Как сделать языковые разборы

Обновлено: 05.07.2024

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Что изучает фонетика

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал'ч'ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й'олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й'ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й'агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй'эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй'эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро'ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

На сайте можно сделать фонетический разбор любого русского слова в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.

Чаще всего разбирают слова (в скобках показано, сколько раз посетители сайта разбирали слово):

    (6989) (5524) (4596) (4041) (3935) (3515) (3342) (3282) (3252) (3231) (3217) (3172) (3110) (3002) (2974) (2874) (2732) (2701) (2676) (2619) (2498) (2451) (2445) (2016)

Последние разобранные слова:

Смотрите также примеры фонетических разборов простых и сложных случаев с объяснениями. Разборы делаются с учётом требований современной школьной программы русского языка. На сайте также даются справочные материалы по звукам, транскрипции с правилами и примерами.

У каждого разбора своя цель, свой предмет и своя методика. Научись не путаться в терминах, понимать, что от тебя требуется, и выполнять разборы корректно.

Автор раздела: Кутырев Ю. В.

Фонетический разбор

Фонетический разбор - это анализ звукового и буквенного составов слова. Он определяет, сколько в слове слогов и какой из них ударный, показывает, как соотносятся буквы и звуки, а главное - описывает звуки, называет их признаки

Морфемный разбор

Названия: Морфемный разбор и Разбор слова по составу - синонимы. Ведь морфемы - это части слова, его строительный материал. Разбор учит выделять корни, приставки, суффиксы и окончания

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор показывает, как образованы слова, какая у слова основа: производная или непроизводная. Для слов с производной основой определяется, основа какого слова является производящей. Также нужно понять, каким способом образовано слово, какие средства в этом участвовали и какие фонетические процессы сопровождали словообразование

Морфологический разбор

Морфологический разбор - это характеристика слов по их принадлежности к частям речи. Нужно определить грамматическое значение, признаки слова и его синтаксическую роль в предложении

Синтаксический разбор

Синтаксический разбор - это разбор синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Схемы их разбора различны. Требуется уметь находить словосочетания в составе предложений и давать их характеристики, а также знать, какими могут быть предложения и описывать их по цели высказывания, эмоциональной окрашенности и структуре

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва слова.

Звуко-буквенный раз­бор — это ана­лиз зву­ко­во­го соста­ва сло­ва и его бук­вен­но­го отоб­ра­же­ния на письме.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов. Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и звуков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Буквы и звуки

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке имеются

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве ударение.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они искажаются:

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие согласные:

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голоса:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мягкие:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство звуков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем звуков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 звука
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

1. в нача­ле слова:

  • е́ дкий [ й’ э т к’и й’]
  • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
  • ю́ ный [ й’ у н ы й’]
  • я́ сли [ й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных звуков:

  • по е зди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • по ё м [п а й’ о м]
  • ка ю́ та [к а й’ у т а]
  • ма я́ к [м а й’ а к]
  • жюль е́ н [ж у л’ й’ э’ н]
  • въ е́ хать [в й ‘э х а т’]
  • курь ё з [к у р’ й’ о с]
  • отъ ё м [а т й’ о м]
  • рь я́ ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъ я́ н [и з’ й’ а н]
  • вь ю́ нок [в’ й’ у н о к]
  • предъ ю биле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

  • с е л [с’ э л]
  • н ё с [н’ о с]
  • л ю к [л’ у к]
  • п я ть [п’ а т’]
  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’ ], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’ ], сдви́нуть [ з д в’ и н у т’];
  • все [ ф с’ э], пруд [п р у т ], вокза́л [в а г з а л].
  • брю зж а́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мо зж ечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].
  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 звука.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат слова:

  • све́чка [ с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Фонетический разбор слова

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме урока.

ПЛАНЫ ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА
Фонетический разбор слова
1.Произнести данное слово. Указать количество слогов и ударение
2.Затранскрибировать слово.
3.Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук:
а) гласный — ударный или безударный;
б) согласный — звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парность указывать не надо.
4. Подсчитать количество букв и звуков.
Образец записи
ё-жик — 2 слога
[j'ожык]
ё -[j`] — согласный, звонкий, мягкий
[о ] — гласный, ударный
ж- [ж] — согласный, звонкий, твёрдый
и - [ы] — гласный, безударный
к - [к] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 5 звуков

Читайте также: