Как сделать характеристику предложения 3 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 30.08.2024

Памятка

Как дать характеристику предложению

1. Прочитайте предложение.

2. Определи, какое это предложение по высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное). Является ли предложение восклицательным?

3. Определи, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное, то как соединены простые предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а, но).

Образец рассуждения

Читаю предложение М. Лермонтова:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое.

Выпиши из 5 -го предложения все глаголы в той форме , в которой они употреблены в предложении .Пятое предложение, На бегу он так забавно сопел и хрюка … л, что мы принялись хохотать .

Русский язык Упражнение. Единственное число существительных и глаголов замени множественным числом. Обозначь их спряжение, выдели окончание. Образец: … Соловей поёт (I спр.) – соловьи поют (I спр.). Жаворонок звенит Иволга свистит Сорока трещит Сова кричит Ворона каркает Воробей чирикает Дятел долбит Клёст скрипит Кукушка кукует Аист стучит​

3. Поработайте в паре. Найдите вторую половинку. Воробьи расчирикались Мнӧго снёга Дым столбом к морозу. к оттепели. МНОГО Хлеба. Как вы понимаете эти … высказывания? Найдите среди них народные приметы. А какие народные приметы знаете вы?​

Итак, ещё раз о характеристике предложения
План простого предложения:
1. По цели высказывания - повеств., побудительное, вопросительное
2. по интонации: восклицательное или невосклицательное
3. по наличию главных членов предложения: простое - сложное
4. по наличию второстепенных членов предложения: распространённое - нераспространённое
5. осложнено (однородными членами или обращением) - не осложнено.
6. схема (если предложение осложнено: есть однородные члены - в виде кружков - или обращение - место обращения)
План сложного предложения:
1. По цели высказывания - повеств., побудительное, вопросительное
2. по интонации: восклицательное или невосклицательное
3. по наличию главных членов предложения: простое - сложное
4. Союзное или бессоюзное?
5. Из скольких простых предложений состоит?
6. схема (простые предложения в виде прямоугольников)
Словарные слова в тетрадь: композитор, пьеса, этюд, картина, живопись, искусство, художник, иллюстрация.

К орфоэпическому диктанту (диктант правильного произношения):
звонит, свёкла, танцовщица, кавалерия
Записи в тетрадях:
На улице то идёт дождь, то снег.
На улице то идёт дождь, то срывается снег.

Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основы. СП состоят из нескольких простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно.
Стр. 92 учебника – схемы в толстую тетрадь с примерами

Сложные предложения:
- союзные (Появились тучи, и пошёл дождь)
- бессоюзные (Появились тучи, пошёл дождь).

Под диктовку. Каждое предложение – синтаксический разбор, характеристика:
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там. Плакали сойки, стонали гагары. Люди, как же здорово жить на свете!

Тетради собраны.
Домашнего задания нет. Пока расстались на неделю, до 15 ноября.
Будьте все здоровы! 🙂

Комментарии

Здравствуйте, Елена Юрьевна!
А почему у меня 2 в журнале?Я сделала домашнюю работу, упражнение 214. Всё как в учебнике.
Можно же было или упражение 214, или 213, или письмо классу.Я сделала одно упражнение…Не могу понять, где я ошиблась? Домашнюю работу неправильно сделала?

Эльмира, у меня отмечено, что упражнение не сделано (никакое). Не волнуйтесь. Если какое-то недоразумение вышло, то всё поправим.

Хорошо..)
Спасибо большое.

Эльмира! Посмотрела сегодня в Вашей тетради. Действительно, есть 214 упражнение. Но только ответы на вопросы (2 строки). Надо переписать этот отрывок и выделить в нём обращения (оговорила это, когда давала задание, и на сайте). Доделайте, пожалуйста, упражнение, (точнее, сделайте его полностью).

Хм….Ладно…Спасибо, Елена Юрьевна!
А мне делать сейчас, или в тетради, которую вы выдадите?
Я думала, что я всё верно сделала…..

Хорошо.
Так и сделаю 🙂

Спасибо! Всё ясно и понятно!

Спасибо большое ! Я его , а то запомнить не могла:-*

помогите пожалуйста дать характеристику предложению
В двенадцатом часу дня пришел Воробейчик и попросил Жура отпустить Зайцева съездить вместе с ним в Замошкину рощу…..

Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.,осложнено однородными сказуемыми.

OГромное спасибо за помощь.мы живем в Литве и такие задания нам не всегда под силу.еще раз благодарим

Если Вас не затруднит застряли и на этом предложении,дать полную характеристику простого предложения.
Полностью отстраниться от работы комиссии было бы малодушием…
Заранее благодарим

Предлож. повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнено.

спасибо мы сделали с 1 ошибкой 🙂 это радует

Помогите сделать синтаксический разбор предложения И вот сейчас,глядя на книжные полки,я с некоторым удивление обнаруживаю,что в этот первый ряд попало множество книг,приобретенных в детстве.

Помогите , пожалуйста определить характеристику предложения!):На лугу давно желтели лютики.

Простое, повеств., невоскл., двусосотавное, распр., не осложнено.

Добрый вечер , вы бы не могли подсказать , что значит двусоставное предложение ??

Кто-нибудь , можете подсказать , что такое двусоставное предложение? Пожалуйста, помогите!

Когда есть и подлежащее, и сказуемое. Если что-то одно, то это односоставное предложение.

И еще , что значит полное предложение , я просто не могу понять чем полное от двусоставного отличается!? Помогите , прошу вас , у меня завтра просто годовая контрольная работа!

Полное предложение, когда понятен смысл предложения. А двусоставное связано с наличием главных членов предложения. Например, Вечерело. — полное, односоставное. А вот Я-нет — неполное предложение.

Кто-нибудь помогите дать полную характеристику СП

ПОмогите пожалуйста составить 2 простых и 2 сложных предложения с чередуещими корнями

Это супер спасибо Вы мне очень помогли

Помогите пожалуйста дать характеристику предложения. Алексей прошел по пустынной набережной вдоль кремля, отдохнул у прохладного гранитного парапета, глядя в серую, затянутую радужной пленкой воду, плескавшуюся у подножья каменной стены, и медленно стал подниматься на красную площадь.

аня, предложение повест.невоскл.двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми, обособленным обстоятельством, выраженным дееприч. об. и обобсобленным определением, выраженным причастным оборотом.
А…ещё полное

Также в 5. пункте хочу добавить что предложение может также быть осложнено приложениями(определение, выраженное сущ.), вв. словами, вв. предложениями, вставными конструкциями (то, что пишут в скобках)

Анастасия, спасибо!
В характеристике нет этих данных, в связи с тем, что это пятый класс.

Скажите пожалуйста характеристику предложения Мелкая рыбёшка резвится в холодной воде неглубоких затонов

Пожалуйста помогите мне дать характеристику для этого предложения: На улице было холодно.

Образно говоря, лазер заставляет опухоль петь, а акустический микроскоп по звуку находит и определяет по тембру звучания ее природу. Подскажите пожалуйста характеристику данного предложения…

Здравствуйте!не совсем понимаю когда нужно выделять кружочки прямоугольниками,а когда не нужно…могли бы Вы объяснить. Спасибо!

Наверное, вряд ли. Потому что кружочки и прямоугольники — это такая геометрия, которую учитель русского придумывает отчасти сам, отчасти по учебникам.

Помогите пожалуйста дать характеристику предложение. На станции приближается поезд.

Пожалуйста помогите составить 2 сложных и 2 простых предложения с характеристикой

Помогите пожалуйста дать характеристику предложения: В лете, знаете, у нас около Курска бывают такие тёмные ночи, но претеплейшие и премягкие: по небу звёзды как лампады навешаны, а понизу темнота густая…

В этом уроке познакомимся с порядком синтаксического разбора предложения и рассмотрим отличие разбора простого и сложного предложения.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого). Оно образуется из слов и словосочетаний. Поэтому при разборе предложения мы выделяем в нём словосочетания из главного слова и зависимого, связанных друг с другом по смыслу.

Мы различаем предложения по нескольким признакам. Вспомним их.

по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные;

по интонации – восклицательные и невосклицательные;

по количеству грамматических основ – простые и сложные;

по наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.

Рассмотрим порядок синтаксического разбора на примере предложения:

Утреннее солнце ярко осветило маленькую деревню.

1. Сначала выделяем грамматическую основу и указываем, словами каких частей речи выражены главные члены.


2. Теперь найдём все словосочетания в предложении и укажем связь между главным словом и зависимым. Над второстепенными членами так же, как и над главными, не забудьте написать названия частей речи. Сначала вопросы задаём от подлежащего.

Солнце (какое?) утреннее. Это второстепенный член предложения, выраженный именем прилагательным.

Теперь задаём вопросы от сказуемого.

Осветило (как?) ярко. Это второстепенный член предложения, выраженный наречием.

Осветило (что?) деревню. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Деревню (какую?) маленькую. Это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным.


Мы нашли все словосочетания в предложении. Вспомним, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием, так как в ней нет главного и зависимого слова, она уже по сути своей нераспространённое предложение.

3. Теперь приступим к характеристике предложения.

1) Назовём вид предложения по цели высказывания. Это предложение повествовательное.

2) Определим вид предложения по эмоциональной окраске (по интонации): невосклицательное.

3) Укажем наличие грамматических основ. Это предложение простое, в нём одна грамматическая основа.

4) Так как предложение простое, определяем распространённое оно или нераспространённое. В данном предложении есть второстепенные члены, значит, оно распространённое.

Характеристика предложения записывается в скобках. Слова в скобках сокращаются:

(Повеств., невоскл., прост., распр.)

4. Последний шаг – составим схему предложения:


При разборе простого предложения, осложненного однородными членами, укажем это в характеристике и на схеме.

Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела. (А. Пушкин)

Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

(Повеств., невоскл., прост., распр., с однор. сказ.)


§2. Синтаксический разбор сложного предложения

Разбор сложного предложения отличается тем, что в характеристике предложения мы не указываем, распространённое это предложение или нераспространённое, так как одна его часть может иметь второстепенные члены, а другая нет. Кроме того, мы указываем, из скольких частей состоит предложение; если в предложении есть союзы, то при помощи каких союзов соединяются части.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А. Пушкин)


2. Найдём словосочетания в каждой части:

Ловил (чем?) неводом. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Ловил (что?) рыбу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряла (что?) пряжу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряжу (чью?) свою. Это второстепенный член предложения, выраженный местоимением.

3. Составим характеристику предложения: предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

(Повест., невоскл., слож., сост. из 2 ч.)

Составим схему предложения:


§3. Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

Порядок разбора предложения:

1. Выделить грамматическую основу, найти второстепенные члены с указанием частей речи, составить характеристику предложения, начертить схему.

2. В характеристике предложения определяется вид предложения по цели высказывания и интонации, по количеству грамматических основ (простое или сложное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространённое), а также указывается наличие однородных членов предложения.


Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.

О чем эта статья:

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Читайте также: