Как склеить бочку с басом

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Александр В. Цыплухин,

Спектральный баланс, временная организация и динамическая обработка трека.

Поговорим подробнее о частотах.

30-60 Гц: Суб низ. Этот диапазон не воспроизводится на большинстве бытовых акустик, компьютерных (мультимедиа, телевизоры, бум боксы…), да и студийных пятидюймовых и меньше мониторах тоже. Поэтому этот диапазон трудно контролировать без дорогой, высококачественной акустики. Никогда не знаешь, что появится в клубной акустике, на порталах, если Вы сделали микс на пятидюймовых мониторах. В некоторой степени Вас могут выручить наушники студийного качества. С другой стороны, работая в этой области с басом или бочкой, Вы всегда должны учитывать то, как Ваш трек будет звучать в мультимедиа. Перемещая основной тон бочки в этот диапазон, она может провалиться на бытовой акустике, которая его не воспроизводит. Также надо учитывать, что это очень энергоемкий диапазон и его активное использование приведет к снижению RMS и плотности фонограммы. Например, использование басовой партии с основными тонами в этом диапазоне.

В то же время бочка звучит достаточно кратковременно и сильно не повлияет на RMS, если это, конечно, не Death metal с карданом на двести сорок ударов в минуту. Инфра низ часто встречается в Хип Хоп и R&B треках. И в клубах звучит очень эффектно, заставляя Вашу грудную клетку вибрировать в такт с музыкой. В целом, что бы избежать частотных конфликтов в этом диапазоне, в девяти случаев из десяти, если бочка с суб низом, значит бас - без него, и, наоборот, если бас работает в суб низком диапазоне, то бочка расположена выше.

60-100 Гц: Этот диапазон воспроизводится на большинстве пяти и шести дюймовой акустике. Звучит очень динамично и фокусировано. Как правило именно здесь располагается основной тон бочки. За исключением баса другие инструменты редко опускаются так низко.

100-250 Гц: Тело малого барабана расположено как правило здесь. Избыток частоты 250 Гц приведет к тому, что микс будет звучать мутно и глухо, а ее недостаток к потере теплоты и объемности.

500-750 Гц: Центр нижней середины. Звучит напористо и упруго. Чрезвычайно важно, что бы Ваши мониторы адекватно воспроизводили этот диапазон.

2кГц: Частота создающая эффект присутствия. На этой частоте и выше расположен плач ребенка и максимальная чувствительность нашего слуха. Звучит нагловато и, при переизбытке, раздражающе.

3-4 кГц: Звучит мягче чем 2 кГц, помогает улучшить прозрачность микса. Часто здесь могут быть расположены касание пластика бочки или малого барабана.

4-9 кГц: В этом диапазоне расположена вся высокочастотная перкуссия. От того, как вы распределите этот диапазон, зависит прозрачность и читаемость микса.

9-20 кГц: Есть масса миксов где этот диапазон практически отсутствует. Тем не менее, этот диапазон придает блеск и кристальную чистоту миксу. В то же время, переизбыток приведет к быстрой утомляемости слушателя, ненужным шумам и клацаньям.

Практически вся современная музыка нанизана на ритмическую основу. Крайне редко теперь встречаются ускорения и замедления или просто смена темпа. Поэтому я рекомендую начинать микс с ритм секции, построения основы, грува трека. Или, если мы имеем дело с рок-музыкой, с барабанов. Как правило, саунд барабанов определяет дух и состояние трека. Что от нас требуется? Выстроить ритм секцию так, чтобы заставить слушателя двигаться или танцевать вместе с нашим треком. Это значит, мы должны правильно выстроить акценты сильной и слабой доли, чтоб все это работало и заставляло двигаться. Первый этап - это спектральный баланс. Наша задача состоит в том, что бы шейкер не был похож на хэт, а касание пластика бочки - на касание пластика рабочего барабана, чтобы бас не пересекался с бочкой и чтобы основной тон бочки звучал в тональности, а не в секунду с басом. Нам нужно выполнить четыре операции:

  • Эквализация:
  • Компрессия;
  • Временная и динамическая организация;
  • Баланс.


Компрессия. Все инструменты имеют разные динамические характеристики, атака у хэта быстрее чем у шейкера потому, что по хэту бьют палочкой, а в шейкере рисинки, которые разгоняются и ударяют о стенки не одновременно. Применив компрессию с временем атаки 3-10 мсек, Вы можете выделить момент касания палочки поверхности хэта и сделать атаку еще ярче. Тем самым, Вы добьётесь ещё большего контраста между хэтом и шейкером, а значит, улучшите читаемость микса. Таким же способом нужно проработать всю ритм секцию, добиваясь четкости и динамичности.


Временная организация. Каждый инструмент ритм-секции несет свою функцию и отвечает за свою долю в такте. К ак и в спектральном балансе, необходимо, чтобы каждый инструмент находился на своем месте и не мешал другим. Например в Диско:

  • Kick drum – 1, 2, 3 и 4 доли такта;
  • Snare drum – 2 и 4 доли такта;
  • НН – 1-и, 2-и, 3-и и 4-и ( восьмые на слабую долю);
  • Shaker – восьмыми с акцентом на сильную долю.

Баланс. Последний этап в построении грува - это баланс между ударными. От того, как Вы выстроите баланс, зависит, будет микс качать и заставлять слушателя двигаться или нет. Чуть больше шейкера или хэта и грув меняется. Так хэт или шейкер? Шейкер или хэт? На протяжении всей работы над миксом изучайте трек, вживайтесь в него. На начальном этапе микса Вы знакомитесь с партитурой, изучаете ее до тех пор, пока не выучите все партии наизусть. Изменение баланса на 1 дб в начале сведения - это не существенно. Изменение баланса на 1 дб на финальном миксе это огромная величина. Поэтому, как бы Вы не выстраивали грув, корректировки баланса и, частотного в том числе, будут вплоть до финального микса.

Аналоговое сведение обычно длится 6-8 часов и в конце концов наступает момент, когда Вы ставите точку и сбрасываете готовую фонограмму. Программное сведение может продолжаться бесконечно. Спустя год Вы можете открыть сессию и внести изменения. Поэтому программное сведение нельзя закончить, его можно только приостановить. Как Вы догадываетесь, большую часть своих миксов я сделал на аналоговых консолях и до сих пор остаюсь сторонником аналогового сведения. Причин для этого много, одна из которых это то, что Вы делаете сведение, находясь в одном психологическом состоянии и настроении. Аналоговое сведение делается на одном дыхании, Вы сращиваетесь с миксом и проживаете его, пропуская через себя, свои чувства и свое мироощущение. Программное сведение Вы можете остановить и продолжить в любой момент. Из-за этого труднее войти в состояние снова. Вы можете проснуться утром в другом настроении и просто не узнать то, что Вы делали вчера. Потому что вчера было солнце, а сегодня дождь. Со временем меняется не только погода, но и Вы сами. И то, что Вы могли сделать вчера, сегодня уже не можете. Нельзя войти в одну воду дважды.

Техника одного монитора.

Суть в том, что Вы сводите весь микс в моно и оставляете только один монитор, левый или правый - не важно. Если после этого Вы можете отличить хэт от шейкера, гитару от клавиных, а бас и бочка звучат раздельно, значит хорошо, если нет - Вы проиграли. Возвращайтесь и делайте все заново. Техника одного монитора так же очень хороша для панорамирования инструментов. Берете хэт и в моно ищите место в панораме, пока он не появиться и не будет четко прослушиваться. Почему в моно? Потому что в моно происходит сложение всех элементов находящихся в противофазе. Такой способ позволяет добиться хорошей моно совместимости микса.

Взаимоотношения бочки и баса в миксе играют чуть ли не фундаментальную роль. От того, как звучат оба этих элемента зависит то, будет ли качать наш бит или нет.Самое важное это на этапе подбора бочки найти подходящий сэмпл. Если ваша кривая эквализациии напоминает сильно изломанную линию , при попытке настроить нужный звук бочки, то следует задуматься о смене сэмпла.

В идеале эквализация бочки происходит таким образом: Я всегда обрезаю высокочастотным фильтром (Hipass) все, что ниже 20- 30 Гц и иногда режу вплоть до 40Гц. Это низкочастотная грязь и саб призвуки которые практически не слышны, а только добавляют грязь. (рис.1)


Рис.1 Убираем не нужный низ

Второе , что я делаю это подчеркиваю низкочастотную составляющую бочки. Для этого я приподымаю узкой полосой на 4-5 дб небольшой диапазон в районе 50-65Гц. Так же можно приподнять такой же узкой полосой на 2-3 дб диапазон в районе 100-130 Гц. Главное не переборщить, иначе появятся искажения и перегруз. (рис.2)


Рис.2 Добавляем фундаментальный низ

Что касается баса то ту мы уже узкой полосой понижаем те частоты , которые подымали на бочке. Так же не забудьте срезать Hipass фильтром частоты ниже 20 ГЦ. Если вы используете простой синусоидальный саб бас то можете смело убирать все что выше 250-350Гц. Если вы используете любой другой более сложный инструмент гитарный или синтезаторный бас, то тут нет четких правил по срезу верхних частот, так как можно убрать важные частоты. Единственное обратите внимание на диапазон от 200-400 ГЦ, здесь можно не много прибрать частот для придания легкости басовой партии.


БАС И БОЧКА |СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЧАСТОТНЫХ КОНФЛИКТОВ

БАС И БОЧКА |СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЧАСТОТНЫХ КОНФЛИКТОВ

MUSICBOX музыка для озвучивания видео без аторских прав или с разрешенным отчуждением и свободным использованием

Подводя итоги

* Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бочки и основного вокала.

* Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.

* При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а ни в коем случае не наоборот. * Эквализация — вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте осторожны — знайте меру.

* Если к какому нибудь инструмент приходится применять много эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в миксе.

ВИДЕО CВЕДЕНИЕ БОЧКИ И БАСА С ПЛАГИНОМ FABFILTER PRO Q

Привет, с вами Андрей Аспидов (Andrew Aspidov)
Один из главных вопросов современности 😂 … Ещё
👉 Друзья, да нет никакой проблемы, вообще никакой! Всё как обычно: эквализация, компрессия, сатурация, лимитирование. И всё звучит!

👉 Важно совсем другое: не чем склеить, а как правильно накрутить бочку с басом, чтобы они звучали цельно и монолитно. Есть совершено чёткая схема действий, которая даёт стопроцентный результат, я рассказываю её в каждом марафоне по сведению песни. И ребята всегда добиваются правильного звучания бочки и баса. Вот сегодня у нас сдача финальных заданий и все молодцы, у всех звучит 👍

👉 Секрета никакого нет: поправили эквализацию, убрали лишнее, достали нужное, разделили… Ещё

Читайте также: