Как сделать школьный музей интересным

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим образовательные, учебно-воспитательные и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

музеи школьные

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

музеи школьные фото

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

школьные музеи и их роль в проведении историко краеведческой работы

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

школьные музеи боевой славы фото

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с учебно-воспитательными задачами школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем виде экспозиции.
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и выставочно-экспозиционную деятельность.

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

особенности деятельности школьных музеев

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные (усадьба-музей, квартира-музей) и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

деятельность школьных музеев

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

какие бывают школьные музеи

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.



Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:






7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.














Отдельная экспозиция, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.


Хочется похвастаться,что в республиканском конкурсе музеев наш музей признан лучшим школьным краеведческим музеем Республики Мордовия.


Статья "Современный школьный музей"

Ольга Бурова 02.07.2014 5790 5 Воспитательная работа


СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Юбилей – это всегда повод оглянуться на прожитые годы, возможность по достоинству оценить сделанное. А сделано действительно немало, и важный результат, главная гордость учителей – это выпускники. Тысячи юных граждан, ставших инженерами и врачами, экономистами и юристами, тружениками села и рабочими, учителями и преподавателями вузов, шахтерами и водителями…

2013 год юбилейный для Кузбасса: юбилей области, юбилей города и 55 летний юбилей школы №2. В преддверии школьного юбилея появилась необходимость собрать как можно больше информации о выпускниках и пригласить их на торжество. Было понятно, что информационные письма, объявления в местных газетах, местное телевиденье не дают возможности оповестить выпускников за пределами города и страны. Возникла идея обратиться к современным средствам коммуникации. Сайт у школы есть, но он не позволяет достигнуть нужной цели.

За пол года с момента создания этой страницы проделана огромная работа по сбору людей, фотографий. Я пока не видела аналогов, но хотелось бы, чтоб этой идеей воспользовались, и другие школы занялись поиском своих выпускников через всемирную паутину. За восемь месяцев работы страницы мною собрано 1140 человек (коллеги и выпускники разных лет). Выложено уже более 1300 фотографий (учителя школы, выпускники, фотографии города, школьные мероприятия). Когда я выложила презентацию с фотографиями выпускников разных лет и ее посмотрели за три дня 4889 раз, у меня дух захватило. Значит – это интересное дело и нужно продолжать.
Выпускники приходят в гости, повзрослевшие, понявшие, что школа была стартом для их теперешней жизни. Школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, им хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа - это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Ведь всем когда-то хочется оглянуться назад и задать себе вопрос: Какие они были, эти школьные годы? Школа учила жить, писать, считать, любить, дружить… Несмотря на значительность даты, по сути своей, школа ещё молода, в ней бурлит напряженная, динамичная, творческая жизнь. Ее дети, талантливы, жизнелюбивы, энергичны, они такие же, как и те, что вошли в нее первыми. Школа не мыслит себя без выпускников и гордится ими.

В процессе этой работы стало понятно, что это дело не для одного человека. Музей в нашей школе существует уже много лет. Учащиеся с руководителями, собирали информацию в различных направлениях: о Ленине В.И., о Великой Отечественной войне, Ветеранах труда, участниках боевых действий и многое другое. Как определить профиль музея? Мемориальный музей рассказывает о героях своего района или города; исторический рассказывает об истории города или района, в краеведческом наряду с историей представлены местная флора и фауна, литература и искусство. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея.

Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последние десятилетия у подростков заметно снизился интерес к краеведческой теме, поисковой работе.

Мой замысел направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы, родного города, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель создания - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

В перспективе планируется много работы. Нужно оцифровать и систематизировать материалы музея. Разработать единую систему хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Составить поясняющие тексты для экспозиций.

Подготовить презентации по различным темам школьного музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе. Учителя и ученики школы главные потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций.

Активизировать исследовательскую деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.

Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. Такая работа дает большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.

Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Школьные музеи за многие годы получили широкое педагогическое признание. В них ведется исследовательская, поисковая работа. Это позволяет пополнять фонды и архив музея, развивает у учащихся творческие навыки, формирует разнообразные умения (как взять интервью, как составить опись предмета, как оформить экспозицию, как делать и проводить экскурсию, работать с историческим источником и в архивах, писать работу по краеведению). Через ведение документации музея, учет и опись экспонатов, систематизируется имеющийся материал. Это воспитывает аккуратность, методичность.

В музее уместно организовывать творческие уроки общения основанные на материалах музейных экспозиций.

В процессе работы дети могут познать важность коллективной деятельности, учатся руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Первого сентября, поступившие в 1 класс дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.

Школьный музей это неотъемлемая и органическая часть школы. Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания.

Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Одной из задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.

Путешествуя по родному краю, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия, в музеях и архивах, учащиеся получат более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, школы научатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Являясь общественной инициативой, школьный музей не может существовать вне самых широких и разнообразных контактов. Причем это контакты не только с партнерами по образовательной деятельности (Управление образования, администрация школы и педагоги), но и с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями, находящимися на территории округа, с местными СМИ, а также с жителями района.

Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые могут оказать музею самую разнообразную помощь. Как бы подтверждая сложившийся на практике опыт сотрудничества с семьей, учащиеся также называют в числе первых помощников музея - родителей. Значит, в первую очередь нужно налаживать контакты с родителями. Они ведь и работают на этих предприятиях!

Кроме этого в школьном музее можно проводить конкурсы (чтецов, рисунков, сочинений), встречи с интересными людьми (ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил), музейный праздник (отмечать юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов; проводить уроки мужества, посвященные Дню Победы; различные благотворительные акции).

Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в воспитании учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность.

Как организовать массовое вторжение музейных ценностей в школьную жизнь? Как сделать так, чтобы духовные ценности прошлого и настоящего всё время жили бок о бок с людьми?
Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к школьным музеям.

Какой альбом сможет вместить фотографии всех, кто учился и учил, рос и набирался опыта, постигал азы наук и сеял разумное, доброе, вечное? Где найти место для неровных строчек, смешных рисунков, не представляющих важности ни для кого, кроме тех, кто сидит за теми же партами, видит те же самые школьные тополя, слышит долгожданные звонки с уроков и бегает по тем же коридорам? Что как не музей поможет нам сохранить эту память?!

Вот так я вижу предстоящую работу. Пока большая часть – это только планы, но ведь уже положен хороший старт. Когда я читаю отзывы и комментарии выпускников на своей страничке, мне понятно, что надо не только дело довести до конца, но и продолжать его в последующие годы. Учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю города и в целом историю России – нашей многонациональной Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Основные экспозиции Музея истории школы группировались не только по хронологическому порядку, они посвящены сферам школьной жизни и истории:

Выполнила: Лабуза Полина,

Руководитель: Васильева Лариса Минтагировна

Историческая справка

Историческая справка

Что такое музей?

Музеи бывают разные. Интерактивные музеи

Музеи бывают разные.

  • Виртуальные музеи обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет
  • Частные музеи это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами.
  • Ведомственные музеи ведомств, организаций и учреждений.
  • Школьные музеи входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, в его работу включены учащихся той или иной школы и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом.

Музеи моего города.

Цель:

Термины которые я открыл для себя в музее

  • Экспонат - предмет, выставленный на выставке, в музее.
  • Экспозиция - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия .
  • Раритет— предмет, ценностное значение которого заключается прежде всего в его редкости.
  • Реликвия — особо чтимый мемориальный предмет.

Правила поведения в музее.

Из результатов анкетирования я сделал вывод: Что большинство учеников знают о наличии школьного музея, но не все ребята, знающие о школьном музее, посещали его. И большинство учеников хотели бы принять участие в развитии школьного музея, в пополнении его экспонатами. И все ребята ответили, что школьный музей нужен т.к воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережному отношению к культурному и природному наследию.

  • Проводя исследовательскую работу, я узнал об истории создания школьного музея, о людях, которые создали его. Благодаря им наш музей работает и в настоящее время. Я понял, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. Также школьный музей осуществляет культурно-образовательное развитие наших учеников. Ведет большую просветительскую работу - это и экскурсии, и уроки, и учебно - исследовательская деятельность. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура. Музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина. Я думаю, что развитие школьного музея будет способствовать патриотическому и духовному воспитанию учащихся нашей школы.

Музей в школе - явление уникальное и необходимое. Главная задача - спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой родине, к людям, здесь живущим, привлечь внимание родителей и общественности, сделать музей - центром воспитательной работы школы. В своей работе я решил затронуть тему школьного музея. Мне захотелось познакомиться поближе с его экспонатами, а также с теми людьми, которые вносят огромный вклад в его развитие, побольше узнать о работе школьного музея.

Читайте также: