Как сделать энгармоническую замену

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа-диез и соль-бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например, данный уменьшенный септаккорд при энгармонической замене одного — трех звуков превращается в одно из обращений других уменьшенных септаккордов), тональностей (например, фа-диез мажор и соль-бемоль мажор). Э., возникший в результате 12-ступенной равномерной темперации (См. Темперация), позволил применить в музыке энгармонические модуляции — переход из одной тональности в другую при помощи энгармонической замены отдельных звуков какого-либо аккорда. 2) В Древней Греции звуковая система, включавшая интервалы приблизительно в 1 /4 тона.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Энгармонизм" в других словарях:

ЭНГАРМОНИЗМ — (от греч. en в и harmonia созвучие) отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до диез ре бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки.… … Большой Энциклопедический словарь

энгармонизм — а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр.: тональность фа диез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en в и harmonia гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до… … Толковый словарь Ушакова

энгармонизм — а; м. [от греч. en в и harmonia созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. * * * энгармонизм (от греч. en в и harmonía созвучие), отождествление имеющих различные названия, но… … Энциклопедический словарь

Энгармонизм — (от др. греч. ἐν в и ἁρμονία созвучие) совпадение по высоте различных по написанию (а в мажорно минорной тональности нередко различных и по функции) звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм стал возможен… … Википедия

энгармонизм — (гр. en в, при + harmonia созвучие) приравнивание и отождествление звуков, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр., до диез ре бемоль). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. энгармонизм… … Словарь иностранных слов русского языка

Энгармонизм — у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Энгармонизм — (от греч. enarmonios энгармонический, букв. согласный, созвучный, стройный) равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as c es ges=as c es fis=gis his dis fis и т. д.), тональностей… … Музыкальная энциклопедия

Энгармонизм — м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Энгармоническое равенство малой септимы и увеличенной сексты превращает малый мажорный септаккорд в увеличенный квинтсекстаккорд или дважды-увеличенный терцквартаккорд:





Таким образом, модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда может быть осуществлена тремя способами:


Ф. Шопен. Мазурка H-dur
2. Играть энгармонические модуляции в виде схемы (7-10 аккордов) через малый мажорный септаккорд первым способом по следующим планам:

C-dur – h-moll; D-dur – Ges-dur; cis-moll – Es-dur; b-moll – E-dur.
^ Модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд относится к самым распространенным видам внезапной модуляции вследствие универсальных возможностей, заключающихся в этом аккорде. Один и тот же уменьшенный септаккорд, благодаря энгармоническим заменам, а также смене его функционального значения, может быть разрешен во все 24 тональности. Энгармоническая замена звуков этого аккорда позволяет превратить его в квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд с равным звучанием:


Разрешение этих аккордов в тонику уже дает нам 8 тональностей: F,f, D,d, H,h, As,as.

Однако в каждой тональности можно построить не один, а три уменьшенных септаккорда, которые выступают в роли вводных аккордов к доминанте и субдоминанте:


Таким образом, один септаккорд может быть воспринят в трех разных функциональных значениях и, соответственно, разрешен в разные аккорды – T, S или D новой тональности (каждое функциональное значение прибавляет еще по 8 тональностей). Следовательно, один и тот же уменьшенный септаккорд входит во все тональности и может быть универсальным средством модуляции из данной тональности в любую другую.

При совершении такой модуляции обратите внимание на следующие рекомендации:

– в исходной тональности берется любой уменьшенный септаккорд при условии плавного соединения с ним предыдущего аккорда;

– если в состав этого септаккорда входит VII ступень новой тональности (т.е. звук, лежащий на полтона ниже I ступени), то это будет вводный септаккорд к тонике, и его следует мягко перевести в соответствующее обращение D7 и разрешить в T (можно и в VI, если это сам D7);


– если в состав общего аккорда входит звук, лежащий полутоном выше I ступени новой тональности, то данный септаккорд является вводным к субдоминанте и разрешается следующим образом: либо в одну из субдоминант, либо (трактуемый как вспомогательный аккорд к D7 или как тройное задержание к нему), при оставлении на месте примы доминанты, - переводится в D7 или его обращение.


1. Сделать гармонический анализ:

Л. Бетховен. Соната № 27, ч. I


2. Играть энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд в виде схемы (7–10 аккордов: показ тональности с помощью любого гармонического оборота – 3-4 аккорда, уменьшенный септаккорд, его разрешение в T, S, K64 или D новой тональности и каденционное закрепление в новой тональности) по следующим планам:

D-dur – f-moll; a-moll – H-dur; G-dur – As-dur; d-moll – fis-moll.

^ Модуляция через энгармонизм увеличенного трезвучия

Этот вид энгармонической модуляции отличается меньшей универсальностью, меньшей распространенностью – с одной стороны, и специфичностью колорита – с другой. Как и у уменьшенного септаккорда, все обращения увеличенного трезвучия равны по звучанию. Это и создает возможности для модулирования. Чаще всего увеличенное трезвучие используется в функциональном значении гармонической VI ступени, D с повышенной квинтой – в мажоре, гармонической III (или D с секстой), реже – IV с пониженной примой – в миноре.

Модуляция через увеличенное трезвучие встречается в музыке романтиков, особенно часто - у Листа, причем не только в разработках и развивающих частях формы, что является главной областью применения энгармонических модуляций, но и в экспозиционных построениях (см. песни Листа).

Мажоро-минором называют ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. Различают три разновидности мажоро-минора: одноименный, параллельный и однотерцовый (в ряде учебников останавливаются только на первых двух разновидностях). Если в объединении ладов главенствует минор, то образуется миноро-мажорная система. Чаще же встречается именно мажоро-минор, в котором главной тоникой является мажорная.

Исторически одноименный мажоро-минор старше остальных разновидностей. Наиболее ранней формой сближения одноименных ладов, традиционной еще в эпоху Возрождения, является замена минорного трезвучия мажорным в конце произведения и его разделов. Завершение минорных произведений или построений мажорной тоникой было связано с восприятием мажорного трезвучия как более консонирующего, чем минорное. Однако традиция сохранилась и во времена Баха, в музыке темперированного строя.

Таким образом, полные одноименные мажоро-минорная и миноро-мажорная системы содержат следующие аккорды:


T t II г.II III III S г.S D d VI VI VII VII


Наиболее распространенные обороты с аккордами мажоро-минора:




T VI T T VI г.S T


T VI II D43 T T III VI T D43→ VI

4)Фригийские обороты в мажоре, включающие III или VII (см. Рахманинов. Четвертый концерт для ф-но с оркестром, часть II):

T VI VII III


Реже, чем низкая III, встречается трезвучие или септаккорд низкой VII: в оборотах с III или во фригийских оборотах. В некоторых случаях этот аккорд воспринимается как аккорд миксолидийского лада. Аналогично трактуется часто и трезвучие минорной D, которое стало использоваться позже и реже других аккордов доминантовой группы мажоро-минора (см. Брамс. Симфония №4, ч.2).

Модуляции из минора в минор осуществляются через аккорд гармонической Dодной из двух тональностей:a-moll→e-gis-h→cis-moll;a-moll→c-e-g→f-moll.


C-dur г.S=VI As-dur a-moll D=III cis-moll

В зависимости от контекста энгармонические переосмысления аккордов вызывают разнообразные по своему характеру, но всегда яркие выразительные и красочные эффекты. В отличие от общего аккорда в постепенной модуляции, где он нейтрален и не обращает на себя внимание, в энгармонической модуляции общий аккорд, напротив, ярко выделяется, часто подчеркивается и обязательно привлекает к себе внимание неожиданностью своего разрешения в новую тональность.

Среди аккордов, наиболее часто применяемых в энгармонической модуляции, можно выделить две группы: 1) аккорды симметричного строения – уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие, все обращения которых энгармонически равны друг другу и которые традиционно были связаны с воплощением грозно-стихийных или таинственно-волшебных сил и образов; 2) аккорды, включающие интервал м.7, энгармонически равный ув.6. Чаще всего это малый мажорный септаккорд, он же с пониженной или повышенной квинтой, после энгармонической замены превращаемые в альтерированные аккорды SиD.

Модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда

Энгармоническое равенство малой септимы и увеличенной сексты превращает малый мажорный септаккорд в увеличенный квинтсекстаккорд или дважды-увеличенный терцквартаккорд:





TD7=VII65 3 D7 T


Наконец, энгармонически равными могут быть два разных альтерированных аккорда, но этот вид модуляции встречается реже.

Таким образом, модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда может быть осуществлена тремя способами:

D7основной (на Vступени) илиD7→ (побочный к родственной тональности)

D7основной (на Vступени)

3. Альтерированный аккорд

Модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд относится к самым распространенным видам внезапной модуляции вследствие универсальных возможностей, заключающихся в этом аккорде. Один и тот же уменьшенный септаккорд, благодаря энгармоническим заменам, а также смене его функционального значения, может быть разрешен во все 24 тональности. Энгармоническая замена звуков этого аккорда позволяет превратить его в квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд с равным звучанием:


Разрешение этих аккордов в тонику уже дает нам 8 тональностей: F,f,D,d,H,h,As,as.

Однако в каждой тональности можно построить не один, а три уменьшенных септаккорда, которые выступают в роли вводных аккордов к доминанте и субдоминанте:


Таким образом, один септаккорд может быть воспринят в трех разных функциональных значениях и, соответственно, разрешен в разные аккорды – T,SилиDновой тональности (каждое функциональное значение прибавляет еще по 8 тональностей). Следовательно, один и тот же уменьшенный септаккорд входит во все тональности и может быть универсальным средством модуляции из данной тональности в любую другую.

При совершении такой модуляции обратите внимание на следующие рекомендации:

– в исходной тональности берется любой уменьшенный септаккорд при условии плавного соединения с ним предыдущего аккорда;

– если в состав этого септаккорда входит VIIступень новой тональности (т.е. звук, лежащий наполтона ниже I ступени), то это будет вводный септаккорд ктонике, и его следует мягко перевести в соответствующее обращениеD7и разрешить вT(можно и вVI, если это самD7);

– если в состав общего аккорда входит звук, лежащий полутоном выше I ступениновой тональности, то данный септаккорд является вводным ксубдоминантеи разрешается следующим образом: либо в одну из субдоминант, либо (трактуемый как вспомогательный аккорд кD7или как тройное задержание к нему), при оставлении на месте примы доминанты, - переводится вD7 или его обращение.



На практике наибольшее распространение получила энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд, вводный в доминанту новой тональности, с последующим его разрешением в качестве альтерированного септаккорда субдоминантовой группы в К64. Реже используются вводные в тонику или субдоминанту.

Читайте также: