Как сделать эскиз витража

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Эти мои методические рисунки делаются для того, чтобы проще было объяснить ученикам задание по изобразительному искусству. Они - как бы выполненные преподавателем задания, которые даются учащимся.

Сегодняшнее задание учит добиваться с помощью красок различных оттенков одного цвета.

Эту тему на уроке я предлагаю и старшим детям, и взрослым. Формулирую как чисто техническую задачу. Но в результате получается довольно симпатичная картинка.

Что нужно сделать и какова последовательность работы?

Сначала мы рисуем на листе силуэт какого-нибудь животного. Изображение должно быть очень упрощенным, лучше всего - если оно вообще приближено к комбинации простейших геометрических фигур.

Можно нарисовать рыбку, белочку, черепашку, кота или зайца, и так далее, что больше нравится. Для того, чтобы не тратить лишнее время и не отвлекаться от главной задачи, можно срисовать зверя с какой-нибудь подходящей картинки, где изображение достаточно условное, несложное. Рисунок персонажа займет основное место в будущей картине.

Затем обозначаем места для двух цветов фона. Условно это небо и земля. Определяем мысленно для себя, какого цвета будет животное, какого - небо, какого - поверхность под ногами (ну, или подводная и надводная части фона, если мы рисуем кита). Всего должны определиться три цвета картины.

Теперь делим карандашом весь пока не закрашенный лист на кусочки неправильной формы. Когда мы это проделаем, рисунок станет похож на загадочную картинку, на которой непонятно, что нарисовано. Кусочки не нужно делать слишком мелкими, а то работа получится чересчур длительной.

Вот так выглядел наш слон до раскрашивания:

Оно сложное, потому что теперь мы должны будем каждый такой кусочек рисунка заполнить цветом. Причём так заполнить, чтобы цвет зверя и двух частей фона оставался в целом одним и тем же, но при этом каждый закрашенный кусочек - отличался от других по оттенку. И ни один оттенок не повторялся ни разу.

Например, небо синее. Значит, все кусочки "витража", образующие небо, должны быть синими. Но при этом один кусочек - чуть ближе по оттенку к фиолетовому, другой - к зелёному, третий - к серому. Четвёртый - тоже к фиолетовому, но в меньшей степени. И так далее. То есть для того, чтобы раскрасить всё небо, нужно в основную краску каждый раз добавлять немного различных других красок, по одной, а иногда и по две, и каждый раз, для каждого кусочка, в разных пропорциях. Но в целом цвет неба должен оставаться синим.

То же самое - с пространством земли и самим животным. Цвет каждого кусочка должен быть по своему оттенку уникальным.

На самом деле так должно быть в любой живописной работе, когда мы учимся живописи. Художник никогда не закрашивает весь предмет или фон одной краской. Изображение всегда состоит из множества оттенков цвета. И наше задание дает возможность начинающему познакомиться со смешиванием красок.

Узнать, методом проб, что будет, если смешать синий с жёлтым и красный с чёрным. Или фиолетовый с коричневым.

Когда раскрашивание закончено, можно провести черной краской или маркером черные линии-перегородки между цветами. А можно и не проводить. Иногда они только мешают.

Это задание можно выполнять как гуашью, так и акварельными красками. Просто техника будет чуть-чуть отличаться: акварель для получения более светлого оттенка разводится водой, а гуашь - смешивается с белилами.

Результат, как правило, довольно красивый и очень индивидуальный, все рисунки разные. И в каждом просматривается личность автора. его старательность, темперамент, вкус.

Витражная роспись – вид художественного искусства, который до сих пор не потерял своей актуальности. Витражами украшали храмы, дворцы и замки. Раньше такое оформление могли позволить себе лишь знатные особы. Да и сейчас витражные рисунки не всем по карману. Сначала они украшали здания церквей, после пережили эпоху Возрождения и заполонили дома зажиточных горожан, а теперь встречаются не только на домах, но и в миниатюрных аксессуарах.

витражи в интерьере

Что такое витражный рисунок

декор витражами

В XXI искусство позволило создавать эксклюзивные в своем роде предметы декора. Витражом украшают:

  • зеркало;
  • межкомнатную дверь;
  • окно;
  • предметы домашнего обихода;
  • столовые сервизы;
  • картины;
  • настенное панно;
  • интерьерные перегородки;
  • декоративные вставки в стеновых панелях;
  • дамские украшения и другое.

витражные окна

Такой вид оформления продолжает очаровывать своей оригинальностью и игрой бликов. Благодаря появившимся технологиям, сейчас не нужно собирать рисунок по крупицам. Кропотливый труд по созданию стеклянной мозаики превратился в изобразительное искусство. Для нанесения изображения потребуются специальные трафареты и краски для витражной росписи. Картинку для витража на стекле можно распечатать на принтере.

витражи на дверях

Виды витражных рисунков

К популярным тематикам относятся следующие виды:

  1. Абстракция красиво смотрится в качестве панно на удлиненной поверхности или на стекле нестандартной формы.
  2. Природу лучше изображать на прямоугольном и квадратном стекле. Пейзажные картины украсят холл и гостиную.
  3. Картинки в стиле модерн подходят для украшения любых жилых помещений.
  4. Готические узоры отличаются угловатостью деталей. Фигуры людей, птиц и животных выполняют в стиле Средневековья. Они красиво смотрятся на круглых, овальных и арочных формах.
  5. Античный витраж понравится любителям классики. Он объединил портретные сюжеты, цветочные композиции и замысловатую мозаику.

Какой вид росписи лучше выбрать

Тему для картинки выбирают на свой вкус. Чаще всего изображают пейзажи, букеты цветов, птиц и животных. Главное отличие узоров – техника их нанесения. Существует несколько техник витражной росписи:

  • контурная;
  • безконтурная;
  • многослойная;
  • точечная.

витраж на шкаф купе

Каждый вид росписи позволяет создать оригинальное произведение.

Контурная

контурный витраж

Именно этот вид витражей сегодня пользуется наибольшей популярностью, их создают на зеркалах или стеклах.

Бесконтурная

Бесконтурная техника не особо популярна среди простых обывателей. По окончанию работы картинка не имеет четких контуров и переходов. Она напоминает типичную акварель только с лаковым покрытием. Изюминка бесконтурного рисунка – произвольное смешивание цветов. Такой тип узоров гораздо сложнее предыдущего. Вам потребуется много времени и сил, чтобы освоить бесконтурную технику.

бесконтурный витраж

Лучше всего для создания красивых картин в бесконтурной технике пользоваться лаковыми витражными красками.

Многослойная

многослойный витраж

Точечная

Точечная роспись – одна из широко используемых, но трудоемких видов. С ее помощью украшают не только стекло, а буквально все, начиная от обложек книг и заканчивая одеждой. Техника заключается в точечном нанесении краски на поверхность. Точки отличаются по цвету, насыщенности и размеру.

точечный витраж

Трафаретная

Если перечисленные техники требуют художественного вкуса и умения рисовать, то трафаретный способ раскрашивания – находка для первопроходцев в витражной росписи. Трафарет позволит равномерно и аккуратно раскрасить поверхность. Он бывает одноразовым и многоразовым. Первый изготовлен из бумаги или плотного картона, а второй – из самоклеющейся полимерной пленки.

трафаретный витраж

Благодаря наличию различных витражных красок и интересных трафаретов, это искусство может освоить любой желающий.

Трафареты можно купить в магазинах, занимающихся продажей материалов для творчества. Также их можно распечатать на принтере или нарисовать самостоятельно. Недостаток трафаретной росписи – табу на эксклюзивность. Но при желании этот минус можно свести на нет. Главное проявить фантазию и собрать отдельные элементы в единую композицию.

классический витраж

Какие материалы нужны для витражной росписи

Перед тем, как приступить к рисованию, вам нужно купить специальные материалы и определиться с местом расположения росписи. К ним относятся следующие принадлежности:

  • основные краски;
  • контурные краски;
  • кисти разной толщины с искусственным ворсом;
  • акриловый прозрачный лак;
  • трафарет;
  • спирт;
  • синтетический растворитель;
  • двухсторонний скотч.

инструменты для витража

К вспомогательным вещам относятся салфетки, кусочки ткани, ватные палочки и зубочистки. С их помощью можно будет убрать недочеты рисунка.

витраж своими руками

Важно! Краски разделяют на два вида: под обжиг и не требующие обжига. Новичкам лучше выбрать те, которые не нуждаются в термической обработке.

Подготовка поверхности и трафарета

  1. Сначала помойте поверхность стекла водой с моющим средством, после этого обезжирьте ее спиртом и дайте полностью высохнуть.
  2. Пока подсыхает поверхность, закрепите трафарет с помощью двухстороннего скотча. Затем плотно прижмите его к поверхности и хорошо разгладьте.
  3. Возьмите контурные краски и обрисуйте контур трафарета.
  4. Потом заполните пустоты между контурами краской.
  5. Хорошо просушите поверхность. Можно оставить изделие на несколько часов или сутки. Срок высыхания зависит от вида краски.
  6. После полного высыхания покройте изображение прозрачным акриловым лаком.

заливной витраж

Обратите внимание! При нанесении краска имеет плотную и непрозрачную консистенцию. Понять просохла она или нет можно по ее внешнему виду. После высыхания она становится прозрачной и хорошо пропускает свет.

витраж тиффани природа

витраж фьюзинг

Фьюзинг – оригинальный вид витражей. Технология заключается в спаивании отдельных элементов между собой во фьюзинговой печи.

Как нарисовать свой первый витраж

Используйте поэтапный план действий:

  • выберите тему картинки;
  • подготовьте эскиз-шаблон и необходимые материалы;
  • выберите хорошо освещаемое и проветриваемое помещение;
  • расположите стекло в горизонтальном положении;
  • шаблон положите под стекло;
  • рабочую поверхность обезжирьте спиртом;
  • аккуратно обведите контур по шаблону;
  • дайте краске подсохнуть естественным способом или используйте фен;
  • затем возьмите цветную краску и постепенно заполняйте пустоты между контуром;
  • аккуратно наносите краску и старайтесь равномерно рисовать, не заступая за контур.

рисунки на стекле

Совет! Несмотря на текучесть витражной краски, она не успевает равномерно растечься по стеклу. Потребуется сноровка, чтобы получилась аккуратная работа. Следите за тем, чтобы не оставались пузырьки воздуха и пробелы между контуром и основным цветом.

витражные краски

Стоит выбирать легкие рисунки для витража с одним главным элементом и небольшими дополнениями по периферии.

Образцы витражной росписи

За образец витражной росписи по стеклу выбирайте шаблоны с понравившимся узором. Решив разнообразить интерьер витражом, учитывайте следующие советы:

  • рисунок должен подходить к общему стилю квартиры;
  • линии и цвета узора способны скрадывать и визуально расширять пространство;
  • слишком яркие картины перегружают помещение.

витражи в интерьере

Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере необычные цветовые решения.

Сюжет может быть любой тематики. Чаще всего его выполняют в абстрактном стиле, с растительным мотивом или строгими геометрическими формами, в виде натюрморта или пейзажа. Абстрактная картинка – оптимальный вариант для современного интерьера. Но любителям классики лучше выбрать природу. Пейзажные картины станут отдушиной для домочадцев.

витражи в гостиной

Витражи в интерьере квартиры или дома присутствуют на многих фото работ современных дизайнеров, так что подобрать подходящий рисунок проблем не составит.

Витражная роспись – отличная идея для оформления интерьеров, окон, межкомнатных дверей, зеркал и стеклянных сервизов. Чтобы создать шедевр, потребуется время и терпение. Но первые витражные рисунки можно получить с помощью готовых трафаретов и шаблонов.

витражи в ванной

Широкий выбор вариантов исполнения витражей позволяет человеку даже с небольшими доходами придать своему жилищу изысканную красоту и оригинальность.


Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и друзей
Цель: ознакомление с многообразием типов витражей по технике изготовления и творческая деятельность имитирующая витраж.
Задачи:
- научить рисовать витраж с помощью клея ПВА и красок на прозрачной основе;
-развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса;
-воспитывать интерес к поиску новых нетрадиционных техник рисования, аккуратности в работе.

Материалы: фотографии или презентация про витраж,гуашь, плотная обложка для тетради (или файл), готовый или нарисованный трафарет, кисти, банка с водой, клей ПВА, палитра



Слово витраж произошло от фр. vitrage — стекло
Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.



Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стёкол крепятся в металлических переплётах специальной сквозной рамы – каркаса (арматура), а иногда скрепляют цементом.
Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия, Китай и повсеместно в средние века.



В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
1.Классический витраж (технология Тиффани)
Технология Тиффани – секреты мастерства
Основные этапы технологии Тиффани выглядят следующим образом:
• рисуется эскиз будущей композиции в натуральную величину;
• эскиз разбивается на фрагменты;
• из стекла вырезаются детали витража;
• полученные сегменты обтачиваются на специальном станке до нужной формы и размеров;
• каждый элемент витража оборачивается клейкой медной лентой;
• подготовленные детали спаиваются между собой.



2. Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.




4. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).




Сделать настоящий витраж, используя цветные стёкла – дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража - имитацию, где соединиться цвет и черная контурная линия, превращаясь в узор.

1. Под прозрачную обложку положить готовый трафарет с рисунком и обвести по контурам клеем ПВА из тюбика, аккуратно надавливая на него.









8. Когда все просохнет, размешиваем черную краску с клеем и начинаем обводить перегородки, делая имитацию более достоверной.



Наш витраж готов! Можно вставить в рамочку, можно наклеить на стекло. Кстати эту процедуру можно попробовать сделать и на стекле, но при работе с детьми безопаснее пользоваться прозрачной пленкой.

Инструменты

Необходимые инструменты

  1. шлифовальную машинку;
  2. щипцы и кусачки для того, чтобы разламывать стёкла;
  3. стеклорез;
  4. паяльник;
  5. фольгу;
  6. паяльный жир (флюс);
  7. припой ПОС-61;
  8. чёрную или медную патину;
  9. перчатки;
  10. очки;
  11. маркер;
  12. кисть для флюса.

Создаём эскиз витража

  • Т-образные пересечения позволяют создать более прочный витраж;
  • если создаваемый витраж будет высоким и узким, в эскизе необходимо предусмотреть плавные линии, которые должны располагаться от одного до другого края для создания рёбер жёсткости;
  • при создании широких швов на витраже не рекомендуется делать длинные узкие элементы с острыми углами, так как широкой фольгой будет закрыта большая часть поверхности элемента.
  • При создании витража Тиффани необходимо сделать два экземпляра эскиза, на которых также учитываются поля с минимальным размером два миллиметра. Каждый элемент эскиза нумеруется, один экземпляр разрезается, а второй — покрывается прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от попадания воды.
  • Затем эскиз приклеивается малярным скотчем на ровную рабочую поверхность, и производится резка стекла по шаблону от угла вниз и вбок.

1.jpg

Резка стекла

Вырезать элементы витража Тиффани можно как по шаблонам, которые изготовлены из второго экземпляра эскиза, так и просто прикладывая стекло к эскизу. Всё зависит от опыта мастера и сложности рисунка. Стекло разрезается по контуру с помощью стеклореза, который необходимо держать в руке под углом 45 градусов, точно так же, как вы держите в руке шариковую ручку. Чтобы разрезать стекло, не требуется давить на него с большим усилием. Режущий ролик должен располагаться ровно перпендикулярно поверхности стекла. Скол стекла может пойти под углом, если его не держать правильно. Стекло нужно резать не прерывно от одного до другого края. Завершая линию резки, необходимо снизить давление на инструмент, чтобы не получился скол. После проведения линии стеклорезом стекло требуется расколоть, лёгкими постукиванием рукояткой стеклореза по линии отреза. Чтобы отломить узкий или небольшой фрагмент, можно воспользоваться щипцами.

2.jpg

Обработка стекла

Вырезанные элементы витража Тиффани необходимо обработать на шлифовальной машинке. На этом этапе для защиты понадобятся очки. Шлифовка позволяет довести элемент витража до необходимого размера, а также создать шершавую поверхность на кромке стекла, что позволит лучше зафиксировать фольгу. В процессе работы поверхность стекла, соприкасающаяся с шлифовальной головкой, должна смачиваться водой. Иначе абразивная поверхность может прийти в негодность. Во время шлифовки стекло необходимо время от времени прикладывать к эскизу, проверяя размер. При этом надо учитывать, что после оборачивания фольгой элемент немного увеличится в размерах.

3.jpg

Оборачивание фольгой

Следующим шагом создания витража в технике Тиффани является оборачивание каждого элемента фольгой. Этот материал представляет собой медную полосу определённой ширины, которая с одной стороны покрыта бесцветным или чёрным клеем. Выбор чёрной или медной фольги зависит от цвета патины. Особенно это важно, если изготовление витражей Тиффани выполняется из прозрачного стекла.

4.jpg

Чтобы фольга прочно прилипла к поверхности стекла, его нужно вытереть насухо, а также обезжирить, если это необходимо.

5.jpg

6.jpg

Сборка деталей и спайка

Обработанные фольгой элементы выкладываются на эскизе. Они должны лежать свободно, так как даже при несильном нагреве плотно прилегающие друг к другу элементы могут треснуть.

7.jpg

После этого все швы нужно обработать с помощью кисточки флюсом, который удаляет окислы с меди и разжижает олово.

8.jpg

Для спаивания витража в технике Тиффани используется олово марки ПОС-61. Для спайки кончик оловянного прутка нужно положить на шов и прижать его сверху паяльником, предварительно разогретым до рабочей температуры. Затем нужно провести им вдоль шва. Паяльник не рекомендуется долго удерживать на одном месте, чтобы не перегреть стекло и фольгу.

9.jpg

Высота шва определяется самостоятельно каждым дизайнером, но олово нужно использовать равномерно и аккуратно. Конечно, его излишки можно сместить на стекло, но если олова будет чересчур много, стекло может потрескаться.

Чистка и мойка

Когда завершена пайка элементов, витражи Тиффани необходимо тщательно вымыть с помощью любого удаляющего жир моющего средства и протереть насухо мягкой тканью.

10.jpg

11.jpg

Нанесение патины

На завершающем этапе изготовления витражей Тиффани на обезжиренные, чистые и сухие швы наносится патина. Этот процесс необходимо выполнять в перчатках. Чтобы удобнее было наносить жидкость, её необходимо перелить в рабочую ёмкость. Затем патина наносится с помощью губки или обычной зубной щётки на швы.

12.jpg

Когда патина нанесена на витражи Тиффани, необходимо снова вымыть мягкой губкой поверхность изделия с помощью средства для очистки стёкол.

13.jpg

На этом изготовление витражей Тиффани завершено. Вам остаётся лишь установить изготовленный своими руками элемент интерьера и полюбоваться собственным творением!

vitrazh-1 (700x393, 310Kb)

Витражи в интерьере смотрятся потрясающе красиво. Они известны несколько веков и всегда являлись элементом роскоши и признаком богатства.

Витраж – это картина из света. Традиционно витражи изготавливали из цветного стекла и металла. Сначала по эскизу выковывались контуры, затем нарезались куски цветного стекла. Все элементы собирались в композицию и отправлялись в плавильную печь, где соединялись в монолитную конструкцию. Традиционная технология сложна, и воспроизвести ее вне цеха невозможно.

Есть способ изготовить витраж дома, используя доступные материалы, при этом результат будет в точности имитировать классический.

  • Кусок стекла. Подойдет любое прозрачное стекло: оконное, закаленное или армированное, главное, чтобы одна из сторон была чистой, без рельефа и пленок.
  • Мастика. Этот материал нужен для того, чтобы создать объемный четкий контур, который имитировал бы металлический каркас классического витража. Для этого подойдет любой твердеющий на воздухе состав: полимерный строительный клей, мастика. В примере будет использован битумный кровельный герметик черного цвета.
  • Акриловые краски DECOLA – прозрачные водорастворимые краски насыщенных цветов.
  • Деревянные рейки для каркаса.
  • пистолет для клея;
  • кусок ватмана для изготовления эскиза, карандаши, маркер, художественные кисти;
  • саморезы по дереву с потайной шляпкой;
  • столярные инструменты для изготовления деревянной рамки;
  • крепежные планки для того, чтобы повесить витраж на место.

Витраж начинается с идеи. В данном примере описан пошагово процесс изготовления витражного панно с подсветкой.

На ватмане прорисовываются контуры будущего рисунка. Есть так называемый витражный стиль – это рисунок с четкими контурами, крупными элементами. Эскиз выполняется по размеру стекла, обводится маркером и укладывается на стол так, чтобы края его не свисали.

vitrazh-2 (700x393, 293Kb)

Стекло моют, сушат и тщательно обезжиривают. Оно накладывается на эскиз так, чтобы гладкая чистая сторона оказалась рабочей. Стекло и эскиз скрепляют скотчем и начинают прорисовывать контур – наносить мастику. Для того чтобы мастика ложилась равномерно и контур был плотным, дозатор шприца срезается под острым углом, а затем делается встречный надрез с другой стороны. После нанесения мастика должна полностью просохнуть.

vitrazh-3 (700x393, 254Kb)

После того, как мастика затвердела, внутрь контура накладываются акриловые краски. Варьируя плотность нанесения, можно добиться различной прозрачности и интенсивности цвета. После этого витраж должен просохнуть в горизонтальном положении.

vitrazh-4 (700x393, 296Kb)

vitrazh-5 (700x393, 305Kb)

Рамка не будет видна, поэтому декорировать ее не нужно. Из брусьев сечением не более 4 на 4 см собирается каркас, он зачищается и прокрашивается темной краской в тон контурам рисунка.

vitrazh-6 (664x427, 295Kb)

Для подсветки используется светодиодная лента белого цвета. Они закрепляется по внутреннему периметру рамки при помощи электромонтажных скоб. Работоспособность подсветки проверяется до монтажа стекла.

vitrazh-7 (690x469, 378Kb)

vitrazh-9 (690x469, 362Kb)

vitrazh-10 (690x469, 272Kb)

Витраж готов. При наличии определенной сноровки такое произведение искусства можно изготовить за один день. Главное условие – дождаться полного высыхания мастики, а затем красок, и сушить рисунок только горизонтально, иначе он просто стечет вниз.

vitrazh-1 (700x393, 310Kb)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: