Как украсить конек крыши своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Из истории кровельных аксессуаров

Традиция производства керамических кровельных украшений зародилась в те времена, когда человек впервые освоил технологии выпекания керамической черепицы. Первые украшения из обожженной глины относятся к временам античности. Именно тогда гончарное ремесло получило второй путь развития, заняв лидирующую позицию в кровельном деле.

Рис1 В старину шпили отличались богатством декора

Первоначально различные черепицы с лепниной в виде узоров и орнаментов, цветов и листьев, фигурок животных и людей изготавливались по индивидуальному заказу и были в своем роде уникальны. При этом было абсолютно произвольным и место крепления украшения на кровлю.

Самыми роскошными кровельными украшениями считались те, которые были вылеплены непосредственно вместе с черепицей и после обжига являлись с ней единым целым.

С одной стороны, в эпоху Средневековья декоративное оформление крыши подчинялось предписаниям общественных и церковных учреждений.

Значения и функции кровельных украшений документировались и были тождественны и известны почти во всех странах Европы. С другой стороны, детали кровельного украшения демонстрировали положение владельца дома в обществе, его могущество и богатство. Такой способ украшения кровли помогает нам даже спустя столетия узнать далекую историю дома.

Расположение украшений и их символика

Основным местом расположения украшений был и остается конек. Это, опять-таки, связано с религиозными представлениями: конек – самая верхняя точка здания, а значит, ближе всего находится к небу. Даже если конек состоял из обычных коньковых черепиц, то часто его начало и конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от темных сил. Именно начальный коньковый элемент (начальные и конечные коньковые черепицы, а также заглушки) стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов – языческих и христианских.

Рис 2 Декоративные начальные коньковые элементы, Meyer-Holsen
Рис 3 Декоративные коньковые элементы, Meyer-Holsen

Скульптурные изображения голов животных и цветы являются типичными украшениями на начальной коньковой и хребтовой черепице. Хребтовые коньковые черепицы часто декорировали лепниной. Она создавала впечатление сползающей вниз змеи, сороконожки, гусеницы или мифического существа — в зависимости от того, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.


PIC4 Коньковые шпили из коллекции Meyer-Holsen

Незаменимой частью кровли во все времена была вальмовая черепица. Она обладает тремя важными функциями. Во-первых, достаточно герметично прикрывает швы на стыках кровельных скатов и на пересечении коньков и хребтов. Во-вторых, вальма представляет собой законченное и красивое завершение хребтовой, коньковой и цельной черепиц. В-третьих, она служила прочным основанием для монтажа кровельных украшений.

Керамические шпили – одно из самых распространенных кровельных украшений. Они могут быть выполнены в самых различных стилях – от строгого готического, до витиеватого и помпезного барокко. Шпили могут быть как гигантских размеров, которые изготавливаются по специальному заказу для реконструкции исторических зданий, так и небольшими – подходящими по стилю практически к любому дому, покрытому керамической черепицей.


PIC6 Вариант применения шпилей на полувальмовой кровле


PIC7 Варианты исполнения исторических шпилей и вальм

Шпили, венчающий камень или их комбинацию прикрепляли на концы коньков или на их пересечение. Традиционно шпили изготовляли на гончарном круге. Изготовление этих доборов и в настоящее время принципиально не изменилось, оно осталось по большей части ручной работой.

Фигурки животных

Очень часто на коньках крыш можно увидеть фигурку петуха. В языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того как в IX веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Это стало причиной того, почему петуха называли еще и огненной птицей, а керамическая фигурка имела натурально-красный цвет – цвет огня. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например на крыше зернохранилища или хлева. Как символ плодородия петух имел значение только в некоторых регионах Европы, где с рождением первого сына укрепляли на крыше глиняную фигурку петуха.

В XV веке в Германии одной из любимых кровельных фигурок была ведьма. Люди полагали, что она оберегала дом от дурного глаза.
На старинных европейских домах сегодня можно увидеть и образ орла.

Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.


С XIX века, когда в Европе возник интерес к истории и культуре Египта, одним из самых популярных кровельных украшений стал образ кошки – символа домашнего уюта и хранительницы семейного счастья. Сегодня для последователей фен-шуй кошка – это символ силы и защиты.

PIC12 Коньковое украшение в восточном стиле

В 1896 г. впервые в Европе появились кровельные украшения с изображением дракона. Мода на фигурки дракона пришла из Китая, где он является символом счастья.

Фигурка в виде совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны, считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят.


PIC13 Керамическая сова на крыше частного дома

Украшение карнизного свеса менее распространено, чем украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится так же очень эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобретает статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.

Для северных и центральных районов Франции было типичным украшать карниз орнаментом из керамических плиток, выложенным на стене дома вдоль всего карниза.

Региональные традиции

Традиции украшать и преобразовывать крыши домов сохранились по всему миру и в наши дни. При этом нравы и обычаи разных стран привносят свои особенности в кровельные традиции.

Кровельный ландшафт Европы, где 70 % всех крыш покрыто керамической черепицей, обладает многообразием украшений и орнаментов различных эпох. Неповторимый след в истории кровельных украшений оставили Север и Юг Европы.

В Великобритании, Франции и странах Средиземноморья встречается огромное количество керамических аистов, укрепленных на кровельной поверхности. В исторической области Эльзас, Парижском бассейне и Провансе их многообразие особенно впечатляет.
В Италии в XIX веке, когда во всех направлениях искусства преобладали идеи художественного индивидуализма, городские кварталы преобразились благодаря появлению на зданиях цельных черепиц с лепниной. В Испании и Португалии можно встретить также удивительные украшения, которые покрыты специальной глазурью, — шедевры мавританской архитектуры и майолики.


PIC14 Вариант создания декоративного рисунка путем подрезки черепицы, Terreal

В Китае на архитектуру зданий, а значит и на кровельные украшения, огромное влияние оказал буддийский принцип сохранения гармонии и согласия между человеком и природой. Поэтому кровельные украшения в Китае выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и культурную функцию поклонения высшим силам защиты от опасностей и силам, дающим здоровье. Кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья.

PIC15 Традиционное украшение кровли, Восточная Азия


PIC16 Раскрашенные вручную птицы смотрятся как живые

Современные украшения носят в большей степени декоративный характер. Одно из самых популярных современных украшений черепичной кровли – фигурка лунатика, бредущего по коньку или съезжающего по крыше.

Фигурками пожарных, плотников, кровельщиков и представителей прочих профессий украшают крыши пожарных частей, мастерских, кровельных магазинов или частные дома, где живут эти мастера.

Сегодняшние производители кровельных украшений, такие как Meyer Holsen и Creaton (Германия), продолжают старые добрые традиции, совершенствуя достигнутое нашими предками. Все украшения Meyer Holsen и Creaton изготавливают из морозостойкой обожженной глины, в ангобе и глазури. По желанию заказчика они могут быть окрашены в любой цвет или раскрашены вручную, что подчеркнет индивидуальный стиль дома. Каждая фигурка – это уникальный экземпляр работы ремесленника. Различия в деталях, размере и окраске являются особенностью индивидуального изготовления.

На этом история кровельных украшений не заканчивается. Она будет продолжать свой нелегкий творческий путь, пока человек будет стремиться украсить или защитить свой дом от невидимых сил.

М. Бессонова, ЗАО Dr.Schiefer

Комментарий к “ Керамические кровельные украшения ”

Очень хорошая статья. Люди часто не могут выбрать, какое украшение применить, т.к. не понимают изначальное значение того или иного украшающего элемента.

резная шкатулка

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.

резная шкатулка

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям дом из бруса или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к домовой резьбе.

В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.

Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоративные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.

резные украшения домов

Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:

резные причелины

  1. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы.
  2. Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной по дереву. Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.
  3. Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.
  4. Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются деревянные резные наличники. С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.

резьба на окнах

Резное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.

Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:

    Кокошник – резное украшение в верхней части окна, содержит больше всего декоративных элементов. Кокошник немного выступает от фасада и снабжается резным подзором, который защищает окно от осадков;

Техника выполнения домовой резьбы

Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент. Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:

эскизы узоров

  1. Глухая рельефная. Рисунки и узоры данной техники имеют высокий рельеф и сплошной фон. Это могут быть простые геометрические орнаменты, растительные мотивы или целые картины и композиции. Глухой рельефный узор чаще всего можно увидеть на створках окон и наличниках, его наносят на торцевые и карнизные доски.
  2. Прорезная ажурная. Также имеет другие названия — кружевная, пропильная или сквозная. Очень эффектная и распространенная техника резьбы. Она требует минимум инструментов, знаний и времени. Нанесенный на доски узор выпиливается насквозь лобзиком, пилой, резьба ручным фрезером.

Какую древесину использовать для домовой резьбы

Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.

резные элементы

Неокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со стародавних времен ценилась как хороший поделочный материал. Она имеет мягкую податливую структуру, слабо усыхает, устойчива к растрескиванию. С возрастом осиновые деревянные украшения приобретают серый стальной блеск, который можно принять за металл.

Пластична, мягка и очень удобна для резьбы липа. Ровная светлая древесина липы однородна и хорошо подходит для рельефной резьбы. Однако мягкость и пористость волокон делают липу недолговечной и требовательной к уходу.

Резной кокошник

Дуб очень прочный и долговечный материал, но он очень дорог и труден обработке из-за жесткой и плотной древесины. Лиственница также прочный и твердый сорт древесины, но для изготовления резных украшений использует редко, так как липа легко раскалывается.

Резной декор в современном интерьере

Богатые художественные традиции резьбы по дереву нашли воплощение в современном дизайне и оформлении интерьера. Украшения из резного дерева наиболее востребованы в классических стилях (барокко, ампир). Также деревянные элементы декора характерны для этно стиля (африканского, восточного, японского или марокканского).

Древесина будет уместно смотреться в любом месте дома, а благодаря безопасности и натуральному происхождению деревянные украшения и мебель можно использовать в спальнях и детских комнатах.

Резные элементы интерьера

Деревянные украшения используются в следующей отделке интерьера:

резная лестница

  1. Лестницы. Резные балясины и перила из дерева сделают интерьер утонченным и роскошным.
  2. Деревянные консоли. Опорно-декоративный элемент для украшения колонн, стен, потолка, каминов, мебельных полок. и пилястрами. Поддерживающие элементы из дерева на сегодняшний день имеют декоративное значение и используются для украшения интерьера и для придания помещению визуальной высоты. На колоннах часто можно увидеть элементы скульптурной или рельефной резьбы.
  3. Розетки. Деревянные розетки используются для резного декора мебели, декорирования потолков и многого другого. Розетка представляет собой симметричную деталь круглой, квадратной, многоугольной формы с выраженным центром. С их помощью маскируют стыки наличников, украшают камины, стены, рамы и панно.

Выбор древесины

Каждый сорт дерева имеет свои неповторимые качества: цвет, текстуру, рисунок, особенности обработки.

  1. Липа. Самая востребованная древесина для резьбы – мягкая и податливая. На липе можно вырезать самый тонкий выразительный узор, изготовить небольшие украшения тонкой работы.
  2. Дуб. Очень долговечный и прочный. Обработка такой древесины сложна и полученные изделия дороги. Массивная добротная мебель из дуба – предмет роскоши и незыблемости.
  3. Береза. Хороший материал для резных изделий, используется для создания накладных деталей, статуэток и сувениров.
  4. Орех. Твердая древесина с универсальным применением – от мелких поделок до мебели. Орех хорошо полируется и достаточно хорошо поддается обработке.

Древесина живой материал и деревянные украшения как внутри, так и снаружи дома нуждаются в уходе.

резные изделия

Необходимо деревянный дом и резные детали обработать антисептиками от влаги и насекомых. Внутри помещения важно следить за влажностью. Очень сухой воздух может привести к растрескиванию деревянных изделий. Также использование различных декоративных средств – лаков, морилок не только защитят поверхность древесины от внешних воздействий, но и подчеркнут ее природную красоту и неповторимость.

Из истории кровельных аксессуаров

Традиция производства керамических кровельных украшений зародилась в те времена, когда человек впервые освоил технологии выпекания керамической черепицы. Первые украшения из обожженной глины относятся к временам античности. Именно тогда гончарное ремесло получило второй путь развития, заняв лидирующую позицию в кровельном деле.

Рис1 В старину шпили отличались богатством декора

Первоначально различные черепицы с лепниной в виде узоров и орнаментов, цветов и листьев, фигурок животных и людей изготавливались по индивидуальному заказу и были в своем роде уникальны. При этом было абсолютно произвольным и место крепления украшения на кровлю.

Самыми роскошными кровельными украшениями считались те, которые были вылеплены непосредственно вместе с черепицей и после обжига являлись с ней единым целым.

С одной стороны, в эпоху Средневековья декоративное оформление крыши подчинялось предписаниям общественных и церковных учреждений.

Значения и функции кровельных украшений документировались и были тождественны и известны почти во всех странах Европы. С другой стороны, детали кровельного украшения демонстрировали положение владельца дома в обществе, его могущество и богатство. Такой способ украшения кровли помогает нам даже спустя столетия узнать далекую историю дома.

Расположение украшений и их символика

Основным местом расположения украшений был и остается конек. Это, опять-таки, связано с религиозными представлениями: конек – самая верхняя точка здания, а значит, ближе всего находится к небу. Даже если конек состоял из обычных коньковых черепиц, то часто его начало и конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от темных сил. Именно начальный коньковый элемент (начальные и конечные коньковые черепицы, а также заглушки) стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов – языческих и христианских.

Рис 2 Декоративные начальные коньковые элементы, Meyer-Holsen
Рис 3 Декоративные коньковые элементы, Meyer-Holsen

Скульптурные изображения голов животных и цветы являются типичными украшениями на начальной коньковой и хребтовой черепице. Хребтовые коньковые черепицы часто декорировали лепниной. Она создавала впечатление сползающей вниз змеи, сороконожки, гусеницы или мифического существа — в зависимости от того, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.


PIC4 Коньковые шпили из коллекции Meyer-Holsen

Незаменимой частью кровли во все времена была вальмовая черепица. Она обладает тремя важными функциями. Во-первых, достаточно герметично прикрывает швы на стыках кровельных скатов и на пересечении коньков и хребтов. Во-вторых, вальма представляет собой законченное и красивое завершение хребтовой, коньковой и цельной черепиц. В-третьих, она служила прочным основанием для монтажа кровельных украшений.

Керамические шпили – одно из самых распространенных кровельных украшений. Они могут быть выполнены в самых различных стилях – от строгого готического, до витиеватого и помпезного барокко. Шпили могут быть как гигантских размеров, которые изготавливаются по специальному заказу для реконструкции исторических зданий, так и небольшими – подходящими по стилю практически к любому дому, покрытому керамической черепицей.


PIC6 Вариант применения шпилей на полувальмовой кровле


PIC7 Варианты исполнения исторических шпилей и вальм

Шпили, венчающий камень или их комбинацию прикрепляли на концы коньков или на их пересечение. Традиционно шпили изготовляли на гончарном круге. Изготовление этих доборов и в настоящее время принципиально не изменилось, оно осталось по большей части ручной работой.

Фигурки животных

Очень часто на коньках крыш можно увидеть фигурку петуха. В языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того как в IX веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Это стало причиной того, почему петуха называли еще и огненной птицей, а керамическая фигурка имела натурально-красный цвет – цвет огня. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например на крыше зернохранилища или хлева. Как символ плодородия петух имел значение только в некоторых регионах Европы, где с рождением первого сына укрепляли на крыше глиняную фигурку петуха.

В XV веке в Германии одной из любимых кровельных фигурок была ведьма. Люди полагали, что она оберегала дом от дурного глаза.
На старинных европейских домах сегодня можно увидеть и образ орла.

Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.


С XIX века, когда в Европе возник интерес к истории и культуре Египта, одним из самых популярных кровельных украшений стал образ кошки – символа домашнего уюта и хранительницы семейного счастья. Сегодня для последователей фен-шуй кошка – это символ силы и защиты.

PIC12 Коньковое украшение в восточном стиле

В 1896 г. впервые в Европе появились кровельные украшения с изображением дракона. Мода на фигурки дракона пришла из Китая, где он является символом счастья.

Фигурка в виде совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны, считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят.


PIC13 Керамическая сова на крыше частного дома

Украшение карнизного свеса менее распространено, чем украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится так же очень эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобретает статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.

Для северных и центральных районов Франции было типичным украшать карниз орнаментом из керамических плиток, выложенным на стене дома вдоль всего карниза.

Региональные традиции

Традиции украшать и преобразовывать крыши домов сохранились по всему миру и в наши дни. При этом нравы и обычаи разных стран привносят свои особенности в кровельные традиции.

Кровельный ландшафт Европы, где 70 % всех крыш покрыто керамической черепицей, обладает многообразием украшений и орнаментов различных эпох. Неповторимый след в истории кровельных украшений оставили Север и Юг Европы.

В Великобритании, Франции и странах Средиземноморья встречается огромное количество керамических аистов, укрепленных на кровельной поверхности. В исторической области Эльзас, Парижском бассейне и Провансе их многообразие особенно впечатляет.
В Италии в XIX веке, когда во всех направлениях искусства преобладали идеи художественного индивидуализма, городские кварталы преобразились благодаря появлению на зданиях цельных черепиц с лепниной. В Испании и Португалии можно встретить также удивительные украшения, которые покрыты специальной глазурью, — шедевры мавританской архитектуры и майолики.


PIC14 Вариант создания декоративного рисунка путем подрезки черепицы, Terreal

В Китае на архитектуру зданий, а значит и на кровельные украшения, огромное влияние оказал буддийский принцип сохранения гармонии и согласия между человеком и природой. Поэтому кровельные украшения в Китае выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и культурную функцию поклонения высшим силам защиты от опасностей и силам, дающим здоровье. Кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья.

PIC15 Традиционное украшение кровли, Восточная Азия


PIC16 Раскрашенные вручную птицы смотрятся как живые

Современные украшения носят в большей степени декоративный характер. Одно из самых популярных современных украшений черепичной кровли – фигурка лунатика, бредущего по коньку или съезжающего по крыше.

Фигурками пожарных, плотников, кровельщиков и представителей прочих профессий украшают крыши пожарных частей, мастерских, кровельных магазинов или частные дома, где живут эти мастера.

Сегодняшние производители кровельных украшений, такие как Meyer Holsen и Creaton (Германия), продолжают старые добрые традиции, совершенствуя достигнутое нашими предками. Все украшения Meyer Holsen и Creaton изготавливают из морозостойкой обожженной глины, в ангобе и глазури. По желанию заказчика они могут быть окрашены в любой цвет или раскрашены вручную, что подчеркнет индивидуальный стиль дома. Каждая фигурка – это уникальный экземпляр работы ремесленника. Различия в деталях, размере и окраске являются особенностью индивидуального изготовления.

На этом история кровельных украшений не заканчивается. Она будет продолжать свой нелегкий творческий путь, пока человек будет стремиться украсить или защитить свой дом от невидимых сил.

М. Бессонова, ЗАО Dr.Schiefer

Комментарий к “ Керамические кровельные украшения ”

Очень хорошая статья. Люди часто не могут выбрать, какое украшение применить, т.к. не понимают изначальное значение того или иного украшающего элемента.

Конек крыши – ребро, образуемое в месте встречи кровельных скатов. Технология монтажа кровельных материалов такова, что этот участок после завершения работ остается открытым.
Коньковое соединение без дополнительных мер защиты как открытое окно для проникновения влаги, холодного воздуха, мелких птиц и насекомых, несмотря на то, что речь идет всего о щели толщиной 2-3 см. Эта статья расскажет, как сделать конек на крыше правильно.



Особенности конькового соединения

Обустройство конькового соединения – последний этап возведения крыши, однако, ее долговечность и надежность напрямую зависят от этого мероприятия. Чтобы своими руками сделать конек на крыше защищенным от влаги и ветра, необходимо знать главные задачи, возлагаемые на него:

  1. Защита от проникновения влаги. Незащищенный кровельным материалом участок крыши пропускает влагу внутрь, приводя к загниванию и разрушению стропильной системы.
  2. Обеспечение циркуляции воздуха. Правильно смонтированный конек кровли выполняет функции вентиляционного зазора, через который выходит нагретый, насыщенный водными парами воздух. При отсутствии вентилирования вода из пара оседает на элементах стропильного каркаса и внутренней поверхности кровельного материала, приводя к их преждевременной порче.
  3. Защита от проникновения маленьких птиц и насекомых. Если вы еще не стали домовладельцем, а только собираетесь, то вас удивит, как часто пернатые обустраивают свои гнезда в крыше, проникая туда через незначительные щели, что уж говорить о насекомых.
  4. Придание законченного вида. Помимо прочего, конек играет роль декоративного элемента, украшающего крышу, придавая ей законченный нарядный вид. Эстетический потенциал коньковых профилей, сделанных своими руками, ограничен, но покупные модели радуют разнообразием форм и цветов.

Обратите внимание! Кровельные мастера рекомендуют приобретать профиль одновременно с материалом для покрытия скатов. Чтобы добиться точного попадания в цвет, следует искать варианты у одного производителя. Профили для обустройств конькового соединения производят в виде доборных элементов, длина которых 2 м. Чтобы определить, сколько деталей понадобится, надо к длине крыши по карнизу прибавить 10-15% на нахлест и подгонку.

Устройство и формы профиля

Конек крыши представляет профиль из оцинкованного метала, асбестоцемента, керамики. Различают три формы подобных изделий: простую, овальную и с п-образным ребром:

    Простая коньковая деталь выглядит как обычный металлический уголок из окрашенной или неокрашенной оцинковки, который легко сделать своими руками. Это вариант используют для крыш из легированной стали с неотапливаемым чердаком.

Уголковая коньковая деталь

Овальная коньковая деталь

П-образный профиль для конька

Если у вас нет опыта в строительстве, то самый очевидный вариант – установка простого конькового бруса. Чтобы его сделать, нудной приобрести металлический уголок с шириной крепежных полок 40-50 см для лучшей гидроизоляции.

Виды профиля

Выбор профиля для обустройства конька своими руками основывается не на эстетических вкусах, а на практических задачах, которые он должен выполнять. Поэтому коньковые элементы подбирают в зависимости от материала, которым покрыта крыша:

    Керамическая черепица. Конек для черепицы выглядит как полукруглый желоб, изготовленный из керамики методом формовки. Элементы имеют небольшую длину до 30-50 см. Для удобства монтажа один конец каждой детали имеет меньший размер. Коньковые элементы используют для обустройства вальм черепичных крыш. Укладка конька из черепицы трудозатратный, кропотливый процесс.

Коньковые элементы для керамической черепицы

Коньковая деталь для шифера

Уголковый профиль для крыш из профнастила, металлочерепицы и фланца

Коньковая лента для обустройства конька на мягкой черепице

Чтобы сделать конек на крыше своими руками, следует приобрести специальную вентиляционную ленту, рубероид или высокодиффузную мембрану для гидроизоляции, кровельные саморезы, шуруповерт, строительный степлер.

Процесс монтажа

Качество монтажа конькового профиля напрямую влияет на эффективность защиты от проникновения влаги и циркуляции воздуха. Чтобы не допустить ошибку, следуйте следующим рекомендациям кровельных мастеров:

Монтаж профиля на крышу

  1. Во время укладки кровельного покрытия, отступите от верхней части ската несколько сантиметров так, чтобы на коньковый брус установить вспомогательный брусок, увеличивающий высоту конька.
  2. С помощью полосы высокодиффузной мембраны, пленки или рубероида гидрозолируйте ребро между скатами. Слой гидроизоляции зафиксируйте степлером и силиконовым герметиком.
  3. Возьмите вентиляционную ленту, снимите с клеевой стороны защитную пленку и наклейте вдоль конька на оба ската. Она необходима для того, чтобы воздух свободно выходил из-под крыши, проветривая стропильную систему, не допуская ее загнивания. Для организации мощной принудительной вентиляции используют специальные коньковые аэраторы из пластика.
  4. Начинайте монтаж конькового профиля от одного из торцов дома, вынеся его вперед на 2-3 см за пределы крыши. Разместив первый сегмент профиля, проверьте, ровно ли он лежит и зафиксируйте с помощью шуруповерта и кровельных саморезов. Шаг между саморезами – 30-40 см.
  5. Вторую деталь наденьте на первую с нахлестом 7-10 см, разместите ровно и зафиксируйте. Продолжайте монтаж, пока не достигнете другого конца крыши. Последний участок кровельного профиля вынесите на 2-3 см за пределы крыши. Для подгонки и подрезки в размер используйте ножницы по металлу, ножовку или болгарку.
  6. Вставьте в торцевые отверстия конькового профиля специальные заглушки, если они поставляются в комплекте с выбранной вами моделью.

Обратите внимание! В строительных магазинах представлены коньковые профили, подходящие для разных углов скатов крыш. Поэтому, отправляясь за деталью для оформления конька, точно определите уклон и проконсультируйтесь с продавцом, подходит ли вам понравившаяся деталь.

Читайте также: