Как сделать характеристику рабочего места

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Для чего нужна характеристика условий труда на рабочем месте

Характеристика рабочего места — понятие, которое не закреплено на уровне федеральных НПА, но довольно часто используется в отраслевых и региональных нормативных актах.
Так, например, в п. 4.2.2 постановления Главного государственного врача РФ от 04.04.2003 № 32, установившего санитарные правила грузоперевозок на железных дорогах, указано, что в процессе организации рабочих мест должен оформляться проект организации труда, в структуру которого включается характеристика рабочего места.

В другом документе, распоряжении департамента здравоохранения Тюменской области от 04.06.2012 № 7/33, говорится, что характеристика рабочего места должна фиксироваться в отчетах медицинских специалистов о своей работе, которые рассматриваются аттестационной комиссией, устанавливающей квалификационные категории.

Вместе с тем требования к такому документу, как характеристика рабочего места, не закреплены ни в одном НПА. Так что конкретный формат данного документа должен разрабатываться исходя из актуальных задач, стоящих перед сотрудником организации, отвечающим за кадровый документооборот.

При трудоустройстве инвалида условия труда на рабочем месте обязательно нужно прописать в трудовом договоре. Как правильно это сделать, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к справочно-правовой системе бесплатно. А что писать в трудовом договоре, если СОУТ на рабочем месте еще не проведена? Ответ на этот вопрос также есть в КонсультантПлюс.

В структуре характеристики рабочих мест разумно фиксировать следующие параметры:

  • комплектность, оснащенность рабочего места;
  • показатели освещенности, уровня шума и иные физические характеристики помещения, в котором располагается рабочее место;
  • специфику трудовой функции, выполняемой сотрудниками на рабочем месте.

В некоторых случаях документы, имеющие отношение к характеристике рабочих мест, требуются для последующего предоставления во ВТЭК (врачебно-трудовую экспертную комиссию), которая устанавливает группы нетрудоспособности для граждан.

Особенности образца характеристики рабочего места для МСЭК

В современных реалиях такое понятие, как МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия), уже не употребляется. Так, Положение о МСЭК, утвержденное правительственным постановлением от 11.12.1992 № 958, утратило силу с принятием закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В результате произошедших изменений устанавливать причинные связи обнаруженных заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на ЧАЭС было поручено МСЭ (медико-социальной экспертизе) и ВВК (военно-врачебной комиссии).

Сегодня же для получения инвалидности сотруднику потребуется обратиться в территориальное бюро МСЭ (п. 5 приказа Министерства труда и соцзащиты от 11.10.2012 № 310н), поскольку характеристика рабочего места входит в состав документов, которые должен предоставить сотрудник для получения статуса инвалида.

Разобравшись с терминологией (МСЭК или МСЭ), необходимо прояснить, в чем заключаются особенности справки, составляемой работодателем в виде характеристики рабочего места для МСЭ. В связи с тем, что не существует нормативно утвержденного бланка этого затребованного бюро документа, он составляется в произвольной форме. При этом акцент следует сделать на характере и графике работы, тяжести выполняемых заданий и вредности условий труда.

Что представляет собой характеристика рабочего места для ВТЭК

В данном вопросе нередко допускается путаница. Правильнее говорить, что в адрес ВТЭК предоставляется не характеристика рабочего места, а информация о сотруднике, который работает на предприятии. Форма соответствующего документа также официально не утверждена, и компания-работодатель может разработать ее самостоятельно.

В характеристике сотрудника для ВТЭК чаще всего указывается:

  • наименование компании-работодателя, ее адрес;
  • Ф. И. О. сотрудника, его должность, стаж, квалификация;
  • характер выполняемой человеком работы;
  • длительность рабочего дня сотрудника;
  • цифры, отражающие производительность труда работника;
  • форма организации труда для производственной характеристики;
  • данные о трудовых функциях, выполнявшихся сотрудником на предыдущем месте работы.

Документ должен быть подписан специалистом кадровой службы предприятия, а также руководителем сотрудника, на которого составляется характеристика. Хорошо, если бумага будет подписана и медицинским сотрудником фирмы — в том случае, когда такая должность предусмотрена в штатном расписании.

Структура описания трудового места

Произвольная форма документа должна соответствовать общепринятым правилам кадрового делопроизводства. Характеристика в обязательном порядке должна быть оформлена на фирменном или государственном бланке организации.

Справка должна содержать следующие пункты:

  1. Общие сведения об организации — организационно-правовая форма учреждения, официальное наименование и место государственной регистрации организации. При необходимости указывается физический адрес организации.
  2. Общая информация о сотруднике – паспортные данные, должность и общий стаж работы.
  3. Общие сведения, описывающие характер деятельности и отражающие нагрузку на опорно-двигательный аппарат и другие функциональные системы организма сотрудника.
  4. Сводка о продолжительности рабочего дня с учетом количества и времени перерывов.
  5. Сведения о гигиенических особенностях деятельности. Необходимо указать степень и уровень шумности и загрязненности, а также температурный режим при выполнении сотрудником условий труда.
  6. Показатели производительности трудовой деятельности трудящегося. Они могут быть выражены количеством произведенной продукции в единицу времени или отражать эффективность работника при выполнении деятельности.
  7. Сведения о совершенных мероприятиях по облегчению трудовой деятельности и снижению степени вредности условий труда. В список могут входить такие процедуры, как устранение воздействия вредных производственных факторов, снижение механического шума, вибрации и излучений, внедрение средств или устройства для защиты сотрудников от воздействия негативных факторов.
  8. Сведения о тяжелой трудовой деятельности работника до трудоустройства в организацию. Если сотрудник ранее трудился в тяжелых условиях, необходимо указать категорию и период трудовой деятельности.

Если справка составляется с целью поиска и принятия рабочего на работу, то в документе рекомендуется прописать общие параметры помещения или трудовой зоны. Необходимо указать общую площадь рабочей зоны, уровень освещенности и величину шумопроизводства, вид и модель оборудования, а также инвентарь, предоставляемый для выполнения условий труда.

Справка должна содержать подпись лица, которое составило и оформило документ. Готовый документ утверждается начальником или директором организации. Процедура заверения документа официальным лицом осуществляется путем проставления подписи и печати.

Образец характеристики рабочего места

Итоги

Характеристика рабочего места — документ, возможно, не самый востребованный, но способный быть значимым элементом кадрового документооборота в некоторых отраслях. Законодательно его форма не установлена, что допускает достаточно произвольную структуру.

Ознакомиться с иными аспектами кадрового менеджмента на предприятии вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Примерное описание рабочего места

Рабочее место — пространственная зона трудовой деятельности:

— оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;

— определенная на основании трудовых и иных норм;

— закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных задач.

Мое рабочее место было оснащено:

1. Рабочий стол. Рабочий стол отвечал современным требованиям эргоэкономики и позволял удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Поскольку работа сочетает в себе работу за компьютером и бумажную, то стол, помимо места для монитора, клавиатуры, системного блока, содержал еще и дополнительные полочки, ящики, чтобы не загружать бумагой рабочее пространство стола. Высота стола была в пределах от 680 до 800 мм. Рабочая поверхность стола не имела острых углов и краев. Быстрое и точное считывание информации обеспечивалось при расположении плоскости экрана ниже уровня моих глаз, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали).

2. Рабочее кресло. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Для этого необходимо чтобы у кресла была упругая спинка анатомической формы, которая уменьшит нагрузку на позвоночник. Мое кресло имело ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм. Кресло имело возможность регулировки высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов. Кресло имело стационарные подлокотники, поверхность сиденья, спинки и подлокотников была мягкая, с нескользящим не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от грязи.

3. Персональный компьютер. Монитор должен располагаться на рабочем столе прямо, и удален от глаз минимум на 50-60 см. Клавиатура должна располагаться в 10-15 см от края стола. Экран моего монитора находился на оптимальном расстоянии от глаз, что составляло 600-700 мм. Клавиатура располагалась на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края стола.

4. Набор канцелярских принадлежностей.

5. В помещении находилась аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.

6. Корзина для утилизации мусора.

Приложение 5

ХАРАКТЕРИСТИКА

Организация рабочего места дома

Сегодня удаленная работа приобретает всё большее распространение. Если вы обустраиваете свое идеальное рабочее место дома, а не в офисе, оно требует не менее детальной проработки.

Желательно для работы дома иметь отдельный стол и удобный стул. Организовать работу в кухне за обеденным столом – не лучшая идея. Еще более неудобно работать на диване или в кресле. Многие из тех, кто работает дома, умудряются организовать отличное пространство на балконе, на веранде или даже в крупном шкафу.

идеальное рабочее место в офисе описание

Необходимость в собственном уютном уголке может возникнуть и утех, кто, как и многие другие, трудится в офисе, но имеет хобби. Если вы увлекаетесь рукоделием, удобный рабочий стол поможет реализовать все творческие задумки. Не менее важны органайзеры и удобные емкости для хранения материалов.

В каких случаях нужна характеристика

Хотя документ о характеристике рабочего места в настоящее время утратил актуальность, но, тем не менее, его заполнение требуется для некоторых случаев. Перед тем как сотрудника принять на работу, работодатели предпочитают узнать информацию о соискателе, при этом читать рекомендательные письма.

Когда нужна характеристика рабочего места

Как составить документ и применять по назначению, изложено в трудовом законодательстве. Важно уяснить, что сведения, содержащиеся в характеристике, имеют статус конфиденциального характера.

Перечень случаев, когда требуется заполнение документа:

  1. Если необходимо перейти работать на другое место работы в той же организации, где сотрудник трудился. Дело в том, что кадровики просят данный документ для ознакомления к ним руководства.
  2. Если характеристика востребовано в судебном порядке, то есть имеется необходимость доказательства невиновности сотрудника или соблюдения объективности принятых решений.
  3. Когда сотрудник поступил учиться в университет и при этом параллельно продолжает трудиться.
  4. Если требует посольство оформления рабочей визы.
  5. Если человек ранее состоял на учете у психиатра и в настоящее время требуется реабилитация.
  6. При выдаче банковского кредита.
  7. При оформлении врачебной экспертизы или МСЭК.
  8. Если гражданин изъявил желание оформить опекунство.
  9. По запросу налоговой службы.
  10. По требованию ГИБДД.
  11. Если требуется наказать или уволить сотрудника с работы.

Климат

Можно поддерживать идеальные условия на рабочем месте с помощью современной техники. Здорово, если в помещении есть кондиционер, в летнюю жару он может просто спасти. Помните, что ставить стол под струю воздуха нельзя, это может привести к простудам.

Если кондиционера нет, а работать приходится даже в жару, обзаведитесь вентилятором. Кстати, если в холодное время года в помещении прохладно, можно сэкономить, купив тепловентилятор, который можно настраивать в зависимости от условий на подачу холодного или горячего воздуха.

Читайте также: