Как сделать электронные таблицы информатика 9 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Урок информатики по теме "Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. ".

освоить новые знания по теме " Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы";

развить навыки работы в среде табличного процессора,

развивать интерес к решению задач,

сформировать навыки самостоятельной работы,

воспитание интереса к изучаемому материалу,

повышение интереса к занятиям информатикой,

обучающие: изучение новых понятий и определений по теме " Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы"; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;

развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

операционная система Windows;

мультимедийный проектор и интерактивная доска;

пакет программ Microsoft Office;

Организационный момент. Вступление учителя;

Объяснение новых понятий- составление конспекта;

Практическая работа на закрепление;

Подведение итогов. Выставление оценок.

1.Актуализация знаний. (3-4 мин)

Объяснение нового материала учителем сопровождается демонстрацией слайдов презентации, подготовленной в программе MS PowerPoint. На слайдах представлены основные понятия изучаемой темы.

(Слайд1) Вступительное слово учителя: « Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица - это наиболее удачный вид расположения информации и сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.

(Слайд 2) Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.

Идея создания электронной таблицы возникла довольно давно - в 1979 г. Первая электронная таблица предназначалась для рационализации скучных экономических вычислений и не отличалась разнообразием функций. Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft

Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и

2.Формирование новых понятий. (25 мин)

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

Далее работа по презентации:

(Слайд 3) 1. Электронные таблицы или Табличные процессоры - это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме

(Слайд 5) 3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007

(Слайд 6-9) 4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)

Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

(Слайд 10) 5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление и вставка. Эти команды находятся в меню Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;

(Слайд 11-14) 6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

(Слайд 15) 7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню Шрифт

(Слайд 16) 8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге - При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически - ЭТ может постоянно меняться.

(Слайд 17) 9. Где используется ЭТ? - С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты - экономические, инженерные

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

В результате беседы получился опорный конспект по теме.

3. Повторение техники безопасности.

4.Формирование умений и навыков. (12мин)

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

( Проверка практической работы в ходе её выполнения)

Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?

5. Гимнастика для глаз.

8. Подведение итога урока.

(Слайд 28) Выставление оценок.

9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29) 10. Рефлексия

-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана


-Дорисуй этот вариант на лице информатика.

"Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо".


Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь - рот на замок.

Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?

Прикрепите на доску своих человечко.

Спасибо за урок.

1. Электронные таблицы или Табличные процессоры - это___________________________________________

3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007.

4. Основные элементы рабочей области ЭТ-

5. Основные операции над элементами ЭТ - ____________________ Эти команды находятся в меню Ячейки.

7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________

Для этого используются команды раздела меню Шрифт

8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге - При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________

9. Где используется ЭТ?

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике, разбор 9 задания. Объясняется тема о работе в электронных таблицах и базах данных.

ЕГЭ по информатике 9 задания объяснение

Проверяемые элементы содержания: Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах

Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.

1

Анализ диаграмм и графиков в электронных таблицах

Типы ссылок в ячейках

Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.

    Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:

 Относительная адресация

Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1

объяснение егэ по информатике

Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными

информатика егэ теория

Построение диаграмм

круговая диаграмма, объяснение 9 задания егэ

* Некоторые изображения, представленные в изложении теоретического материала, заимствованны с сайта К. Полякова

ЕГЭ по информатике 9 задание разбор


Плейлист видеоразборов задания на YouTube:
Задание демонстрационного варианта 2022 года ФИПИ

Встроенные функции в электронных таблицах


9_00: 9 задание. Демоверсия варианта ЕГЭ по информатике 2021, ФИПИ:


Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением.
В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

Ответ: 14


9_01: Задание 1: (эмулятор экзамена 2021)


Найдите разность между максимальным и минимальным числом в диапазоне C48:Y360 . В ответе запишите только целую часть числа.

Ответ: 920


9_02: Задание: (К. Поляков, задание № 36)


Откройте файл 9-J1.xls электронной таблицы, содержащей вещественные числа – показатели высот над уровнем моря географических точек.

Найдите среднее значение всех отрицательных показателей и максимальное положительное значение.

В качестве ответа укажите целую часть суммы найденных значений.

  • Перейдите в пустую ячейку (например, АО1 ).
  • Поскольку для вычисления среднего арифметического используется дополнительное условие (только отрицательные показатели), то проще использовать формулу СРЗНАЧЕСЛИ . Внесите формулу в заготовленную ячейку:

Ответ: 502


9_03: Задание: (К. Поляков, задание № 37)


Откройте файл 9-j2.xl s электронной таблицы, содержащей вещественные числа – успеваемость учеников школ города по учебным дисциплинам за четвертую четверть.

Найдите школы с максимальным и минимальным средними показателями.
В качестве ответа укажите два числа – номера найденных школ, сначала с наименьшим показателем, затем с наибольшим.

Ответ: 32 8


9_04: Задание: (К. Поляков, задание № 3)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением в первой половине дня (до 12:00 включительно).
В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

Ответ: 14


9_05: Задание: (К. Поляков, задание № 15)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Найдите разность между максимальным значением температуры в апреле и её средним арифметическим значением во второй половине дня (с 12:00) за тот же период.
В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за апрель (04 месяц). Для поиска среднего арифметического значения учтем также, что время должно быть с 12.00, то есть со столбца N:

Ответ: 5


9_06: Задание: (задание № 10, Школково сайт)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Найдите разность между максимальным и минимальным значением температуры среди измерений, сделанных в 17:00.
В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за 17.00, то есть со столбца S:

Ответ: 15


9_07: Задание: (задание № 12, Школково сайт)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Посчитайте сумму средних арифметических значений температур в 16:00 и в 23:00.
Округлите полученное число до целого и запишите его в ответ.

    Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только в 16.00, то есть со столбца R и в 23.00, то есть со столбца Y:

Ответ: 51


9_08: Задание: (задание № 15, Школково сайт)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Найдите результат деления суммы всех значений температуры на максимальное значение.
В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 ( B2:Y92 ):

Ответ: 1363


9_09: Задание: (задание № 16, Школково сайт)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
Посчитайте чему будет равно самое часто встречаемое значение температуры и среднее арифметическое значений температуры за всё время измерений. Найдите разницу между самым встречаемым значением и средним арифметическим значением.
В ответе запишите только целую часть числа (разницы).

    Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 ( B2:Y92 ):

Ответ: 1


9_14: Задание: (К. Поляков, задание № 40)


Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

В каком количестве измерений температура оказалась выше 25 градусов?

Ответ: 942


9_15: Задание: (К. Поляков, задание № 49)


Откройте файл электронной таблицы 9-j5.xls, содержащей вещественные числа – количество баллов, которое набрали участники тестирования. В первой строке указаны дисциплины, во второй – максимальный балл за тест по дисциплине, в левом столбце – фамилии участников. Считается, что тест пройден, если участник тестирования набрал больше 60% от максимального балла. В качестве ответа укажите, сколько участников тестирования прошли больше трёх тестов.

Ответ: 18


9_16: Задание: (К. Поляков, задание № 80)


В электронной таблице в файле 9-j10.xls хранятся вещественные числа – результаты ежечасного измерения скорости ветра на протяжении трех месяцев.

Найдите количество дней, когда максимальная скорость ветра составляла не менее 90% от максимального значения за весь период.

Ответ: 80

Также можно посмотреть некоторые аналогичные задания ОГЭ

Задания с диаграммами (задания прошлых лет для тренировки)

1

Задан фрагмент электронной таблицы:

Как изменится значение ячейки C3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2 в B3?
("+1" означает увеличение на 1, "-1" означает уменьшение на 1):

✍ Решение:

    Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:

Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:

(нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).

Результат: 2

Подробное решение задания на видео:

В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3.

Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4) , если значение ячейки С5 равно 5?

✍ Решение:

  • Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
  • Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
  • Примем неизвестную сумму в за x и получим по формуле вычисления среднего значения:
  • Найдем x:
  • По заданию необходимо найти =СУММ(С2:С4) . Зная значение в ячейке С5, вычтем его из полученной суммы и найдем ответ:

Результат: 7

Подробное решение смотрите на видео:

До ЕГЭ 2021 года - это было задание № 7 ЕГЭ

9_1: На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России. Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?

  • столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
  • по круговой диаграмме можно определить только доли отдельных составляющих в общей сумме: в нашем случае это доли участников по различным предметам тестирования;
  • для того чтобы разобраться, какая круговая диаграмма подходит, сначала посчитаем самостоятельно долю участников, тестирующихся по отдельным предметам; для этого из столбчатой диаграммы вычислим сумму участников по каждому предмету и разделим на уже полученное в первом пункте общее количество участников:
  • Теперь сравним полученные данные с круговыми диаграммами. Данные соответствуют диаграмме под номером 1 .
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 9 задания на видео:

9_2: На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России. Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?

Подробный разбор задания смотрите на видео: -->

Рассмотрим еще один пример решения 9 задания ЕГЭ по информатике:

разбор 9 задания егэ по информатике

Дан фрагмент электронной таблицы:

Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?
Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

✍ Решение:

  • Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
  • По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
  • Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x:
  • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем два из полученных выражений (например, С2 = В2):

Результат: 2

Детальный разбор можно посмотреть в видеоуроке решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:

1

Задан фрагмент электронной таблицы:

Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку:

✍ Решение:

  • По диаграмме можно судить только о следующем: если она не перевернута, то значения в ячейках A2 и B2 должны быть равны, а значение ячейки C2 - в два раза больше каждой из них.
  • Поскольку у нас неизвестны значения двух ячеек, то обозначим B1 за x, а C1 за y.
  • Подставим неизвестные в формулы и получим:

1

Результат: 5

Подробное решение смотрите на видео:

Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:

После копирования диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 была построена диаграмма (график) по значениям столбцов диапазона ячеек В2:Е6.

Значениям D2:D6 соответствует график:

Варианты:
1) А 2) Б 3) В 4) Г

✍ Решение:

  • Копирование диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 буквально означает выделение диапазона АЗ:ЕЗ и протягивание маркера копирования до конца указанного блока ячеек.
  • Поскольку нас интересует только столбец D, то посмотрим, что там за формула, и что с ней произойдет при копировании:

1

1_11

2

Результат: 4

Разбор задания смотрите на видео:

1

Дан фрагмент электронной таблицы:


Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, положительные.

Читайте также: