Как сделать художественный пересказ

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами; доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы:

· Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

· Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

· Последовательность и связность пересказа.

· Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

· Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий по пересказу:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети.

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных ошибок в практике является стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения.

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста (СНОСКА: Дьяченко О. М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой. //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. – М.,1980). После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ.

Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Некоторые методисты считают возможным уже в старшей группе подводить детей к новому виду пересказывания – от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо запомнят и осмыслят текст.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знакомых сказок и рассказов по предложению воспитателя или выбору самих детей.

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

Художественный пересказ - это творческий способ устного (а иногда - письменного) перевоссоздания художественных текстов, при котором рассказчик организовывает собственную словесную материю, преподносит слушателю или читателю собственную интерпретацию второстепенных деталей произведения, но при этом оставляя неизменной фабулу и основную мысль книги или её пересказываемой части.

Художественный пересказ - это творческий способ устного (а иногда - письменного) перевоссоздания художественных текстов, при котором рассказчик организовывает собственную словесную материю, преподносит слушателю или читателю собственную интерпретацию второстепенных деталей произведения, но при этом оставляя неизменной фабулу и основную мысль книги или её пересказываемой части.

Художественный пересказ - это творческий способ устного (а иногда - письменного) перевоссоздания художественных текстов, при котором рассказчик организовывает собственную словесную материю, преподносит слушателю или читателю собственную интерпретацию второстепенных деталей произведения, но при этом оставляя неизменной фабулу и основную мысль книги или её пересказываемой части.

Художественный пересказ - это пересказ с максимально сохраненными художественными особенностями прочитанного


Редкий урок литературы проходит без пересказа. Разнообразие видов пересказа оживляют урок и повышают интерес к чтенеию и в конечном итоге уровень речевого развития. В статье предложены виды пересказы и алгоритм обучению пересказа, перечислены приемы подготовки пересказа текста.Цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное или услышанное.

Содержимое разработки

Виды пересказа на уроках литературы

Редкий урок литературы проходит без пересказа Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития. Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу научного текста.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);

беседа - анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;

расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

На уроках литературы применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Готовя школьников к пересказу, учитель стремится предупредить возможные недостатки. Недостатки подобных пересказов обычно следующие: 1) неумение начать;

2) подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных;

3) резкое обеднение языка.

Первую фразу дети стараются заучить наизусть. Нужно рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно, надо учить начинать по-своему.

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных частей. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части, пересказать ее более подробно.

Иными словами, полезен выборочный пересказ, который приучает школьников извлекать из текста нужные фрагменты и передавать их точно, подробно. Как видим, различные виды пересказа тесно связаны между собой.

Выборочный пересказ

Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.

Выборочный пересказ бывает нескольких видов.

Немалый интерес представляет параллелизм в пересказе.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

Выбирать материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по другим признакам.

Сжатый пересказ

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.

Обучение всем этим формам работы над текстом, в общем, идет параллельно, однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и выборочного) дети переходят к пересказу сжатому; он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли всего произведения - это результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.

Возможен и обратный путь, иногда он даже удобнее: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу (с диалогами, с деталями, художественными средствами языка).

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.

пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Обучение пересказу

Первичное чтение без установки на пересказ;

Второе чтение текста с установкой на запорминание;

Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются);

Работа над текстом;

Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности;

Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста;

Лексико-грамматическое упражнение (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений);

Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, деление текста на части);

Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на уроке);


-75%


Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание. Как же научить ребёнка пересказывать текст?

Ведь с необходимостью пересказывать тексты различного содержания ребёнку приходится сталкиваться практически каждый день. Подобное умение – один из важных факторов успешности ребёнка при обучении в школе.

Что нужно, чтобы ребёнок мог легко пересказывать любые тексты? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Содержание

uchim-rebjonka-pereskasyvat-tekst.jpg

Вид пересказа определяет, как над ним работать

Нужно иметь в виду, что виды пересказов бывают разными:

В младших классах:
— пересказ-вспоминание текста по картинкам.
— пересказ по наводящим вопросам.

Виды пересказа постепенно усложняются с переходом ребёнка в последующие классы. И будет лучше, если родители заранее знают, что ждёт ребёнка в старших классах, и к чему его готовить.

В старших классах:
— пересказ параграфа по изучаемой теме. Это изложение содержания параграфа своими словами, как правило, очень близко к тексту, поскольку в таких текстах много мелких, но значимых деталей. Предметы: природоведение, география, биология, история, физика, химия.

— краткий пересказ текста. Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.

— пересказ части текста. Такие задания, как правило, даются на уроках. Цель: найти ту часть текста, которая является ответом на вопрос или подтверждением какой-либо мысли или утверждения.

— доклад на конференции. Это заранее подготовленная письменная речь на основе учебной и научно-популярной литературы. Иногда его просто зачитывают, но рассказ без бумажек производит гораздо лучшее впечатление.

— монолог с высказыванием собственного мнения о поступках героев или о событиях, описываемых в тексте (предметы: обществознание, история, литература; отрывки из художественной литературы).

— пересказ событий от своего имени или от третьего лица; инсценировки текста. Это виды пересказов, которые предполагают творческий подход.

Как мы видим, тексты для пересказа могут быть самыми разными. Это и тексты из учебной литературы, и научные тексты, и научно-популярные, и художественные.

Соответственно, работа над подготовкой пересказа также различается, в зависимости от вида пересказа.

Секреты человеческой памяти

Иногда приходится слышать: у ребёнка плохая память, он не может запомнить текст. Но мало кто задумывается над тем, почему же у него память плохая? И можно ли что-то сделать, чтобы она стала лучше? Чаще просто констатируют: не повезло ему с памятью. А значит, и пытаться запомнить содержание текста бесполезно. На самом деле дело не в том, что у ребёнка плохая память. Просто надо знать некоторые особенности её функционирования.

Сегодня весьма распространено мнение, что нет никакой необходимости удерживать в памяти множество фактов – ведь можно в любой момент заглянуть в компьютер и найти нужную информацию. Зачем загромождать память ненужными сведениями? Но это – глубокое заблуждение! Люди, которые жалуются на плохую память, скорее всего, жалеют свой мозг и боятся его перегрузить.

Вспомните, что происходит с людьми, которые мало двигаются? У них слабеют и атрофируются мышцы. То же самое происходит с нашим мозгом. Ему тоже нужна физкультура. Наша память тем лучше, чем больше мы заставляем её работать. И чем больше информации содержится в нашей памяти, тем легче запоминать новую. Мозг можно и нужно тренировать.

Трудности при запоминании информации обусловлены тем, что мы можем одновременно удерживать в памяти от семи до девяти элементов информации. Если мы хотим запомнить эту информацию на более долгий срок, мы должны её несколько повторить. Желательно по определённой схеме.

А как учит уроки большинство школьников? Обычно выглядит это так: делаем письменные задания, устные читаем один или два раза. Чаще всего на этом подготовка заканчивается. То, что прочитано, к следующему уроку благополучно забывается.

Что уж говорить о переводных или итоговых экзаменах? К этому времени улетучиваются остатки знаний. Речь, разумеется, не обо всех школьниках. Но о многих. И дело не в том, что они глупые и бестолковые. Совсем нет. Среди них есть очень толковые и сообразительные ребята, которые могли бы добиться значительных успехов, если бы знали некоторые секреты о свойствах своей памяти.

Кто плохо читает, тот плохо пересказывает

Определённо будут затруднения с пересказом текстов, если ребёнок плохо читает. Пока не будет устранено это препятствие, пересказ текста может стать непреодолимым препятствием.

Доказанный факт: чем быстрее человек читает, тем лучше он запоминает текст. Судите сами: если пятиклассник читает по слогам, сможет ли он подготовить пересказ текста в несколько страниц? Ведь он наверняка забудет даже то, что было в начале предложения, когда доберётся до последнего его слова.

Поэтому надо начинать работу над улучшением техники чтения.

Требования, которые предъявляются к устной речи школьника

Есть определённые требования к речи школьника (да и взрослого тоже). Речь говорящего будет производить очень хорошее впечатление, если следовать следующим требованиям:

— логика, последовательность изложения событий; умение не перескакивать с одной мысли на другую, не отвлекаться на ненужные детали, придерживаться общей линии повествования;

— чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения;

— развитая речь, использование разнообразных языковых средств (богатый словарный запас, умелое и уместное употребление синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность);

— правильность речи с точки зрения грамматики; правильная расстановка ударений;

— отсутствие слов-паразитов.

— умение начать свой рассказ, продолжить (развить свою мысль) и закончить.

Как подготовить пересказ близко к тексту

Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста; нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.

С чего начать

Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.

Выписываем термины и просто незнакомые слова

Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.

Составляем краткий конспект

Читаем ещё раз

На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.

Пересказ текста

Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.

Смена деятельности, отдых

Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.

Повторный пересказ

Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.

Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.

В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.

Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?

В школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме, отстаивать собственную позицию или выступить в какой-либо роли.

Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы. Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать собственное мнение.

Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.

То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.

Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.

И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.

То есть, нужно побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение, делать выводы.

Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.

Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.

Необходимо уточнить\ заметить, что …

Нет сомнения в том, что…

В дополнение к сказанному …

Пересказ текстов с последовательным изложением фактов или событий

У многих детей вызывает затруднение пересказ, в котором нужно соблюсти определённую последовательность событий, не нарушая при этом логику повествования и не перескакивая с одной мысли на другую. В таких текстах, как правило, каждое последующее событие является следствием или продолжением предыдущего. Здесь важно не потерять нить, не разорвать смысловую цепочку.

В этом случае также необходимо разделить текст на смысловые части, составить план-конспект. Но при повторном чтении и при пересказе необходимо делать упор на выявление причинно-следственных связей (что из чего следует).

При пересказе текстов с последовательным изложением фактов или событий можно использовать следующую лексику (там, где это уместно): сначала; до этого; после этого; в течение; периодически; затем; между тем; в заключение…

Как подготовить краткий пересказ текста

Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.

Пожалуй, это самый сложный вид пересказа, так как здесь требуется своими словами передать суть рассказа. То есть, требуется уловить самое главное в тексте и отбросить незначимые детали.

А это, как правило, вызывает у детей трудности.

Такого рода пересказ нужно начать сразу после этапа ознакомительного чтения. Предложите ребёнку ответить на вопросы: О чём (и о ком) шла речь в целом? Какое событие в центре повествования?

Учить пересказу надо с дошкольного возраста!

Обучение пересказу начинается с того момента, когда родители прочитали ребёнку первую книжку. Первые книжки они будут перечитывать много раз. Потому что об этом будет просить ребёнок. Он захочет услышать содержание одной и той же книжки снова и снова, иногда доводя родителей до исступления.

Но эту детскую особенность нужно использовать во благо. А именно: иногда заменять слова, сюжетные ходы. Ребёнок будет возмущаться – он заметит любую неточность. Вот и пусть поправляет родителей, как должно быть на самом деле. Очень нехитрый приём. Но очень действенный и полезный.

Иногда маленькие дети имитируют чтение: кладут перед собой книжечку и пересказывают её содержание, делая при этом вид, будто читают. Тоже очень полезное занятие: развивается речь, появляются навыки пересказа.

Ребёнок становится постарше, и усложняется содержание книжек. Если читают родители, а не он сам (не умеет, не научился), просите его напоминать каждый раз, на каком месте остановили чтение в прошлый раз. О чём шла речь? С какого места мы должны начать чтение книги?

Если ребёнок просит включить мультик – спросите, какой включить. Подыграйте: а что за мультик, интересный? О чём? Вот я не смотрела, расскажи, о чём. Давай вместе посмотрим…

Если мультфильм знакомый, уже смотрели вместе, уточните детали: это про девочку…? Про зайчика…? Ребёнок с удовольствием вам напомнит, о чём мультик. Особенно, если вы составите ему компанию и посмотрите вместе с ним.

Надо только иметь в виду, что ребёнок будет рассказывать только в том случае, если вам это действительно интересно, и вы с ним на равных. То есть, вы – собеседники. Только так, ненавязчиво и искренне, вы сможете привить ребёнку первые навыки пересказа.

Заключение

Для того, чтобы научить ребёнка пересказывать тексты, нужно учитывать следующее:

— тексты бывают разные. Работа над пересказом текста также различается, в зависимости от поставленной задачи и особенностей текста.

— При подготовке пересказа нужно учитывать тип памяти ребёнка.

— Ребёнок должен хорошо и быстро читать.

— Нужно знать требования, которые предъявляются к устной речи, в том числе к пересказу.

Читайте также: