Как сделать шмуцтитул

Обновлено: 05.07.2024

Дорогой друг! Ты наверняка очень любишь читать и конечно всегда радуешься, открывая новую книгу, только что принесенную из библиотеки или книжного магазина. И ты при этом может быть задумывался из чего же состоит книга? Раскрыв переплет, любуешься узором форзаца, разглядываешь, портрет автора на фронтисписе, пробегаешь взглядом колонтитулы, прежде чем приступить к внимательному чтению.… Но я вижу по твоему удивленному взгляду, что эти слова тебе незнакомы. Тогда скорее пойдем за мной, я расскажу и покажу тебе, из каких частей состоит книга! А если хочешь узнать, какой путь она проходит, прежде чем попасть к тебе в руки перейди на эту страничку.

Переплет

То, с чего начинается знакомство с книгой, — прочная, обычно твердая покрышка (из картона, бумаги и пр.), в которую вставляются листы книги. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона называется обложкой. На лицевой стороне печатается название издания, фамилия автора, размещается рисунок.

Корешок

Край книжного блока, скрепляющий все элементы книги (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)

Книжный блок

Состоит из тетрадей, скрепленный между собой в корешке и обрезанных с трех сторон.

Форзац

Двойной лист бумаги, который соединяет книжный блок и переплетенную крышку. Может быть чистым, а может содержать рисунок, передающий атмосферу произведения, — обычно предмет, пейзаж или орнамент (узор).

Авантитул

Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.

Фронтиспис

Колонтитул

Полоса наверху страницы, на которой повторяется название главы, раздела, всей книги или фамилии автора.

Шмуцтитул

Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым из них может быть расположен отдельный лист с названием этой части. Это и есть шмуцтитул.

Колонцифра

Порядковый номер страницы.

Титульный лист

Начальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д., обычно более подробно, чем на обложке.

Нахзац

То же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплетенной крышки. Обычно не отличается от форзаца.

Каптал

Тесьма с утолщенным цветным краем, которую приклеивают к верхним и нижним краям корешка книжного блока.

Ляссе

Ленточка-закладка, прикрепленная к верхней части корешка.

Концевой титульный лист

Последняя страница издания с выпускными данными.

Иллюстрация

Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения. Иллюстрации могут быть художественно-образными и научно-познавательными.

Мы перечислили все части из которых состоит книга, а теперь давай разберемся с иллюстрациями, делающими книгу гораздо интереснее и красочнее.

Из чего состоит книга

Виды книжных иллюстраций

Фронтиспис

Иллюстрация ко всему литературному произведению, расположенная напротив титула, на левой стороне книги. Раскрывает идею книги. На фронтисписе может быть изображен портрет главного героя или самого автора.

Заставка

Небольшой рисунок в начале раздела книги, обычно наверху страницы. Заставка может содержать название этого раздела.

В очередной раз держа в руках книгу, открывая её и перелистывая страницы, мы и не задумываемся, что перед нами не только цельное книжное издание, но и множество его элементов. Так из чего же состоит книга?

В очередной раз держа в руках книгу, открывая её и перелистывая страницы, мы и не задумываемся, что перед нами не только цельное книжное издание, но и множество его элементов. Из чего же состоит книга?

Каждому известны обложка, корешок и страницы (листы). Но помимо них есть ещё и другие составляющие. Давайте вместе знакомиться со структурой книги.

Обложка, переплёт и суперобложка

Первое, что открывается нашему взору, когда мы видим книгу, — это обложка . Она соединяет страницы и служит для защиты книжных листов от повреждений. Обычно плотность обложки зависит от толщины книги: чем массивнее томик, тем надёжнее должно быть скрепление. Однако иногда бывает и наоборот — ведь толстая книга и сама по себе весит немало, поэтому и обложку изготавливают к ней, хоть и плотнее страниц, но всё же лёгкую и тонкую.

Чаще всего обложку делают из бумаги для листов, но немного утолщают её. Также встречаются покрытия, обклеенные тканью или кожей. Плотные обложки с более сложной конструкцией (например, из-за дополнительной обклейки материалом) называются переплётом . История переплёта началась ещё в XVIII веке. Тогда, защищая ценные рукописные книги, он был изготовлен из древесины, обтянутой кожей. Для того чтобы уголки не сминались и не рвались, их облекали в металл. Часто такие переплёты были богато украшены: драгоценными металлами и камнями.

Кроме скрепления и соединения обложка также выполняет и информативную функцию. Именно из обложки мы узнаём фамилию автора, название книги. Также, чаще всего сзади книги, мы можем прочитать краткую аннотацию или узнать название издательства и год издания.

Книжный блок

А что же находится под обложкой? Верно, страницы. Причём количество страниц указывает на то, что перед нами: издания с количеством страниц до сорока восьми называются брошюрами, все остальные — книги.

Все странички в книге представляют собой единое целое — книжный блок . Но и сам книжный блок также имеет особое строение.

Для упрочнения корешка сверху и снизу к нему прикрепляют специальные кончики из ткани — капталы .

Форзац и нахзац. Титульный лист. Важные данные

Сенека Луций Анней

Наконец настал момент, когда мы открываем книгу. И здесь нас также поджидает много всего интересного.

На титульном листе печатаются несколько типов данных: надзаголовочные, подзаголовочные и выходные.

Надзаголовочными называются данные , размещённые в самом верху титульного листа. Они сообщают читателю название издательства или книжной серии.

В подзаголовочных данных содержится информация о жанре произведения, перечислены фамилии переводчика и иллюстратора.

Ниже остальных располагаются выходные данные , сообщающие город, в котором издана книга, год издания и название издательства.

Перед титульным листом

Справочный аппарат книги

Получить всю необходимую информацию о книге, не погружаясь в её прочтение, помогает справочный аппарат издания : аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, примечания и комментарии, колонтитул и др.

Лучше понять завязку сюжета или содержание книги, получить краткую справку об авторе помогает аннотация. Чаще всего напечатанная более мелким шрифтом, нежели основной материал книги, аннотация размещается на другой стороне титульного листа или в конце книги.

Предисловие и послесловие. Содержание

Предисловие представляет собой вступительную статью перед основным материалом издания. Этот материал подготавливает читателя к содержанию книги и содержит необходимые сведения: факты об авторе книги, эпоха создания, события, мотивирующие автора написать твой труд, помощники и люди, помогавшие в создании книги и многое другое.

Если в книге представлено больше одного материала (то есть перед нами сборник), то сориентироваться нам поможет оглавление, или содержание . Оно представляет собой перечень всех материалов, содержащихся в данной книге, с указанием страниц.

Шмуцтитул

Стоит отметить, что специфику книги зачастую определяет и наличие тех или иных элементов справочного аппарата. Так, например, в конце словарей, энциклопедий и научно-популярных книг размещаются указатели. Именно в указателях можно найти список фамилий, терминов и предметов, о которых говорилось в книге.

Примечание и комментарий

Помимо основного материала на страничках книги мы можем заметить и некоторые дополнения, встречающиеся в самом тексте (внутритекстовые, помещенные между строк), внизу любой страницы произведения (подстрочные — иногда называются сносками) либо в конце текста (затекстовые) — это примечания и комментарии . Примечания являются краткими пояснениями к слову или фразе. Комментарий же является пояснением к целому фрагменту текста. И примечания, и комментарии могут быть как авторскими, так и редакторскими.

Помимо особых дополнений и пояснений, кратко раскрывающих смысл текста, существует и ещё один вид указания — ссылка . Она используется для того, чтобы указать, на какой материал опирался автор, чтобы выдвинуть ту или иную гипотезу. Например, писатель рассказывает о событии, свидетелем которого он не являлся. Чтобы не быть голословным, автор опирается на свидетельства очевидцев и указывает, например, документы и воспоминания тех людей, на показания которых можно положиться. Ссылками обязательно пользуются и научные работники, ведь их исследования так или иначе опираются на разработки других учёных — а это также необходимо указать. В энциклопедиях и словарях также активно используется система ссылок для облегчения нахождения нужной информации читателем. Чаще всего ссылки выполняются другим шрифтом, например курсивом, чтобы её легко было отличить от основного текста.

Колонтитул

Чаще всего колонтитул размещают сверху страницы (и отделяют особой чертой) над основным материалом, но встречаются и боковые, и нижние колонтитулы.

Иллюстрации

Томас Б. Маколей

Особого внимания заслуживают и книжные иллюстрации . Их помещают в книги с разными целями — они призваны не только украшать текстовый материал, но и лучше понимать суть содержания. К иллюстрациям относятся не только рисунки, но и фотографии, карты, таблицы и т.п.

Верстка и дизайн книги – это увлекательный процесс, который сочетает в себе творческий подход и владение специальным программным обеспечением. Сегодня практически все типографические процессы автоматизированы, а вот дизайн нередко создается вручную.

Как и в любом производстве, здесь свои правила. Например, оформление книги не должно противоречить содержанию. Оно должно дополнять информацию, придавать книге эстетичный вид и делать так, чтобы люди захотели открыть ее и прочитать. В нашей сегодняшней статье рассмотрим данную тему подробно.

Основные требования к верстке и дизайну книги

Основные требования к верстке и дизайну книги

Процесс создания книжного дизайна включает в себя художественное оформление внешней и внутренней части издания. В первом случае речь идет об обложке, а во втором о таких элементах, как авантитул, нахзац, форзац, колонтитулы, шмуцтитулы и т. д. Другими словами, это моделирование предметов во время конструирования и подготовки к производству. При этом нужно учитывать, что современным миром правят компьютерные технологии, поэтому без них представить себе дизайн просто невозможно.

Если у книги будет качественное художественное оформление – как обложки, так и внутреннего блока – то она приобретет не только индивидуальность, но и уникальность, то есть внешний вид, которого больше не найти. Благодаря этой эксклюзивности издание становится интересным для потенциального читателя, поскольку выделяется среди другой печатной продукции, а это делает его коммерчески привлекательным.

Если говорить о требованиях, предъявляемых к дизайну, то для каждого печатного издания они свои. Кроме того, каждый мастер видит идеальное художественное оформление по-своему, и это неудивительно, поскольку процесс творческий и реакция на результат может быть как положительной, так и отрицательной. Конечная оценка работы дизайнера будет зависеть, во-первых, от парадигмы заказчика, а во-вторых, от глубины проработки ТЗ (технического задания). Принято считать, что дизайн и верстка книги обязательно должны отражать ее содержание. В данном случае главная задача специалиста – визуализация содержащегося в книге дискурса автора.

К примеру, дизайн автомобиля кардинально отличается от оформления книги. И это понятно, ведь даже каждый вид печатной продукции имеет свои отличия.

Книга в современном мире является одним из самых распространенных информационных носителей, можно сказать классическим. С помощью нее автор пытается донести до читателя свои мысли. Если же это учебная литература, то она предназначена для того, чтобы чему-либо научить. Главная задача дизайна книги – это отражение содержания с помощью художественной графики.

Основные требования к верстке книги

В сравнении с выпуском такой полиграфической продукции, как визитки, открытки или буклеты, издание книги – процесс более емкий и информативный. Однако из-за огромного количества этого вида печатной продукции работы у дизайнеров в данной области гораздо больше, чем у тех специалистов, которые занимаются оформлением упаковочных изделий или изданий промышленного назначения. Задачей мастера является раскрытие сути книги через художественное исполнение.

Поскольку разработка книжного дизайна является творческим процессом, то универсального способа хорошо оформить любую книгу не существует. Как правило, каждый мастер использует в работе свои приемы и алгоритмы.

Кроме того, как говорят многие дизайнеры, ознакомление с содержанием вовсе не является обязательным этапом в работе. Поскольку если мастер будет тратить время на то, чтобы прочесть каждую книгу, а только потом приступать к ее оформлению, то выпуск данной продукции займет в типографии годы.

Дизайнеру-профессионалу, чтобы начать работать, достаточно получить от заказчика техническое задание, на основе которого он сразу может предложить варианты оформления, основываясь на своем опыте и вкусе. Причем они обязательно будут лаконичными, яркими, информативными и узнаваемыми. Посмотрев на такую книгу, покупатель обязательно захочет ее купить и прочитать.

Нужно отметить, что без композиции, которая является главным элементом формы, соподчиняющим все компоненты, книга не будет цельной. Однако каждый профессионал знает, что на сегодня не существует такого учения о композиции, которое способно было бы обобщить многообразную современную художественную практику. Дело в том, что в него входит множество различных техник и стилей, которые включают как традиционные методы, например, тонально-тематическое письмо, так и те, что содержат в основе нестандартные трактовки.

Обложка печатного издания является главным элементом дизайна. И тут перед мастером встает непростая задача: ему придется проявить весь свой талант и создать информативные, привлекательные и стилистически выдержанные макеты. При этом приемы построения композиции он должен знать в совершенстве.

Что касается внутренней части издания, то это уже больше относится к дизайн-шаблону верстки блока книги. Причем у каждого издательства свои требования в соответствии с определенными стандартами, под которые специалист должен будет подстроиться.

Дизайнер в данном случае вынужден заниматься оформлением библиографических карточек, придерживаясь строгих рамок.

Проявить свой талант специалисты смогут и при оформлении таких книжных элементов, как форзац, шмуцтитулы и нахзац, которые тоже влияют на привлекательность издания и делают его индивидуальным. Именно поэтому данной работой обязательно должен заниматься профессионал.

Художественное оформление книги является неотъемлемой частью процесса ее издания, причем оно играет очень важную роль. Нужно отметить, что дизайн в некотором смысле можно даже отнести к отдельной отрасли со своими стандартами, принципами и подходами. Кроме того, это достаточно дорогостоящий процесс, поскольку от оформления книги во многом зависит ее коммерческая привлекательность.

3 этапа верстки и дизайна книги

Процесс создания книжного дизайна состоит из трех этапов, а именно разработки макета, верстки и внешнего оформления.

3 этапа верстки и дизайна книги

  1. Разработка макета – это очень ответственная и кропотливая работа. В данном случае перед специалистом стоит задача правильно подобрать шрифт, стиль заголовков, а также продумать соответствие размеров издания. Здесь же необходимо выбрать в графическом редакторе цветовую модель CMYK, использующуюся для типографической печати.
  2. Верстка – данный процесс заключается в компоновке страниц, заголовков, изображений и разворотов книги. На этом этапе с помощью специальных программ (Adobe FrameMaker, Adobe InDesign и др.) происходит заполнение будущего печатного издания текстом согласно макету. Все элементы оформления должны стать единым целым, то есть соответствовать одному стилю.
  3. Разработка внешнего оформления – этот этап является самым интересным и заключается в создании дизайна обложки, суперобложки (если она есть), титульного листа, разделителей глав, форзацев, разворотов книги и иллюстраций. Все это осуществляется с помощью графических редакторов Adobe Illustrator или Adobe Photoshop. Главной задачей мастера на данном этапе является создание художественного оформления, которое будет соответствовать требованиям типографии и издательства.

Если говорить о детской литературе, то у таких книг обложка, наоборот, должна быть максимально привлекательной и яркой, поэтому для него используются красочные цвета, много картинок и крупный шрифт.

Обложка – это та часть книги, которая создает ее образ. Главные задачи, которые она выполняет, – донести до читателя идею, вложенную в ее содержание автором, а также сделать издание привлекательным для покупателя. Таким образом, дизайнеру придется постараться, чтобы с помощью оформления раскрыть суть книги.

Современные тренды в верстке и дизайне книг

В последнее время популярным способом оформления книг становится закраска торцов с трех сторон (вверху, внизу и сбоку) сразу после обрезки. Для этого применяется состав, в который входит водорастворимый связующий компонент и пигмент. Причем наносимая на торцы книги краска не склеивает листы.

Если раньше закрашивание производилось ручным методом, то сегодня данный процесс полностью автоматизирован. Как показывает практика, книга с окрашенным обрезом выглядит гораздо привлекательнее для читателя, поскольку выделяется среди другой полиграфической продукции.

Особое внимание в оформлении книги стоит уделить корешку, поскольку именно на него покупатель обращает внимание в первую очередь. Чтобы сделать его более привлекательным для потенциального читателя, дизайнеры используют самые разнообразные методы (иногда не совсем стандартные), одним из которых является переход изображения с переплета издания на корешок.

Этот вид постпечатной обработки книги используется уже на протяжении длительного времени и пользуется большой популярностью. С помощью выборочного лакирования изображение можно сделать более контрастным, ярким и насыщенным.

Нужно отметить, что существует несколько видов лакирования, например, матовое, глянцевое, флюорисцентное и глиттерное (с блестками, рельефное и др.). Нередко одновременно применяется сразу несколько вариантов данного способа обработки, что позволяет сделать книгу уникальной внешне.

Современные тренды в верстке и дизайне книг

Тиснение представляет собой создание рельефного рисунка на переплетном материале, например, на бумаге или картоне путем давления клише. Если дополнительно использовать цветную фольгу, то можно сделать книжный блок еще более презентабельным и дорогим на вид.

Самым распространенным способом оформления является блинтовое тиснение плоским клише (с нагревом или без), которое не предусматривает использования фольги. Особой популярностью оно пользуется в странах Восточной Азии, где на переплете большинства видов печатной продукции можно увидеть тисненные геометрические формы.

Не менее распространенным способом оформления книги, придающим ей индивидуальности, является вырубка, которая осуществляется либо лазером, либо специальными металлическими формами. Первый вариант позволяет получать более сложные (с высокой детализацией) и интересные высечки.

Суперобложки

Данный элемент надевается на переплет книги либо ее обложку. Суперобложка выполняет сразу две функции: одна заключается в том, чтобы защитить издание от загрязнения, другая – чтобы дополнить внешний дизайн.

В качестве материала для изготовления суперобложки используется, как правило, ламинированная бумага, картон, пластик или калька. Данный выбор обусловлен тем, что они отличаются стойкостью к истиранию и прочностью.

Особенно эффектно смотрятся суперобложки, дополненные вырубкой, когда через них читатель может увидеть часть переплета книги. Стоит отметить, что этот прием оформления пользуется огромной популярностью в Восточной Азии. Он позволяет сделать книгу более привлекательной для покупателя среди остальной печатной продукции.

Данный вариант художественного оформления становится все более популярным. Суть его в том, что закрывается лишь часть переплета, она же является дополнительной рекламой.

Формирование книжной серии осуществляется за счет повторения логотипа, шрифта и стиля оформления, которые на протяжении всех изданий сохраняют за собой определенное место.

К примеру, в Европе каждая серия книг имеет свой цвет, а вот шрифт при этом подбирается к каждому печатному изданию отдельно. Кроме того, основной элемент, к примеру, треугольник, тоже может располагаться на переплете каждой книги в разном месте.

Как правило, уникальность книги зависит от того, насколько хорошо продуман ее дизайн. Однако когда речь идет о нестандартном серийном оформлении, чаще всего используется необычный материал, с помощью которого меняется форма печатного издания. Однако нужно отметить, что экономический кризис, который наблюдается во всем мире, не очень хорошо сказался на применении нестандартных форм и материалов при изготовлении книг.

Сегодня очень редко можно увидеть на прилавках книжных магазинов печатные издания с дорогим переплетом, например, изготовленным из дерева или вязаным. Сейчас больше представлено продукции, у которой обложка с фактурой, имитирующей бетон или кирпич, – ее делают с помощью запечатывания переплетной крышки.

Нужно отметить, что именно необычное воплощение идеи книги с помощью нестандартного дизайна и делает издание более привлекательным для читателя.

Зачеркивание

Использование в дизайне книг зачеркивания сегодня очень популярно. Чаще всего данным приемом пользуются создатели сайтов и рекламы. Зачеркнутое название книги или изображение на обложке, перекрытое другими графическими элементами, привлекает внимание потенциального читателя, а значит, вероятность того, что он приобретет это издание, увеличивается.

Человека привлекают скрытые элементы на обложке книги, поэтому он обязательно обратит на нее внимание, поскольку ему станет интересно, что же спрятано под плашками и текстом.

Данные услуги вы можете заказать в нашем полиграфическом комплексе, перейдя по ссылке.

Титульный лист — главный начальный лист книги. А первая, старшая из внутренних начальных страниц книги — шмуцтитул. Это лист, на лицевой стороне которого размещены только заглавие произведения или заголовок части, иногда сопровождаемые изображением, эпиграфом, заголовками подчиненных разделов, а оборот либо чист, либо, что в последнее время стало почти правилом, заполнен текстом произведения или части, озаглавленной на шмуцтитуле. Шмуцтитул занимает обычно правую страницу разворота.

Если решено выпускать книгу со шмуцтитулами, нужно помнить, чтотекст предшествующих шмуцтитулам разделов или произведений может не во всех случаях завершаться на четной странице, и, значит, некоторые страницы перед шмуцтитулами могут оказаться неоправданно пустыми.

В XIX в. мы имеем своеобразное видоизменение шмуцтитула, так называемый предтитул, или авантитул. Он представляет собой как бы второй титульный лист, выполненный художником и отпечатанный часто на более плотной бумаге (в две и больше красок). За авантитулом следует обычный наборный титул. На одном развороте с авантитулом иногда помещается фронтиспис, также отпечатанный на более плотной бумаге.

В настоящее время шмуцтитул помещается и внутри книги, в качестве наиболее важной рубрикационной ступени (перед частью, разделом).

Оформление шмуцтитула в этом случае весьма различно. Он может быть шрифтовым (наборным и рисованным), комбинированным, декоративным и иллюстративным.

По текстовой нагрузке шмуцтитул обычно бывает немногословен.

Необходимо предостеречь оформителя книги от увлечения шмуцтитулами, так как на них расходуется много бумаги. Между тем иногда шмуцтитул применяют без достаточного основания, например, перед каждой главой, которых в книге более двух десятков.

Форзац

В тесной связи с оформлением переплета находится оформление форзаца. Форзац может быть изобразительным или декоративным.

Изобразительный сюжетный форзац передает или какой-либо отдельный момент произведения или (чаще) дает изображение, характеризующее произведение в целом.

Широкие возможности при изготовлении форзаца дает применение фото.

Декоративный форзац может быть изобразительно-орнаментальным, орнаментальным, беспредметным и, наконец, представлять сплошную поверхность того или иного цвета — красного, серого и т. д. В последнем случае для форзаца может быть употреблена цветная, а иногда и белая бумага.

В многотиражных изданиях (например, учебниках) на форзац часто дается цветная бумага низкого качества. Облагородить ее поверхность в ряде случаев можно при помощи однокрасочного изображения, построенного на массивном цветовом пятне. Такое изображение закрывает цветом большую часть бумаги.

Для окраски следующего листа снова льют краску на воду, причем оставшаяся от первого узора краска в соединении с новой дает иной узор. При многотиражных изданиях полученный водным способом узор переводится фотомеханически на литографский камень или же воспроизводится глубокой печатью.

В западноевропейской книжной практике имеется интересный вил форзаца-иллюстрации. Схема, изображающая в данном случае ступени развития доисторического человека, является иллюстрацией, которая синтезирует содержание книги. Эта иллюстрация, использующая широкую площадь форзаца, позволила обойтись без вклейки. Непосредственно-декоративных целей такой форзац не ставит. Иногда поле форзаца используется для помещения справочных элементов, к которым многократно обращается читатель. Так, в одном учебнике химии на форзаце помещена (вместо вклейки) периодическая система элементов.

Переплет и форзац должны соответствовать друг другу. Строгий переплет требует, как правило, такого же форзаца; при красочном переплете форзац должен быть или нейтральным (серым, белым), или же гармонировать с переплетом по цветовому решению.

При оформлении титульных элементов и текста книги (заставка, инициал, концовка и т. д.) очень часто ставят задачей передать стиль какой-либо определенной эпохи. Подобное оформление требует не только хорошего знакомства со стилем изобразительного искусства нужной эпохи, но и с ее культурно-историческими особенностями.

Вопрос о стиле какой-либо эпохи будет, конечно, касаться всего оформления в целом — выбора формата издания, шрифта, пропорций полосы, характера начальных и концевых полос, характера иллюстраций и т. д.

Орнаментальные мотивы в искусстве различных времен и народов дают оформителю книги неисчерпаемый источник материалов. Нужно лишь заботиться о том, чтобы использование орнаментов было оправданным, соответствовало эпохе, стилю и характеру книги. С этой точки зрения вряд ли можно признать, например, логичным использование дагестанских орнаментальных мотивов для оформления обложки учебника русского языка, хотя бы учебник и предназначался для дагестанских школ.

При создании орнаментальных украшений (заставок, концовок и т. д.) не всегда следует прибегать к помощи художника. Иногда с успехом пользуются ретушированными фотографиями из соответствующих изданий.

При заимствовании готовых орнаментов нужно помнить, что многие из них имеют символическое значение.

Так, во французских орнаментах долгое время была чрезвычайно распространена лилия, являвшаяся эмблемой королевской власти. Во времена французской буржуазной революции часто изображались листья дуба, который у республиканцев символизировал свободу и гражданские доблести. Употреблялись в орнаментах короны, геральдические звери, амуры и т. д. Все это следует учитывать.

К сожалению, в наших типографиях не сохранились орнаменты и наборные украшения, которые в огромном выборе имелись в XIX и начале XX в. и широко использовались. Среди этих орнаментов было, правда, много очень безвкусных, но много и превосходных. Наши словолитни орнамента почти не выпускают.

Советское оформление должно возвратить наборному орнаменту его значение. В настоящее время орнамент каждый раз рисуется художником. Создание наборного орнамента улучшило бы качество, оформления и снизило бы его стоимость.

До войны над созданием наборного орнамента работали Украинский научно-исследовательский институт полиграфии и лаборатория шрифтов Московского института полиграфической и издательской техники.

Нужно надеяться, что наборный орнамент, так несправедливо забытый, скоро снова будет внедрен в типографскую практику. Это особенно важно в связи с необходимостью возрождения наборной обложки.

Интересно отметить, что в Америке, несмотря на неограниченные полиграфические возможности, широко используют наборный орнамент даже в многоцветных композициях.

Читайте также: