Как сделать хокку

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Хайку как будто олицетворяет саму японскую культуру с ее загадочностью, непонятной европейцам, утонченной самобытностью и красотой, доступной далеко не каждому. Откровенно говоря, многие воспринимают хайку как кастрированное четверостишие, начисто лишенное смысла. Даже треки Digital Ivan кажутся в разы глубже. Было бы глупо отрицать, что такую популярность японские вирши приобрели благодаря своей необычности, но это вовсе не значит, что они пусты и лишены смысла. Краткость, как известно, сестра таланта, и хайку это наглядно демонстрирует, ведь в трех строках умещается все то, что писатель Пришвин описывал на 5 страницах, а Лев Толстой — на 15. Мы уже писали о том, почему необходимо читать хайку, но разговор о нем был бы неполным, если бы мы не попытались их писать сами. Весь мир, вся наша жизнь — благодатная тема для их сочинения. К тому же примерять на себя образ японского философа и поэта полезно для здоровья и жизни в целом.

На что обратить внимание при написании хайку

Если ты все же не можешь определиться с количеством слогов, то обратись к японскому правилу, согласно которому хайку должно читаться на одном дыхании. Значит длина хайку на русском языке может варьироваться от 6 до 16 слогов.

Не пиши хайку в трех отдельных предложениях. Иначе результат будет выглядеть рваным и грубым. Хайку должно читаться легко и естественно. Писать хайку одним предложением тоже не рекомендуется. Дели его на две взаимосвязанные части, разграничивая их знаками пунктуации и смысловой разбивкой.

Любое хайку — это сопоставление двух идей. Поэтому его можно разделить на две части, между которыми есть переход. И все для того, чтобы читатель задал сам себе вопрос и тут же дал на него ответ.

Хайку состоят из деталей, полученных с помощью пяти органов чувств. Поэтому, прежде чем описать предмет, хорошенько подумай вот над чем:

Каким тебе представляется образ визуально?
Какие текстуры, цвета и их оттенки ты заметил?
Какие звуки ты слышал? Какими были тон и громкость произошедших событий?
Всплывают ли у тебя в голове какие-либо вкусы или запахи?

Зачем писать?

Итак, зачем писать хайку? Вот три веские причины:

Память
Без каких-либо усилий человек, пишущий хайку, вспомнит любой из своих виршей и то, как он писал его за чашечкой кофе морозным майским вечером 2011-го. И это удивительно, особенно если вспомнить, сколько событий мы забываем уже через 4 минуты после того, как они произойдут, даже если они чудо как хороши. Написание хайку, определенно, способствует улучшению памяти.

Наблюдательность
Различные мелкие детали жизни кажутся незначительными и неинтересными, и потому мы редко обращаем на них внимание. А зря, ведь с того момента, когда ты откроешь глаза утром и закроешь их ночью, вокруг только мелочи. С ними приходится взаимодействовать чаще всего, и потому они имеют решающее значение. В конце концов, люди, которые стараются оценить красоту окружающего их мира, обращают внимание на неспешное дуновение ветра пасмурным майским днем и замечают изящество жестов любимой женщины, мыслят гораздо шире. И что особенно важно — видят то, что лежит на поверхности, но для большинства скрыто. Естественно, хайку учит замечать такие детали. А сам поиск темы и сбор информации для стиха как раз и является тем самым моментом осознания.

Конкретика
Большинство из нас, особенно творческие люди, одержимы абстрактными идеями в ущерб реальному и конкретному вокруг. Даже в обычной жизни мы склонны погружаться в фантазии, имеющие мало общего с реальностью. У хайку нет для этого места. В три короткие строчки нужно уместить изображение, а не фантазии автора. Три строчки, которые дадут полное понимание картины. Ведь хайку —удивительно точное искусство, запечатляющее жизнь, словно фотография.


Главное — поверить, и тогда все получится. Вот люди верят, что водка с перцем обладает противопростудными качествами, хотя на самом деле это не так. А она меж тем помогает.


Один из самых известных жанров японской поэзии - Хокку, постичь их тайный смысл написания способен не каждый. Мы постараемся объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения. В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.

Однако в русском языке стилистика текста соблюдается редко. Соблюдения этого правила не важно, помните, что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке.

Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.

Кладбищенский забор
Не может больше сдерживать
Напора тюльпанов!

Здесь чувствуется контраст мертвого и живого. Самое интересное, что мысль стихотворения не высказывается напрямую, а выбирает извилистые дороги. Именно это придает хокку ощущение картины, которую мы видим перед глазами. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при написании хокку. Первая – отсутствие контраста, вторая огромное насыщение словами, частое повторение похожих схем и вопросов, и самая распространенная – концентрация на себе.

Ветер сдул мою шапку-
Я бросился следом
По улице.

Мартовский ветер-
По улице катится
Моя шапка.

Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…

Очень любопытно узнать мнение людей, которые пишут хокку или танку. Всё же - что важнее составляющая из определённых слогов или всё же поэтическое начало?

Вот для примера несколько великих творений истинного мастера хокку и хайку господина Басё.
Может кто-то решится пересчитать?)))))))))

Рукава землею запачканы.
"Ловцы улиток" весь день по полям
Бродят, бродят без роздыха.


Весной собирают чайный лист

Все листья сорвали сборщицы.
Откуда им знать, что для чайных кустов
Они - словно ветер осени!


А я - человек простой!
Только вьюнок расцветает,
Ем свой утренний рис.


В хижине, крытой тростником

Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролет.

Облачная гряда
Легла меж друзьями. Простились
Перелетные гуси навек.


Грущу, одинокий, в хижине,
похоронив своего друга-монаха Доккан

Некого больше манить!
Как будто навеки замер,
Не шелохнется ковыль.*

Роща на склоне горы.
Как будто гора перехвачена
Поясом для меча.

Майских дождей пора.
Словно море светится огоньками
Фонари ночных сторожей.

Иней его укрыл,
Стелет постель ему ветер.
Брошенное дитя.

Что глупей темноты!
Хотел светлячка поймать я -
и напоролся на шип.

В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеется свежий срез.

Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?

Все выбелил утренний снег.
Одна примета для взора -
Стрелки лука в саду.

Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде.

Тихая лунная ночь.
Слышно, как в глубине каштана
Ядрышко гложет червяк.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Во тьме безлунной ночи
Лисица стелется по земле,
Крадется к спелой дыне.

Кишат в морской траве
Прозрачные мальки. Поймаешь -
Растают без следа.

Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке
Это ее душа.

Топ-топ - лошадка моя.
Вижу себя на картине -
В просторе летних лугов.

Далекий зов кукушки
Напрасно прозвучал.
Ведь в наши дни
Перевелись поэты.


Стихи и память поэта Сямпу

К тебе на могилу принес
Не лотоса гордые листья -
Пучок полевой травы.

Басё известный Мастер - безусловно! Но то, что Вы даёте, это перевод на русский язык.
Японцы, думаю, все же придерживаются формы, которая утвердилась за длительный период времени.
Так что, будь то танка, хокку или ЯС, стихи должны иметь и дзен, и форму. ИМХО )) С уважением, Э.Д.

Роман Артман:
Басё известный Мастер - безусловно! Но то, что Вы даёте, это перевод на русский язык.
Японцы, думаю, все же придерживаются формы, которая утвердилась за длительный период времени.
Так что, будь то танка, хокку или ЯС, стихи должны иметь и дзен, и форму. ИМХО )) С уважением, Э.Д.
Сделай из своего сердца солнце,

Простите Элиана! А правила стихосложения написаны для какого языка - для русского или японского!?
Значит необходимо написать стих всё же на японском(5-7-5), а потом перевести его на русский вот это и будет ХОККУ?
ДЕЛО ЗА МАЛЫМ - ВЫУЧИТЬ ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК.

Ну, Вы же понимаете, что речь не об этом, - перевод
с японского стихов Басё смысловой. По-японски стихи будут
звучать точно по формуле )

Элиана Долинная:
Ну, Вы же понимаете, что речь не об этом, - перевод
с японского стихов Басё смысловой. По-японски стихи будут
звучать точно по формуле )

Вот в этом и есть загвоздка - хокку и танка это не простое тупое соответствие количеству слогов, а метрическое, мелодическое соответствие по определённой формуле именно на японском языке. Так что я и спрашиваю - всё таки что важнее метр или суть? И стоит ли тогда писать хокку?

Об ударении в японском языке
И.А.Шевченко
Об ударении в японском языке.


В переписке с автором Японский Сонет был поднят вопрос об ударении в японском языке. Вопрос об ударении интересовал и меня. С этим вопросом я обратился к японоведу Александру Биркле. Александр ответил мне. И с его разрешения привожу выдержки из письма и прикрепленных файлов. Прошу извинить меня за возможные ошибки, так как А. Биркле выслал скан, и мне нужно было перевести полученный скан в вордовский файл. Свой комментарий полученной информации привожу в конце статьи.

6.2. Система ударений в японском языке

В литературе можно найти различные точки зрения на характер ударений в словах японского языка. Обычно сообщается, что характерным для японского языка является не силовое ударение, как в русском языке, а музыкальное (тональное), т. е. различные слоги произносятся с повышением или понижением тона. Для овладения этим, однако, требуется длительная тренировка в соответствующих условиях. Одним из доступных источников, дающих достаточно полную информацию относительно музыкального ударения в японском языке, является словарь Б. П. Лаврентьева. (Подчеркнуто А. Биркле и далее)
Другая точка зрения изложена в грамматике О. Вакарри. Здесь автор выражает убеждение, что силовое ударение в японском языке существует, хотя не столь ярко выраженное, как в известных нам языках.
Для самоучителя, подобного нашему, представляется целесообразным дать изложение системы ударений из грамматики О. Вакарри. Ибо ограничиться рекомендацией произносить все слоги в словах равноударно было бы явно недостаточно.
1. Итак, слова рекомендуется произносить с ударением на отмеченные слоги. Однако ударение это является весьма слабым и уж конечно не сравнимо по силе с ударением в русском языке. В безударных слогах никаких фонетических изменений не происходит (как в русском языке). Следует лишь обратить внимание на редукцию гласных И и У, о чем говорится в фонетических комментариях в основной части курса.

Сегодня поговорил о том, как написать хокку.
Во-первых, нужно понять, что это японское поэтическое искусство, которое состоит из 5 слогов в первой строчке, 7 - во второй и 5 - в третьей.


Японцы очень трепетно относятся к написанию хокку, в которых отображают свою жизнь.
Сразу пример от Басе:

Иду по тропинке на гору. О!
Как чудесно!
Фиалка!

То есть, в хокку в 3ех строчках можно запечатлеть лишь один момент, и фишка в том, что у человека, после прочтения, в сознании вырисовывается вся картина со всеми эмоциями, и далее он просто додумывает и каждого может быть свое продолжение - это очень интересно.

Основные принципы построения хокку

  • лаконичность
  • минимализм
  • недосказанность
  • простота

Еще примеры

Японцы трепетно относятся к природе, поэтому оно практически в каждом хокку:

Рисуем и сочиняем хокку

Дети необыкновенно умеют эмоционально откликаться на слова и поэтические строки. Вспомните, как успокаивается и засыпает малыш под незамысловатые слова колыбельной… Я знаю одного замечательного ребенка, который моментально убаюкивался под стихи К. Чуковского.

А как дети слушают сказки! Правда, читать их тоже надо умеючи, ведь голос (тембр, интонации) может быть как завораживающим, так и отталкивающим.

Мы отвлеклись немного… Вы обращали внимание на то, что дети всегда с огромным желанием хотят рассказать в конце занятия о своём рисунке? Но, как правило, рассказ бывает очень многословным, ребенку трудно выделить главное. Начиная рассказывать он часто увлекается так, что даже может уйти от самой темы картины… И мы решили познакомить детей с удивительными японскими стихами, которые умещаются всего лишь в три строки.

Вы слышали о хокку (хайку? Это японские лирические трёхстишия, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:

Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта — заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трехстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встает.

Иногда все хокку целиком — развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела.

О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга.

О хокку можно рассказывать очень долго. Но, думаю, если кого-то заинтересовала эта тема, можно найти и в магазине, и в интернете прекрасные образцы японской поэзии, прочитав которые, их не сможешь уже забыть. Правда их нельзя читать урывками, для этого необходимы уединение и некоторое количество времени. А оно у многих из нас на вес золота…

Хокку располагает к медленному чтению, чтобы лучше увидеть поэтический образ и ощутить мысль, заложенную в словах. Как ни странно, хокку вполне понятны детям, причём, даже может быть, в большей степени, чем нам взрослым, т. к. их мировосприятие ещё открыто всему новому и не переполнено штампами и разными ограничениями. Дети умеют тонко чувствовать красоту слова и строки, и порой лучше нас понимают эмоциональное состояние, переданное в нескольких кратких словах.

Хокку, благодаря своим ярким поэтическим образам, прекрасно подходят для рисования в качестве тем. Особенно, если это касается сезонной тематики. Ярким дополнением могут стать хокку на занятиях по развитию речи, обучению рассказыванию.

Ещё одно направление в работе с хокку – сочинение трёхстиший. Уверяю Вас, это очень интересно и увлекательно. Всего три строки должны донести до нас настроение и чувства. Кажется это так легко! Но не тут-то было…

А можно объединить живопись и хокку, когда по мотивам готовой картины сочиняется трёхстишие. Детям очень нравится это занятие. Ведь, сочинение стихов – это тоже игра. Причем, некоторые из ребят достаточно быстро поняли особенности поэтической формы, а кому-то понадобилось времени много больше…

Итак, ознакомление детей с хокку способствуетет:

- расширению представлений детей о культуре Японии;

- формированию грамматически правильной речи, познавательного интереса к словостроению; умения передавать в речи разные состояния объекта, действия, качества, отношения;

- развитию воображения, логического и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости к слову и речи в целом;

- воспитанию любви к родному языку, его образности, выразительности и красоте.

Предлагаем Вашему вниманию маленькую выставку наших рисунков и хокку к ним, сочинённых ребятами.

Радужная страна

Он летит навстречу радуге!


Анна Б. Радужная страна (восковые мелки)

За окном звёзды и месяц…

Рыжий кот мечтает,

Когда же придет Новый год…


Рыжий кот рассматривает ёлочку (акварель, восковой мел)

Лёд блестит и сверкает.

Я поставила сумочку на скамейку.


Людмила А. История на катке (гуашь)

Снеговики из снега.

Ночью они оживают.


Кирилл Ч. Снеговики (акварель, восковой мел)

Колокольчики синие

Моя мама их очень любит.


Сергей К. Цветы для мамы (акварель)

Красивая музыка…

Танцоры на сцене!

Им аплодисменты и цветы!


Маша П. Бальные танцы (акварель)

Молодой дуб

Розовый восход солнца…


Даша Д. История о деревьях

(акварель)

Старое дерево

Прощается с осенью.


Большими каплями

Дождь догоняет меня.


Ира Н. Дождь (уголь)

Большая кошка

Гуляет в нашем дворе.


Галия В. Кошка на прогулке (уголь)

Солнце, бабочки и цветы


Данил В., Даша Д. Коллаж «Подарю улыбку миру" (акварель,восковые мелки)

Спасибо! Надеюсь, что Вам было интересно. Самых ярких и интересных игр Вам с ребятами!

Хокку Хокку - жанр японской поэзии. По форме он представляет собой всего три короткие строчки, три части. Отличающие хокку от хайку в том что.

Читайте также: