Как сделать хронологию по истории

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 16.09.2024

У любого слова есть не только своя история происхождения, но и дата возникновения. Какие-то из слов, как и известные люди, более популярны, они очень часто встречаются в речи. Поэтому то их значение знакомо большому числу людей. Точно как и люди, слова могут со времени умирать, при этом они становятся архаизмами.

Общие сведения

СПРАВКА! Архаизмы — это устаревшие термины, на данный момент больше не употребляющиеся в письме и в речи.

По этой причине, для того, чтобы узнать смысл слова, нужно познакомиться с ним поближе. Узнать определение недостаточно, нужно также узнать его область или сферу применения, орфографию, этимологию, имеющиеся синонимы и антонимы и некоторую другую информацию.

Чтобы узнать, что такое хронологический порядок, нужно провести детальный анализ этого слова.

Под хронологией понимают последовательность или перечень определенных событий (обычно исторических) в том порядке, в котором они происходили с какого-то отрезка времени. Кроме того, под этим словом понимается наука, занимающаяся изучением этих событий.

Подробности

Синонимы

Синонимов у слова хронология предостаточно. Взять их можно прямо из толкового словаря. Перечень синонимов:

для чего может понадобится выстраивать события в хронологическом порядке

В этих книгах хронология нарушена

Определение хронологического порядка

Например, если преподаватель просит расположить события в хронологическом порядке, это означает, что нужно расписать их по датам, начиная с самого раннего и закончив самым последним.

Зачем необходимо устанавливать хронологию событий

Поняв, что такое хронология и хронологический порядок, стоит понять, для чего может понадобится выстраивать события в хронологическом порядке. Ученики в школе делают задания такого плана для того, чтобы получить хорошую отметку. Но для чего же этим занимаются ученые, которые создали даже целую науку для этого занятия.

хронология несёт для общества какую-то пользу

Возможно, хронология несёт для общества какую-то пользу. Давайте посмотрим, что означает хронологический порядок с научной точки зрения и какова его ценность в современном мире.

Бытует мнение, что человек, не знающий историю своей жизни, семьи, города, страны, планеты, не представляет из себя ничего. Помимо этого, люди всегда учатся на своих ошибках. А если они ничего не знают о прошлом, то на чем же им учится. Значит, они будут продолжать постоянно ошибаться в одном и том же.

Для того, чтобы полноценно изучать историю, нужно анализировать прошедшие события и их последствия. Это можно сделать, если все исторические этапы известны и расположены в чётком порядке. Для этого и нужна такая наука, как хронология, занимающаяся изучением и представляющая правильную последовательность дат и событий.

Использование

Ответ на этот вопрос довольно прост. Хоть само понятие и звучит достаточно сложно, но задания с этим словосочетанием часто дают учеником на уроках истории или других. Обычно нужно расположить какие-то события или битвы в хронологическом порядке, сформировать семейное древо и тому подобное.

На уроках литературы тоже можно услышать описываемое словосочетание, например, при описание жизни поэтов или писателей, рассмотрении истории его творческого пути.

СПРАВКА! Не исключение и уроки биологии, на которых исследуется эволюция человека и хронология событий тоже имеет большое значение.

Использование понятия в повседневной жизни

Описываемое понятие встречается не только в образовательной или научной сфере, но и в обычной жизни. К примеру, многие молодые представительницы женского пола часто занимаются ведением дневников, в которых записывают все произошедшие с ними события за день, имеющие для них значение. Дневники нужны для выражения своих мыслей и анализирования поступков. Помимо этого, они имеют на своих листах всю историю жизни их обладательниц, представленную в хронологическом порядке.

Помимо этого, это понятие используется в телевизионных программах. К примеру, по итогам года делается выпуск перечня вышедших за прошедший год песен или хронология фильмов.

В сети интернет часто можно встретить поисковую систему, в которой фильмы тоже можно расположить в хронологическом порядке их появления на экранах. Это значительно облегчает поиски, так как кто-то хочет смотреть только новинки, а кто-то, наоборот, старые фильмы.

Выходит, что описываемой в данной статье понятие обладает большим значением для развития и функционирования человечества. Также, как и сама наука под названием хронология.


В статье автор пытается выявить эффективные способы формирования хронологических умений по истории в основной школе.

Ключевые слова: история, хронология, методы и приемы.

Проблема изучения хронологии волновала многих ученых, методистов и педагогов, они связывали ее с наглядными средствами обучения. Вагин Александр Андреевич использовал в хронологии такие средства наглядности, как ленту времени и хронологические ряды таблицы различного типа. Петр Васильевич Гора также выделил основные приемы работы с хронологией: составление хронологических и синхронистических таблиц, календарей, составление лент времени, образное обозначение дат. В свою очередь Георгий Израилевич Годер, автор многочисленных работ по истории древнего мира и средних веков, использовал в своей методике наглядный материал — создавал диафильмы и диапозитивы как для учителей, так и для учеников. Его система была основана на заданиях и упражнениях по ленте времени. Современные методисты Стрелова О. Ю. и Вяземский Е. Е. выделяют в работе с хронологией тесты.

Приемы и средства изучения хронологии

Приемов и средств изучения хронологии на уроках истории и внеклассных мероприятиях много:

  1. Лента времени, задания и упражнения для работы по ней.
  2. Календарь событий.
  3. Хронологические и синхронистические таблицы.
  4. Образное обозначение дат, опорные конспекты и схемы.
  5. Хронологический комплекс, хронологический ряд.
  6. Задания в тестовой форме. Хронологические упражнения.
  7. Хронологические задачи. Нестандартные вопросы.
  8. Игры [7, с.11].

Давно известен факт того, что запоминанию способствуют связь с событиями, тем самым даты заучиваются механически. Зная главные факты и причинно-следственные связи, учащиеся легко могут разместить во времени события, не вошедшие в школьный курс. Для этого всего лишь нужно помнить самые основные события того или иного века.

Существует большое разнообразие хронологических тестов и других типов заданий:

− Соотнесение года с веком;

− Выбор даты из нескольких предложенных;

− На исключение лишней даты из перечня;

− Задание на определение последовательности;

− Кроссворды с датами [2, с.32].

Интересны и актуальны в применении хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры:

Задание: В каком году закончил свое правление царь Хаммурапи? Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

(Год разгрома фараон Тутмосом III войск антиегипетской коалиции + год основания Карфагена + начало правления Ассирийского царя Ашшурбанапала + год победы царя Кира над Вавилоном +): 2 = X

Ответ: (1480 г. до н. э. + 814 г. до н. э. + 668 г. до н. э. + 538 г. до н. э.): 2 = 1750 г. до н. э. — окончание правления царя Хаммурапи.

Что касается тестовых заданий, то их можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до их первичного контроля и оценки знаний — в этом их преимущество. Также их можно использовать во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников [5, с.23].

Стоит, однако, помнить, что тесты не дают полной картины знаний учащихся, ведь высока вероятность того, что правильный ответ будет ими угадан. Весомый аргумент за использование тестов в минимальных количествах состоит в том, что такие задание не дают раскрыться потенциалу ученика, узнать его мысли и рассуждения, сделать самостоятельных выводов и оценить различные факты, невозможно воспринять его личное отношение к противоречащим его взглядам убеждениям.

Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исторических событий, данных в четкой хронологической последовательности. Примером такого изложения может быть кантата в честь трехсотлетия царствования дома Романовых Е. Федотовой [1, с. 2].

Таким образом, все вышеизложенные приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6–7 классах они учатся устанавливать длительность и синхронность событий, соотносить события отечественной и всеобщей истории, составляют тематические и синхронистические таблицы. В старшеклассники соотносят исторические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периодизации курсов истории [3, с. 6].

Итак, на теоретическом уровне наиболее эффективными можно выделить такие способы как, решение хронологических задач, лента времени, хронологические таблицы. Хронологические задачи могут привнести необычный этап на уроке, интегрируя с математикой и показывая, что в гуманитарной дисциплине есть место точным вычислениям и доказательствам. Хронологические таблицы помогают ученикам систематизировать материал, выделить главное, кратко и емко заполнить таблицу, не теряя сути задания.

Восприятие времени и пространства не всегда легко дается для понимая школьников, поэтому успех в формировании хронологических умений у учащихся по истории в основной школе во многом зависит от правильно подобранного метода и приема изучения, например, начать можно с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени, а также от опыта и творческого подхода педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): дата, лента времени, событие, задание, игра, учащийся, III, образное обозначение дат, основная школа, средство изучения хронологии.


Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали интересный способ запоминания исторических дат. Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций


Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации


Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют вкусные скидки.

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:


Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.


Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход. Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков. Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.


Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Автор: Туруева Медна Сулимановна

Населенный пункт: Чеченская Республика, с. Ачхой-Мартан

Общеизвестно, что без знания дат исторических событий невозможно хорошо знать историю. Даты исторических событий – это основополагающие понятия, без знаний которых невозможно знать такой предмет, как история.

Изучая историю, учащиеся должны знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше, а какое позже, какое событие относится к данной дате. О том, что учащиеся должны знать даты исторических событий свидетельствуют контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по истории, когда учащимся нужно расположить в хронологической последовательности заданные события и установить соответствие между событиями и годами (задание № 1, №2 ОГЭ, задания №1, №2, частично № 11 ЕГЭ). Также задание расположить события в хронологической последовательности встречается и во Всероссийских проверочных работах по истории в 8 классе.

Тема формирования хронологических знаний и умений на уроках истории была актуальна всегда. Многие обучающиеся запоминают даты исторических событий путем механического заучивания. А это приводит к тому, что выучив даты к конкретной теме урока, через некоторое время они их забывают, путают, с трудом могут вспомнить.

Изучение истории в основной школе начинается с изучения истории Древнего мира. Поэтому, на мой взгляд, основы хронологических знаний и умений должны быть заложены с 5 класса, а именно с первого урока.

При изучении истории Древнего мира в 5 классе изучают не так много дат, как в 6-9 классах. И для того чтобы, начиная с 5 класса механическое заучивание дат превратить в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий, учитель должен использовать разнообразные формы работы с датами, выделяя для этого время на каждом уроке.

Сегодня Вашему вниманию я хочу представить свой небольшой опыт формирования хронологических знаний и умений, рассказать, какие способы формирования хронологических знаний и умений использую в своей практике.

Предлагаю некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать даты на уроках.

  1. 334 г. до н. э. – битва на реке Граник,
  2. 333 г. до н. э. – битва близ города Исс,
  3. 331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,
  4. 330-327 гг. до н. э. – походы Александра Македонского в Среднюю Азию,
  5. 327 г. до н.э. – поход в долину Инда
  6. 323 г. до н. э. – смерть Александра Македонского

Учащимся можно предложить следующие задания:

1. Какое из названных событий произошло в 334 г. до н.э?

А) битва при Иссе Б) битва у реки Граник В) битва у селения Гавгамелы Г) битва при Херонее

2.Какое из названных событий произошло раньше всех?

А) битва у селения Гавгамелы Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у реки Граник

4. Какое из названных событий произошло позже всех?

А) битва у реки Граник Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у селения Гавгамелы

5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) битва у селения Гавгамелы Б) битва у реки Граник В) поход в долину Инда Г) битва при Иссе

Использую тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат исторических событий. Это задание можно использовать в двух вариантах.

Вариант № 1.

Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.

Вариант № 2.

Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату. Назовите, какое событие произошло в этом году. А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.

Для формирования хронологических умений и навыков можно использовать и такие задания:

Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу под соответствующими цифрами.

установление республики в Риме.

войны Рима с Пирром.

А

Б

В

Г

Также на уроках для проверки знаний дат и событий использую такие задания. Дается небольшой текст, в котором пропущены даты исторический событий и учащиеся должны вписать эти даты.

Прочитайте текст. Вместо точек проставьте пропущенные даты.

  1. Предводителем персов был Кир. В …..( 550 г. до н.э.) он поднял восстание против мидийского царя и разгромил его войско. В…..(546 г. до н.э.) Кир осадил лидийского царя Креза в его столице победил и взял в плен. В….. (538 г. до н.э.) Кир торжественно вступил в Вавилон. Сын Кира продолжил завоевания и в….. (525 г. до н.э.) захватил Египет.
  2. Изгнав Тарквиния Гордого и установив в ….. (509 до н.э.) республику римляне стали выбирать из патрициев двух правителей - консулов. В …. (390 г. до н.э.) над Римом нависла угроза. Через Альпы в Италию вторглись галльские племена. Ведя непрерывные войны, римляне, начали поодиночке подчинять область за областью. Город Тарент – самый богатый греческий город обратился за помощью к выдающемуся полководцу Пирру. В ….. (280 г. до н.э.) Пирр высадился в Италии.

На уроках для учащихся можно успешно использовать карточки с хронологическими уравнениями, которые напоминают арифметические примеры, где учащиеся должны прибавить, вычитать, разделить. Хронологические уравнениятоже можно использовать разными способами.

Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие.

  1. 1.(Битва при Херонеи+ битва у реки Граник): 2 – 5 = Х

Ответ: (338 + 334): 2 – 5 = 331 битва у Гавгамелы

  1. 2.(Нашествие Ксеркса на Элладу + начало реформ Солона): 2 – 28 = Х Ответ: (480 + 594): 2 – 28 = 509 установление республики в Риме.
  2. 3.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 6 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 6 = 479 битва при Платеях
  3. 4.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 95 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 95 = 390 нашествие галлов на Рим.
  4. 5.(отмена долгового рабства в Риме + битва у реки Граник):2+1= Х Ответ: (326 + 334):2+1= 331г до н.э. битва у Гавгамелы
  5. 6.(приход к власти Юлия Цезаря в Риме + морское сражение у мыса Акций): 2+4 = Х Ответ: (49 + 31): 2+4 = 44 г до н.э. убийство Юлия Цезаря.
  6. 7.(вторжение войск Ганнибала в Италию + битва у города Зама + битва при Каннах): 2 + начало восстание под предводительством Спартака –2 = Х Ответ: (218 + 202 + 216) : 2 +( 74 )–2 = 390 нашествие галлов на Рим.

Такие же карточки использую в 6 и 7 классах.

Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие. 6 класс

  1. (начало правления князя Владимира + Крещение Руси): 2 – 12 = Х ответ: (980 +988= 1968:2=984-12=972 убийство князя Святослава)
  2. (Невская битва + Ледовое побоище): 2 – 4 = Х ответ: (1240 + 1242 = 2482 : 2 =1241 – 4 = 1237 – начало монгольского нашествия на Русь
  3. (битва на реке Калке + начало монгольского нашествия на Русь): 2 + 10 =Х ответ: (1223 + 1237 = 2460: 2 =1230 + 10 = 1240 Невская битва)
  4. (первое упоминание о Москве + битва на реке Калке): 2 = Х Ответ:(1147 + 1223=2370 : 2 = 1185 – поход князя Игоря против половцев)
  5. (Куликовская битва + Невская битва): 2 + 5 = Х ответ: (1380 + 1240 = 2620: 2 = 1310 + 5 =1315 – начало правления Гедимина)

СПОСОБ № 2

Найдите значение выражения, заменив названия исторических событий их датами.

  1. Если к сумме дат начало восстание Спартака и захват Цезарем власти в Риме прибавить число 10, то получите дату земельного закона Тиберия Гракха в Риме. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (74+ 49) + 10 = 133
  2. Если из суммы дат нашествие галлов на Рим и начало войны римлян с царем Пирром вычесть число 161, то получите дату установления республики в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (390+ 280) – 161 = 509
  3. Если из суммы дат взятие Рима готами и разрушение города Коринфа вычесть число 44 и прибавить 100, то получите дату разрушения Ниневии. Запишите пример цифрами. Ответ: (410 + 146) – 44 +100 = 612
  4. Если к сумме дат, указ императора Константина, разрешавший христианам открыто молиться и земельного закона Тиберия Гракха прибавить дату перенесения столицы империи в Константинополь, то получите дату первых Олимпийских игр. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (313 + 133) + 330 = 776
  5. Если из суммы дат нашествие битва при Фарсале и убийство Цезаря вычесть дату битвы при Филиппах, то получите дату захвата Цезарем власти в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (48 + 44) – 43 = 49

Также на уроках я использую карточки-задания с головоломками. Например, судоку – головоломка с числами. Игровое поле судоку представляет собой квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Все игровое поле состоит из 81 клетки, но я использую пока только 27 клеток. В начале игры в этих клетках стоят некоторые числа, которые являются подсказками. Ученик должен заполнить свободные клетки цифрами (датами исторических событий) от 1 до 9, так чтобы в каждом столбце, в каждой строке каждая цифра встречалась только один раз. Я делю вот это задание на уровни: простой уровень, сложный уровень. В простом уровне можно чтобы цифры повторялись, а в сложном нет. Но сложном уровне можно чтобы даты исторических событий повторялись.

Простой уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.




146 г до н.э. – разрушение римлянами Карфагена

202 г до н.э – битва у города Зама

338 г до н.э. – битва при Херонее

776 г до н.э. – первые Олимпийские игры

480 г до н.э. – Саламинское сражение

509 г до н.э. – установление республики в Риме

326 г до н.э. – отмена долгового рабства в Риме

479 г до н.э. – сражение при Платеях

218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию

Сложный уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.





753 г. до н.э. – основание Рима

218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию

490 г. до н.э. – Марафонская битва

538 г. до н.э. – взятие Вавилона персами

216 г. до н.э. – битва при Каннах

480 г. до н.э. – сражение при Фермопилах

612 г. до н.э. – разрушение Ниневии

Также для учащихся интересны задачи-головоломки как Кроссдат.

Кроссдат – задача-головоломка – заполнение цифрами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные даты. Эту задачу-головоломку можно использовать разными способами. Первый способ: можно взять даты за два класса по истории России. Второй способ: можно взять даты за один класс, но, чтобы это были даты по истории России и по всеобщей истории. Третий способ: даты по истории России за несколько классов.

Вопросы. По горизонтали: 4. Невская битва. 6. Началопохода Ермака в Сибирь 7. Взятие Смоленска русскими войсками. 8. Начало правления Василия I в Москве. 9. Битва на реке Калке. 10. Издание Судебника Ивана IV.

Ответы. По горизонтали: 4. 1240. 6. 1581. 7. 1514. 8. 1389. 9. 1223. 10. 1550.
По вертикали: 1. 1019. 2. 1113. 3. 1410. 5. 1315.


Вопросы. По горизонтали: 4. Начало Реформации в Англии. 6. Создание Дж. Уаттом паровой машины. 7. Начало правления Василия III. 8. Начало Смоленской войны. 9. Казнь Джордано Бруно на костре. 10. Провозглашение Ивана IV царем.

По вертикали: 1. Открытие Нового света Х.Колумбом. 2. Грюнвальдская битва. 3. Начало Реформации в Германии. 5. Начало кругосветного путешествия Ф. Магеллана

Ответы: по горизонтали: 4. 1534. 6. 1784. 7. 1505. 8. 1632. 9. 1600. 10. 1547.
По вертикали: 1. 1492. 2. 1410. 3. 1517. 5. 1519.



Вопросы. По горизонтали: 4. Освобождение Москвы от поляков. 6. Начало правления Петра II. 7. Вечный мир с Речью Посполитой. 8. Медный бунт в Москве. 9. Переяславская Рада. 10. Основание Петербурга. СПОСОБ №3

По вертикали: 1. Ледовое побоище. 2. Сражение у мыса Гангут 3. Избрание на царство М. Романова. 5. Начало правления князя Ярослава Мудрого.


Ответы. По горизонтали: 4. 1612. 6. 1727. 7. 1686. 8. 1662. 9. 1654. 10. 1703.
По вертикали: 1. 1242. 2. 1714. 3. 1613. 5. 1019.

Все эти задания можно применять на уроках в разных формах: для закрепления, изученного на уроке материала, для индивидуальной, парной или коллективной проверки знаний хронологического материала, для проведения контрольных и интеллектуально-познавательных мероприятий. Такие задания, на мой взгляд, повысят интерес учащихся к изучению хронологического материала и обеспечат более глубокое усвоение учебного материала. Также можно: во-первых, используя индивидуальный подход узнать пробелы в знаниях конкретного ученика, а во-вторых, узнать какой хронологический материал нужно повторить.

При формировании хронологических знаний и умений необходимо соблюдать ряд условий. Первое условие – регулярность использования заданий. Второе условие – разнообразие и чередование данных заданий. Если они на каждом уроке будут выполнять одни и те же задания, то у учащихся пропадет интерес к выполнению таких заданий. Третье условие – выполнение данных заданий в игровой форме, для того чтобы сделать этот род занятий для детей интересным, увлекательным и ненавязчивым. И в итоге ученики будут хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.

Надеюсь, что мои идеи будут полезны и помогут коллегам в работе. Всем удачного учебного года!

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983

3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. 1995

4. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студентов выс.учебных заведений. 2000

5. Осадчая Е.В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС

Читайте также: