Как сделать щн

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)

– А как они пишутся? (Ответы детей.)

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч']. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

– Есть ли у [ч'] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)

– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.

I . Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь

II. Минутка чистописания.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

- Записываем число, классная работа.

Ж, Ш, Ч, Щ

- Какие буквы написаны на доске? (строчные)

- Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (согласные)

- Напишите эти буквы.

- Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)

- Придумайте слова с твёрдыми звуками, с мягкими звуками. (устно)

- Знаете, ребята, а ведь Крош принёс нам задание, которое выполнил сам:

Чя, чю, чящя, чясы.

Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки. Какое же правило забыл Крош? Давайте поможем ему!?

(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите. Сделайте фонетический разбор слова Чаща.

Чаща - 2 слога, ча-ща

ч [ч'] - согласный, глухой, мягкий

а [а] - гласный, ударный

щ[щ'] - согласный, глухой, мягкий.

а [а] - гласный, безударный.

III . Введение новых знаний.

- Ёжик и Крош написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?

птички птичьки

сказочный сказочьный

сочный сочьный

хищник хищьник

мощный мощьный

- В чем расходится написание слов?

(Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] и [щ’] - всегда мягкие звуки.)

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

Тема. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН

- Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

I V . Работа с учебником

С.48 упр. 19, упр.20

- Как написаны сочетания ЧК, ЧН, ЩН в словах? (Без ь знака.) Спишите слова, подчеркните эти сочетания.

Вывод: Звуки [ ч'] и [щ ' ] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без ь знака!

- Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН,ЩН.)

V . Физминутка:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал

- Не споткнулся, не упал.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

- Замените каждую группу слов одним словом, близким ей по смыслу и запишите. Подчеркните сочетание ЧК.

VI . Закрепление

- Ёжик и Крош нам приготовили задания. Они хотят проверить, кто быстрее всех читает и слова запоминает. (Слайд) Прочитаем хором.

Ёлочка и белочка,

щучка, тучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь ( на запоминание 25 секунд).

а) записать слова по памяти;

2 задание: ( Слайд)

Ваша мать пришла-

Бежит моло..о по выме..у,

Из выме..а по копыте..у,

Из копыте..а во сыру землю.

Какой он - мир сказо..ый?

Добрый и серде..ый,

-Скажите правила , которые надо знать

чтобы пропущенные буквы вписать.

- Запишите слова в два столбика (индивидуальная работа)

Клубничьный, прозрачный, печка, девочка, дочька, изящьный, прочьный.

Работаем самостоятельно каждый со своей карточкой.

VII . Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).

3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

VIII . Работа над орфоэпией.

- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

IX . Итог урока

- Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

- Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

- Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

- Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пиши без мягкого знака. (Слайд)

Домашнее задание: С.49 упр. 23.

- Вы сегодня замечательно работали. Ёжик, Крош и я вами гордимся! А дома я вас попрошу выполнить моё поручение, рассказать родителям о нашем открытии.


Представлен конспект урока для 2 класса "Правописание сочетаний ЧК,ЧН,ЩН" с презентацией . Цель урока :формирование правописания сочетаний чк, чн,щн.

Содержимое разработки

Урок русского языка во 2 классе .

Программа Л.Занкова.

Зозуля Н.Ю.

Тема : Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Цель : Формирование навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Задачи

-актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН;

-уметь определять способы обозначения мягкости на пистме.

Личностные УУД

-признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

--в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы ( подведение под понятие);

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Материально-техническое обеспечение урока:

-Полякова А.В. Русский язык:Учебник для 2 класса: В 2 частях.-Москва: Издательство «Просвещение",2012

Технические средства обучения:

-Подарим улыбку друг другу и пусть в нашем классе царит дружба, понимание и уважение.

II Актуализация знаний.

1.Работа с фразеологизмами.

-Обратите внимание на сочетания слов.Что это? (фразеологизмы)

-С какой целью мы с ними знакомимся?(чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной)

-Какой фразеологизм нам не подойдёт для урока ?

ушки на макушке(внимательно)

зарубить на носу(запомнить)

бить баклуши (бездельничать)

знать как свои пять пальцев(очень хорошо)

а) Разминка для ума

Разгадать ребусы. (забор, абзац, Москва, мороз)

-Что общего? (словарные слова)

б) Сравните слова.

-все ударения на второй слог

Москва-ж р. имя собствен., 6 букв

в) Работа в парах . Письмо по памяти

Проговариваем вслух орфографически. Самостоятельно. Запись по памяти.

Взаимопроверка по слайду. Оценить друг друга по линеечке правильность.

- С какой целью выполнили задание?

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении "запомнить".

г)Знакомство с новым словом

На кормушку к нам зимой прилетает птица.

С жёлтой грудкой пуховой шустрая (Синица)

-Что знаете об этих птицах?

-Как правильно пишется? (дети предполагают)

-Как быть? Где найти информацию? (словарь, взрослые, Интернет)

Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

-Считается, что название эта птичка получила по звукам, которые издаёт "зинь-зинь, синь-синь"

Знакомство с книгой В Бианки "Синичкин календарь" про синичку Зиньку, с которой происходят невероятные события каждый месяц года.

Вслух произносим слово, запись в тетрадь, ударение, безударную гласную.

3. Подведение к целеполаганию.

-Как сказать в уменьшительно-ласкательной форме? (синичка)

синичка или синичька

-Какую орфографическую задачу надо решить?

(Дети говорят правильный ответ, т к помнят , что ЧК пиши без ь)

-Запишите рядом слово "синичка"

-Может догадались какая тема урока? (Правописание сочетаний ЧК, ЧН )

-Какую поставим цель?( научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь)

Обращение к таблице. ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ

-Что вы уже знаете по теме?

-Что хотели бы узнать ещё? ( почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания , где не пишется Ь)

III Работа по теме урока.

1 Открытие детьми нового знания.

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении "быть внимательным

а) Стихотворение про синичку.

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И, чтоб ей полегче стало ,

ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

-Какое задания я хочу предложить? (выписать слова с ЧК)

-Какие слова запомнили? Письмо с проговариванием.

б) Составление кластера

-Какой звук одинаковый во всех словах? Что мы о нём знаем?

(согласный, шипящий, всегда глухой, непарный, всегда мягкий)

-Какой ещё звук подходит под все эти категории?(добавляю звук щ в кластер)

в) Работа в группах .

Выбор командира. чтеца, секретаря, докладчика.

-Посовещайтесь и скажите, почему с в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется ь? (потому что ч всегда мягкий)

Соединить слова в карточке, где надо писать ь, а где нет. Сделать вывод, может есть ещё какие то случаи, подходящие под наше правило. (есть сочетание щн)

-Расширьте тему и цель нашего урока.

-Сверим с правилом в учебнике. (с 90)

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении "очень хорошо знать"

2. Первоначальное закрепление.

а)упр. 174 с комментированием

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка.

3.Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой.

1 уровень- кто понял, но хочет ещё раз закрепить

2 уровень -кто все понял и хочет проверить свои знания

1 уровень Списать, вставить пропущенные буквы, если надо.

2 уровень. Поставь слова в уменьшительно-ласкательную форму. Запиши их.

Один 1 уровень на доске. Проверка с доской вместе с учителем. Самооценка.

2 уровень-самопроверка по слайду. Самооценка.

Новый фразеологизм. "Вот где собака зарыта"

-Что означает? (нашёл, что искал, докопался до истины)

-Найти , откуда пошло это выражение

-Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

-Что узнали? (таблица УЗНАЛ)

-Что понравилось? Что закрепили.

-Кого можно отметить?

Показ руками всё понял хорошо вверх. кое-что не понял- в стороны, ничего не понял- вниз.

План-конспект урока русского языка во 2 классе Тема

ЦЕЛЬ : формирование умения распознавать в словах сочетания чк, чн, чт, щн, нч и правильно их писать.

1. Актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн,нч.

2. Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь обучающихся, творческие способности.

3. Формировать навыки самостоятельности, умение работать в парах, группах.

4. Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок – открытие.

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приемы: наглядно - иллюстративный, словесный, репродуктивный.

Учебные пособия: учебник, толковый словарь, атлас-определитель, карточки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся, картинки: синичка, мудрая бабушка Сова; мультимедийное оборудование.

Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах, группах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

IV. "Открытие" новых знаний:

l Постановка проблемной ситуации

l Поиск решения

l Решение проблемы(открытие нового)

2. Работа над правилом.

3. Создание опорной схемы.

V. Физкультминутка.

VI. Упражнения на закрепление.

VII. Гимнастика для глаз.

VIII. Самостоятельная работа.

IX. Творческая работа.

X. Итог урока. Самооценка(Рефлексия).

XII . Домашнее задание.

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

II. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать маленькое открытие.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

А действительно ли так? Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какая орфограмма встретилась в словах?

Ноч?ка, поч?ка, доч?ка, ноч?ной, печ?ной, улич?ный, мощ?ный, хищ?ный.

- Сформулируйте тему урока. (Цель). Прочитайте её в учебнике на стр.124.

IV. "Открытие" новых знаний

-Прочитайте и отгадайте загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Объясните их значение? (Индивидуальная работа с толковым словарем)

Оглобли - в упряжи длинные жерди, укрепленные на передней оси и соединяющиеся другой.

Седёлка (седло) - сиденье для всадника.

1 ученик написал отгадку так: очки, а 2-й- очьки. Кто прав? (Ответы детей). Докажем.

- Выполните фонетический разбор этого слова. (Работа у доски и в тетрадях).

Оч|ки [А Ч , К , И] - 4 б., 4 зв.

- Какие буквы в слове обозначают мягкие согласные звуки?

- Почему К – обозначает мягкий звук?

- А что знаем про букву Ч? (Ч всегда обозначает мягкий согласный звук, поэтому его мягкость не нужно обозначать на письме и никакая буква не указывает на его мягкость).

ЧК пишем без Ь!

Речка, хищный, мощный, печник, мачта.

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкий согласный звук. Обозначьте зеленым кружком.(на доске)

- Попробуйте сформулировать правило. (Вывод фиксируем на доску: ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ пишем без Ь)

- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните чк, чн, чт, щн

- Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 125

- Какое буквосочетание пропущено в правиле? (Пропущено буквосочетание ЧТ. Оно тоже пишется без Ь). Придумайте ещё слова с этим буквосочетанием. (почта, чтение). Допишите эти слова в тетрадь.

3. Уточняем тему урока: правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.

V. Продолжение работы по теме урока

4. Измени слова так, чтобы в них появилось новое буквосочетание (по 1 чел. у доски)

Лимон - _______________________________________

-В каких словах написание буквосочетания вызвало затруднение? (птенчик, лимончик) Почему? (Появилось новое буквосочетание НЧ)

- Как его написали? Допиши слова в тетрадь.

5 .Дополняем тему урока : правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Придумайте ещё слова с этим буквосочетанием (одуванчик, карманчик)

VI. Физкультминутка

VII. Речевое развитие.

1 .Работа над правильным произношением слов

-Очень часто слова КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО люди произносят так, как пишут. Запишем слова в тетрадь и запомним их написание.

- А как их правильно произносить?

Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь – то я послушный!

- Молодцы! Как можно озаглавить текст? (ПОМОЩНИК)

VIII. Упражнения на закрепление

1. Работа со словом ПОМОЩНИК.

- А вы как помогаете маме?

- Сейчас мы узнаем, кто из вас настоящий помощник.

Салат, винегрет, щи, суп, котлеты, каша, омлет, блины, чай, компот.

- Из данных слов выбери только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Запиши их в столбик. Подчеркни буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

- Из слов-помощников выбери те, которые назовут из чего приготовлены блюда. Изменяя слова по вопросу – какой? или – какая? напишите их рядом. Прочитайте названия.

(Слова-помощники: молоко, овощи, гречка, клубника)

Взаимопроверка в парах.

Проверка: Слайд 5

IX.. Гимнастика для глаз

X. Творческая работа в группах

Слайд (Как составлять синквейн?)

Задание 1 группе

2. Яркая, _________________________________

(см. другие задания в приложении)

Самопроверка. Оценивание.(цветные поля). Взаимопроверка (по шаблону).

2. Работа над правильным письмом.

- Работа над правописанием – очк и – ечк в словах. (Пишутся без ударения)

Коза – коз…ка Семя – сем…ко

Роза – роз…ка Сито – сит..ко

3 . Самостоятельная работа

(Задание для девочек и задание для мальчиков см. в приложении)

Разноуровневые задания

Вариант 1.Спишите. Выделите орфограмму ЧК, ЧН.

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. Собачка не видит кошечку.

Вариант 2.Спишите. Выделите орфограмму ЧК, ЧН. Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. В доме тепло.

Вариант 1.Спишите. Измените слова так чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧК.

Крошка - …, …; булка - …, …; ночь - …, …; цветы - …, …; огурец - …, …; дача - …, …; лодка - …, …; потолок - …, …; чулок - …, …; горчица - …, … .

Вариант 2.Спишите. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН.

Тряпка - …, …; сказка - …, …; игрушка - …, …; пушка - …, …; ежевика - …, …; желток - …, …; теплица - …, …; пряник - …, …; кулаки - …, … .

Вариант 1.Придумайте и запишите с этими словами небольшой рассказ (стихотворение).

Синичка, птичка, водичка, черничка .

Вариант 2.Придумайте и запишите с этими словами небольшой рассказ (стихотворение).

Бабочка , лавочка, грибочки, цветочки.

X I. Итог урока. Самооценка

- Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ пишется без Ь) Слайд 6

- Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ. Зачем нам надо знать об их правильном написании? Когда потребуется применение новых знаний?

Вот и чудо совершилось,

И открытие свершилось.

- Оцените и вы свою работу на уроке:

Кружки "зеленый" - работал хорошо

"желтый" - работал с недочётами

"красный" - работа не удалась.

XII. Домашнее задание. Стр.125 упр.184. Оценки за урок.

Салат, винегрет, щи, суп, котлеты, каша, омлет, блины, чай, компот.

(Слова-помощники: молоко, овощи, гречка, клубника)

1.Образуй слова по образцу:

Река – речка - речной

Девочька, ручка, удочька, жучка, бочка, анечка.

1.Образуй слова по образцу:

Река – речка - речной

Девочька, ручка, удочька, жучка, бочка, анечка.

Задание 1 группа

2. Яркая, ______________________________

Задание 2 группа

2. Голубенькая, ______________________________

Задание 3 группа

2. Жёлтая, ______________________________

Задание для девочек:

Напиши ласково имена мальчиков:

Задание для мальчиков:

Напиши ласково имена девочек:

Задание : исправь ошибки, допущенные в тексте. Озаглавьте его.

Бабочьки бывают ночьные и дневные. дневные бабочьки – яркие, красочьные. На коньчиках их усиков крошечьные шарики. ночьные Бабочьки выглядят проще. Их крылышки покрыты Ворсиночками.

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки – яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки выглядят проще. Их крылышки покрыты ворсиночками.

Читайте также: