Как сделать юзабилити аудит

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024


Тема пользовательского опыта не позволяет давать четкие инструкции и говорить, как делать правильно. Самый верный путь — эксперименты и тестирование. Мы собрали основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

юзабилити

Дизайн и юзабилити

Адаптация под мобильные устройства

Помимо удобства пользователей, правильное отображение сайта на смартфонах и планшетах положительно сказывается на продвижении в поисковиках. Поисковые системы могут понижать в выдаче сайты, которые плохо адаптированы под мобильные устройства.

адаптивный дизайн

Как бы выглядела змея, если бы использовала адаптивный дизайн?

Проверьте, как отображается ваш сайт на мобильных устройствах при помощи теста от Google — Mobile-friendly.

тест Mobile-friendly

Google указывает на проблемы с отображением и дает советы по их решению

Также адаптивность для мобильных устройств можно проверить в нашем Анализе сайтов.

анализ мобилопригодности

Тест на адаптивность в Анализе сайтов

Основные требования к отображению на мобильных устройствах:

  • Высокая скорость загрузки;
  • Область просмотра должна автоматически подстраиваться под размеры экранов;
  • Автоматическая смена размера шрифтов;
  • Отсутствие контента, который нельзя воспроизвести на мобильном устройстве, вроде Flash-анимации;
  • Удобный дизайн интерактивных элементов, расположение их на определенном расстоянии друг от друга.

Реализовать адаптацию сайта к мобильным устройствам можно тремя способами:

  • Адаптивный дизайн;
  • Динамический показ;
  • Мобильная версия на поддомене.

Адаптивный дизайн

Это конфигурация, в которой сервер отправляет одинаковый HTML-код на любые устройства, а размеры элементов страницы корректируются с помощью CSS.

схема адаптивного дизайна

Схематичный пример адаптивного дизайна из справки Google

Плюсы адаптивного дизайна сайта:
  • Удобство разработки и поддержки. Структура сайта подстраивается под ширину экрана — для корректного отображения на мобильных устройствах не нужно писать сайт с нуля, достаточно исправлений HTML и CSS.
  • Один URL для обычной и мобильной версий сайта. Это избавляет от лишних редиректов и упрощает индексацию поисковыми роботами.
Минусы адаптивного дизайна сайта:

Подробнее о реализации адаптивного дизайна в справочных материалах Google.

Динамический показ

Это конфигурация, при которой сервер отправляет в ответ на запрос одного URL различные варианты кода HTML и CSS, в зависимости от агента пользователя.

динамический показ схема

Схематичный пример динамического показа из справки Google.

Плюсы динамического показа сайта:
  • Минимизация трафика. Можно удалить ненужные JavaScript, оптимизировать HTML и CSS специально для мобильных устройств. Это ускорит загрузку страниц и снизит нагрузку на аппаратную часть устройств пользователей.
  • Возможность таргетирования. Можно использовать разную верстку для разных устройств, и, например, отдельно предлагать установить приложения для Android-пользователей из Google Play, а для Apple — из App Store.
Минусы динамического показа сайта:
  • Сложность в разработке и поддержке. Необходимо делать несколько вариантов верстки, соответствующе настраивать сервер и следить за актуальностью списка агентов пользователей.
  • Механизм определения устройств пользователей. Новый или редкий смартфон может быть не определен, как мобильное устройство.

Подробнее о реализации динамического показа в справочных материалах Google.

Мобильная версия на поддомене

Схематичный пример мобильной версии на поддомене из справки Google

Преимущества мобильной версии сайта:
Недостатки мобильной версии сайта:
  • Высокая сложность разработки и обслуживания. Мобильная версия — фактически, отдельный сайт. Наполнять контентом придется не один сайт, два.
  • Урезание функционала и контента в мобильной версии сайта.

Подробнее о реализации мобильной версии на поддомене в справке Google.

Конверсионные элементы

Увеличить конверсию помогут следующие элементы:

  • Социальные доказательства. Могут из себя представлять:
  1. Блоки с сертификатами качества, наградами и дипломами.
  2. Блок с отзывами клиентов. Используйте реальные отзывы.
  3. Портфолио, если вы предлагаете услуги.
  4. Блоки социальных сетей.

Эти элементы повышает уверенность клиента в конверсионном действии и доверие к ресурсу в целом.

странный дизайн сайта

СТА-элемент и окружение взаимосвязаны, едины по стилю и в совокупности побуждают к конверсионному действию

Поля ввода данных

Это то, с чем сталкивается пользователь на заключительном этапе конверсии: регистрационные формы, формы подписок, отзывов, оформления заказов и тому подобные элементы. Не требуйте от клиента заполнения длинных и сложных форм — это убивает конверсию.

  • Спрашивайте у клиентов только те данные, которые необходимы в каждой конкретной ситуации. Например, для заказа обратного звонка не нужен адрес электронной почты. Важно! Если ваш сайт действует на территории РФ, приведите формы ввода на сайте в соответствие с 152 ФЗ о персональных данных!
  • Укажите необязательные поля в самих полях ввода. Использование сносок со звездочкой или другими символами усложняет процесс заполнения формы.
  • Используйте маски для полей, где требуется данные в определенном формате: номера банковских карт, номера телефонов и так далее. Маски ввода ускоряют заполнения поля, так как некоторые символы уже будут введены.

возможность войти на сайт через соцсети

Форма входа Яндекса с возможностью использовать аккаунт соцсетей

Поиск по сайту

Если пользователь сайта не может с первого взгляда найти нужную ему информацию, он обращается к поиску.

Если пользователь обращается к поиску, он уже заинтересован, осталось его не упустить.

Как сделать поиск на сайте?

Существует три способа:

  • Создать собственный алгоритм. Тут потребуются усилия веб-мастеров, дизайнеров и маркетологов. Сложен и дорог в реализации.
  • Использовать средства CMS. Эффективность встроенных средств внедрения поиска сильно отличаются в зависимости от выбранной CMS.
  • Подключить сторонний сервис поиска. Могут быть платными и бесплатными, предоставляют широчайший функционал, в зависимости от выбранного сервиса поиска.

Как улучшить поиск?

  • Анализируйте поиск. У сервисов поиска по сайту есть личный кабинет для отслеживания запросов и статистики поиска. Либо настройте отслеживание поиска в Google Analytics. Выделяйте на сайте и поиске наиболее интересные пользователям результаты. Дополняйте сайт материалами, которые пользователи ищут, но не находят.
  • Строку поиска должно быть хорошо видно при первом взгляде на страницу сайта. Дайте подсказку в самой строке, что это именно поиск, а не что-то другое.
  • Предлагайте варианты, когда пользователь вводит запрос. Это избавляет от необходимости вводить запрос полностью и экономит время пользователя.

ввод запроса в Youtube

Поиск в Youtube

В продолжении материала о самостоятельном юзабилити-аудите сайта:

  • Контактная информация
  • Цвета и контрастность
  • Логотип компании
  • Динамические элементы
  • Favicon
  • Шрифты

Если анализировать вручную не хочется

автоматический анализ сайта

Интерфейс сервиса

Читайте также: