Как установить звукосниматель на акустическую гитару своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Многие новички часто представляют себе дорогой инструмент как что-то фантастическое, что-то, что с первого же прикосновения откроет в них виртуоза. Однако мечты разбиваются о нашу российскую реальность: при своей типичной зарплате в 12-15 тысяч не то, что купить инструмент, просто физически выжить не всегда возможно. Что, в свою очередь, формирует мысли в духе “Вот куплю себе недорогой инструмент и поставлю на него дорогие звучки - всё равно же они создают звук”. И, вложившись в модификации сумму, трехкратно превосходящую стоимость своей палки, начинают грустить.

Сегодня мне бы хотелось рассказать, почему так делать не стоит.

Причина первая: руки

Идея с заменой звучков часто возникает на стадии формирования техники. То есть, едва взяв в руки инструмент, новичок сразу же хочет “чего-то покруче”. Это довольно опасная ловушка.

Начнём с того, что без понимания принципов звукоизвлечения музыкального слуха не будет. Он не падает с неба, а является одной из составляющих музыкального мастерства, подготовки, если угодно. И только освоив большую часть правильной техники, начинаешь слышать музыку именно как музыкант. То есть, приходит понимание одного важного факта: вялое ковыряние медиатором, рассинхрон, скрипы на смене позиции - инструмент, а уж тем более, звукосниматель во всём этом не виноваты.

Причина вторая: дерево

Новички представляют себе звукообразование следующим образом. После момента атаки струна колеблется, а звукосниматель регистрирует эти колебания, после чего передает на усилитель. Грубо говоря, так оно и есть. Однако самые важные моменты скрывается в тонкостях.

Бюджетная палка является бюджетной не по одному параметру, а по нескольким. Струна, как минимум, к чему-то крепится. В данном случае, это корпус, который резонирует. И вот отсюда начинается самое интересное. Для дорогих гитар дерево сушат полтора года в специальном помещении. Дерево для дешевых гитар сушат в микроволновых печах (то есть, быстро). Уже из этого факта понятно, что структура будет ощутимо отличаться. И, как следствие, резонирующие свойства тоже будут иными.

Но не всё так печально

В первый год занятий на гитаре я был большим любителем навалить “низов” в эквалайзере. Думаю, вы догадались, куда летела вся АЧХ. Тогда я думал, что это лишь недостаток дешевых гитар. Но, купив себе аппарат получше, заметил едва ли не то же самое. Чуть позднее я понял, что гитарный звук формируется из множества мелочей.

Это всё я веду вот к чему. Плохой гитарный звук плохой по нескольким факторам - материал корпуса, состояние струн, эквализация, уровень подготовки игреца и так далее. Звукосниматель - всего лишь малая часть общей картины. И превратить откровенно плохой звук во что-то фантастическое просто поменяв один элемент - извините, но это так не работает. Менять звукосниматели имеет смысл только в том случае, если вы точно знаете, чего вам не хватает. Вы сформировали технику звукоизвлечения, перепробовали различные настройки эквалайзера и усилителя (или VST-плагинов) - и всё равно что-то не так? Тогда да, имеет смысл задуматься о замене.

В общем, вы поняли: замена звучков на дешевых палках даже если себя и оправдывает, то далеко не в тех случаях, каких вы думаете. И только при условии, если вы четко знаете, чего вы хотите и четко понимаете, что это не панацея. Надеюсь, я помог вам не переплатить. Подписывайтесь на канал, комментируйте, ставьте лайки.

Как выбрать звукосниматель для акустической гитары?

Вопрос звукового усиления гитары акустического типа для многих гитаристов покрыт завесой тайны и непонимания. Несмотря на то что такие компании, как Fishman и LR Baggs производят новую акустическую технику, ряд гитаристов все еще предпочитают проверенную методику применения сценических микрофонов. Они отлично воспроизводят звуки акустического характера, но могут иметь обратную связь, если применяются одновременно со специальными сценическими мониторами. Поэтому звукосниматель – это отличное и нужное приспособление. Попытаемся разобраться, что представляют собой звукосниматели для акустической гитары, как их выбрать, как производится их установка.



Что это такое и для чего нужны?

Если говорить о том, что это за устройство, то оно представляет собой прибор, который производит трансформацию энергии колебания струн в электроток. В случае с акустической гитарой, что отличается очень мелодичным и живым звучанием, часто на выступлении на концертах ее не слышно. Вариантов решения этой проблемы существует 2.

  • Установить микрофон ближе к струнам. Но с микрофоном гитарист не сможет даже отойти на пару шагов. Да и такая методика ненадежна по причине того, что во время исполнения трека в колонках формируется гул. Хотя в последнее время появились и беспроводные модели.
  • Использовать звукосниматель. Эти приборы невелики по размерам и встраиваются в корпус. Инструменты, что оснащены таким устройством, называют электроакустическими. Они могут улавливать, усиливать и производить запись даже мельчайших струнных колебаний. И именно широчайший диапазон частот, которые можно записать, и будет одним из наиболее важных преимуществ.

Такая гитара будет звучать максимально реалистично, четко и громко.




Обзор видов

Следует сказать, что гитарные звукосниматели могут быть разными. Их можно поделить на 2 большие группы:

  • пассивные и активные;
  • по принципу действия.

Попытаемся разобраться, в чем особенности каждой из категорий, и какие устройства там представлены.


Пассивные и активные

Рассматриваемые устройства могут делиться на пассивные и активные. Первые модели представляют собой прибор, который усиление сигнала не производит. К таким чаще всего относят магнитный звукосниматель. Для такого устройства характерен недостаток – зависимость электропоказателей от характеристики подключенных устройств внешнего характера, а также кабелей и шумов, что наведены на них. В то же время такие устройства имеют важный плюс – им не требуется дополнительный источник энергии для работы.

Особенностью работы активных моделей звукоснимателей можно назвать то, что предварительное звукоусиление производится за счет электроники, что уже встроена в них. Она также дает возможность осуществлять подачу в линию передачи сигналов с большой мощностью.

Недостатком такой техники будет необходимость наличия дополнительного 9-вольтового источника питания.



По принципу действия

По этому признаку звукосниматели бывают:

  • магнитоэлектрические;
  • пьезоэлектрические;
  • в виде специальных микрофонов.

Магнитоэлектрический или электромагнитный звукосниматель работает по принципу, идентичному для звукоснимателя для электрогитары. Отличие будет лишь в работе в другом частотном диапазоне. Монтаж подобных устройств осуществляется в дырку верхней деки очень быстро и просто. Кстати, убрать устройство не менее легко, что будет важно для тех, кому не требуется постоянно использовать такое приспособление. Данную категорию звукоснимателей можно применять только на моделях гитар, что оборудованы струнами из металла. Для обычных они не подойдут, ведь там струны выполнены из нейлона.




Пьезоэлектрический звукосниматель начал использоваться для акустической гитары где-то в 70-х годах ХХ века. Это стало возможным благодаря достижению широкого диапазона сигнала динамического типа и более менее нормальной чувствительности. Принцип, по которому работает пьезозвукосниматель, основан на том, что при помощи особенности пьезокристалла существует возможность трансформировать колебания струн механического характера в электросигнал. Такой принцип лежит в основе целого ряда систем сигнализации, что реагируют на разбитие стекла витрины или окна. Именно за счет пьезоэффекта и можно получить звук, который будет максимально близок к акустическому.

Кроме того, подобный датчик может производить не только съем звука, что идет от струнной вибрации, но и колебаний гитарного корпуса. Это дает возможность получить более глубокое и качественное звучание. Кстати, такие звукосниматели могут быть накладными или встраиваться в корпус.



Преимуществами таких звукоснимателей будет низкая вероятность возникновения обратной связи. А минусами можно назвать не очень натуральный характер звучания. Причина – снимание колебания только с деки и отсутствие снятия колебаний воздуха в дырке резонаторного типа.



Модели со встроенным микрофоном позволяют получить более равномерное звучание по причине того, что звуковые волны постоянно отражаются внутри деки. По этой причине такие микрофоны редко применяются отдельно. Обычно их используют дополнительно к основной подозвучке, что позволяет получить ощущение объемного звука. Они отлично работают в дуэте с пьезоэлектроникой.

Единственным плюсом такой категории устройств будет лучшая передача звука, если есть в наличии качественное оборудование и хороший звукоинженер. А если говорить о недостатках, то следует назвать высокую вероятность возникновения обратной связи, высокую стоимость микрофонов и большое количество помех и шумов.



Советы по выбору

Так какой же вариант лучше? Однозначного ответа на этот вопрос все же нет, ведь у каждого человека свои предпочтения и цели, которых хочется достичь. Но ряд советов поможет сделать правильный выбор:




Как установить?

Теперь попытаемся разобраться, как подключить звукосниматель для гитары акустического типа. Поставить такой механизм самодельного типа будет лучше всего над дыркой в корпусе под струнами. Сердечники должны располагаться под каждой струной в непосредственной близости от них. Чтобы устойчиво их зафиксировать, можно применить изоленту.



Для иных типов звукоснимателей потребуется иметь определенные навыки, если решено их устанавливать в корпус. Если такого опыта нет, то лучше будет обратиться к опытному музыканту или в сервисный центр.

После установки потребуется настроить работу такого устройства. Для этого не требуется демонтировать струны. Звукосниматели магнитного типа обычно проходят тонкую настройку, в рамках которой осуществляется регулирование сигналов, что идут от датчиков. Кроме того, осуществляется подстройка каждого сердечника путем опускания и поднятия ключом. Это делается для получения требуемого расстояния до струн. Настройка такого типа на ряде моделей невозможна из-за того, что сердечники спрятаны внутри корпуса устройства.

Меняем звукосниматели. Часть 1.

Невозможно недооценить роль звукоснимателя в формировании саунда электрогитары. Это один из самых важных звукообразующих элементов конструкции инструмента. И что примечательно, операция замены звукоснимателей достаточно проста и относительно недорога. Вследствие этого, "апгрейд датчиков" является одним из самых популярных способов изменить звучание своего инструмента в ту или иную сторону.


Для того чтобы определиться с моделью датчика, который в будущем подойдет вашей гитаре наилучшим образом, необходимо в первую очередь понять какие именно параметры вам хочется изменить по отношению к уже имеющимся на гитаре датчикам.

Мощность. Это едва ли не самая популярная причина замены звукоснимателей. Именно в нехватке мощности выходного сигнала многие гитаристы видят источник "неправильного звука при игре с дисторшен". Примером звукоснимателя мощности близкой к максимальной может служить Seymour Duncan Blackout (на нем играет Mick Thompson из Slipknot).

Частотный диапазон. Это стало обычным делом когда вам кажется, что гитара слишком визжит, или чересчур бубнит. Низкие, высокие, средние частоты - всего этого хочется ровно "в самый раз" именно по своему вкусу, и не больше и не меньше. В чем-то это похоже на содержание соли, перца и специй в любимом блюде. В частности очень ровный баланс частот можно наблюдать в DiMarzio PAF 36 Anniversary.

Чувствительность. Каждый человек обладает своим стилем игры, звукоизвлечением и пониманием музыки. Соответственно одним нужны очень чуткие датчики, реагирующие на самые тонкие нюансы движений рук, другим наоборот требуются более грубые звукосниматели для ровного однотонного звучания. Если говорить об очень чувствительных датчиках, то нельзя не упомянуть модель DiMarzio Evolution (использует Steve Vai).

Читаемость. В соответствии со слухом и вкусами мы можем по разному представлять идеальное звучание гитарного аккорда. Кому-то важно расслышать в нем каждую ноту. Для кого-то интереснее более плотный саунд, где все звуки "как пальцы в кулаке". Весьма заметной читаемостью обладает популярный датчик Gibson '57 Classic.

Сустейн и атака. Способность гитары "петь" долгими протяжными нотами, либо, наоборот, выстреливать резкими "стакатными" звуками также может зависеть от звукоснимателей. Показательно певучим является Seymour Duncan Alnico II Pro (его очень любит Slash).


При выборе звукоснимателя следует учитывать, что его "поведение" может очень значительно колебаться в зависимости от конструкции гитары и технических навыков музыканта. То, что получается в группе AC/DC у Malcolm Young на его Gretsch вряд ли получится у большинства гитаристов с тем же звукоснимателем, поскольку нужно обладать очень сильным и четким звукоизвлечением. И, разумеется, если вы установите этот датчик на Strat и Flying V, то итоговое звучание будет разным.

Мне, например, с моими руками очень нравится Seymour Duncan JB на гитарах с кленовыми грифами (Fender, Jackson) и не очень на инструментах с грифами из махогони (Gibson). То есть в моем случае, выбирая звукосниматель, никак нельзя упускать тип инструмента.

Еще одним, осложняющим выбор, обстоятельством является то, что все параметры звукоснимателя зависят друг от друга. Например, более мощные датчики, как правило, обладают меньшей читаемостью. Поэтому, подбирая датчик, зачастую приходиться идти на какие-то компромиссы, самый распространенный из которых - это неспособность большинства звукоснимателей одинаково хорошо звучать как на чистом звуке, так и с сильным перегрузом.

Раньше для того чтобы установить звукосниматели на гитару, вам требовался паяльник, или человек, умеющий им работать. В последнее время ведущие производители звукоснимателей помимо традиционных датчиков стали предлагать модели, не требующие пайки. Они соединяются коннекторами наподобие тех, что используются в компьютерах для коммутации жестких дисков с материнской платой. Конечно, было бы странно если кто-то отказался от покупки приглянувшегося ему звукоснимателя только из-за способа установки. Но если есть возможность выбора, то почему бы ею не воспользоваться.

Все это делает подбор звукоснимателя невероятно интересным процессом с очень большой долей творчества. Красота звука, как и любая другая красота – очень редко сразу же сама падает вам в руки. Приходиться применять усилия. Но оно того стоит.

Существует два типа звукоснимателей, которые устанавливаются на акустические гитары. Первый тип – магнитоэлектрические, второй – пьезокерамические. Установка каждого из них имеет свои особенности.

Как установить звукосниматель на гитару

  • Как установить звукосниматель на гитару
  • Как подключить акустическую гитару
  • Как поменять звукосниматель

Принцип работы и конструкция магнитоэлектрических звукоснимателей аналогичны применяемым в электрогитарах датчикам. Разница заключается в частотных характеристиках. По этой причине звукосниматели от электрогитар на акустических инструментах лучше не использовать. Кроме того, магнитоэлектрические звукосниматели должны устанавливаться только на гитары с металлическими струнами.

Если вы устанавливаете магнитоэлектрический звукосниматель, определитесь с его конструкцией: одинарный (single) или спаренный (humbacker). Первый тип конструкции представляет собой одну катушку индуктивности и отличается более прозрачным звучанием, но в то же время наличием небольшого фона и меньшим выходным сигналом. Только активные single-датчики не имеют фона, где эта проблема решена с помощью дополнительных схем. Цена активных звукоснимателей больше в несколько раз.

Второй тип конструкции – humbacker – представляет собой две катушки индуктивности, за счет чего такие звукосниматели не имеют фона. Они отличаются более мощным звуковым сигналом и густым и плотным звуком.

Как правило, магнитоэлектрические звукосниматели устанавливаются в отверстие на верхней деке, которое также называется розеткой. Крепление осуществляется с помощью специальных распорок, которые удерживают звукосниматель в деке гитары.

Установка съемного звукоснимателя осуществляется с помощью специальной липучки. Он может быть установлен как на инструмент снаружи, так и внутри через отверстие в деке (розетку). Выберите наиболее подходящий вам вариант. Более насыщенным звук получится при установке звукоснимателя внутри гитары.

Установка стационарного пьезокерамического звукоснимателя осуществляется под нижний порожек гитары. Процедура требует опыта, поэтому при его отсутствии, лучше доверить установку профессионалу.

Читайте также: