Как сделать эор

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?

Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.

Информатика. 9 класс

Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?

ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:

Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса "Классная работа";

Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;

Быстро и легко организовать работу в парах и группах;

Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?

Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.

Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?

Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.

Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012г.). Электронная форма учебника (ЭФУ) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.

Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?

Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса "Классная работа". Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.

Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?

Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.

Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс

Учебник является частью УМК для 10-11 классов, предназначенного для изучения предмета на углубленном уровне. Обязательный материал струкрурирован по главам: преобразования пространства, многогранники и фигуры вращения. Есть в учебнике и дополнительный материал. Высокие результаты усвоения геометрии достигаются решением большого количества разнообразных задач, дифференцированных по уровню сложности. Электронная форма учебника (ЭФУ) Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Геометрия 11 класса Потоскуев Е. В. Звавич Л. И. Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвертакова Светлана Николаевна

В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики. Приводится характеристика интернет-ресурсов для создания ЭОР учителем самостоятельно. В заключении описываются преимущества использования авторских электронных образовательных ресурсов .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четвертакова Светлана Николаевна

Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей

INTERNET RESOURCES FOR CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN COMPUTER SCIENCE

The article deals with the relevance of the use of electronic educational resources in the teaching of the school course of Informatics. The characteristic of Internet resources for creation of EER by the teacher independently is given. In conclusion, the advantages of using the author's electronic educational resources are described.

жизни, овладения практикой и методикой развития личностных качеств для успешной профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, формирование здоровьесберегаюших компетенций связано с организацией и содержанием обучения, где обучающийся решает задачи коррекции собственного здоровья и удовлетворения личностно-значимых потребностей. Как показан опрос, студенты выражают удовлетворенность занятиями и интерес к физической культуре, если они: 1) получили оптимальную нагрузку; 2) научились новым двигательным умениям; 3) получили знания образовательного характера; 4) в занятии присутствовал элемент соперничества. При создании мотивационной среды необходимо учитывать, что каждый студент обладает определённым жизненным опытом, поэтому ему интересно, если его опыт учитывается в приобретении новых знаний; он понимает, как полученные знания могут применяться в его повседневной жизни и профессиональной деятельности: он ощущает личную заинтересованность и ответственность, а также заинтересованность и компетентность преподавателя.

1. Агаев Н.Ф., Челнокова Е.А. Применение информационных технологий в физическом воспитании и спортивных занятиях. В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2014. С. 9-12.

2. Аусти Л. Мотивационная работа. Ярославль: Добро, 2002

3. Бушма Т.В. Решение учебно-познавательных задач на методико-практических занятиях. СПб: Центр СПБ ГМУ, 2004.

4. Виленский, М. Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ // Педагогическое образование и наука. 2009. №3, с. 15-18

5. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре. СПб: СПБ ГТУ, 2000.

6. Волкова Г.Л. Влияние физкультурно-оздоровительных технологий на формирование здоровьесберегающих компетенций. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 325-327

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика -Пресс, 1999.

8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2004.

10. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 155-162

11. Мельникова О.А. Педагогический контроль формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов в образовательном процессе физического воспитания. Омский научный вестник № 3 (139) 2015. С. 173-176

12. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6 №1 (22). С. 6

13. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008

магистрант Четвертакова Светлана Николаевна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики. Приводится характеристика интернет-ресурсов для создания ЭОР учителем самостоятельно. В заключении описываются преимущества использования авторских электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ЭОР, возможности, программный продукт, интернет-сервис.

Annotation. The article deals with the relevance of the use of electronic educational resources in the teaching of the school course of Informatics. The characteristic of Internet resources for creation of EER by the teacher independently is given. In conclusion, the advantages of using the author's electronic educational resources are described.

Keywords: electronic educational resources, EER, opportunities, software product, Internet service.

Введение. Важным этапом модернизации российского образования стал переход на образовательные стандарты (ФГОС), которые предполагают внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс школы.

Инновационный потенциал электронных образовательных ресурсов, многоплановость применения могут способствовать реализации широкого спектра задач, решаемых на уроках, что делает возможным создание учителем на их базе комплексной авторской системы обучения и ведет к раскрытию потенциала общеобразовательных предметов в формировании информационной компетентности обучающихся.

Преподавание школьного курса информатики предполагает проведение занятий в компьютерном классе. При этом на каждый ученик использует компьютер на уроке. На уроках информатики компьютер выступает как инструмент (средство) обучения. Ученики могут работать со специальными программами и образовательными ресурсами, либо самостоятельно создавать учебный продукт (творческие работы, текстовые или мультимедиа сочинения, исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории, проекты).

При работе в компьютерном классе могут быть использованы электронные образовательные ресурсы практически всех типов. Подключение компьютеров к сети Интернет расширяет возможности для работы учащихся.

Электронные образовательные ресурсы могут использоваться на всех этапах обучения.

Современные электронные образовательные ресурсы способны обеспечить:

- поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;

- изменение роли учителя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащегося (активная вовлеченность в учебный процесс);

- управление темпом обучения и чувство ответственности за получаемый результат;

- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;

- реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.

В общеобразовательных учреждениях могут использоваться электронные образовательные ресурсы, размещенные на федеральных образовательных порталах, и ресурсы, разработанные учителем самостоятельно.

Одним из важных этапов создания ЭОР является выбор программного продукта. При этом необходимо обратить внимание на функционал выбранной программы, будут ли созданные с их помощью электронные образовательные ресурсы интересными и полезными.

В настоящее время существует множество программных продуктов для создания ЭОР. Рассмотрим некоторые более подробно.

С помощью панели инструментов iSpring в PowerPoint можно записать или импортировать аудио- и видео-сопровождение, а также синхронизировать его со слайдами и анимациями презентации.

С помощью инструментов iSpring возможно быстро создавать интерактивные тесты и опросы при помощи встроенного инструмента iSpring QuizMaker.

■ Книга - можно создать трехмерную книгу, украсить ее изображениями, оформить обложку и задать текстуру страниц;

■ Каталог - можно создать глоссарий, справочник или каталог наименований. Возможна вставка изображений, аудио- и видеофайлов, Flash-роликов. Доступен поиск по ключевым словам;

■ Временная шкала - позволяет визуализировать хронологию событий в виде временной шкалы. Описание периодов и событий может сопровождаться изображениями, а также аудио и видео материалами.

Функциональные возможности редактора:

■ создание и редактирование учебного материала в среде WYSIWYG;

■ создание нелинейных траекторий прохождения курсов, в зависимости от действий обучаемых;

■ база настраиваемых дизайнов электронных курсов, инструменты создания собственного дизайна;

■ встроенные инструменты для анимации;

■ создание тестов любой сложности, в том числе адаптивных;

■ механизмы работы со звуковыми файлами для озвучивания курсов;

■ специальный инструмент захвата экранов для создания демонстраций и симуляций программного обеспечения;

■ импорт из PowerPoint, и создание на основе презентации ЭОР;

■ использование web-шрифтов для идентичного отображения текста в любых браузерах и на любых устройствах;

■ расширение библиотеки шаблонов и объектов самим пользователем.

Контент, созданный в MOS Solo, может быть экспортирован в XLM и HTML. Совместим с мобильными устройствами. Обучение может проводиться на всех основных мобильных устройствах и планшетах: iPad, iPhone, Android, Windows.

Возможно интегрировать в разрабатываемый ЭОР:

■ документы (Microsoft, OpenOffice, Adobe);

■ фотографии, аудио-клипы, видео, flash-анимации;

■ содержания электронного обучения (AICC, SCORM 1.2 и 2004);

■ все типы веб-Контента.

В содержание страниц создаваемой книги или журнала можно внести различные элементы оформления.

Поддержка Speech API обеспечивает голосовое воспроизведение выделенного фрагмента или всего текста.

Другие функциональные возможности:

■ информативные всплывающие подсказки по функциям и настройкам;

■ отключение возможности копирования в буфер обмена и функции кнопки Print Screen;

■ запрет на печать издания;

■ программа запоминает последнее состояние книги - размеры и положение окна, открытую страницу;

■ предварительный просмотр книги до компиляции.

Также программа позволяет записывать аудио, что делает CamStudio эффективным инструментом для создания видеопрезентаций и обучающих курсов. В настройках можно задавать область экрана с которого будет происходить запись, скрывать/отображать курсор, редактировать параметры аудио/видео и многое другое.

Пакет HyperStudio позволяет создавать системы гипермедиа различного объема и сложности. Возможна также запись и редактирование видеофрагментов, воспроизведение и использование цифровых видеозаписей.

■ создание структуры курса, блоков тестирования;

■ интеграция внешних программ;

■ включение в публикацию файлов различных форматов и т.д. Удобно вставлять в курс различные объекты: тексты, рисунки, таблицы и др.;

■ возможность создания интерактивных практикумов, ситуационных игр, тестирование обучаемых, показ действий или модели поведения при работе с системой или решении других задач.

Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты.

Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:

■ распределение - задания на установление соответствия;

■ последовательность - на определение правильной последовательности;

■ заполнение - упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

■ онлайн-игры - упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

При сетевом тестировании учитель видит на своем компьютере подробные сведения об успехах каждого из учащихся. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве, где их в дальнейшем можно просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств.

Кроме того, предусмотрено создание тестов в виде автономных исполняемых файлов, которые можно раздать учащимся для прохождения тестирования без использования сети и без сохранения результатов. Такой режим ориентирован прежде всего на тесты, предназначенные для самопроверки. Учащемуся, чтобы

приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких-либо программ для этого не требуется.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, мы видим, что перечисленные Интернет-ресурсы отличаются большим разнообразием по содержанию, форме, способу подачи и представлению материалов. Использование учителем электронных образовательных ресурсов, которые были разработаны им самостоятельно, позволяет:

- оптимально применять в изучении дисциплины;

- выявлять существующие недостатки в ЭОР и своевременно корректировать;

- адаптировать электронный образовательный ресурс под особенности и потребности учащихся;

- грамотно подбирать материал для создания.

аспирант Чотчаева Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА КОЛЛЕДЖА В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются подходы к развитию творческой активности преподавателей и мастеров производственного обучения в сфере инклюзивного образования в учреждении среднего профессионального образования. В качестве средства формирования выступает внутриколледжная система повышения квалификации, в основе которой находится модель обучения на рабочем месте. Представлен опыт конкретного образовательного учреждения - одного из субъектов Российской Федерации (Ставропольский край) - по организации работы с педагогами по развитию их творческой активности в рамках курсов повышения квалификации. Приведены примеры результативности работы колледжа в исследуемом направлении.

Ключевые слова: модель обучения на рабочем месте, корпоративный семинар, творческая активность, механизм развития творческой активности.

Annotation. Approaches to the development of creative activity of teachers and masters of industrial training in the field of inclusive education in the institution of secondary vocational education are Considered. As a means of formation acts intracollegiate system of training, which is based on the model of training in the workplace. The article presents the experience of a particular educational institution - one of the subjects of the Russian Federation (Stavropol region) - on the organization of work with teachers to develop their creative activity in the framework of training courses. Examples of the effectiveness of the College in the research direction are given.

Keywords: workplace learning model, corporate seminar, creative activity, mechanism of creative activity development.

Введение. Одним из ведущих показателей профессионализма современного учителя является его отношение к творчеству и участие в творческой деятельности. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования (Д.Б. Богоявленский, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, А.Маслоу, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и др.) проблема развития творческой активности педагогов в образовательных учреждениях всех уровней образования в том числе и среднего профессионального требует дальнейшего изучения. Чаще всего рассмотрение этого аспекта являлось предметом исследований, посвящённых подготовке будущего учителя в вузе. Однако возможности системы повышения квалификации в развитии творческого потенциала педагогов являются недостаточно изученными. В то время как потенциал этой системы огромен. Таким образом, актуальность исследования обозначенной темы очевидна.

Формулировка цели статьи: раскрыть опыт организации экспериментальной работы по развитию творческой активности педагогов в сфере инклюзивного образования средствами повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования.

С целью выявления исходного уровня готовности персонала колледжа к компетентной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и определения наиболее перспективной модели повышения квалификации был проведён экспресс-опрос, в котором приняли участие 60 респондентов (40 преподавателей и 20 мастеров производственного обучения).

Струкова Елена Алексеевна


Армавирский машиностроительный техникум

Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР подразделяется на:

  • мультимедийные продукты
  • программные продукты
  • изобразительные продукты
  • аудио продукты
  • текстовые продукты
  • электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

Будущее компьютерных технологий е напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.

Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля студентов, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация даёт возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей студентов, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.


В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

1.1.1. Типы ЭОР для начальной школы

Анализ ЕК ЦОР

  • Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве
  • Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея
  • Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи
  • Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.
  • Зарубежная классическая музыка
  • Комплексные ресурсы
    • Тематические подборки ЦОР по предметам

    Анализ коллекции "Открытый класс"

    О функции информационных ЭОР говорит их название, они ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательский кругозор. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.

    Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.).

    Включение таких ЭОР в процесс обучения, позволяет учителю организовать фронтальную работу учащихся (Модель: АРМ учителя – класс) или самостоятельную индивидуальную (Модель: 1 ПК – 1 ученик) работу в классе или дома, а также самостоятельную групповую (Модели: 1 ПК – 1 ученик или 1 ПК – малая группа) работу в классе по изучению нового содержания.

    Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию, как предметных умений, так и читательских и речевых умений, универсальных учебных действий на основе знаний.

    Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

    В процессе работы с практическими ЭОР учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса.

    Включение практических ЭОР в процесс обучения позволяет учителю организовать работу учащихся с интерактивной доской под руководством учителя (Модель: АРМ учителя – класс), самостоятельную индивидуальную практическую (Модель: 1 ПК – 1 ученик) работу, самостоятельную групповую практическую (Модели: 1 ПК – 2 ученика или 1 ПК – малая группа) работу, в том числе учебное исследование под руководством учителя или в режиме самостоятельной деятельности (Модели: 1 ПК – 1 ученик, 1 ПК – 2 ученика или 1 ПК – малая группа).

    Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой.

    Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

    В процессе работы с контрольными ЭОР учащиеся выполняют: ввод текста с клавиатуры, выбор элемента из предложенного списка – однозначный или множественный, установление соответствия между элементами множеств.

    Деятельность с контрольными ЭОР может быть организована в форме самостоятельной индивидуальной работы в классе с последующей проверкой результатов или самостоятельной работы дома с целью самоконтроля (Модель: 1 ПК – 1 ученик).

    Кроме набора информационных, практических и контрольных ЭОР материалы для апробации включают в себя комбинированные ЭОР, которые включают отдельные информационные, практические и контрольные сцены.

    1) Геометрический планшет позволяет:

    • строить линии и фигуры, производить с ними различные действия: передвигать, закрашивать, измерять их элементы, поворачивать, строить симметричные построения, копировать, разрезать и склеивать;
    • создавать задания с определением условия выполнения, записывая формулировку, выбирая инструменты, которые будут доступны учащемуся при его выполнении.

    2) Конструктор карт и планов позволяет:

    • создавать модели на картографической основе с презентационной схемой или с проверяемым заданием;
    • задавать в качестве проверяемых объектов при работе в режиме автоматически проверяемого задания символы, стрелки, ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области), текстовые поля и привязанные подписи, круговые диаграммы, радиокнопки и чекбоксы; проверка может осуществляться по местонахождению и свойствам объекта (цвет, вид символа и т.д.).

    3) Клавиатурное письмо позволяет:

    • формулировать задание не только в текстовой форме, но и в форме текстов, изображений, фонограмм или их сочетаний, благодаря чему задействуются различные каналы восприятия информации ;
    • задавать различные типы заданий, благодаря чему среда может служить не только для формирования навыков компьютерного набора текстов, но и для выполнения различных упражнений, необходимых при обучении русскому языку;
    • настраивать режим автоматической проверки правильности действий учащегося в процессе выполнения каждого задания, а также выбирать режим представления учащемуся информации о правильных и ошибочных действиях;
    • автоматически фиксировать все действия пользователя (учащегося) и получать как формальные оценки, так и информацию, необходимую для корректировки действий конкретного учащегося, выбора индивидуальной траектории прохождения курса и т.п.
    • изготавливать интернет-совместимые модели на основе создания или импорта атрибутированных карточек-описаний (событий);
    • описывать событие с помощью ссылок на медиа-объекты (текстовые, графические, аудио-, видео- и другие), а также на интернет-ресурсы;
    • описывать специфику представления событий для каждой отдельной модели за счет атрибутов и других дополнительных параметров, присваиваемых лентам времени и событиям;
    • представить конечным пользователям один и тот же контент в отвечающих разным педагогическим концепциям визуализациях.

    Анализ коллекции ФЦИОР

    Отметим, что коллекция ФЦИОР (федеральный центр информационных образовательных ресурсов) создавалась для основной и старшей школы. Однако это не исключает в ряде случаев их использование и на ступени начального образования. ЭОР из коллекции ФЦИОР методически целесообразно использовать при обучении технологии, музыке, изобразительному искусству и литературному чтению Нецелесообразно использование ресурсов ФЦИОР при обучении математике и русскому языку.

    Коллекция ФЦИОР построена на основе выделения информационных, практических и контрольных ЭОР, для которых справедливы все те положения, которые были сформулированы выше.

    Приведем примеры ЭОР, размещенных на сайте ФЦИОР, которые могут быть использованы при обучении в начальной школе.

    1) Герои русского былинного эпоса. Информационный модуль, состоящий из 7 сцен: в первой сцене формулируются цели работы с модулем, в сценах 2-6 содержится информация о русских богатырях, сопровождаемая иллюстрациями, аудиофрагментами, фрагментами мультфильма. Модуль может быть использован в начальной школе для расширения и углубления знаний учащихся о русских богатырях при изучении литературного чтения.

    2) Балет П.И.Чайковского "Спящая красавица". Информационный модуль, состоящий из трех сцен: в первой сцене учащемуся предлагается прослушать 4 фрагмента из балета "Спящая красавица", вторая сцена содержит в себе текстовую информацию о создании балета с гиперссылками, третья сцена направлена на самопроверку учащимися знаний фрагментов балета. Модуль может быть использован при обучении музыке для расширения круга прослушиваемых музыкальных произведений, или литературному чтению для сопровождения темы "Сказки".

    для 1-2классов аудиовизуальное знакомство с произведением, историей его создания, с музыкальными инструментами, интерактивные формы взаимодействия ученика с ЭОР на узнавание звучания инструментов

    6) Виды декоративно-прикладного искусства. Практическое задание – практический модуль, который может быть использован при организации обучения технологии.

    7) Глиняная игрушка. Барыни. Практическая работа. Практический модуль, который может быть использован при организации обучения технологии.

    Читайте также: