Как сделать этюд

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене.

Одним из способов выяснить возможности своего "аппарата воплощения" может явиться этюд.

Театральный этюд -- это упражнение для развития актёрской техники. Этюды -- необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве начинающих учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером.

Задача этюдов -- научить актёра работать не только в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену, но и в предлагаемых обстоятельствах. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.

Этюд - это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Этюд - (франц. etude - букв. - изучение). В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

В учебном процессе этюд - это:

Этюд - это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах.

Сценический этюд - это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.

Источниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей - определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя.

Законы построения этюда

Сценический этюд имеет определенные законы построения:

Выход на сцену Уход со сцены

Место для импровизации

Исходное событие Главное событие

Факт, который побудил Факт, который побудил мен меня выйти на сцену уйти со сцены

Факт - поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств, который заставил меня изменить моё предыдущее поведение

Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах.

Центральное событие - это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменили мое поведение и качественно повлияли на мое психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.

Зачастую бывает так, что центральное и главное событие этюда совпадают - то есть нечто происходит на сцене, и именно центральный событийный поворот стал причиной того, что мне нужно закончить или прервать предыдущее действие и уйти.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методическая разработка

педагог дополнительного образования

Чекусова М.Я.

Дети, придя в театральное объединение, горят желанием выступать, быстрее получить роль и воплотить её, но делая первые творческие шаги на сцене, появляется робость, неуверенность, неумение взаимодействовать на сцене, куда-то исчезает та эмоциональность, которая была несколько минут назад в общении со сверстниками. Перед педагогом стоит задача подготовить ребёнка психологически и физически к работе на сцене и выступлению. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают этюды и упражнения. Напрасно некоторые педагоги избегают их, приступая сразу к постановкам. Ребята с интересом выполняют этюды и упражнения, которые способствуют развитию актёрских способностей, учат импровизировать, воспитывают фантазию, внимание, наблюдательность, творческое мышление, эмоционально-пластическую выразительность и становятся более увереннее в своих силах. Это одна из ступенек подготовки детей в объединении к изучению роли и перевоплощению. Существует огромное количество этюдов, упражнений, тренингов. В этой разработке предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения на память физических действий, на внимание,фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение, музыкальные этюды, действия ради чего-нибудь.

Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).

Собираю чемодан. Достать чемодан, если он долго стоял, то наверняка на нём будет пыль, стереть пыль, а дальше определите в каком темпе укладываются вещи в него: человек спешит, боится опоздать или от кого хочет сбежать, или собирается в приятное путешествие и для сборов есть много времени. В данной ситуации позвольте ребёнку пофантазировать. Это действия при различных обстоятельствах.

Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.

Ловлю рыбу. Ловить рыбу – это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.

Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь или жарко, постоянно кусают комары.

Примерные темы этюдов.

Обедаю в кафе. Занимаюсь рисованием и меняю перегоревшую лампочку. Поливаю и пересаживаю цветы. В лесу летом. Принимаю лекарство от боли в животе. Головная боль и приём лекарства. Стираю. Перелезаю через забор, трясу яблоки и ворую их. Играю на скрипке, виолончели, пианино, гитаре, ударных инструментах. Ловлю бабочек. Глажу.Пишу письмо. Мою окно. Колю дрова. Летом читаю книгу, жарко, мешает пчела. Кормлю птиц. Чищу зубы, умываюсь, вытираю лицо и руки полотенцем. Играю с кошкой. Просыпаюсь. Читаю книгу, засыпаю. Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Хожу босиком по стёклам. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.

После нескольких занятий и выполнения этюдов на заданную тему, предложите ребятам попробовать придумать новые этюды на любую тему. Пусть фантазируют. Но не забывайте контролировать и ненавязчиво корректировать точность передаваемых действий.

Этюды на внимание. Внимание важно не только актёрам, а всем людям, как взрослым, так и детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на вооружение все. Но всё будет завесить от возрастных особенностей детей. Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате, что порой бывает не под силу и подросткам. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.

Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.

Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить, кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.

Рассматриваю предмет и рассказываю о нём, Показываем группу предметов ученикам, закрываем их, просим рассказать порядок. Рассматриваем двух человек, находим сходство и различия.

Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.

Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очередность написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят, отложить плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано и последовательность.

Пью горячий чай, пью кислый напиток,ем невкусную кашу, выпиваю напиток с ядом, определить вкус во рту.

Слушаю только то, что в данной комнате. Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, другая – другого. Слушаю, что за дверью. Определить звук на слух. Определить по голосу участника.

Определить на ощупь предметы, вещи. Углубиться в осязание одного предмета.

Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах, ароматный запах. Нюхаем лук.

Этюды на фантазию.

Старый и новый карандаши, старое и новое кресло, телефоны, планшеты.

Несколько предметов: фантазировать картину и события по поводу их. Фантазировать в заранее данных условиях: обусловливается время, место и количество действующих лиц.

Этюды и упражнения на движение.

Этюды на органическое молчание для двоих.

1) Девочка хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.

2) На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.

3) Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.

Этюды на органическое молчание для нескольких человек.

1) В коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь.

2) Каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он.

3) ЕГЭ. Все сдали экзамен, ждут результатов.

4) Большая очередь в магазине, касса сломалась.

Этюды на общение.

1) В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.

2) В автобусе. Кондуктор и пассажир.

3) Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.

4) Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.

5) Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.

6) Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.

7) В магазине. Продавец покупателю продал испорченный продукт.

Музыкальные этюды. Музыка помогает фантазировать, думать, размышлять. Включайте разнообразную музыку, пусть закроют глаза и попытаются что-то представить. Задаём вопросы - Кто? Когда? Где? Для чего? Почему? Что делает? Предложите ребятам побыть в качестве сценаристов, придумать маленький сюжет на заданную музыку и воплотить его на сцене.

- чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,

- чтобы слушать, что делается в соседней комнате,

- чтобы смотреть, что делается на улице,

- ожидать своей очереди к доктору,

- чтобы умножить 268 на 47,

Войти в дверь:

- встретиться с близкими,

- чтобы испугать,

- обдумывать или вспоминать что-нибудь,

- считать шаги, измеряя помещение,

- умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,

- взбодриться и не заснуть.

- чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,

- никого не пропускать,

- чтобы лучше видеть.

Существует огромное количество упражнений и этюдов, которые помогают педагогу в работе с детьми раскрывать и развивать творческие способности. Творческий процесс становится разнообразным и полезным для обучающихся, главное, чтобы не было муштры и занятия были в удовольствия детям, а соответственно и педагогу. Системность выполнения тренировочных упражнений принесут свои плоды.

Этюд — это зарисовка ограниченная во времени. Он пишется быстро, чтобы успеть схватить впечатление от постановки или пейзажа.

На этюдах мы многому можем научиться, раскрепостить руку, попробовать новые приемы и не бояться запороть полотно, что писали пол года, а потом что-то пошло не так.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 1

Как же нам подстпупиться и с чего начать? Разберемся по шагам.

1.Определяемся с натурой. Ставим себе цветочек, натюрмортик.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 2

Маленькая хитрость — вырежьте себе из бумаги видоискатель в формате вашего холста, так вы сможете оценить изображение лучше.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 3

2. Намечаем умброй/охрой/марсом композицию на холст

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 4

3. Тонируем имприматурой (также используем охру/умбру/марс).

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 5

Имприматура пишется жидко, очень быстро, большой кистью, тряпкой пользуемся как стеркой.

Теперь когда лист затонирован можно начинать рисовать уже цветом.

4.Закладываем общие тона и цветовые отношения.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 6

На этом этапе используем широкую кисть, большие замесы краски. Тени должны быть тоньше, чем свет. Свет будет класться на более позднем этапе работы толстыми густыми мазками.

5. Пропись.

Уточняем все наши моменты, рисуем,рисуем, рисуем. :)

Обязательно идем от общего к частному и ведем всю работу параллельно! Не зацикливаемся на чем-то одном.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 7

6. Последний этап. Тонкой кистью дорисовываем блики, играемся с мелочами.

Этюды маслом поэтапно. Как писать быстрые зарисовки маслом, фото № 8

Подведем итоги. Если этюд по какой-либо причине не получился, то нет смысла расстраиваться. Во-первых, мы потратили на него не так уж много времени, во-вторых, так как мы рисовали, то полюбому получили опыт, а опыт многому нас может поучить, нужно только проанализировать, что же пошло не так, почему и как этого можно избежать в следующий раз.

В видео вы сможете посмотреть всю работу от начала и до конца, а если и после этого останутся вопросы, то я с радостью на них отвечу.

Томик_Талантов все записи автора 1. РЕЖИССУРА ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА. ПОСТРОЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА НА СОБЫТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
2. ПАРНЫЙ ЭТЮД. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РОЖДЕНИЕ СЛОВА В ЗАДАННОЙ ТЕМЕ
3. МАССОВЫЙ ЭТЮД


1. РЕЖИССУРА ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА. ПОСТРОЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА НА СОБЫТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
Для режиссера массовых представлений (МП) этюд не только средство воспитания творческой фантазии и элементов режиссерского исполнительского мастерства, но и одно из выразительных средств театрального действия. В работе над этюдом в первую очередь тренируется творческое воображение и фантазия в трех нужных направлениях и планах:
1. в сценарном плане (оригинальный сценарий);
2. в режиссерском плане (умение найти образное постановочное решение сценарного материала);
3. в исполнительском плане (умение работать с исполнителем над созданием яркого образа героя);
Работа над этюдом завершается созданием сценарного плана или сценария. В сцен. плане должны быть четко определены предлагаемые обстоятельства:
• ВРЕМЯ – когда происходит действие.
• МЕСТО – где происходит действие.
• КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика действующих лиц.
• ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение действия.
Этюд для режиссера первый маленький законченный спектакль, первое зрелищное представление со своей сверхзадачей, эмоциональной наполненностью, жанровым решением, световым и музыкальным оформлением. В этюде режиссер учится мыслить нелитературными категориями, а действием, пространственно – пластическими и звуко – ритмическими категориями.
Развивать творческое воображение и фантазию в режиссерском плане это значит:
1. овладеть способностью анализировать драматургический материал, извлекать из него эмоциональное зерно и основную идею, переделывать в свою сверхзадачу;
2. научиться переводить литературные описания на язык действия, пластики и звукоритмические компоненты;
3. осмысливая все предлагаемые обстоятельства и в первую очередь событийный ряд, увидеть образ своего этюда, найти соответствующую жанровую тональность предлагаемых обстоятельств. Научиться правильно организовать сценическо – игровое пространство, соответствующее жанровой тональности этюда;
4. научиться выявлять и строить сквозное действие, по которому направлять поступки и действие исполнителей на выполнение сверхзадачи;
Главная задача режиссера в период работы над этюдом научиться выражать основную идею замысла всеми режиссерскими и исполнительскими средствами через организацию короткого сцен. действия. Этюд не должен строиться по принципу зарисовки живых картинок, произвольно выхваченных из жизни, не должен быть примитивной иллюстрацией. И этюде должен быть показан человек и его мысли, чувства. Раскрывающие через поступки и действия, в которых должна звучать и реализоваться главная мысль этюда. Построить этюд – это не только правильно определить исходное событие – причину, порождающую действие и сверхзадачу – конечную цель.
Чтобы этюд стал интересным в нем должен быть конфликт – процесс борьбы и неожиданный поворот в действии. В развитии действия должно неизменно присутствовать противодействие. Если даже нет открытого конфликта, действие должно стать преодолением чего-то. Должны быть определены какие-то препятствия – это и является движущей пружиной этюда. Строить этюд следует путем поиска и тщательного отбора препятствий, но препятствия эти должны возникнуть не случайно, а закономерно из учета всего круга предлагаемых обстоятельств. Чтобы выстроить в этюде процесс борьбы, нужно в первую очередь определить с кем или с чем борется герой.

СВЕРХЗАДАЧА – главная идея, задача, цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль.

ЭТЮД – в театральной педагогике управление, служащее для развития и совершенствования актерской и режиссерской технике.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творческим замыслом драматурга. Верное понимание режиссера и актера помогает достичь последнего цельного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

2. ПАРНЫЙ ЭТЮД. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РОЖДЕНИЕ СЛОВА В ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
В парном этюде (ПЭ) легче всего закрепляются важные элементы общения: ориентировка, пристройка и взаимодействие. В ПЭ действуют также законы, что и в одиночном этюде. В ПЭ в процессе общения раскрываются столкновения противоположных интересов, стремлений, страстей двух действующих героев. Это и создает конфликтную ситуацию в процессе действия, поэтому процесс действия с партнером должен рассматриваться, как процесс непрерывной борьбы. Здесь важны действия не только одного, но и противодействия другого. Несмотря на то, что действиями того и другого движут разные цели, их действия развиваться самостоятельно не могут.
ПОЧЕМУ?
• Они зависят друг от друга полностью,
от тех событий, по которым развивается сквозное действие этюда. Важно определить какие действия для участника рождают одно и то же событие. Кроме того, что в работе над ПЭ важно понять, что каждый герой в этюде несет определенную тему. Его тема лежит в его сверхзадаче, а реализуется в конкретных действиях и поступках, поэтому в ПЭ параллельно начинают развиваться 2 темы. Столкновение двух этих тем в конфликте рождает и обнаруживает основную идею ПЭ.
• Слушать и слышать.
• Характер и характерность. В ПЭ необходимо овладеть основными принципами поиска. Определение и овладение характером и характерностью героя. Для исполнителя на данном этапе будет служить характеристика действующего лица – материал. Задача режиссера и исполнителя не только выявить те черты характера и характерности, которые прописаны в сценарии, но и до предела конкретизировать их, довести до высшей степени выразительности. Характер героя следует рассматривать, как совокупность устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях в отношении к себе и окружающих людям. А характерность, как внешние черты героя, отмеченные ярко выраженным сословным, профессиональным, бытовым и чисто личным своеобразием.

3. МАССОВЫЙ ЭТЮД
Массовый этюд (МЭ) является связующим звеном, на котором отрабатываются и соединяются навыки построения сценария, исполнительская техника и режиссерское мастерство.

В основе МЭ должно лежать:
• Одно событие, объединяющее всех участников.
• Простейшая сверхзадача, прицел на которую должен быть определен с самого начала работы над этюдом.
Практическую работу над МЭ (на сценической площадке) следует начинать с тщательного разбора содержания, чтобы правильно сориентироваться в обстоятельствах ведущих действие и быть готовым ответить действием на любой поставленный или возникающий вопрос. В процессе работы нужно многократно прощупывать весь ход развития сцен. действия от события к событию, чтобы ощутить ход развития сквозного действия и научиться расчленять его на составные части. МЭ не должен быть обременен сложными психологическими ситуациями, но обязательно должен заключать в себе острый действующий конфликт, т.е. процесс активно развивающейся борьбы.

В процессе работы над МЭ необходимо помнить:
1. Как подходить к определению сцен. события.
2. Что значит подлинно действовать в предлагаемых обстоятельствах.
3. Что значит (идя от себя) осуществлять логику действия роли.
4. Как чужие слова роли сделать своими и обогатить логику поведения героя собственным вымыслом.
5. Как фиксировать логику действия, а не логику чувств, которую фиксировать невозможно.
6. Как приблизиться к ощущению непрерывно развивающегося сквозного действия.
7. Как развернуть в действии свое понимание сверхзадачи.
8. Как создать типичный характер, найти пути перевоплощения в образ в знакомых предлагаемых обстоятельствах и как найти элементы яркой характерности.

Читайте также: