Как сделать электронный учебник

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Создание электронного терминала
Здравствуйте ! мне по курсовой работе задали создать электронный терминал пополнения единиц .

Создание электронного журнала с интерфейсом конечно
Доброе утро. Сейчас кратко опишу ситуацию: мы изучали в институте консоль и спокойно решали задачки.

Подскажите программу для создания электронного учебника
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мне надо создать электронный учебник (весь материал есть), в.

Mad_Disciple, первым делом полноценное ТЗ, с описанием функционала. а дальше (в твоем случае), писать на фриланс, чтобы кто-нибудь написал за деньги эту программу, так как с твоим уровнем она неподъемная.

первым делом полноценное ТЗ, с описанием функционала. а дальше (в твоем случае), писать на фриланс, чтобы кто-нибудь написал за деньги эту программу, так как с твоим уровнем она неподъемная.

Разве это настолько сложно? Просто программа с темами и тестами к ним, внешне похоже на пособие в helpNdoc.

Добавляешь TabControl
А как организовать внутренности можно посмотреть тут, тут или на видео под катом

Не подскажете, как сделать, чтобы слева было древо с выбором тем, при нажатии на которую справа в окне появлялся текст самой этой темы? (можете назвать варианты этой реализации?) И так далее, выбираем тему 2 и справа соответствующий текст. Мне нужно сделать что-то наподобие электронного учебника + тесты по темам.

Есть такой элемент - TreeView, позволяет создавать древовидные структуры. Есть много информации, например, тут и тут или тут.
Но, судя по скрину, больше подходит ListBox или ListView (см. здесь), и оба обладают нужным тебе свойством StateImageIndex

Mad_Disciple, вот набросал немного. можешь от этого отталкиваться, чтобы не было сумбура. теоретические материалы в целом готовы, над практическими трудись сам. если что, спрашивай здесь, или создавай новую тему на форуме с конкретным вопросом, но предварительно поискав в интернете, так как зачастую на большинство вопросов новичков уже есть готовые решения.

Благодарствую, сейчас займусь изучением!)

если что, спрашивай здесь, или создавай новую тему на форуме с конкретным вопросом, но предварительно поискав в интернете, так как зачастую на большинство вопросов новичков уже есть готовые решения.

У меня такой вопрос, как сделать, чтобы кликая на название темы из древа, справа в textbox выводился текст из файла, например .docx?

Mad_Disciple, есть необходимость использовать word-документы? для этого нужно работать со сторонними библиотеками. и расширять функционал программы в целом, используя другой элемент для вывода текста, к тому же, без понятия, насколько он поддерживает форматирование, которые настроено в документе.
сейчас он хорошо себе работает с файлами txt, чем он плох?
обратил внимание, что панель слева обеднела, слишком мало каталогов. предлагаю на начальной странице добавить к кнопке теория список с темами, на основании которых и будет формироваться данный список. чтобы сбоку не хранилась все дерево папок и файлов.

обратил внимание, что панель слева обеднела, слишком мало каталогов. предлагаю на начальной странице добавить к кнопке теория список с темами, на основании которых и будет формироваться данный список. чтобы сбоку не хранилась все дерево папок и файлов.

Я вроде разобрался, вывожу текст через richTextBox файлами .rtf. Так как я могу через word правильно редактировать документ.
Я сам сделал форму с TreeView, уже разобрался как добавлять и редактировать узлы)


В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители. Презентация поможет разобраться в данном вопросе.

Описание разработки

Электронный учебник (ЭУ) — основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой

Гипертекст — это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Презентация Создание электронного учебника

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении.

Весь материал - смотрите презентацию.

Содержимое разработки

Создание электронного учебника Баракова А.Ш. Тастанова А.Ш.

Создание электронного учебника

Основные понятия Электронный учебник (ЭУ) — основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой

Основные понятия

Электронный учебник (ЭУ) — основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой

Основные понятия Гипертекст — это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные понятия

Гипертекст — это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

 Принцип квантования : разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип квантования : разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип ветвления : каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета. Принцип наглядности : каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления : каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

Принцип наглядности : каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип адаптивности : электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач. Принцип регулирования : учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример

Принцип адаптивности : электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

Принцип регулирования :

учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

 Принцип компьютерной поддержки : в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа. Принцип собираемости : электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

Принцип компьютерной поддержки :

в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

Принцип собираемости :

электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении

Принцип полноты теоретическое ядро, контрольные вопросы задачи и упражнения для самостоятельного решения, примеры контрольные вопросы по теории, исторический комментарий контекстная справка (Help), контрольная работа Принцип полноты

Принцип полноты

задачи и упражнения для самостоятельного решения,

контрольные вопросы по теории,

контекстная справка (Help),

Принцип полноты

 Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации; позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он

  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
  • позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)

Реализация звукового сопровождения

Переработка текстов в модули по разделам и создание Help

Подготовка материала для визуализации

Реализация гипертекста в электронной форме

Основные этапы разработки электронного учебника

Разработка компьютерной поддержки

Отбор материала для мультимедийного воплощения

Заключение договоров с авторами о праве на переработку

Разработка звукового сопровождения

 Методические рекомендации по разработке электронного учебника На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач,имеются в удобных форматах (принцип собираемости). На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества. На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

Методические рекомендации по разработке

электронного учебника

  • На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач,имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
  • На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.
  • На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).
  • На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
  • На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.
  • На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решения математических задач (правила набора математических выражений и взаимодействия с ИЯ).
  • На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
  • На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
  • На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.
  • На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
  • На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).
  • На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.

Подготовка электронного учебника к эксплуатации

Содержанием этого этапа работы являются

Преимущества Электронного учебника:

1. Информация хорошо усваивается

2. электронный учебник можно просмотреть несколько раз

3. Возможно создавать симуляторы на недоступные программы (например, спец. программы)

Применение Электронного учебника на уроке . Перед просмотром Электронного учебника преподавателю необходимо по крайней мере провести обзор новой темы, рассказать о целях и задачах её изучения, то есть мотивировать. Приступая к работе с электронным учебником у учащихся уже должна стоять задача: что они должны узнать и зачем.

Применение Электронного учебника на уроке .

Перед просмотром Электронного учебника преподавателю необходимо по крайней мере провести обзор новой темы, рассказать о целях и задачах её изучения, то есть мотивировать. Приступая к работе с электронным учебником у учащихся уже должна стоять задача: что они должны узнать и зачем.

Ниже представлена его структура и описана методика его создания.






-75%

Первым делом определим заголовок и нижний колонтитул. Для этого используем текстовые редакторы Заголовок и Нижний колонтитул.

Один из основных элементов электронной книги – содержание. Оно определяет логическую структуру книги.

После запуска программы у нас уже есть один раздел. Он называется Новый раздел. Для того чтобы изменить название раздела, надо щелкнуть по ней указателем мыши и нажать клавишу F2, ввести новое название и нажать клавишу ENTER. Флажок слева от названия раздела определяет, надо ли показывать этот раздел в книге или нет. Чтобы добавить новый раздел самого верхнего уровня, нажмите клавши Shift+Ctrl+Ins. Для добавления подраздела в текущий раздел выберите раздел и нажмите клавишу Ins. Перенести раздел можно простым перетаскиванием в нужное место.

Теперь приступим к формированию содержимого главы. Для этого щелкнем указателем мыши по Редактору и начнем вводить текст. Работа с редактором мало чем отличается от работы в таких текстовых редакторах, как MicrosoftWord ® и т.п. Работают все привычные сочетания клавиш ("горячие клавиши") такие, как: Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V, Ctrl+B, Ctrl+I и т.д. Форматирование текста производится с помощью инструментальной панели, находящейся в верхней части редактора.

Можно предположить, что у автора уже есть наработанные материалы: документы Microsoft Word ® , текстовые документы, рисунки. SunRav BookEditor позволяет их использовать. Установите курсор в то место текста создаваемой книги, куда Вы хотите вставить нужный материал. Выберите вкладку Вставка, затем – пункт в зависимости от того, какой тип документа нужно добавить.

  • Рисунок – для вставки изображения в форматах PNG, GIF, JPG, BMP, ICO, EMF, WMF.
  • Файл – для импорта документов RTF, HTML, текстовых документы. Если на компьютере установлен пакет Microsoft Office ® , то дополнительно будут доступны форматы этого пакета такие, как документы Microsoft Word ® , Microsoft Excel ® и т.д.
  • Flash – для добавления флэш анимации.
  • Аудио/Видео – для использования аудио и видео файлов. Воспроизводит эти файлы встроенный в Microsoft Windows ® медиа проигрыватель (Windows Media Player ® ) и кодеки, установленные в системе.
  • GIF анимация – для вставки анимации в формате GIF.
  • OLE объект – для добавления любого OLE объекта.

В текст главы, кроме внешних документов, можно вставить дополнительные элементы: Гиперссылки Один из самых главных элементов электронной книги. Ссылки позволяют переходить из одной главы в другую, показывать информацию во всплывающих окнах, запускать процесс тестирования (с помощью программы tTester), открывать интернет страницы, запускать другие программы и т.д. Таблицы Кроме своего прямого назначения таблицы можно использовать для форматирования главы. Для этого применяются таблицы без рамок. Символ Позволяет вставить произвольный символ из любого набора шрифтов. Не стоит беспокоится о том, что у пользователя может не оказаться нужного шрифта – вместе с электронной книгой можно распространять необходимые шрифты. Горизонтальная линия Просто горизонтальная линия на всю ширину страницы. Разрыв страницы Действует при печати. Элемент Позволяет вставить несколько стандартных элементов управления Windows такие, как: текстовый редактор, строка редактирования, кнопка, кнопка выбора, радио кнопка, список, выпадающий список, группа радио кнопок. Используя встроенный скриптовый язык (один из четырех: Pascal, JScript, C++, VBasic) можно программировать реакцию на действия пользователя, тем самым "оживляя" страницы. Область применения таких "живых" страниц чрезвычайно обширна. Можно, например, запрограммировать тест, калькулятор и т.д и т.п.

Презентация на тему: " Создание электронных учебников. Электронный учебник (ЭУ) основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью." — Транскрипт:

1 Создание электронных учебников

2 Электронный учебник (ЭУ) основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей. Электронное учебное пособие (ЭУП) это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Гипертекст это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому. Основные понятия В конец Пример гипертекста (гиперссылки)

3 Характеристика электронного учебника Электронные учебники должны обеспечить одну и ту же компьютерную среду в компьютерном классе учебного заведения, а также дома на персональном компьютере. Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

4 Кому и зачем нужен электронный учебник? студентам для самостоятельной работы; полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он: –позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач; –позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; –позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

5 Кому и зачем нужен электронный учебник? Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он: –позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; –освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; –позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

6 Основные этапы разработки электронного учебника 1. Выбор источников 2. Заключение договоров с авторами о праве на переработку 3. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса) 4. Переработка текстов в модули по разделам 5. Реализация гипертекста в электронной форме 6. Отбор материала для мультимедийного воплощения 7. Разработка звукового сопровождения 8. Реализация звукового сопровождения 9. Подготовка материала для визуализации 10. Визуализация материала

7 Программное обеспечение разработки электронного учебника пакет Microsoft Office –Word –PowerPoint –Publisher конструктор школьных сайтов, который можно установить с сайта Document Suite 2008 ToolBook Instructor 2004 (Academic Edition) др.

8 Электронный учебник должен обладать следующими качествами: наличием оглавления в виде гипертекста наличием развитой гипертекстовой структуры, с помощью которой возможен быстрый переход от одного участка учебника, к другому использованием, если это методически оправдано, звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. Учащийся также должен иметь возможность распечатать любую "страницу" подобного учебника; снабжено средством поиска информации по ЭУ доступностью для ученика, причем по возможности, несколькими способами (например, и по Интернет, и на СD-ROM); наличием подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник; иметь словарь (глоссарий) возможностью организовать доступ непосредственно со страниц учебника к самым разным информационным ресурсам Интернет и пр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронный учебник – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Основные формы электронного учебника

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Рекомендации по разработке электронного учебника

Основные этапы разработки электронного учебника

Разработка оглавления и перечня понятий

Переработка текстов в модули по разделам

Реализация гипертекста в электронной форме

Разработка компьютерной поддержки

Отбор материала для мультимедийного воплощения

Разработка звукового сопровождения

Реализация звукового сопровождения

Подготовка материала для визуализации

А теперь подробнее:

1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые:

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

содержат большое количество примеров и задач,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

Программное сопровождение

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате .PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Многие электронные учебники, имеют основу – программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа – 3D Studio MAX.

3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры.

Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации.
Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Читайте также: