Как сделать харизматичного злодея

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет почти каждого известного фильма строится вокруг противостояния героев и антигероев. Как правило, первым мы сопереживаем и радуемся их победам, а последним желаем получить по заслугам. Но иногда злодеям мы симпатизируем гораздо больше: они умны, харизматичны, обаятельны. Часто именно злодеи преподают нам самые важные моральные уроки. А главное, они тоже несовершенны, как и мы с вами, - со своими недостатками, принципами и историями. В конце статьи мы приготовили для вас бонус, посвященный самому недооцененному антигерою всех времен и народов.

Хела, "Тор: Рагнарек"

Хела - родная старшая сестра Тора, которая выступает главным источником опасности, потому что хочет захватить власть силой и вернуть свое былое величие. К тому же она богиня смерти - куда уж отрицательней?

Однако поведение Хелы вполне можно объяснить: Один признался, что сам учил Хелу быть хладнокровным воином и порабощать миры, а когда отказался от этой идеи, просто избавился от дочери и изгнал ее. Можно понять чувства обиженной и отвергнутой богини. К тому же Хела превосходит силой всех своих братьев и чертовски обаятельна, несмотря на всю свою зловещесть.

Конфликт Хелы и Одина заставляет задуматься о том, что обиды не затягиваются со временем, а только усиливаются, поэтому мы должны с большим вниманием относиться к чувствам других людей и не забывать просить у них прощения, в особенности если это могущественная богиня смерти и разрушения (шутка).

Author

Ключ — в его психологии. Кем является антагонист и почему он делает то, что делает? Как автор, вы должны наделить своих героев душой и сознанием. И когда вы позволите им стать трехмерными, живыми существами, они смогут принимать самостоятельные решения за себя, а именно это, в конечном счете, и будет двигать сюжет.

У каждого действия, которое предпринимает антагонист в противовес протагонисту, должна быть мотивация, причина такого поведения. А это могут быть:

>Любовь / Желание защитить

user uploaded image

Антагонисты не должны быть симпатичны зрителю, но должны вызывать у него эмоциональный отклик.

Очевидно, самое главное, чем нужно руководствоваться при создании антогониста, — это то, что он является протагонистом в своей собственной истории: он считает свои мотивы и действия необходимыми для самого себя и общего блага (даже если эти действия абсолютно аморальны). Но его задача в истории — вступить в конфликт с протагонистом.

Итак, чтобы понять, как мыслит антагонист, вы должны понять его историю.

Базовые принципы создания психологического портрета героя могут показаться довольно простыми, но о них часто забывают — особенно когда речь идет об антагонистах.

Как и в случае с главным героем, вы должны задать вопросы:

>Какая у него семья?

>Как его воспитывали в семье?

>К какой социальной группе он относится?

>Подвергался ли он издевательствам или над ним издевались?

>А может, такого вообще не было, и его просто не замечали?

>Был ли он популярным?

>Влюблялся ли он хотя бы раз? Находил ли свою любовь?

И вот — у вас есть представление о герое.

Чем больше деталей вы узнаете о прошлом антагониста, тем сильнее будете связаны с ним, тем правдивее и реальнее для зрителей он станет. Такая серьезная проработка персонажа еще принесет свои плоды в работе над историей в дальнейшем.

user uploaded image

С этого момента вам, скорее всего, захочется углубиться и подумать, как история героя может влиять на его поведение и психологию в настоящем.

Но смотрите: расстройства личности — ее психопатические и социопатические черты — можно описать в таких жанрах, как драма и триллер. В небольшой степени они проявляются у всех людей, но, как правило, человеку удается их подавлять с помощью эмпатии и моральных ориентиров. Фокус заключается в том, чтобы заглянуть вглубь темной стороны своей личности, изучить личный опыт, свои наблюдения и то, как все это повлияло на вашу жизнь. Сделать это гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Придется быть честным с самим собой буквально до изнеможения, но помните, что только с собой вы можете искренне об этом поговорить.

Знание о психопатических и социопатических чертах могут стать хорошей основой для создания сильных антагонистов (конечно, все зависит от того, антагониста какого типа вы создаете).На самом деле так и писались лучшие злодеи в истории мирового кино.

Согласно изданию Psychology Today, психопатическая личность:

>Неспособна формировать эмоциональную привязанность и сопереживать другим

>Склонна к манипуляциям

>Умеет имитировать эмоции

>Действует изобретательно и невероятно >организованно (например, в случае >совершения преступлений)

>Умеет пользоваться своей способностью имитировать и манипулировать, чтобы казаться нормальной и даже очаровательной

user uploaded image

А теперь о социопатической личности:

>Она нервозная и тревожная

>Склонна к эмоциональным всплескам

>Может игнорировать общество и его правила

>В отличие от психопатической, может совершить преступления случайно и спонтанно

>Эмоциональная привязанность к людям у нее формируется трудно, но это возможно

А теперь вкратце я расскажу об одной особенности, о которой уже шла речь выше. Она относится к разным видам психологических расстройств, помимо тех, что уже были рассмотрены. Это комплекс превосходства. Этот термин ввел в обращение психолог Альфред Адлер. Он предположил, что личность, обладающая комплексом превосходства, глубоко убеждена, что лучше других людей. Но на самом деле за этой демонстрацией превосходства скрывается подсознательное чувство неуверенности.

Эту психологическую особенность стоит иметь в виду во время создания антагонистических образов для таких жанров, как мелодрама и комедия. В таких историях антагонисты не должны быть агрессивными (они даже не являются злодеями), но их действия обусловлены неуверенностью в себе, и именно это двигает сюжет вперед. Благодаря такой стратегии вы и сможете возбудить у зрителя сочувствие к таким героям

user uploaded image

user uploaded image

Чтобы не быть многословным, я дам последний небольшой совет: позвольте антагонисту добиться своего в истории. Позвольте антагонисту думать, что он и есть главный герой в этом сценарии. Чтобы в тот момент, когда протагонист перехватит у него инициативу и нанесет удар по его самолюбию, слабость антагониста проявилась естественным образом. Эта уязвимость героя поможет зрителям понять, что им движет, и вам не придется тратить много времени на описания.

user uploaded image

Доброго времени суток. В последнее время у меня совсем не было идея для постов, по этому я решил создать что то такое. Да, советов здесь довольно мало, но я думаю хоть чем то это поможет. Большинство из фильмов, что я упомянул в посте, были 16+, и ни один из них мне не понравился. Вернее, они прикольные, но второй раз я пересматривать их точно не буду

Так же я вписал пару цитат, что мне показались довольно интересными и подходящим по теме. Из котов тут только картинки, но, я думаю, оффтопом это считаться не будет

Даже если ваша история – не романтический триллер, злодей вам может пригодиться. Попробуйте только представить типичный сюжет без злых родственников, загружающих героиню бессмысленной и тяжелой работой! Конфликт может не быть таким напряженным без кого-то, кто противостоит героине. Властная свекровь или испорченная кузина могут быть не менее злыми, чем Злой Властелин. Я думаю, что большинство драгдиллеров и мафиози струсили бы, повстречай они на узкой дорожке злых родственников из редженси.

Я собрала некоторые типичные ошибки, которые делают многие писатели, создавая своих злодеев. Если вы избежите этих ошибок, вы можете создать злодеев, которых читателям будет приятно ненавидеть.

ЗАТМЕВАЮЩИЕ ЗЛОДЕИ. Вы наверняка хотя бы однажды читали роман, в котором злодей вам запомнился больше, чем герой и героиня. Или вам приходилось пропускать страницы с детскими воспоминаниями злодея. С этими историями что-то явно не так. Это не значит, что не нужно наделять злодея яркой индивидуальностью. Однако если ваш злодей силён и харизматичен, главные герои должны быть ещё сильнее и харизматичнее.

ОЧЕВИДНЫЕ ЗЛОДЕИ. Как-то я читала романтический триллер, в котором жертву убили на острове, где из взрослых были только главный герой и его слуга. По законам жанра главный герой ни при каких условиях не мог этого сделать, поэтому всё напряжение истории пропало. Если в вашей истории есть преступление, обеспечьте более одного правдоподобного подозреваемого, и позаботьтесь, чтобы они не были очевидными подсадными утками, отвлекающими внимание от главного злодея.
Если у вас с этим трудности, почитайте романы Агаты Кристи и другие знаменитые детективы, чтобы научиться дурить читателя на протяжении всей истории. Или попробуйте ещё раз перечесть детектив Агаты Кристи, уже зная, кто убийца. Вы сможете увидеть тонкие приёмы, с помощью которых нужная информация предстает перед глазами читателя.

КЛИШИРОВАННЫЕ ЗЛОДЕИ. Другая женщина, Злобная свекровь, Испорченная сестра-близнец. Некоторые злодеи используются так часто, что превратились в клише. Их можно использовать в романе, только предварительно освежив. Скопируйте их характер с реального человека, и не превращайте в плоские ходячие стереотипы.
Романтические триллеры имеют свой набор клишированных злодеев – Серийный убийца, Наркоторговец, Преследователь, Сумасшедший бывший муж… Если уж вам приспичило кого-то из них использовать, сделайте их другими. Это не значит, что ваш серийный убийца должен убивать людей каким-то немыслимым способом. Дайте ему жизнь помимо убийств. Почему бы ему, например, не быть хорошим семьянином?

НЕПРАВДОПОДОБНЫЕ ЗЛОДЕИ. Никому не захочется прочесть роман только затем, чтобы узнать, что злодей совершал все эти козни против главного героя на протяжении всего романа только потому, что главный герой 20 лет назад отказался купить у него расчёску. Если ваш злодей замышляет, планирует и совершает преступление, он должен иметь на это веские причины. Другими словами, также как герой и героиня, злодей должен иметь правдоподобную мотивацию своих поступков.
Месть может быть возможным мотивом для злодея, но только если для неё есть действительно веский повод. Жадность, гнев, ревность, зависть, жажда власти сами по себе хорошие мотивы, особенно если их комбинировать. Жадный злодей не обязательно правдоподобен, но жадный злодей, который состоит в тайной любовной связи с героиней – гораздо более интересен и правдоподобен.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗЛОДЕИ. То, что вы пишeте любовный роман, не означает, что вам обязательно нужен злодей. Яркие характеры главных героев сами по себе могут создать насыщенный конфликт. Иногда злодей противоречит общей атмосфере романа. Например, если вы пишете сладкий роман о первом романтическом чувстве, вам не нужен колоритный злодей. Вы можете комбинировать комические и напряженные моменты. Если всё же решились в романтической комедии использовать злодея, не делайте его исчадием ада. Это правило не распространяется на комических злодеев.

Имейте в виду, что вашу героиню не обязаны ненавидеть все второстепенные персонажи. Если её оскорбляет мать героя или высмеивает светская львица, это более-менее оправдано, но если такую же антипатию к ней испытывает камердинер главного героя, её собственная служанка, лакей и пудель матери главного героя, у читателя полезут глаза на лоб. Кто-то кроме главного героя всё-таки должен любить героиню.

НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЕ ЗЛОДЕИ. Представьте такую сцену: вы читаете захватывающий роман и наконец добираетесь до конца. Герой вступает в решающую схватку со злодеем. Вы предвкушаете час расплаты. Но вместо этого, злодей оказывается моментально сдавшимся дрожащим слизняком. Скукота. Купите ли вы следующую книгу этого писателя? Конечно, нет. Злодей должен бросить достойный вызов главному герою.

По прочтению невольно пришел на память злодей Вильмонт из "Опасных Связей". Насколько убедительно прописан! Автор - обычный офицер сумел реалистично передать атмосферу того времени и повседневные занятия праздной аристократии. И это в 18 веке! Обаятельный злодей получился. И ведь совращенная жертва, несомненно испытывала к нему чувства. Хотя, в 15 лет при гормональном взрыве все равно кого любить. Признаюсь, несмотря на симпатию к злодею, испытал мстительное удовлетворение, когда из последних писем романа узнал, что Вильмонта убили на дуэли. До сих пор он остается для меня образцом злодея. А если провести аналогию с современностью, как относится к персонажу, если злодей является главной фигурой книги? Наверное, невольно приходиться приписовать герою более-менее человеческое обличье. Мне кажется, злодей в нынешней литеатуре не актуален. То есть, его злодейские качества не могут абсолютизироваться. Скорее, это не очень хороший человек, где-то, когда-то сломленный обстоятельствами, горем. Отсюда деформация психики, характера, но остатки человечности и положительности должны просматриваться. Как, Аманда, считаешь? С уважением!

Привет, Эд! Извини, что отвечаю с задержкой - уезжала.

"Опасные связи" один из моих любимых романов. Нравится всё - и эпистолярная форма, и развитие сюжета, и куртуазная эротика, и картина нравов и конечно Вильмонт. Только я не назвала бы его злодеем, скорее - героем своего времени (они, кстати схожи характерами и судьбами с лермонтовским Печориным).

Постмодерновые злодеи "с человеческим лицом" и чугунными игрушками в тяжелом детстве уже достали, душа просит настоящего, сочного, всамделишного злодея без саморефлексии, которому противостоит храбрый, цельный, красивый :) герой (тоже желательно без чугунных игрушек) и добро таки в конце побеждает зло. Как во "Властелине колец" :)))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Мой рецепт прост и выражается одним коротким предложением: Персонаж должен казаться живым человеком.

Что для этого нужно?

1. Описать, преподнести – реалистично, умело, оригинально, так, чтобы запоминалось.

2. Добавить собственной речи, возможно, фразочек каких-нибудь повторяющихся.

3. Рисовать поведение опять же живо, красочно, сочно и вызывая доверие у читателей; уделять внимание характерным особенностям персонажа.

4. Вставлять его в ситуации, где он будет полнее раскрываться.

5. И самое простое и самое важное – не забывать о нём. Если он у вас есть, используйте его; например, дайте ему сказать чью-нибудь фразу, чтобы персонаж не потерялся за текстом.

Скелета раньше звали Германом, и он был программистом. Он сутулый, лохматый, очкастый, считает себя умником и постоянно косячит, потому что не знаком с реалиями и бытом, назовём это так, живых мертвецов. Огрызается с Огрызком.

Огрызок невзрачный, стеснительный, молчаливый, но изредка любит показаться крутым, что у него не особенно хорошо выходит. Чудит порой, скажем, на задании карябает стены, что-то там пишет.

Гнутый вроде как лидер группы, высокий, здоровый – и не очень-то уверенный в себе. Пытается быть грозным, неплохо руководит Скелетом и Огрызком, но Зелёнка его никогда не слушается.

Вот из этих особенностей я и строил картинки моих героев, а они, на мой взгляд, — главное, что есть в рассказах. Без таких персонажей истории не были бы возможны. Жанр у них, забыл упомянуть, юмористическая фантастика.

Откуда я взял персов? Да из головы. Каждый в чём-то, если прсмотреться, напоминает меня, так или иначе; чем-то подобен моим знакомым или людям, которых я видел на улице, в общественном транспорте, по телевизору; а какие-то детали я просто выдумал – может, здесь сработало подсознание, не могу знать.

Создавать персонажа – как работать с живым конструктором: увлекательно, отдаёт математикой и должно на выходе дать реалистичный, харизматичный (обычно даже лучше) результат.

Читайте также: