Как сделать хронотоп произведения

Обновлено: 02.07.2024

Время и пространство в литературе – это важнейшие свойства образа.

Структура художественного времени в произведении

Ни одно из художественных произведений не существует в пространственно-временном вакууме. Так или иначе, в произведении всегда присутствует пространство и время. Необходимо понимать, что художественное пространство и время не являются абстрактными и физическими категориями. В искусстве пространственно-временная система координат весьма специфична. Впервые на значимость пространства и времени указал Г. Лессинг. Теоретики 19 и 20 века доказали, что художественное время и пространство являются не просто значимым, а зачастую определяющим компонентом литературного произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Хронотопы

В современном литературоведении понятие хронотоп является универсальным и обозначает сформировавшуюся пространственно-временную модель. М. М. Бахтин хронотоп понимал более узко – как встречающуюся в произведении устойчивую модель.

  • Модель нулевого пространства и времени
  • Циклическая модель
  • Линейная модель
  • Модель параллельного времени и пространства.

С линейной моделью связана культура реализма. Пространство в данной модели бесконечно распахнуто во все стороны, а время направлен от прошлого к будущему. Такая модель преобладает в сознании современного человека. Она отчетливо прослеживается в большом количестве художественных текстов нескольких последних столетий. Например, произведения Л. Н. Толстого. каждое событие в линейной модели признается уникальным и может случиться лишь один раз. Человек в данной модели понимается как постоянно меняющееся существо. Линейная модель открыла психологизм. Так же с ней связан и принцип историзма, когда человек стал восприниматься как продукт своей эпохи.

Эти модели в сознании человека существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют.

В современном эстетическом сознании осваивается еще одна модель. Она пока не имеет четкого названия, но в этой модели допускается существование параллельных пространства и времени. Смысл этой модели заключается в том, что мы живем по-разному в зависимости от системы координат. Но эти мира при этом не изолированы, они имеют точку пересечения. Эта модель активно используется в литературе 19 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предсавлены презентация и тезисы работы. Рассмотрен хронотоп в сказке, лирическом, эпическом, драматическом произведениях.

Актуальность данной работы- для понимания смысла произведения чрезвычайно важно понимание образа пространства и времени.

Для решения поставленной цели надо выполнить следующие задачи:

2.Проанализировать произведения различных жанров.

4.Сделать выводы по проведенному исследованию

Объектом исследования является анализ произведений.

Предмет исследования - хронотоп в произведениях художественной литературы.

Практическая значимость темы: результаты полученных исследований по рассматриваемой теме можно использовать на уроках литературы, спецкурсах и подготовке к ЕГЭ по литературе.

Как в реальном мире события происходят во времени и в пространстве, так и в художественной действительности существует художественное время и художественное пространство.

В литературе хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности того или иного произведения определяются именно хронотопом.

Литературные хронотопы имеют также и сюжетное значение, они являются организованными центрами основных описываемых автором событий. Хронотоп, как единство времени и места действия произведения, не только определяет обстоятельства и формы общения, но и определенным образом поддерживает принятое отношение к этим обстоятельствам.

Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете характером эстетического явления. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу и др.

Время в художественной литературе обладает определенными свойствами, связанными со спецификой художественного текста, его особенностями и авторским замыслом. Время в тексте может иметь четко определенные или, наоборот, размытые границы (события, например, могут охватывать десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться / не обозначаться в произведении связанными с историческим временем или временем, которое автор устанавливает условно.

В художественном произведении время может быть многомерным. Нередко нарушается последовательность событий, и большую роль играют те самые временные смещения, нарушения временной последовательности повествования, что и характеризует свойство многомерности, влияющее на авторское деление текста, на смысловые отрезки, эпизоды, главы.

Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства.

В духе Бахтина все искусства можно разделить в зависимости от их отношения ко времени и пространству. Существуют временные искусства (музыка), пространственные (живопись, скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие пространственно-чувственные явления в их движении и становлении.

Хронотоп в сказке

Сказочное время тоже особое. Время появляется тогда, когда происходят события, об их внезапности говорят слова вдруг, откуда ни возьмись, а между событиями просто сообщается: на другой день, или наутро. Заканчивается действие –заканчивается и сказочное время: и стали жить- поживать и добра наживать – всё, время остановилось. Благодаря особому сказочному хронотопу мы попадаем в фантастический мир, непохожий на тот, в котором живём. В нем возможны невероятные события, превращения, в нем оживают неодушевлённые предметы, разговаривают животные. Представьте себе, что такие события происходили бы в обычной жизни! Тогда не было бы народной волшебной сказки: для неё необходим именно такой нереальный хронотоп.

Хронотоп в прозаическом произведении

Печорин приехал в Тамань поздно ночью. В этом городе он провёл сутки, а на следующий день уехал в Геленджик – мы сразу понимаем: это недолгая остановка в его бесконечной дороге. Художественное пространство в экспозиции повести построено на противопоставлении двух картин – первой, будничной, где отсутствуют простор, краски, движение; во второй, поэтической, простор появляется, но с ним и некая тревога, о чём говорят олицетворения: избушка стояла избочась, и берег спускался обрывом к морю, и волны с беспрерывным ропотом плескались .

Ещё большее значение приобретает художественное время в романе в целом: оно определяет композицию произведения и является одним из главных средств воплощения авторской идеи. Так хронотоп, созданный посредством слов, сохраняющих буквальное значение, создаёт впечатление, что перед нами настоящая жизнь, всё, как в реальности.

Хронотоп в лирическом произведени.

Чудесно и лирическое время. Прошлое ожило, оно присутствует сейчас. Недаром форма настоящего времени глаголов сменяет прошедшее время: посетил, провёл, ушло, переменилось, переменился – и объемлет. О настоящем времени говорят слова: уже старушки нет, не слышу – но, несмотря на отрицание, образ няни оживает в памяти. Оживают мысли и чувства того времени, когда поэт жил в ссылке: иные времена, иные волны. А потом появится мысль о будущем, когда племя младое, незнакомое сменит нынешнее поколение и внук услышит… приветный шум сосен и вспомянет о поэте.

Силой мысли поэт раздвигает завесу времени, утверждает вечность прекрасного. Если человек относится к жизни не со слепой покорностью общему закону, а активно преобразует её силой любви и творчества, оживляя прошлое и проникая в будущее, от его духовной деятельности зависит самый ход истории.

Хронотоп в драматическом произведении

Действие происходит в доме Фамусова и длится одни сутки, в которые вмещается множество событий – от ночного свидания Софьи с Молчалиным до отъезда Чацкого, успевшего пережить мильон терзаний. Концентрация такого количества событий придаёт действию динамизм, пьесе – сюжетную остроту. Обратим внимание также на некоторые мысли, которые раскрываются средствами хронотопа. Действие комедии начинается утром, а утро – это начало не только дня. Ведь Чацкий появляется в доме Фамусова полный светлых надежд, это его утро. И для Софьи это утро наполнено прекрасным чувством любви. Вечер – это конец надежд для обоих героев.

Так же значимо и пространство. Чацкий вернулся из путешествия, из мира в дом. Ему кажется, что этот дом для него родной. Но в ходе пьесы выясняется, что Чацкий здесь чужой, и герой бежит отсюда.

Итак, в художественной действительности художественное время и пространство составляют единый образ – хронотоп, который является средством выражения художественного содержания. Благодаря хронотопу художественная действительность произведения воспринимается как целостность, как сама жизнь.

В каждом произведении время и пространство находятся в единстве. Это единство художественного времени и художественного пространства является одной из тех категорий художественного текста, которые соединяют различные элементы художественного текста в одну единую, сложную систему.

Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать, что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории, хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос, что же такое время и пространство. Искусство же и вовсе имеет дело с весьма специфичной пространственно-временной системой координат. Первым на значимость времени и пространства для искусства указал Г. Лессинг, о чем мы уже говорили во второй главе, а теоретики последних двух столетий, особенно ХХ века, доказали, что художественное время и пространство не только значимый, но зачастую определяющий компонент литературного произведения.

[1] См.: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конева Валентина Петровна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Конева Валентина Петровна

Сюжетнокомпозиционная функция пейзажа в рассказах И. А. Бунина на материале произведений до 1917 года

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ ХРОНОТОПА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Ключевые слова: хронотоп, топоним, доминанта, дейктик, функционально-текстовая парадигма, континуум, дискретность.

Понятие хронотопа значимо для интерпретации художественного текста, так как время и пространство являются конструктивными принципами его организации.

По мнению исследователей, пространство в художественном тексте, с одной стороны, отражает все существенные свойства пространства как объективной бытийной категории. В этом случае мир может быть представлен

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Как отмечают исследователи, топонимы выполняют текстообразующую, моделирующую функцию. Помещая персонаж в определенную среду, автор определенным образом характеризует персонаж, предопределяя его характер и дальнейшее развитие сюжета. Не забудем, что данный рассказ представлен по форме письмами героини, поэтому характеристика пространства дана через восприятие героини. Определение пространства конкретизаторами: одинокая страна, чужая страна, вечный дождь, все угрюмо, черно, темнота и мрак -предполагает как следствие этого ощущение героиней одиночества, потерянности в этом мире.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рождается новая оппозиция: реальный мир / иной мир.

Налицо динамика пространств: географическое - точечное -психологическое - космическое, что задается художественным замыслом автора.

В основе бунинской эстетики и антропологии лежит идея общей души. Она связана с тем, чему современное естествознание дало название генетической памяти. Искусство, по Бунину, основано на психологической однотипности людей. Каждый несет в себе колоссальные неподнятые пласты эмоциональной памяти предков. Разница лишь в степени актуальности этой памяти. Смысл эстетического акта - пробудить в каждом дремлющую генетическую память. Назначение искусства - разделить переживаемые ощущения, состояния, чувства с другими.

Таким образом, мы видим, что динамика художественного пространства в рассказе задана интенцией автора, его художественным замыслом.

Время - такой же обязательный атрибут денотативного пространства текста, как и пространство. Время характеризуется событиями, их развитием и последовательностью.

Аналогично характеристике пространства можно и о художественном

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

времени сказать, что оно объективно-субъективно: с одной стороны, автор передает поток событий подобно реальному времени, а с другой, - меняет его ход, размывает, размыкает границы, нарушает однонаправленность, выделяет отдельные моменты времени и сжимает, пропускает другие. Именно последнее и представляет интерес для интерпретатора художественного текста.

Подчеркнем, что повествование в анализируемом нами рассказе субъективно, оно идет от лица героини (от 1 -го лица), что воплощено в адекватной этому форме: рассказ этот - несколько писем героини (если точно, то 14).

Так, с первых страниц рассказа противопоставляется время вечное и сиюминутное. Письма героини, на самом деле, - повод к размышлению о вечном, об устремлениях человека, о его потребности в счастии понимания, о культуре, о быстротечности жизни и ее смысле, о назначении искусства. Это вечное время и прорывается в сентенциях героини. Этому функционально-смысловому типу речи соответствует диалогизация монолога: героиня задает цепь вопросов воображаемому собеседнику.

«. Я все еще под впечатлением чего-то непонятного и неразрешающегося, но прекрасного, чем я обязана Вам, - объясните, что это такое, это чувство? И что вообще испытывают люди, подвергаясь воздействию искусства? Очарование от человеческой умелости, силы? Возбужденное желание личного счастья, которое всегда, всегда живет в нас и особенно оживает под влиянием чего-нибудь, действующего чувственно, -музыки, стихов, какого-нибудь образного воспоминания, какого-нибудь запаха? Или же это радость ощущения божественной прелести человеческой души,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Эти вопросительные конструкции наполнены лексемами, называющими отвлеченные понятия (очарование, человеческая умелость, сила, желание счастья, радость ощущений, прелесть человеческой души). Бунин не только виртуозно использует ресурсы лексики, но и реализует морфологические потенции слов, субстантивируя прилагательные и причастия (непонятного, неразрешающегося, прекрасного). А сами предметы размышления -человеческая душа, жизнь?

Все отчетливее звучит мотив, что все по воле Божией и даже, возможно, сами наши устремления к другой Душе.

Художественное время опирается на определенную систему языковых средств. Прежде всего, это система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставления.

Формы времени выступают как сигналы различных субъектных сфер в структуре повествования. В тексте три времени: настоящее, в котором сосуществуют он и она; прошлое, в котором есть она; и будущее, в котором она мыслит его. В настоящем она ищет в нем то, чего нет у нее, отсюда антиномии, пронизывающие повествование: не знаю, не умею, не могу, не вижу, не хочется, не имею - знаете, творите, видите, высказываете, пишите, отдаете. Будущее связано с надеждой на его отклик. Как заклинание, звучит: вы объясните, вы ответите, напишите мне, вы скажите .Прошлое она насыщает информацией о своей жизни ДО, чтобы облегчить его ПУТЬ к НЕЙ.

Кроме того, используются лексические единицы с темпоральной семантикой (наречия времени, предложно-падежные формы существительного), они служат для выражения конкретного времени (вчера, нынче, теперь, иногда, ночью, полдень, утренние часы) либо длительного, повторяющегося (навеки забросила судьба, целый день сыплется дождь, всегда много читала, желание счастья всегда живет в нас, опять пишу, опять дождь, опять остаюсь, опять возвращаюсь, все еще под впечатлением). Для актуализации вечного времени

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

значим глагол быть в настоящем времени, именно он оформляет ключевые сентенции текста:

Синтаксическое настоящее время используется для оценок, характеристики предметов окружающего мира, для выражения состояния человека и среды.

1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 534 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975.- 504 с.

3. Бунин И.А. Неизвестный друг // Бунин И.А. Собрание сочинений в четырех томах. - М.: Правда, 1988. - Том III. - С. 39-47.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Читайте также: