Как сделать хозяйственные операции в 1с

Обновлено: 05.07.2024

Документ Типовая операция — незаслуженно обделенный вниманием инструмент в программе 1С Бухгалтерия 8.3. Многие пользователи попросту не знают о его существовании, а зря. Ведь он способен автоматизировать часто встречающиеся на вашем предприятии операции бухгалтерского и налогового учета, которые в стандартной программе не реализованы.

Из статьи вы узнаете:

  • об особенностях использования документа Типовая операция ;
  • как создать шаблон Типовой операции ,
  • как вводить документы на основании созданного шаблона Типовой операции .

Шаблон Типовой операции

Документ Типовая операция создает шаблон заполнения документа Операция, введенная вручную . Это позволяет автоматизировать ввод ручных операций, для которых не предназначены типовые документы в 1С Бухгалтерия.

Для создания шаблона откройте документ Типовая операция в разделе Операции — Бухгалтерский учет — Типовые операции .

Введите новую типовую операцию: для этого нажмите кнопку Создать , после чего откроется окно создания шаблона часто встречающейся операции на предприятии, но не имеющей типового документа для ее формирования.


Здесь создаем шаблон, который в дальнейшем будет использоваться уже как документ для создания конкретной проводки.

Настройка проводок

Рассмотрим создание типовой операции на примере начисления процентов по кредитному договору.


В документе укажите:

  • Содержание — Начисление процентов по кредитному договору: название, по которому идентифицируем операцию в дальнейшем при работе с программой.

На вкладке Бухгалтерский и налоговый учет заполните проводки, соответствующие вводимой типовой операции. Аналитика заполнится автоматически всеми доступными субконто по счету. В нашем случае это всего одна проводка:

  • N — 1, номер по порядку;
  • Дебет — 91.02, , : счет по дебету с аналитикой;
  • Кредит — 66.02, , : счет по кредиту с аналитикой.

Уточните по каждой аналитике вариант заполнения и при необходимости откорректируйте.


  • Параметр — это данные, которые неизвестны заранее. Запрашиваются системой и вносятся в документ пользователем только в момент ввода фактической операции. Отражаются так: , например, .
  • Значение — устанавливается в создаваемый документ автоматически исходя из тех данных, что были заданы заранее в шаблоне Типовой операции .


Измените переключатель с Параметра на Значение только по Дебету , так как ко всем введенным операциям должна заполняться именно такая аналитика по счету 91.02:

  • — статья прочих расходов из справочника Прочие доходы и расходы . Вид статьи — Проценты к получению (уплате);



По Кредиту ничего менять не нужно, т.к. и заполняются при введении операции.

Настройка параметров

На вкладке Список параметров отразятся все параметры, требуемые при создании документа на основании шаблона.

Обратите внимание на заполнение реквизитов формы элемента Параметр , где используются следующие поля:

  • Имя параметра — Кредитный договор: название параметра, которое отобразится при вводе хозяйственной операции;
  • Тип параметра — Договор: объект, из которого выбирается значение;
  • Подсказка — описание поля, которое будет выводиться в данном поле серым цветом при вводе хозяйственной операции.


Для того чтобы при подборе Договора отображались только договоры по введенному Контрагенту, укажите данную связь в поле Связь по владельцу .


После того как все вкладки шаблона будут заполнены, нажмите кнопку Записать и закрыть .

Движения по регистрам

Если операция предполагает движение по регистрам накопления и (или) регистрам сведений, то их добавляем через меню Еще — Выбор регистров .



После этого выбранные регистры отразятся в дополнительных вкладках. Их заполните аналогично вкладке Бухгалтерский и налоговый учет — с указанием всех необходимых параметров и значений.


К заполнению регистров отнеситесь очень ответственно! Типовые операции оформляйте только для тех хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые документы программы.

В рассматриваемом примере заполнение регистров не требуется.

Создание операции на основании шаблона

Для ввода хозяйственной операции, используя шаблон, зайдите:

  • в журнал Типовые операции и нажмите кнопку Ввести операцию ;


  • в журнал Операции, введенные вручную раздел Операции –Бухгалтерский учет —Операции, введенные вручную – Создать – Типовая операция .


Созданный документ Операция, введенная вручную будет иметь минимум две вкладки:

  • Типовая операция , на которой находятся все предопределенные параметры;
  • Бухгалтерский и налоговый учет , где отражаются ручные проводки.


На вкладке Типовая операция заполните параметры:

  • Сумма процентов — 2 876,71: сумма начисленных процентов по кредиту за апрель;
  • Контрагент — ВТБ 24 (ПАО), выбирается из справочника Контрагенты ;
  • Кредитный договор — Кредитный договор № 376/2018 от 16.04.2018 г., выбирается из справочника Договоры , отобранные по контрагенту ВТБ 24 (ПАО).

Отбор по виду договора в Типовой операции не задается, поэтому рекомендуется указать этот факт в подсказке при заполнении параметров.


При необходимости проводки или аналитику можно изменить вручную на вкладке Бухгалтерский и налоговый учет .

Созданный документ будет отражаться в журнале Операции, введенные вручную как обычная ручная операция. В журнале Типовые операции отражаются только шаблоны.

Если шаблон необходимо откорректировать, воспользуйтесь командой Изменить при выборе шаблона.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Документ Операция по платежной карте — предназначен для отражения платежей.Документ Операция, введенная вручную предназначен для: отражения проводок в бухгалтерском..Узнайте о секретах заполнения документа Операция, введенная вручную вида операции.

Карточка публикации

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (4)

Добрый день.
Спасибо большое, за внимательность. Ошибка будет исправлена в ближайшее время.

А как сделать чтобы сумма вычислялась по какой-то формуле или так нельзя?

Добрый день
В типовой операции можно указать только конкрктную сумму.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>


Рассмотрим подробнее порядок действий при регистрации хозяйственных операций.

Более практичным является метод ввода учетной информации через специализированные документы. Информация при этом вводится в форму, которая очень похожа на форму в бумажном виде. Когда проводится документ, автоматом формируются проводки, в том же виде, как они и должны отображаться в бухгалтерском и налоговом учёте.

Рассмотрим плюсы при использовании документов на конкретном случае: Если деньги поступают в кассу, нужно выписать приходной ордер и отобразить это в счетах, но если используется компьютерный документ, то заполняется только экранная форма, а проводки будут формироваться автоматически, при этом не потребуется дополнительная настройка 1с .

В хозяйственных операциях выделяют два вида документов:1 вид - для совершенных операций - т.е. те операции, которые уже совершились, например зачисление денег. 2 вид - Для совершаемых операций - т.е. те, которые еще совершаются. Для этих документов имеется печатная форма, которая выводит на бумажный носитель. Работа с такими документами происходит в 2 этапа. Первый-это начало операции, в него входит: заполнение, вывод на носитель, а так же сохранение в ИБ. Второй этап - повторное открытие документа, уточнение реквизитов, пересохранение и проводка.

Так же разделяют документы, которые предусматривают создание записей в регистрах (не изменяют состояния регистра), и не предусматривают их.

В шапке нужно указать номер документа и дату его создания. Необходимо запомнить, что номер каждому документу в программе присваивается автоматически, когда документ вносится в информационную базу.

К обязательным реквизитам любого документа относится - номер, дата, а так же название организации к которой относится данная хоз. операция.

На этом действия по регистрации хозяйственных операций закончены.

Рекомендуем Вам оформить подписку на Информационно - технологическое сопровождение ( 1С:ИТС ) , где подроб но изложены материалы ведущих методологов фирмы 1С .

Все изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств предприятия (актив) и их источниках (пассив) отражаются в виде хозяйственных операций .

Основанием для записи хозяйственной операции является документ . Документы, используемые в программе 1С:Бухгалтеря, как правило, совпадают с набором реальных документов бухгалтерского учета. Каждый документ обязательно имеет экранную форму, а большинство документов также имеют печатную форму.

Документ может автоматически формировать операцию .

Операция состоит из одной или нескольких проводок. Проводка не существует отдельно от операций. Каждая проводка принадлежит одной и только одной операции.

В системе 1С: Бухгалтерия отдельная операция также считается документом специального вида.

Документы и операции регистрируются в журналах.Один тот же документ может быть отражен в нескольких журналах:

В программе 1С: Бухгалтерия используется 3 способа регистрации хозяйственных операций:

При регистрации хозяйственных операций в программе 1С: Бухгалтерия используется Журнал операций. Открыть его можно из меню Операции

В Журнале операций храниться информация о каждой хозяйственной операции, но видны только те операции, даты которых попадают в интервал видимости. Интервал видимости по умолчанию - без ограничения, но его можно поменять в диалоговом окне Установка интервала дат



В Журнале операций при нажатой кнопке Проводки отображаются как операции, так и проводки которые в ней отражаются:


Взаимосвязь между объектами учета хозяйственной операции отражается в бухгалтерских проводках.


1 - пиктограмма, указывающая на способ ввода операции (с помощью документа, в ручную, типовой операцией или как на рисунке - скорректированная проводка).

В типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 существует полезная функция, о которой не знают многие бухгалтера. Хотя с ее помощью можно получить подробную информацию о корреспонденции счетов в хозяйственных операциях. Выяснить какой документ делает ту или иную проводку в программе и сразу сформировать нужный документ.

В открывшейся форме можно устанавливать отборы по необходимым счетам, искать по операции по содержанию. Причем делать это можно как по всем операциям доступным в системе, так и по списку последних введенных.

Фильтры по бухгалтерским счетам или содержанию операции

В отобранном таким образом списке найдите необходимую вам хозяйственную операцию, ориентируясь на записи в колонке Содержание. Далее по соответствующей ссылке в колонке Документ можно сразу создать новый документ. Он откроется уже с нужным видом операции (в случае, если вид предусмотрен). Вам останется только заполнить и сохранить его.

Также создать новый документ можно выделив нужную строку и нажав кнопку Ввести операцию, расположенную вверху формы.

Поиск можно производить по содержанию операции. Если вы примерно знаете название операции и хотите посмотреть какие проводки и каким документом будут формироваться в данном случае.

Справочник по проводкам документов.

Данный помощник можно использовать как справку по проводкам типовых документов. Например, если выбрать документ Отчет комитенту вы получите список возможных проводок, которые можно сформировать данным документом.

Корреспонденции, не предусмотренные типовыми документами

Для совсем уж экзотических и редко встречающихся операций система предлагает ввод проводок через документ Операция. Допустим, Вы хотите осуществить безвозмездную передачу инвентаря. Для этого в поле содержания введите фразу Передача инвентаря.

Итак, данная проводка отражается в программе с помощью ручной операции. При этом если создавать эту операцию, из корреспонденции счетов, то система автоматически заполнить название и установит счета дебета и кредита. Вам останется только заполнить субконто и сумму документа.

На этом все. Приятной и удобной работы!

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы не пропустить новые публикации.

Читайте также: