Как сделать школу пространством толерантности

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Толерантность – это проявление терпимости к иному мировоззрению, иным взглядам, убеждениям, верованиям.

Проблема повышения социальной толерантности возникла несколько десятилетий назад. Она затрагивает все сферы жизни общества.

Включение толерантности в образовательное пространство, как в иные сферы общества, преследует решение приоритетных проблем мировых взаимоотношений.

Основными критериями толерантности, содержащими ее социальную сущность, являются следующие:

  1. Возможность свободно придерживаться своих обычаев и традиций для представителей разных культур.
  2. Возможность равного доступа к различным социальным благам и услугам, образовательным, воспитательным услугам, экономическим ресурсам современного общества. Любой гражданин, независимо от его половой, национальной и религиозной принадлежности, особенностей развития имеет право на получение образования.
  3. Равноправие участия в политической жизни общества.
  4. Проявление терпимого отношения ко всем членам социума, независимо от наличия у них инвалидности, ограниченных возможностей, социального статуса – беженец, их принадлежности к сексуальным меньшинствам.
  5. Сохранение культурной самобытности всех наций и народностей.
  6. Проявление милосердия, солидарности по отношению к каждому индивиду.
  7. Свобода вероисповедания.
  8. Исключение возможности возникновения межэтнических конфликтов и религиозных войн, их мирное разрешение и пресечение на стадии зарождения.

Соблюдение толерантности в социальной жизнедеятельности и образовательной сфере является достаточно сложной задачей. Это обусловлено тем, что сфера образования базируется в своем функционировании на построении системы межличностных взаимоотношений, охватывающих широкий круг индивидов разных наций, религиозных верований, мировоззрений, взглядов, особенностей развития и потребностей. Каждый индивид является, по своей природе, эгоистом. Поэтому, формирование толерантности требует от образовательной сферы такого ее развития, который позволит сделать терпимость сознательно желаемой потребностью каждого члена общества.

Рисунок 1. Толерантная образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы и условия организации образовательного пространства в духе толерантности

В педагогической науке начинает активно формироваться и распространяться отдельная отрасль - педагогика толерантности.

Педагогика толерантности – это отрасль педагогической науки, исследующая педагогический процесс, как систему, ориентированную на развитие личности в духе терпимости т.е. формирования у нее способности к диалогичному восприятию окружающего пространства и диалогичному взаимодействию с ним.

Рисунок 2. Основная цель толерантного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образовательное пространство, организуемое в духе толерантности, должно опираться на следующие принципы своего функционирования:

  • Принцип открытости. Процесс воспитания должен проходить в духе свободы, быть открытым для восприятия и понимания своей культуры, культуры других народов, принятии многообразия культур и ценностей и исторического наследия.
  • Принцип миролюбия. Необходимо обучать детей мирному решению конфликтных ситуаций. Насилие и жестокость рассматривать в качестве недопустимых способов социального взаимодействия.
  • Принцип альтруизма. В детях должны развиваться такие качества, как: солидарность, сопричастность, принятие своей культурной самобытности и проявление уважения к чужой. Также, у детей должны быть развиты навыки положительного социального взаимодействия в условиях множественности культур, нахождения своего места в этой системе.

Развитие толерантных свойств личности должно быть реализовано на всех уровнях и этапах образования. Это является приоритетной задачей всех звеньев образовательной системы. Ее решение требует комплексного подхода, базирующегося на применение различных приемов и методов обучения и воспитания, использования разных технологий, подходов. Чтобы этот процесс стал эффективным, необходимо соблюдать ряд важных условий построения толерантной образовательной среды:

Построение толерантного образовательного пространства должно стать фундаментом формирования зрелой личности с активной жизненной позицией, в духе терпимости, наделенной своими ценностными ориентирами, умеющей их отстаивать, но сохраняя уважение и признание наличия иных ценностных установок, интересов и жизненных позиций.

Толерантность – очень современное и важное явление сегодняшнего мира. Как правило, под толерантностью понимают возможность одного человека относиться к тому, кто от него сильно отличается, так же, как он относится к тому, кто на него похож. Как известно, в мире есть люди разной расы, национальности, религиозного исповедания, политических и социальных предпочтения, сексуальной ориентации.

И если, к примеру, человек определенной национальности попадает в среду, где все остальные люди имеют иную национальность, он может испытать серьезные

Очень важно, чтобы школы, которые являются важным институтом, который формирует личность человека, имели высокий уровень толерантности, чтобы они стали своеобразным пространством толерантности. Если это будет обеспечено, из школьников будут получаться не озлобленные взрослые люди, которые относятся к миру враждебно, а абсолютно нормальные и адекватные граждане, которые будут эффективными и полезными для общества. Впрочем, достигнуть всего этого вовсе не так просто.

Дети – специфические создания, требующие особого отношения и внимания. Работать с детьми и уж тем более лишать их стереотипов,

Но я все-таки думаю, что достигнуть высокого уровня толерантности в школе вполне возможно. Самое главное в этом процессе – уровень подготовки учителя. Учитель должен быть несомненным авторитетом в глаза ученика. Достигается это благодаря комбинации двух факторов – умение учителя разбираться в предмете, которому он учит, а также возможность поддержать дисциплину в классе нормальными и не вызывающими отторжения методами.

Когда все это достигнуто, учитель, который будет утверждать принципы толерантности в классе и показывать собственные примеры этого явления, будет полностью воспринят и всецело поддержан всеми учащимися. Соответственно, вероятнее всего, все эти дети станут толерантными, а школа превратится в пространство толерантности.

Как и с другими школьными явлениями, самое важное место в определении того, что такое хорошо и что такое плохо, занимает учитель. Именно он благодаря своему высокому интеллекту и авторитету сможет заставить детей искренне поверить в то, что в классе должна господствовать реальная толерантность, что к каждому ученику, независимо от его особенностей, нужно относиться толерантно и уважительно.


Цели и задачи проекта. Стратегическая цель проекта: разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся толерантности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей толерантной культурой, способной жить в поликультурном пространстве современной России.

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение





Автор проекта: Алиева З.А., учитель

начальных классов, кл.рук-ль 4 класса.

Актуальность и новизна проекта

Обучению толерантности в школе необходимо.. Ведь школа - первый институт, в котором идет активная самостоятельная социализация ребенка. Накладываемые на традиционные для любого коллектива конфликтные ситуации такие, как появление авторитетов, борьба за лидерство, жестокость по отношению к слабым, этнические, культурные, социально-экономические различия становятся основой для развития в детском возрасте этнических стереотипов, агрессивного поведения.

Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является одним из основных направлений поликультурного воспитания.

На сегодняшний день эта проблема является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно:

Во-первых, это связано с повседневным общением наших школьников, причём не только в стенах образовательных учреждений, а далеко за их пределами. Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания. Многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву.

Во- вторых, сегодня ещё имеем возможность общения с представителями старших поколений, которые в той или иной степени являются подлинными носителями национальной культуры. Необходима работа по её сохранению с опорой на самые технические средства и при обязательном участии внуков и правнуков этих людей.

Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Достаточно сложно признать, что все люди разные, и что они имеют право на свою позицию. Ещё сложнее жить в этом многообразии и научиться достойно отстаивать собственную точку зрения, защищать свои ценности, не ущемляя права и ценности других.

Данный проект предусматривает целенаправленную деятельность по формированию у обучающихся качеств и ценностных ориентиров толерантной личности, которые постоянно определяют её поведение.

Цели и задачи проекта.

Стратегическая цель проекта: разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся толерантности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей толерантной культурой, способной жить в поликультурном пространстве современной России.

Образовательная цель – создание модели интеграции учебной и внеучебной деятельности для реализации индивидуальной образовательной стратегии развития обучающихся.

Развивающая цель – развитие способностей обучающихся к включению в социально-значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона.

сформировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;

разработать критерии и показатели диагностических материалов для мониторинговых исследований обучающихся;

организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания у детей основ толерантности;

обеспечить единое социо – психолого - педагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: учитель – ребёнок – родитель;

создать благоприятную образовательную среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в школе и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Основные методы реализации проекта:

5. организованно-массовые мероприятия.

Направления работы:

Формы работы

При реализации проекта предлагается использование широкого спектра форм работы от классических (беседы, викторины, тематическая линейка) до нетрадиционных (ролевые и деловые игры, мини-презентации, тренинги, дискуссии, проекты).

План мероприятий:

Выставка интернациональной литературы.

Вручение поздравительных открыток, посвящённых Международному дню толерантности, прохожим.

Сроки реализации:

Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца- с января 2018г. по март 2018г.

Ожидаемые результаты:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру, умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; формирование активной жизненной позиции у учащихся; знание своих прав и свобод и признание права другого человека на такие же права; уменьшение проявлений межличностных разногласий; снижение агрессивности и конфликтности в классах; развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; повышения уровня благополучия взаимоотношений в классах, работавших над проектом.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, опыт социально – значимой деятельности; раскрытие творческого потенциала учащихся.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в ОУ – 100%;

- участие и помощь педагогов ОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость.

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию педагогов, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат класса и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Быть толерантным!

Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Одна из задач школы – научить людей жить вместе. В современной социокультурной ситуации школа является местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, формируются толерантные качества личности в процессе поликультурного образования.

Автор: Т. В. Рябцева

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы тематического занятия.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

− Да, − сказал старик, − это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

Вопросы:

  • Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
  • Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Слайд3

Опираясь на ответы обучающихся, классный руководитель, формулирует тему классного часа.

А что значит быть толерантным?

Что такое толерантность?

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Задание:

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

- Толерантность – это милосердие.

- Толерантность – это уважение.

- Толерантность – это понимание.

- Толерантность – это снисхождение.

- Толерантность – это поддержка.

Слайд5

16 ноября 1995 года государства, члены ЮНЕСКО, приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. Этот день был объявлен Международным днём толерантности.

Задание:

Ознакомьтесь с Декларацией принципов терпимости (Приложение 2) и ответьте на вопросы:

Учитывая ответы обучающихся, учитель даёт комментарии.

Слайд6

Современные реалии таковы, что практически каждый человек цивилизованного мира живёт в поликультурном пространстве.

Все мы разные, чем-то мы отличаемся друг отдруга, в чём-то мы похожи.

Задание:

Назовите черты сходства и различия людей.

После выполнения задания учитель предлагает обучающимся вопросы для открытого обсуждения.

Вопросы:

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Возможно ли жить без конфликтов?
  • Сказываются ли различия в возрасте на общении людей и почему?
  • Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?

Слайд7

Людей делят на толерантных и интолерантных. Деление это весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Задание:

Как вы думаете, какие черты присущи толерантной личности, а какие – интолерантной?

Работа в группах.

Обучающиеся делятся на две группы.

1-я группа описывает основные черты, присущие толерантной личности;

2-я группа – черты, присущие интолерантной личности.

По окончании работы обсуждаются её результаты.

Каждый человек выбирает свой стиль, свой путь общения. Следовательно, существует и два пути общения.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Участники обводят на листе бумаги свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим что-то хорошее в себе, тем больше хорошего мы видим в других.

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях.

Слайд9

Учитель:

• Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей.

• Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

• Важно не только то, о чём мы говорили и во что играли на классном часе, но и то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отношения с людьми, с которыми встречаемся.

Класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в классе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Читайте также: