая; 2) во всеь опор; 3) в пословицу вошел; возят воду.

Строки басен Крылова, ставшие крылатыми:

Задание 13. В случай попасть; вертеть хвостом; души не чает; повеся нос; рваться из кожи; на задних лапках ходить.

Человек в футляре (рассказ А.Чехова) – иронично говорится о человеке замкнутом, подозрительном, трусливом, который всего боится.

Луч света в темном царстве (название статьи Н.Добролюбова) – прогрессивное, светлое явление в среде отсталости и произвола.

Герой нашего времени (роман М.Лермонтова) – употребляется в качестве образной характеристики наиболее типичного представителя своего времени.

Перифраза (перифраз) – это описательное выражение, стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности. Фразеологизмы, крылатые слова часто функционируют как перифразы. Среди данных крылатых выражений перифразы – великий, могучий, правдивый и свободный (о русском языке), окно в Европу, луч света в темном царстве.

Задание 16.

Читайте также: