Как сделать шкотовый узел

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Они особенно вам понадобятся в походе на Эльбрус. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Встречный проводник

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Где применяется узел?

Главным образом узел используется для эффективного соединения двух веревок, которые имеют маркированную разницу в диаметрах или жесткости. Основной его целью является создание дополнительной прочности при связывании двух веревок.

Как уже говорилось выше, данный узел зачастую применялся и применяются в наше время на кораблях и парусниках, чтобы закрепить тросы и веревки, а также в такелажных работах. Если быть точнее, то брамшкотовый узел задействован в сфере связывания и соединения парусов, тросов.

Кроме того, его применение можно встретить и в альпинизме, например, для создания дополнительной страховки, когда необходимо заменить тонкую веревку на более толстую и прочную, а также для связывания двух веревок.

Не можем с уверенностью сказать, что он пригодится в рыбалке или охоте напрямую, но почему бы не вспомнить о нем при любых других условиях. Данный узел в любом случае является также туристическим и пригодится вам в ситуации выживания в лесу или на водоеме.

Стремя (выбленочный)

Стремя (выбленочный), узлы


Стремя
Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель


Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом


Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде


Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески — эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы, как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания,
  • несложно вязаться,
  • выдерживать существенные нагрузки,
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Встречная восьмерка (фламандский узел)


Встречная восьмерка
Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Виды брамшкотового узла

Всего существуют два брамшкотовых плетения ‒ стандартное штоковое и двойное. Классический вариант менее устойчив к разрыву, однако более легок в изготовлении и распускании, если вам в дальнейшем понадобятся используемые канаты.

Классический

Классический брамшкотовый узел идеально подходит для скрепления веревок, требующих стабильно сильной нагрузки без уменьшения или увеличения напряжения (рисунок 3).

Классический брамшкотовый узел


Рисунок 3. Классическая схема вязания

По истории, шкотовые связки моряки завязывали тросы наспех во время непогоды и распускали, когда вспомогательная фиксация паруса не требовалась. Именно поэтому данная связка действенная исключительно в условиях статичной нагрузки. Укрепить конструкцию можно встречным стременем.

Двойной

Если применяется брамшкотовый узел для более подвижных конструкций, например, альпинистского снаряжения, то схема плетения усложняется. Усложнение не повлияет на всю структуру связки, а только немного дополнит ее.

Простой штык

Простой штык. Альпинистские узлы


Штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Преимущества и недостатки

Как мы уже описывали выше, узел является ненадежным и потому имеет не только некоторое количество преимуществ, но и значительный перечень недостатков. Прежде чем перейти к этому перечню, рассмотрим его положительные стороны:

  • относительно безопасный;
  • быстро завязывается;
  • легко развязывается;
  • универсальный.

А вот самым главным недостатком шкотового узла является то, что он очень скользит, поэтому тщательно подбирайте веревки. Также он может ослабляться, когда находится не под нагрузкой.

Из данной информации можем сделать вывод, что самые низкие оценки получает прочность и надежность узла.

Прусик

Прусик. Альпинистские узлы


Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Шкотовый и брамшкотовый. Альпинистские узлы


Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Применение узла

Данная разновидность узла практична благодаря простоте своего выполнения, к тому же при сильном натяжении узел не портит трос. Однако нужно помнить о главной его особенности: он является эффективным лишь в тех случаях, когда на веревке, которая крепится к шкоту, присутствует натяжение. В другой ситуации шкотовый узел просто развяжется.


Этот узел внешне схож с прямым узлом, однако они отличаются способом плетения. Этот вид узла прекрасно подходит для фиксации корабельного троса на прочной уже завязанной петле. Его нельзя применять для тросов, изготовленных из синтетических материалов, поскольку ходовой конец в данном случае будет просто соскальзывать.

Помимо этого, шкотовый узел очень часто используют на парусных кораблях. Его особенность заключается в узкой специализации, поэтому узел применяют только по своему прямому назначению. В остальном чаще всего такое крепление заменяют штыковым или прямым узлом.

Академический

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Преимущества узла

Сравнивая брамшкотовый узел со шкотовым, можно заметить довольно серьезные различия и лучшие преимущества. Добавление дополнительного поворота вокруг шлага предотвращает смещение веревки. Для максимальной прочности свободные концы веревки должны оказаться наверху на той же стороне брамшкотвого узла.

Обычный шкотовый узел при отсутствии достаточной нагрузки может соскользнуть и ослабнуть, а вот брамшкотовый узел будет прочно держаться благодаря дополнительной петле.

Инны Александровны Скрягиной

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце “Ленин” и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызывая недоумение матери и бабушки.

В военно-морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В.П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, минимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, пополняя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по такелажному делу, атласах морских узлов, старых отечественных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие способы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным такелажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом – боцманом греческого теплохода “Эфтихия”, на котором я год плавал гарантийным представителем Всесоюзного объединения “Судоимпорт”. Поскольку за рубежом моряки знания вязки узлов стараются держать в секрете (особенно от своих коллег по судну), боцман “Эфтихии”, поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых узлов, сначала сказал, что он “все давным-давно позабыл”. Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые моряки, “чендж” – обмен “узел за узел”. Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: “чтобы не видела команда”. Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В.П. Цюсевич и позже В.М. Грязнов – в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, один из авторов атласа “Судовые такелажные работы”. Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригинальный узел, который в этой книге назван “пожарной лестницей”.

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Они особенно вам понадобятся в походе на Эльбрус. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Встречный проводник

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Где применяется узел?

Главным образом узел используется для эффективного соединения двух веревок, которые имеют маркированную разницу в диаметрах или жесткости. Основной его целью является создание дополнительной прочности при связывании двух веревок.

Как уже говорилось выше, данный узел зачастую применялся и применяются в наше время на кораблях и парусниках, чтобы закрепить тросы и веревки, а также в такелажных работах. Если быть точнее, то брамшкотовый узел задействован в сфере связывания и соединения парусов, тросов.

Кроме того, его применение можно встретить и в альпинизме, например, для создания дополнительной страховки, когда необходимо заменить тонкую веревку на более толстую и прочную, а также для связывания двух веревок.

Не можем с уверенностью сказать, что он пригодится в рыбалке или охоте напрямую, но почему бы не вспомнить о нем при любых других условиях. Данный узел в любом случае является также туристическим и пригодится вам в ситуации выживания в лесу или на водоеме.

Стремя (выбленочный)

Стремя (выбленочный), узлы


Стремя
Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель


Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом


Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде


Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески — эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы, как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания,
  • несложно вязаться,
  • выдерживать существенные нагрузки,
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Встречная восьмерка (фламандский узел)


Встречная восьмерка
Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Виды брамшкотового узла

Всего существуют два брамшкотовых плетения ‒ стандартное штоковое и двойное. Классический вариант менее устойчив к разрыву, однако более легок в изготовлении и распускании, если вам в дальнейшем понадобятся используемые канаты.

Классический

Классический брамшкотовый узел идеально подходит для скрепления веревок, требующих стабильно сильной нагрузки без уменьшения или увеличения напряжения (рисунок 3).

Классический брамшкотовый узел


Рисунок 3. Классическая схема вязания

По истории, шкотовые связки моряки завязывали тросы наспех во время непогоды и распускали, когда вспомогательная фиксация паруса не требовалась. Именно поэтому данная связка действенная исключительно в условиях статичной нагрузки. Укрепить конструкцию можно встречным стременем.

Двойной

Если применяется брамшкотовый узел для более подвижных конструкций, например, альпинистского снаряжения, то схема плетения усложняется. Усложнение не повлияет на всю структуру связки, а только немного дополнит ее.

Простой штык

Простой штык. Альпинистские узлы


Штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Преимущества и недостатки

Как мы уже описывали выше, узел является ненадежным и потому имеет не только некоторое количество преимуществ, но и значительный перечень недостатков. Прежде чем перейти к этому перечню, рассмотрим его положительные стороны:

  • относительно безопасный;
  • быстро завязывается;
  • легко развязывается;
  • универсальный.

А вот самым главным недостатком шкотового узла является то, что он очень скользит, поэтому тщательно подбирайте веревки. Также он может ослабляться, когда находится не под нагрузкой.

Из данной информации можем сделать вывод, что самые низкие оценки получает прочность и надежность узла.

Прусик

Прусик. Альпинистские узлы


Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Шкотовый и брамшкотовый. Альпинистские узлы


Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Применение узла

Данная разновидность узла практична благодаря простоте своего выполнения, к тому же при сильном натяжении узел не портит трос. Однако нужно помнить о главной его особенности: он является эффективным лишь в тех случаях, когда на веревке, которая крепится к шкоту, присутствует натяжение. В другой ситуации шкотовый узел просто развяжется.


Этот узел внешне схож с прямым узлом, однако они отличаются способом плетения. Этот вид узла прекрасно подходит для фиксации корабельного троса на прочной уже завязанной петле. Его нельзя применять для тросов, изготовленных из синтетических материалов, поскольку ходовой конец в данном случае будет просто соскальзывать.

Помимо этого, шкотовый узел очень часто используют на парусных кораблях. Его особенность заключается в узкой специализации, поэтому узел применяют только по своему прямому назначению. В остальном чаще всего такое крепление заменяют штыковым или прямым узлом.

Академический

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Преимущества узла

Сравнивая брамшкотовый узел со шкотовым, можно заметить довольно серьезные различия и лучшие преимущества. Добавление дополнительного поворота вокруг шлага предотвращает смещение веревки. Для максимальной прочности свободные концы веревки должны оказаться наверху на той же стороне брамшкотвого узла.

Обычный шкотовый узел при отсутствии достаточной нагрузки может соскользнуть и ослабнуть, а вот брамшкотовый узел будет прочно держаться благодаря дополнительной петле.

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.


Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.


Рыболовный узел Паломар

Узел Паломар самый популярный из простых рыболовных узлов. Это не только один из самых сильных узлов в списке, это также один из самых простых рыболовных узлов для освоения. Этот тип узла лучше всего подходит для крепления вашего крючка с плетеной леской, или для соединения основной лески с поводком. Узнайте, как завязать Паломарский узел:

  1. Сложите леску пополам, так чтобы получилась петля. И проденьте ее через ушко крючка.
  2. Завяжите простой узел на двойной леске и пусть ваш крючок свободно висит. Не нужно перекручивать леску.
  3. Конец, который остался в виде петли нужно пропустить через крючок..
  4. Смочите леску и потяните за оба конца, чтобы затянут свой узел и обрезать лишнюю леску.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.


Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке.

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Узел Рапала

Узел Рапала является лучшим из простых рыболовных узлов для крепления приманок к фторуглеродным лескам. Названный в честь компании, которая изобрела этот узел, он может быть умело завязан всего за пять простых шагов:

  1. Завяжите простой узел, но не затягивайте, примерно от конца лески на 15-20 см.
  2. Проденьте конец лески через ушко в крючке, и затем проденьте конец лески в простой узел.
  3. Оберните вокруг вашей лески конец 3-4 раза, сформируйте петлю и просуньте туда еще раз конец лески.
  4. Запустите конец лески через петлю, которую вы только что сформировали на предыдущем шаге.
  5. Потяните за основную леску, конец лески и крючок одновременно, чтобы затянуть узел вниз.

Техника вязания туристских узлов.

Верёвка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение её достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьёзный походник должен знать, как вязать узлы на верёвке. И не простые, а туристические верёвочные узлы на все случаи жизни.

Поэтому ниже мы разберём основные виды верёвочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберёмся, как завязать самый простой узел.

Вяжем прямой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдёт, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца верёвки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две верёвки одинакового диаметра для нетяжёлых грузов, прямой узел подойдёт как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:


Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмёрка

Как правильно завязать узел проводник и восьмёрка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмёрка очень надёжные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмёрка при этом считается более надёжной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:


Как взять узел восьмёрка? Схема:


Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надёжен. Однако для серьёзных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать верёвку вокруг опоры, для связывания двух верёвок, для создания незатягивающейся петли.


Узел грейпвайн

Грейпвайн – более сложный узел, чем приведённые ранее. Это надёжный узел, предназначенный для связывания двух верёвок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.


Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъёме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.



Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть верёвку. Один конец верёвки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.


Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух верёвок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две верёвки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.


Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски верёвок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.


Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая верёвка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно?

Подведём итоги. Все виды верёвочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух верёвок одинакового диаметра;
  • для связывания верёвок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания верёвки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой верёвки (крепления страховки, организации переправы ).

Узел Палача

Этот стиль узла лучше всего подходит для моноволоконных лесок, но это универсальный узел и может использоваться в различных условиях рыбалки. Hangman — это один из простых узлов привязать крючок к леске, и он отлично подходит для крепления вашей лески к вашей катушке.

  1. Проведите свою леску через ушко на крючке и сложите ее пополам. Это должно образовать круг.
  2. Оберните конец остатка вокруг двойной лески шесть раз, а затем потяните через петлю.
  3. Затем смочите свою леску и потяните за основную леску, чтобы затянуть.
  4. Закончите, потянув основную леску, чтобы сдвинуть узел вниз к ушку крючка.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески — эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы, как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Наиболее популярные морские узлы и их назначение

Отдельно разберем наиболее популярные термины и морские, которые затрагиваются в этом уроке.

  • Терминология
  • Практическое применение
  • Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон
  • Как вязать беседочный узел
  • Как вязать шкотовый узел
  • Как вязать выбленочный узел
  • Как наложить марку и бензель на конец троса
  • Как вязать бурлацкую (травяную) петлю
  • Как вязать гачный узел для швартовки
  • Бухтовка тросов
  • Как вязать дубовую петлю
  • Схема вязки восьмерки
  • Как установить кранцы

Терминология

  • Трос
    — это канат, веревка из любого материала (мателл, натуральное, искусственное волокно) любого диаметра.
  • Шлаг
    — это оборот троса вокруг чего-либо.
  • Коренной конец
    — это тот конец веревки, который закреплен к чему-либо.
  • Ходовой конец
    — это тот конец, который используется для вязки, закладки.
  • Огон
    — это заделка одного из концов троса в петлю.

Такелажные работы яхтсменов:

  1. Заводка швартовых;
  2. Крепление кранцев;
  3. Бухтовка тросов;
  4. Крепление флагов;
  5. Сращивание тросов;
  6. Крепление тросов на утку;
  7. Крепление тросов к рангоуту, паллам.

Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон

Беседочный узел (булинь)

Незатягивающийся узел булинь — схема вязки.

Шкотовый узел

Шкотовый узел по схеме похож на булинь. Показываем простую схему вязки шкотового узла.

Выбленочный узел

Этот узел взял свое названия от слова выбленка. Выбленка — это ступенька для веревочной лестницы, которыми обычно оснащались парусники прошлого для того, чтобы матросы поднимались на мачту. Сейчас этот узел все еще актуален для других целей. Показываем схему вязки этого узла:

Как наложить марку и бензель на конец троса

Рассказываем назначение марки и бензеля и показываем, как их накладывать на конец троса.

Бурлацкая (травяная) петля

Показываем как завязать бурлацкую петлю и область ее применения.

Гачный узел для швартовки

Гачный (гаковый) узел вяжется на утке для швартовки. Показываем, как правильно его вязать.

Бухтовка тросов — как правильно собирать тросы

Показываем, как правильно бухтовать тросы на яхте.

Дубовая петля

Показываем еще один возможно самый простой морской узел — дубовую петлю.

Фламандская петля (восьмерка)

Показываем, как вязать восьмерку.

Как установить кранцы

Закрепляем материал по кранцам для яхты.

Как крепко связать две верёвки

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве. Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности. Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна — шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел. Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется. А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам — ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу. Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли. Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения. Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, — умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

Читайте также: