Как сделать эндуро мотоцикл ниже

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.

Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.

Хард эндуро. Для самых "диких"

Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет "поворотников", их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).

Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых "хард" можно довезти до подходящей местности и "отжечь", – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.

Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно "народных" японцев до недешевых спортивных КTM.


Honda CRF250X


Yamaha WR250F


KTM 350 EXC-F


Husqvarna FE350


SUZUKI RMX450Z

Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее

На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у "хардов". Главное отличие – более "гражданская" конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и "зажатые" двигатели, наличие "поворотников" и более удобное сиденье.

Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.

В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт "софта" теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.


YamahaTTR250


Yamaha WR250R


Suzuki DR250 Djebel


Honda XR250 Baja


Suzuki DRZ400S

И если "внедорожников" объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот "шестисотки" софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.


Yamaha TTR 600

Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной "честной" внедорожной техники.


КТМ 690 Enduro R

Туристические эндуро. Сел и катись

Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.

Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.

Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.

Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.

Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.

Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение "турэндуро", на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера "одностволки" полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.

Выбор здесь богат: более "туристические" Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более "внедорожные" Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. "Внедорожные" одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.


Aprilia Pegaso 650


Suzuki DR 800 Big


BMW F650GS Dakar


Yamaha XTZ 660 Tenere

Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.

Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. "Туристить" по удаленным локациям на них можно довольно долго.

Для двоих предпочтительнее "Африка". Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.


Honda XL600 Transalp


Honda XRV750 AfricaTwin


Yamaha XTZ750 Super Tenere


Suzuki DL650V-Strom

Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку "газа" на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.


BMW F800GS


Triumph Tiger 800XС

Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых "слонов" в термине "туристический эндуро" второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему "сухая" масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это "дорожники" с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание "поэндурить" пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.

Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.

Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных "внедорожников" – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим "летать на литре" прямая дорога к австрийцам.

Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или "оппозит" – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.


Honda XL1000 Varadero


BMW R1150GS


Triumph TigerExplorer 1200


Honda CRF 1000 AfricaTwin


Yamaha XT1200Z Super Tenere


KTM 990 Adventure

Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.

Наш вердикт

Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.

Сезон заканчивается –​ пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

В прошлом номере мы разобрались, как настраивать подвеску дорожных и спортивных мотоциклов. Для внедорожных аппаратов вводных намного больше, а специалистов — меньше.

001_MOTO_0910_060

Евгений Борисович Паршин — мастер спорта по мотоциклетному спорту, многократный призер чемпионатов СССР по мотокроссу, победитель чемпионата Вооруженных сил СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской. С 1980 по 1985 год — член сборной СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской,с 1991 по 1995 год — главный тренер молодежной сборной России по мотокроссу.

Евгений Борисович Паршин — мастер спорта по мотоциклетному спорту, многократный призер чемпионатов СССР по мотокроссу, победитель чемпионата Вооруженных сил СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской. С 1980 по 1985 год — член сборной СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской,с 1991 по 1995 год — главный тренер молодежной сборной России по мотокроссу.

К счастью, поделиться своим многолетним опытом подготовки чемпионских мотоциклов любезно согласился Евгений Борисович Паршин. И пригласил в свою мастерскую — рай гоночного механика.

Но вначале, как и на дорожном мотоцикле, нужно выставить высоту подвесок. Принцип действия — тот же. Намечаем контрольные точки для измерения хода подвесок (например, нижние точки — оси колес, верхняя спереди — нижняя траверса, верхняя сзади — край заднего крыла) и измеряем расстояния между ними в свободном состоянии (мотоцикл на подставке), под весом самого мотоцикла (на колесах) и с гонщиком в экипировке. Внимание: спереди мерим вдоль перьев вилки, сзади — перпендикулярно земле (см. рис.)!

002_MOTO_0910_060_no_copyright

Загрузку вилки также можно менять, регулируя положение перьев в траверсах (в пределах 3–5 мм) и — у некоторых мотоциклов — положение заднего амортизатора. Но надобность в этом возникает только тогда, когда стандартное положение мотоцикла почему-либо не устраивает гонщика (кто-то привык к задней стойке, кто-то к передней).

Но у неопытных пилотов зачастую алгоритм другой: покрутим этот винт (колесико), посмотрим, что изменится. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но все же нужно понимать общие принципы и взять за правило не менять больше одной регулировки за раз и записывать все изменения, иначе можно накрутить такого, что единственным выходом станет возврат к базовым настройкам.

На втором по важности месте после преднатяга пружин стоит регулировка амортизаторов на отбой. Многие не придают ей большого значения — и напрасно. Вот реальный пример. При наезде колеса на кочку амортизатор сжимается. Но что случится, если из-за высокого сопротивления отбою он не успеет до конца разжаться перед следующей кочкой? Правильно, он снова сожмется, еще сильнее. Таким образом, скоро амортизатор вообще перестает сжиматься, отрабатывать дорогу. Создастся впечатление, что нужно ослаблять сжатие, а на самом деле — отбой! Поэтому если при проезде серии неровностей на хорошей скорости вы начинаете ощущать, что мотоцикл стал жестче, на дороге его крестит, руль бьет в руки, не спешите крутить регулировку сжатия, а вместо этого слегка отверните винт отбоя. А что случается, если усилие отбоя недостаточно? Понять это помогут всеми любимые лежачие полицейские или похожие на них естественные ухабы. Если при переезде ухаба на умеренной скорости вилка сработала, но тут же подпрыгнула вверх, регулировка слабовата.

003_MOTO_0910_060

004_MOTO_0910_060

Иногда в процессе настройки подвески можно заблудиться. В переносном смысле. Бывает, после долгих опытов кажется, что идеал где-то близко. Но еще пара кликов — и вместо ожидаемого успеха получаешь мотоцикл с отвратительно работающей подвеской. В таком случае необходимо сделать перерыв, вернуть все настройки к заводским и начать сначала.

ПОРЯДОК РАЗБОРКИ МОНОАМОРТИЗАТОРА

005_MOTO_0910_060

Максимально ослабив преднатяг пружины, переворачиваем амортизатор и сжимаем пружину, чтобы освободить запорное кольцо.

Максимально ослабив преднатяг пружины, переворачиваем амортизатор и сжимаем пружину, чтобы освободить запорное кольцо.

Статический баланс на мотоцикле – это, по сути, поперечный баланс, т.е. это ключевой навык для езды на любом двухколесном транспорте. А значит, данный опыт нельзя переоценить как для мотоспорта, так и для обычной мотожизни.

Практическое применение

На дорожном мотоцикле после таких упражнений будет значительно легче маневрировать на малых скоростях, например, в пробке или на парковке. Навык поможет сохранять прямолинейность хода, когда вы везете суетливого пассажира.

Для триала статический баланс – это вообще основа, фундамент; там райдерам приходится очень часто и подолгу стоять на месте, не касаясь ногами земли.

Езда на заднем колесе – это не только продольный баланс, но и поперечный, а значит и здесь тренировки статического баланса пригодятся.

В мотокроссе тонкое чувство поперечного баланса также пригождается, например, когда вы едете по скользкой поверхности, колее или узкой траектории.


Тренировка

Статический баланс еще и очень доступное для тренировки упражнение. Можно тренироваться на любом мотоцикле, в любых условиях, в помещении или на улице. Осваивать навык можно и нужно от простого к сложному. В ролике подробно рассказано, как облегчить себе задачу в начале обучения и постепенно усложнять ее, для плавного повышения мастерства и разнообразия упражнений.

Баланс можно удерживать не только перемещениями тела, давлением на подножки, но и небольшими поворотами руля. Это происходит непроизвольно при медленной езде. На месте же навык приходится тренировать отдельно, акцентируясь именно на таком способе удержания баланса.

После того, как у Вас получилось уверенно держать баланс, стоя на месте, перемещать ноги по подножкам, снимать руки с руля, снимать поочередно ноги с подножек; подключайте динамику. Для начала пробуйте на заведенном мотоцикле включать передачу и прямолинейно уезжать из статического баланса. Следующим шагом пробуйте медленно ехать и плавно остановиться в статический баланс. Для остановки переднего колеса хорошо выбрать какую-нибудь ямку или колейку с мягким грунтом, это облегчит задачу.

Баланс с прямым рулем

Тренируется это просто: нужно медленно катиться в балансе, воткнуться в любое препятствие (дерево, камень, бордюр и т.п.) и зафиксироваться так, чтобы мотоцикл был зажат, т.е.покрышка чуть сплющена, а вилка чуть сжата. Здесь нужно использовать оба тормоза, чтобы хорошо зафиксироваться. Или можно, например, съезжая с большого бревна, зафиксироваться тормозами, когда колесо едет по бревну задней частью. Легче всего тренировать баланс с прямым рулем, когда мотоцикл упирается в препятствие и сзади, и спереди; например, это легко будет сделать в яме длиной чуть меньше мотоцикла.

Мотоцикл

Тренировать статический баланс можно на мотоцикле любого типа: дорожный, кроссовый, эндуро, скутер, не важно. Легче это будет делать на тех мотоциклах, у которых низкий центр тяжести и подножки находятся в центре мотоцикла (как, например, у кроссового или эндуро мотоцикла). Если же подножки расположены неудобно для стойки, то можно тренировать статический баланс в сидячем положении.

Как итог, эти упражнения не только повысят Ваш уровень владения мотоциклом, но и позволят выполнять трюки и удивлять окружающих, например, заводить мотоцикл кикстартером стоя на подножках и уезжать, не теряя баланс.

Выбирая мотоцикл для дальних путешествий, приходится учитывать не только бюджет и предпочтения – некоторые модели противопоказаны новичкам, а некоторые – райдерам небольшого роста.

Кто попал в топ

В сегодняшнем рейтинге самых популярных мотоциклов для дальних поездок собраны модели, которые считают достойными большинство мототуристов различной направленности. Разного опыта и подготовки. Мотоциклы, получившие максимальное число хороших отзывов, относительно недорогие. Все еще выпускающиеся и доступные в России на первичном или вторичном рынке. В основном, в подборку попали среднекубатурники, сочетающие легкость, хорошую динамику, мощность и надежность достаточную для серьезного экстрима.

Y4AAAgKqkuA-1920.jpg

Выбор подходящего туриста

tumblr_inline_ocryyyEG6T1qigxu5_1280.jpg

Выбор по кубатуре

Большинство мотопроизводителей выпускает каждую модель в нескольких исполнениях: 250–300 сс, 650–900 сс, и все, что выше – 950–1200 сс.

20YM_AfricaTwin_L1_Location_3273_1.jpg

Сервис

Признаки класса турэндуро

ADV_Gear_VS_Dirt_Gear_How_To_Choose.jpg

Настоящие турэндуро отличают:

  • Квикшифтер (переключение передач без выжима сцепления).
  • ABS, предотвращающая блокировку и юз колеса в момент торможения.
  • Dynamic Traction Control – антипробуксовочная система контроля мощности, передаваемой на заднее колесо.

В длительной поездке по трассе любой категории – важны:

  • Полноценная ветро и грязезащита.
  • Минимальный уровень вибраций от мотора.
  • Комфортная посадка.
  • Емкий топливный бак с запасом хода не менее 350 км.
  • Круиз-контроль.
  • Подогрев сидений и рукояток руля.

Тем, кто намерен путешествовать вдвоем – нужно учитывать, достаточно ли места предоставляет модель пассажиру, и насколько меняется развесовка по осям при полной и частичной загрузке байка. Сильно разгруженный перед делает мот неустойчивым на высоких скоростях. Если пассажиру будет тесно – он будет сильнее уставать и сдвигаться вперед, мешая водителю.

15755827840058.jpg

Еще три важных составляющих, зависящих уже от роста и комплекции водителя – это вес (полная снаряженная масса), высота по седлу, высота центра тяжести мотоцикла.

Топ эндуро-мотоциклов для путешествий

011516-2016-adventure-bike-spec-shootout-f-633x388.jpg

Топ туристических эндуро для города

5. Yamaha Tracer 900 2018–2020

  • Объем и мощность двигателя – 847 сс 3-цилиндровый 115-сильный
  • Крутящий момент – 87 Н.м при 8500 об/мин из 10 000
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 18 л.
  • Колесная база – 1500 мм
  • Клиренс – 135 мм
  • Высота по седлу – 850–865 мм
  • Снаряженная масса – 214 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 137/ 142 мм

Цена – от 989 000 р.

Мощный оборотистый двигатель

Большая высота по седлу

Спортивный, смещенный назад угол расположения подножек

Обилие легкосплавных элементов в конструкции рамы

Малый диаметр переднего колеса

Малый запас хода на одном баке

Плохая устойчивость на высоких скоростях

Низкий комфорт при езде с пассажиром

4. Triumph Tiger 900 Rally 2020 -…

  • Объем и мощность двигателя – 888 сс 3-цилиндровый 95-сильный
  • Крутящий момент – 87 при 7250 об/мин из 8750
  • Расход – 5,2 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1551 мм
  • Клиренс – 230 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 221 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - мм

Цена – от 1 550 000 р.

Эффективные высококлассные тормоза Brembo

Высокий уровень вибраций на малых и средних оборотах

Особенности эргономики – посадка подойдет не всем

Емкая, удобная в поворотах, хорошо сбалансированная подвеска

Высокий фактический расход топлива (от 5.5 л)

Быстрый четкий квикшифтер

Низкий центр тяжести

3. Honda NC750X 2016–2020

  • Объем и мощность двигателя – 745 сс 2-цилиндровый 55 л. с.
  • Крутящий момент – 68 Н.м при 4750 об/мин из 6250
  • Расход – 3,5 л
  • Объем бака – 14 л
  • Колесная база – 1535 мм
  • Клиренс – 165 мм
  • Высота по седлу – 830 мм
  • Снаряженная масса – 230 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - 153/150 мм

Цена – от 795 000 р.

Автоматическая коробка передач

Низкий расход топлива

Недостаточно цепкие, инертные тормоза

Надежный ресурсный двигатель

Емкий багажный отсек

Проблемная посадка пассажира

Недостаточно прогрессивная подвеска для езды с полной загрузкой вдвоем

2. Kawasaki Versys 650 2015 - …

  • Объем и мощность двигателя 649 сс 2-цилиндровый 69 л. с.
  • Крутящий момент – 64 Н. м при 7000 об/мин из 8500
  • Расход – 4.4 л
  • Объем бака – 21 л
  • Колесная база – 1415 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 840 мм
  • Снаряженная масса – 217 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 150/145 мм

Цена – 809 000 р.

Высокая маневренность за счет короткой базы

Требует хороших водительских навыков

Допускает наиболее динамичный стиль езды по асфальту, чем большинство конкурентов в своем классе

17-дюймовые колеса, не обеспечивающие достаточную проходимость на бездорожье

Удобное пассажирское место

Склонен к излишней разгрузке задней части при интенсивных торможениях

Хорошая динамика в низком и среднем диапазоне оборотов

Относительно небольшая цена

1. Suzuki 650 V-Strom XT 2017 - …

  • Объем и мощность двигателя – 645 сс 2-цилиндровый 71 л. с.
  • Крутящий момент 62 Н.м при 6500 из 8800
  • Расход – 4,2 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1560 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 835 мм
  • Снаряженная масса – 216 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - мм

Цена – от 829 000 р.

Спицованные колеса размерностью 19/17 обеспечивают больший выбор резины

Нерегулируемая передняя вилка обычного дорожного типа

Ресурсный двигатель с хорошей тягой на низах

Недостаточно мягкая для бездорожья, короткая подвеска

Низкий для V-вина уровень вибраций

Комфортная ветро и грязезащита

Хорошая эргономика органов управления

Отключаемые ABS и Traction Control

Удобное сиденье для райдеров среднего роста

Топ туристических мотоциклов двойного назначения для дальних поездок

5. Ducati Multistrada 950 2017–2021

  • Объем и мощность двигателя – 940 сс 2-цилиндровый 113 л. с.
  • Крутящий момент – 96 при 7750 об/мин из 9000
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1594 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 840 мм
  • Снаряженная масса – 230 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 170/170 мм

Цена – от 1 200 000 р.

Высокий центр тяжести

Есть ощутимая вибрация от работы двигателя

4. BMW F 850 GS 2018 -…

  • Объем и мощность двигателя – 853 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
  • Крутящий момент – 92 при 6250 из 8250
  • Расход – 4,2 л
  • Объем бака – 15 л
  • Колесная база – 1593 мм
  • Клиренс – 249 мм
  • Высота по седлу – 860 мм
  • Снаряженная масса – 229 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 230/215 мм

Цена – 1 078 000 р.

Нерегулируемая передняя вилка

Мощный ресурсный двигатель

Большой (для своего класса) вес

Высокий центр тяжести

Хорошая дилерская сеть

Наличие в продаже множества комплектов тюнинга для дооснащения

Средние показатели проходимости на бездорожье

Можно выгодно продать на вторичке

Комфортная езда возможна только в размеренном режиме

3. Yamaha Tracer 9 2018 - …

  • Объем и мощность двигателя – 889 сс 3-цилиндровый 119 л. с.
  • Крутящий момент – 93 Н.м при 7000 об/мин из 10000
  • Расход – 5,0 л
  • Объем бака – 18 л
  • Колесная база – 1500 мм
  • Клиренс – 135 мм
  • Высота по седлу – 810–825 мм
  • Снаряженная масса – 213 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 130/137 мм

Цена – 989 000 р.

Комфортный байк с хорошей ветро и грязезащитой

Малый объем бака

Удобен для водителей среднего роста

Относительно высокий расход

Динамика хорошего спорт-туриста

Слабая устойчивость на скорости за 160 км/ч

Версии с полуактивной подвеской хорошо обрабатывают дорожные неровности

2. KTM 790 ADVENTURE 2019 - …

  • Объем и мощность двигателя – 799 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
  • Крутящий момент – 88 Н.м при 6600 об/мин из 8000 мах.
  • Расход – 4,19 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1509 мм
  • Клиренс – 233 мм
  • Высота по седлу - 830–850 мм
  • Снаряженная масса – 207 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 200/200 мм

Цена – от 990 000 р.

Очень удобен для водителей небольшого роста

Относительно невысокая надежность

Низкий центр тяжести

Слабо развитая дилерская сеть

Неудобен для высоких водителей

Качественный пластик и проработка деталей

Некомфортен для пассажира

1. Yamaha Tenere 700 2019 - …

  • Объем и мощность двигателя – 689 сс 2-цилиндровый 73 л. с.
  • Крутящий момент – 68 Н.м при 6500 из 9000 мах.
  • Расход – 4,3 л
  • Объем бака – 16 л
  • Колесная база – 1595 мм
  • Клиренс – 240 мм
  • Высота по седлу – 875 мм
  • Снаряженная масса –
  • Ход подвески (перед/зад) – 210/200 мм

Цена – с завода 9500–10150 евро.

Минимальный уровень вибраций

Недостаточно емкий бензобак для дальних путешествий

Длинная база, устойчивость

Минимальный из достаточного комфорт в длительной поездке

Мало места для пассажира

Высокие показатели проходимости

Широковат при установке кофров

Удобен для высоких водителей

Найти можно только под заказ, с пробегом

5. BMW R 1250 GS Adventure 2018 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1254 сс 2-цилиндровый, 136 л. с.
  • Крутящий момент – 143 Н.м при 6250 об/мин из 7750
  • Расход – 4,75 л
  • Объем бака – 30 л
  • Колесная база – 1514 мм
  • Клиренс – 220 мм
  • Высота по седлу – 890–910 мм
  • Снаряженная масса – 268 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 210/220 мм

Цена – 1 700 000 р.

Высокий, не подойдет для водителей ниже среднего роста

Емкий топливный бак и большой запас хода

Обилие дополнительного обвеса от сторонних производителей

В стоке отсутствует круиз-контроль

Комфортная посадка (в версии с полуторным сиденьем)

В стоке заниженное ветровое стекло

Высокий фактический расход на скоростях за 140 км/ч

Относительно высокая цена

Недостаточный клиренс для бездорожья

4. KTM 1090 Adventure R 2013-2016

  • Объем и мощность двигателя – 1195 сс 2-цилиндровый V-образный 150 л. с.
  • Крутящий момент – 125 Н.м при 7500 об/мин из 9500
  • Расход – 6 л
  • Объем бака – 23 л
  • Колесная база – 1580 мм
  • Клиренс – 250 мм
  • Высота по седлу – 890 мм
  • Снаряженная масса – 232 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 220/220 мм

В стоке поставляется с дугами безопасности

В стоке отсутствуют опции круиз-контроля и квикшифтер

Выразительная динамика на грунте и на асфальте

Не регулируемая передняя подвеска

На 30% дешевле версии 1290, но не уступает ей в удобстве и проходимости

3. Suzuki V-strom 1050 / XT 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1037 сс 2-цилиндровый V-образный 107,5 л. с.
  • Крутящий момент – 100 Н.м при 6000 об/мин из 8500
  • Расход – 5,0 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1555 мм
  • Клиренс – 165 мм
  • Высота по седлу – 850–855 мм
  • Снаряженная масса – 147 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 160/160 мм

Цена – 1 369 000 р.

По характеру больше спорт-турист, чем турэндуро

Хорошие цепкие тормоза

Надежный ресурсный двигатель

2. Yamaha XT1200ZE Super Tenere 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1199 сс 2-цилиндровый 112 л. с.
  • Крутящий момент – 117 Н.м при 6000 об/мин из 7250
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 23 л
  • Колесная база – 1540 мм
  • Клиренс – 190 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 266 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 190/190 мм

Цена – 1 383 000 р.

Электронно управляемая подвеска

Долговечная карданная передача

Инертен и сложно управляем на серпантинах, на склонах

Почти полное отсутствие вибраций

Мягкая передняя подвеска ухудшает руление на асфальте

Комфорт на асфальте и бездорожье

Удобен для водителей низкого роста, особенно с заниженным сиденьем

Заниженный центр тяжести и надежные дуги безопасности

1. Honda CRF1100L Africa Twin Adventure Sports 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1084 сс 2-цилиндровый 102 л. с.
  • Крутящий момент – 105 Н.м при 6250 об/мин из 7500
  • Расход – 4,9 л
  • Объем бака – 24,8 л
  • Колесная база – 1575 мм
  • Клиренс – 250 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 250 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 230/220 мм

Цена – от 1 337 000 р.

Электронно настраиваемая подвеска

Цепная передача (вместо кардана на ранних версиях)

Бак с запасом хода на 500 км

Небольшие малоинформативные зеркала

Регулируемое ветровое стекло

Высокий центр тяжести

Хорошо приспособлен к бездорожью

Недостаточно прочная стоковая защита рук

Удобен для водителей среднего роста

Есть версии с коробкой-автомат

Выбирая, что лучше купить – эндуро с большим крутящим моментом, или супер-комфортный для асфальтовой дороги спорт-турист, новый байк, или подержанный – всегда ориентируйтесь не на цену или марку, а на свои ощущения при первом тест-драйве.

Чем эндуро отличается от кросса?


— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы. И подвеска у них более жесткая. Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.


Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру. Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах. Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.

Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.

Не сложно ли ездить зимой?

— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков. Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления. А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.


Негативный первый опыт

Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье. На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению. Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.




В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.


Баланс


Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать. Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента. У новичка это получается далеко не каждый раз.


Первое падение

На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой. Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся. Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.

— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно. Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь. На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.


Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.

Не холодно кататься?


Экипировка


Это дорогое хобби?



Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.

Читайте также: