Как сделать эмпирическую интерпретацию

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Форма интерпретации, при которой полученные результаты и разработанная теория сравниваются с показаниями других наблюдений и других экспериментов, со всем наличным фактическим материалом.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое "интерпретация эмпирическая" в других словарях:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — приписывание знакам (словам в частности) определенных значений (денотатов в частности). В качестве самостоятельного и важного научного метода интерпретация была осознана при четком различении формы и содержания научной теории, се синтаксиса… … Философия науки: Словарь основных терминов

Интерпретация — – (от лат. interpretаri, аtus; interpres, etis – посредник, толкователь, переводчик) истолкование, раскрытие смысла, значения чего либо. Объектом интерпретации является текст. И. зародилась как основное понятие герменевтики, науки о правилах… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ — истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются с помощью определений (дефиниций). Научные данные, фиксируемые в понятиях, важны как средство дальнейшего познания и решения практических задач. Чтобы понятия науки могли… … Социология: Энциклопедия

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ ЭМПИРИЧЕСКАЯ — научн. процедура, посредством к рой в соц. действительности выделяются признаки соц. явлений (или чаще их классов), составляющие содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). И.п.э. является обычно составной… … Российская социологическая энциклопедия

Теория — (греч. theoría, от theoréo рассматриваю, исследую) в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого либо явления; в более узком и специальном смысле высшая, самая развитая форма… … Большая советская энциклопедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

САНТАЯНА — (Santayana) Джордж (1863 1952) амер. философ, писатель, поэт, эссеист, автор около тридцати произведений по эстетике, религии, онтологии, гносеологии, социальной философии. По происхождению испанец. В 1871 переехал в США, учился в Германии,… … Философская энциклопедия

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Опыт

Эмпирический и эмпиризм — это.

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Научный метод

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

Совокупность разочарований

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

    структуры изложения материала;
  1. определение используемых терминов, их значений;
  2. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  3. переход от естественного языка к формализованному виду;
  4. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Эмпирическое исследование в виде сравнения

Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.

Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.

Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Четко, понятно и с юмором. Хорошая статья, спасибо!

Мало провести эксперимент и записать его результаты, нужно ещё и верно истолковать полученный результат, а то ведь раньше учёные думали, что носителем тепла является теплород. К

стати, путем эксперимента нельзя установить, что выпадение орла и решки будут равны пятидесяти процентам, этот результат выходит лишь теоретически, ведь мы даже не поймём, когда следует остановить эксперимент, так, после двух бросков мы можем получить 50 на 50, а после шести тысяч бросков результат может быть 49,2 на 50,8, так что нет, здесь только теория.

А я так мебель собираю, что называется опытным путём. Когда захожу в тупик, бывает и такое, подключаю теорию в виде инструкции по сборке.

Фундаментальная наука тоже важна, тем более нам знать не всегда дано, когда фундаментальное может перейти в прикладное. Герц, открыв электромагнитные волны, считал, что они бесполезны. Как же он ошибался!

Интерпретация понятий - позволяет устано­вить, по каким направлениям анализа должен осу­ществляться сбор социологических данных, необ­ходимых для количественно-качественного анализа социальных явлений.

Эмпирическая интерпретация понятий являет­ся непосредственно социологической задачей: это научная процедура перехода от содержания основ­ных понятий через иерархию опосредующих кон­кретизирующих к потенциально доступным фикса­ции и измерению единицам искомой информации (индикаторам).

Данная процедура обеспечивает сравнение (со­отнесение), редукцию содержания основных поня­тий с эмпирическими фактами, отражением кото­рых они являются. Этим достигается определение эмпирических значений (показателей, референтов) теоретических понятий, которые как раз и явля­ются доступными регистрации и количественно-качественному анализу.

Цель эмпирической интерпретации - последо­вательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно не­доступных восприятию изучаемых явлений, кото­рые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача - обеспечить переход к инди­каторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования.

Эмпирический индикатор – элемент или характеристика объекта, который доступен наблюдению и измерению.

Индикаторы представляют признаки изучаемого объекта или будучи представленными в соответствии с теоретическими понятиями выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связи понятий.

Индикатор - это факт, используемый для со­циологического измерения.

Эмпирический индикатор - позволяет:

- установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных;

- правильно сформулировать вопросы в раз­личных видах инструментария;

Критерии отбора индикаторов

а) Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследова­ния.

б) Обеспеченность индикаторов доступными ис­точниками информации.

в) Возможность надежного методического обес­печения сбора необходимой информации.

г) Набор индикаторов должен быть минимизи­рован для данного исследования.

Существуют понятия, которые сам выполняют роль индикатора: пол, возраст, образование, социальная принадлежность. В этом случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями. Но чаще одно понятие требует использование не одного, а нескольких индикаторов (в понятие красота входит: цвет глаз, волос)

Операционализация понятия

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – опрациональным определением.

Операционализация представляет собой процедуру установления связи между основными понятиями, характеризующими изучаемый объект и методический инструментарий исследования.

Операционализация — позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.

Операциональное определение понятия — это операции разложения его теоретического содержа­ния на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения.

Сопоставление теоретических понятий с фак­тами, отражением которых они являются.

Выбор наиболее существенных признаков для изучения.

Осуществление измерения изучаемых призна­ков.

В результате основные понятия становятся ра­бочими (работающими) в социологическом иссле­довании.

Анализирует или включает факторы которые оказывают прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление

(встречается в аналитических исследованиях)

Смысл данных операций (теоретической, эмпирической и операциональной операции) - это переход от те­оретической разработки программы к эмпиричес­кому социологическому исследованию: открывается путь для применения в исследовании методов выборки, сбора и анализа социологической инфор­мации.

1 Перевод исходного понятия в показатели.

2 Перевод показателей в переменные.

3 Перевод переменных в индикаторы.

4 Определение методов сбора искомых данных.

Таким образом, работа с понятиями есть проце­дура установления связи между понятийным аппа­ратом и методическим инструментарием исследо­вания.

Как писать эмпирическую главу.

Название типа:

Глава 2. Эмпирическое исследование … (вашей проблемы)

Глава 2. Эмпирическое исследование развития мышления в детском возрасте.

Глава 2. Эмпирическое исследование … (вашей проблемы) ……………………….с

2.1. Организация исследования ……………………………………………………….с

2.4 Анализ полученных результатов

Раздел 2.1. пишется по следующей схеме.

Проблема…. (до 0,5 страницы)

Цель нашего исследования…. (изучить вашу проблему)

Предмет – (особенность психики, которую вы изучаете)

Объект – (люди, которых вы изучаете)

Испытуемые – (сколько человек, какой возраст, откуда взяты, сколько из них мальчиков, сколько девочек. Если испытуемые разделены на группы, то уточните какие это группы и дайте характеристику каждой группы).

Этапы исследования (если необходимо).

Раздел 2.2. В нем вы описываете все использованные ваши методики. Только методики – результаты будут представлены в другом месте. Этот раздел может состоять из 3 частей. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.

МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, описываются только если вы проводили эксперимент или тренинг. В этой части указать цель тренинга, задачи, как часто он проводился, сколько часов в день, сколько было занятий, дайте краткое описание каждого занятия.

МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.

Дайте название методик. И кратко их опишите (формулы и таблицы приводить не надо).

Раздел 2.3. Необходимо описать полученные результаты по всем методикам и у всех групп. Результаты должны быть представлены в виде таблиц, а также словесных комментариев к таблицам. Таблицы должны иметь № и название. При необходимости используются гистограммы и графики.

Если таблицы получаются слишком большими (1 страница и более) их необходимо вынести в Приложение.

Пример начала раздела.

Мы провели исследование уровня развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей 5-6 лет. Результаты представлены ниже в таблице № 1.

Таблица 1. Уровни развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей 5-6 лет по тесту Якобсона.

Читайте также: