Как совесть помогает человеку сделать выбор между добром и злом

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Цель: способствовать формированию у кадет чувства совести.

• на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у кадет их самоконтроля в повседневном поведении;

• способствовать формированию необходимости критического осмысления и анализа собственных поступков и поступков сверстников;

• создать условия для развития таких личных качеств у кадет, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

• развитие внимания, памяти, творческого мышления воспитанников.

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной этап. Презентация.

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный, заключительный этап.

Элементы технологии развития критического мышления

Заключительный этап. Рефлексия.

Оборудование:

План классного часа:

I. Мобилизующее начало. Вступительное слово.

1. Размышления о понятии совесть.

II. Основная часть.

III. Рефлексивный анализ.

IV. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

I. Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Организационный момент.

«Я считаю потерянным того человека,

1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

2. Что ты сделал тогда?

3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

1. Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?

2. В чём проявляется совесть?

3. Каковы пути формирования совести?

1. Размышления о понятии совесть.

Человек - существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт. Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок.

А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете? (ответы кадет)

Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Вот что писал о совести поэт Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель,

Ссвидетель и судья!

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ, и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливый издавна зовётся

В народе русская душа.

Высказывание кадет по заданной теме….

Совесть - это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.

- Кадеты, как вы думаете дальше развивались события? (ответы кадет)

II . Основной этап.

Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.

Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или преднамеренно.

Вместе с тем есть люди с больной совестью.

У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство стыда и раскаяния - неприятное чувство.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - всё это неотделимо от совести.

III . Рефлексия. Практическая работа.

Классный руководитель: Давайте вместе составим словесный собирательный образ совестливого человека.

(предложения воспитанников записываются на доске)

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

Классный руководитель: Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

Что нового вы узнали на занятии?

IV .Подведение итогов.

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести — сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

Итоговое сочинение:Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

как написать сочинение по теме Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Порой перед нами возникает вопрос, как лучше поступить: по совести или так, как нам выгодно в данном случае. Зачастую это и есть выбор между добром и злом. Ведь зло - это не обязательно темные силы или злостное нарушение заповедей. Иногда зло - это игнорирование просьбы помощи, неправильное поведение, плохие слова или выходки. Просто мы этого не замечаем и не признаем.

И вот тут на первый план выходит совесть. Совесть помогает сделать правильный выбор, на уровне интуиции подсказывая, где правильный ответ. Если все в жизни делать по совести, то это и будет выбор в пользу добра. А те люди, у которых нет совести, долго думать не станут. У них на первом месте только личная выгода.

В аналитическом вступлении объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом. В общем - анализ темы и её сторон. Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости.

Есть в жизни человека моменты,когда без помощи окружающих он не сможет четко поставить цели и добиваться их. Здесь помимо волевых качеств нужны добрые люди, которые своим примером, своими словами, своими назиданиями могут вдохновить вас не только на подвиг, но и наметить всё важное в вашей жизни, дать вам понимание благородного и низменного в жизни, доказать, что мир устроен для того, чтобы человек, проживая в нем, оставил добрую память о себе, о своих делах.Если вернуться в своё детство, вы вспомните многих тех, которые ушли из жизни, но оставили вам добрые советы, направили вас к жизненной цели, а вы только потом, повзрослев, поняли, какие это были люди.Вот вспомните из прочитанного, как отправлял на службу молодого Гринева его старый отец, поборник дворянской чести, его слова:"

oqqSc5lexundnjWa3gaDGegmFPZoj.jpg

, кажется эти слова прошли тогда мимо ушей молодого барина, но в минуту, когда нужно было поступить по-человечески, не бояться,не предавать, а отстоять и защищать свою дворянскую честь, молодой неопытный Гринев в отличие от Швабрина, не опозорил своего отца.

Но помимо хороших советчиков юному человеку надо и самому выработать такие качества, которые помогут ему в жизни: трудолюбие, стойкость, сдержанность, волевая установка. Всё это в дальнейшем ему помогут добиться той цели, которую он поставил перед собой, не взирая на трудности, не взирая на ошибки и промахи.

Каждый человек в своей жизни делает выбор между добром и злом: помочь незнакомцу или пройти мимо, сдержать слово или подвести друга, сказать правду или солгать, поступить по совести или подумать о своей выгоде.

Так чем же руководствуется человек, выбирая добро или зло? Я считаю, что человек делает этот выбор, опираясь на примеры поведения, которые он наблюдает в своей жизни. Особенно часто это проявляется в поведении детей: они повторяют за взрослыми, считают поведение своих родителей нормой.

Итак, как подсказывает нам художественная литература, сделать выбор между добром и злом человеку часто помогает пример окружающих.

Клише:

Тезис: Так в чем же / как же (далее вопрос из темы). Я считаю, что …

Первый аргумент: Эта тема раскрывается во многих произведениях. Так, например, …

Пояснение к первому аргументу: Таким образом, …

Вторая часть тезиса: Однако не всегда … / Другой причиной …

Второй аргумент: Подтверждением этой мысли может служить рассказ …

Пояснение ко второму аргументу: Этот эпизод / рассказ демонстрирует … и подтверждает мысль о том, что …

Заключение: Итак, как подсказывает нам художественная литература, …

1. В чём заключается противостояние добра и зла?
2. Как противостоять злу?
3. Всегда ли добро побеждает зло?
4. Чем руководствуется человек, выбирая между добром и злом?
5. Всегда ли зло совершается намеренно?

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена

Как совесть помогает человеку сделать выбор между добром и злом?

Посмотрим в словарях эти определения?

Совесть - "чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми" (находим в словаре у Ожегова).

Стыд - "чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, которые входят в противоречие с требованиями морали" ( тоже Ожегов)

Раскаяние - "чувство сожаления о сделанном".

Милосердие - "готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания."

Ответственность - "осознанная необходимость отдавать отчет в своих действиях". Это способность следовать принятым в обществе правилам.

Теперь вспомним, какие идеи привели Родиона Раскольникова к преступлению.

Это ошибочная теория о делении людей.

В эпоху начала 19 века лучшие умы человечества сходили с ума при имени "Наполеон". ( В нашей классике есть этому не одно подтверждение!)

Читайте классическую литературу!

Итак, согласно этой теории есть люди, "имеющие право", и люди, "твари дрожащие". Чтобы понять, к какой категории человек относится, Родион Раскольников решает совершить преступление.

По мысли Достоевского, человек, переступивший черту, уже никогда не будет прежним. Ведь душа разорвана.

Кроме полиции, которая должна собрать доказательства для вынесения приговора, ещё есть человеческая сущность.

Муки раскаяния. Совесть и стыд. Осознание случившегося.

Это этический и нравственный аспект преступления.

_Что значит быть совестливым человеком?

_Можно ли простить человека, совершившего преступление?

_Есть ли оправдание для преступления?

_Какие идеи могут привести к преступлению?

_Как совесть помогает отделить добро от зла?

Подписчики и гости канала, это направление просит, кричит, чтобы здесь писать про Раскольникова.

Для приведения аргументов выпускник может использовать разную литературу.

Предлагаю подумать и других авторов.

Например, ещё одна вечная наша книга для аргументов.

Это "Капитанская дочка" А С.Пушкина.

Развернуть ее надо от любви, дружбы, дома, службы и развлечений к истории Пугачевского бунта.

Здесь нужно вспомнить, что Пугачев - это не просто душка, который встретился в пути Гриневу и сыграл ключевую роль в судьбе.

А Пугачев - государственный преступник, который занял чужой престол. Повелевал от имени царя. Казнил дворян, наводил страх на отряды и заставы.

Волею судьбы Пугачев спас Гринева. Ведь он тоже был на службе, его должны были повесить, как капитана Миронова.

Позже мы узнаем о том, что Гринев будет несправедливо обвинён в участии в Пугачевском бунте.

И только волею случая, личной встрече Марии Мироновой с самой императрицей удастся счастливо завершить эпопею с изменниками.

Так здесь тоже есть правовой аспект преступления, раскаяние, совесть, ответственность перед миром.

Ещё одно произведение, где мы рассматривали суд, преступление, наказание и беззаконие, - это "Дубровский". Снова Пушкин? Да!

Мы разбирали это ещё в 6 классе!

Два помещика, Троекуров и Дубровский. Друзья, общая судьба, похожие интересы, служба, имение, семья. Дома без жен. И дети, которые растут.

Дубровский - это повествование о молодом благородном помещике, который мстит за разорение отца и смерть. Причина невзгод - сам Троекуров. Здесь есть и месть, и раскаяние, и стыд, и совесть

Читайте также: