Как сделать электрический голос

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Звукорежиссёр

Кью-икс

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Протяжные слоги

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Рычание

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Улучшение вокала

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

Эквализация

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Диаграммы микрофонов

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Сравнение компрессоров

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Эффект ленты

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Плагин дублирования

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

Каждый межгалактический путешественник знает, в далеких пределах нашей вселенной (и вне ее) вы неизбежно встретитесь с инопланетными существами, которые общаются металлическим голосом (Гин Родденберрай, Джордж Лукас лгали бы Вам?). Некоторые инопланетяне могут быть оскорблены и счесть это военными действиями, если Вы не отвечаете им их собственным голосом. Но теперь вы это сможете - благодаря Галактическому Голосу. Используйте для мгновенной связи со всеми существами, которых Вы встречаете в ваших путешествиях.


МЫ ВСЕ ВИДЕЛИ и слышали научные телевизионные программы и фильмы, которые показывают реальных 'живых' существ или полностью автоматизированных роботов - которые говорят с электронными кажущимися голосами.
Живые существа часто тяжело изменяются механическими и электронными устройствами. Модификации простираются на изменяющие голос шлемы, разработанные, чтобы выглядеть угрожающе.
Каждый из этих характеров имеет их собственную отличительную сигнатуру голоса, и Галактический проект Голоса включает средства управления, чтобы соответствовать необходимому характеру.
Подражание голосам столь же просто как включение Галактического Голоса и разговора нормальным голосом во встроенный микрофон. Электроника и громкоговоритель делают остальных для Вас, преобразовывая вашу нормальный голос в металлический дьявольский звук.
Есть контроль 'Эффекта', который изменяет металлический эффект, изменяя шаг металлического звука от высокого шага до к низкому.
Есть также контроль 'глубины', который регулирует уровень металлического звука, от нормального голоса до полностью металлического голоса.
Регулятор уровня устанавливают на требуемую громкость звучания. Максимальный полный звук подобен произведенному вашим собственным голосом, при обычном разговоре. Слишком большой звук вызовет обратную связь между микрофоном и громкоговорителем и произведет громкий свист.

Как это выглядит
Устройство Галактического Голоса встроено в пластиковую трубу длиной 120mm , с громкоговорителем, установленным в конце . Элементы управления расположены в противоположном конце трубки. Этот конец подносится ко рту так, чтобы Вы могли говорить непосредственно в микрофон.
Выключатель питания используется, чтобы включить Галактический Голос, светодиод указывает включение.

Рис.1. блок-схема Галактического Голоса.

Как это работает
Блок-схема Галактического Голоса показана на рис.l. Сигнал от микрофона усиливается IC1 и посылается в миксер (IC3). Это объединяет усиленный сигнал с сигналом, созданным генератором частоты IC2.
Частота генерации устанавливается управлением Эффекта, а Контроль глубины устанавливает величину сигнала, посылаемого в миксер.
Не удивительно, это значительно изменяет путь звуки сигнала - произведенный звук подобен металлическим звучащим голосам, которые мы знаем так хорошо.
Получающийся металлический звук голоса передают на усилитель возможности (IС4) через Регулятор уровня (VR3).
Формы волны на обороте показывают результаты модуляции, где сигнал генератора смешан с усиленным сигналом звуковой частоты от микрофона.


Форма сигнала на выходе - усиленный сигнал от микрофона, в то время как более низкая форма сигнала - сигнал после смешивания. Показанный сигнал - производительность усилителя мощности. Вы можете видеть как этот сигнал являлся генератором waveform промодулированным на уровне согласно сигналу микрофона.

Рис.2. Принципиальная схема Галактического Голоса (нажмите для увеличения)

Элементы схемы
Полная принципиальная электрическая схема Галактического Голоса показана на Рис. 2. Схем имеет четыре дешевых микросхемы, два других полупроводника, три потенциометра, микрофон, громкоговоритель и несколько других компонентов.
Мы начнем с электретного микрофона. Эти типы микрофонов требуют электропитания; в нашем случае оно получено от основной шины через резисторы 1 кОм и lO кОм.
Эта цепь фильтруется конденсатором 100 мкФ, чтобы уменьшить любые изменения напряжения на шине питания (а напряжение меняется при работе усилителя) и не передавать в чувствительную схему микрофона.
Сигнал от микрофона присоеденен к неинвертирующему входу усилителя IC1, одна половина двойного усилителя LM358 (другая половина не используется) Коэффициент усиления около 13, уставливается резистором 470 кОм между выводами 7 и 6 и резистором 39 кОм на выводе 6. Конденсатор 33pF срезает частоту выше 10kHz, для устранения возможного самовозбужденияв усилителе.
Операционный усилитель ICl смещен к половине напряжения питания через два резистора 220 кОм, связанные как делитель напряжения 8.7 В. (Далее мы объясним, почему 8.7 В).

Выход 4.35 В отфильтрован конденсатором lOO мкФ. Идея подавать смещение ICl в этом номинале 4.35V состоит в том так, чтобы производительность была в состоянии качаться симметрично выше и ниже этого напряжения.


Рис.3. Схема соединений.

Генератор несущей
Прежде, чем мы рассмотрим, как работает устройство, давайте обратим наше внимание на генератор несущей (IC2). Это - МОР-версия известных 555 таймеров и используется, потому что это потребляет намного менее, чем стандартная версия.
Таймер создает непрерывный сигнал прямоугольной формы и работает следующим образом: выводы 2 и 6 - пороговые входы, которые контролируют напряжение на конденсаторе lOOnF. Этот конденсатор заряжается и разряжается через переменное сопротивление VR2 и l кОм резистор, через вывод 3.
Частота может Изменяться потенциометром VR2 от 655Hz до 7.2kHz.
Потенциометр VR1, связанный между выводом 3 микросхемы IC2 и 8.7 В, обеспечивает контроль над уровнем несущей.
При перемещении движка потенциометра VR1 к 8.7 В, не будет никакого сигнала. При перемещении движка потенциометра к выводу 3 VRl, увеличивается амплитуда сигнала генератора. И полный сигнал, когда движок потенциометра перемещен полностью к выводу 3.
Управление VR1 обеспечивает контроль глубины модуляции. Резистор lOO кОм последовательно с движком потенциометра ограничивает максимальный уровень модуляции приблизительно 50mV, таким образом предотвращая перегрузку при максимальном урегулировании VR1.


Защита
В схеме используется 9V батарея, которой управляет переключатель питания S1. Для защиты от переполюсовки служит диод Dl.
Диод заслуживает специального упоминания: Диоды Шотки имеют пониженное падение напряжения приблизительно половина того из кремниевых диодов (0.3 V против 0.6V), таким образом максимизируя срок службы аккумулятора.
Поэтому напряжение 8.7V, из-за снижения 0.3V на диоде Dl. LEDl - индикация питания. Потребление - меньше чем 14mA с 9V батареей, которая должна дать приблизительно 300 часов срока службы аккумулятора с новой щелочной батареей и нечастым использованием.




Конструкция
Большинство компонентов для Галактического Голоса собрано на 93 x 55mm плате, плюс имеющее форму трапецоида, 34 x 55mm, секция платы, использовали как поддержка транслированному проекту. Эта плата доступна от ЕРЕ РСВ Обслуживание. Расположение компонента платы показывают на Рис. 3, разводка платы на Рис. 7.
Гайка M4 припаяна к вершине платы поддержки, с соответствующим отверстием, просверленным около расширяющегося конца пластмассовой трубы. Винт M4 проходит через это отверстие в гайку, обеспечивая крепление платы в трубе.
Алюминиевый диск используется как поддержка громкоговорителю и обеспечен к расширяющемуся концу трубы, используя силиконовый изолятор . Это - 62mm диаметр и сверлилось отверстия, чтобы сделать решетку динамика (см. Рис. 5b).
Противоположный конец трубы имеет подобное, хотя меньшее, алюминиевый диск (58mm диаметр) просверленный, чтобы принять измерительные потенциометры, выключатель и ВЕДОМУЮ грань драгоценного камня и для микрофона, устанавливающего кольцо (Рис. 5a).


Рис.4. Монтажная схема


Circuit board
Begin PC board construction by checking for any shorts or break in the copper tracks. Defects in boards these days are rare, but if you find any, repair them now to avoid problems at a later stage.
Shorts between tracks can be fixed by scraping between the tracks with a sharp hobby knife. Breaks in tracks can be connected with a layer of solder, with a short length of wire acting as a 'bridge' if necessary.
Insert the low-profile components first, such as the two wire links, the diode, the resistors and the IGs. Use the resistor colour code table to help find each value of resistance, and/or check the value using a digital multimeter.
Take care when installing the polarised components (eg, all semiconductors (including ICs) and electrolytic capacitors). Ensure they are oriented correctly and in the correct position.
Solder the components in position and cut the 'pigtails' from the resistors and links from the underside of the PC board with fine, sharp sidecutters.
Now insert the PC solder stakes. These are located at all the external wiring points and at the four mounting points for the second PC board, at the right-hand edge of the main PC board.
Finally, solder in all other on-board components.
Before installing the potentiometers, cut their shafts to length to suit the knobs you are using. Now install the pots, taking care to place the lOkii log potentiometer in the volume position.
The pots must be earthed to the OV rail on the PC board with a linking wire from the OV PC stake soldered to each pot body.
The coating on the pot does not take solder easily - almost certainly, you will need to scrape it away where it is to be soldered to ensure a good attachment for the wire.

Вид со стороны динамика Лицевая панель

The hardware
The PC support board requires cutouts to allow the M4 nut to be soldered to the board and also a notch to allow the matching M4 screw to insert into, and through, the nut. These cutouts are the non-copper areas shown on the PC board. They can be cut out with a drill and hacksaw and finished with a fine file.
Solder a brass M4 nut to the top edge of the support PC board as shown. When you solder the nut onto the PC board make sure the inside thread is not soldered.
Fig.5 shows the holes and sizes for the control panel and the speaker 'grille' discs. These are made from lmm aluminium sheet offcuts. Cut out the circle shapes with tinsnips or a hacksaw and file to shape. The front (62mm) disc requires a series of holes, as shown, to allow the sound to escape from the loudspeaker.
We painted the outside face of our grille black using a spray can. When the paint was dry, the loudspeaker was secured to the grille with a smear of silicon© sealant around the speaker rim.
Wire up the loudspeaker using a 170mm length of mini fig ure-8 speaker wire and secure it around the magnet on the loudspeaker with a cable tie. This will ensure a tug on the wires doesn't break off the lugs on the loudspeaker.
Attach the speaker grille and loudspeaker assembly to the inside of the flared end of the port using silicone sealant.
Next, we need to attach the control panel label (Fig. 6) to the control panel disc and cut the holes out through the panel with a sharp knife.
Place the power switch, the LED bezel and LED in position and insert the rubber grommet in the microphone hole.
Wire the microphone, using shielded audio/mic. cable and then insert the microphone into the rear of the grommet.
Attach the control panel to the PC board and secure it using the potentiometer nuts. Solder the microphone lead to the top side of the PCboard (PC stakes) and the LED and switch direct to the appropriate copper pads on the underside of the PC board.
The 9V battery holder is mounted on 15mm-long standoffs and M3 screws, as shown in Fig.4. The three mounting holes in the battery holder are drilled out to 3mm (or l/8in.) and counter-bored to suit the M3 countersunk screws.
Nylon screws are used beneath the PC board to prevent shorting the tracks. They can be cut down to 6mm using side cutters. Before mounting, bend the output terminals inward flat against the underside of the holder and solder hookup wire to each terminal. Now attach the holder in place. Wire the speaker wires to the PC stakes and the battery holder wires to the PC board, taking care to make the correct polarity for the connection.
Solder the support PC board at right angles to the main PC board - it solders to the four PC stakes located at the end of the PC board.
A4mm hole is required to be drilled on the side of the speaker port tube at the flared end, 95mm from the non-flared end. This is for the M4 screw to be screwed into the M4 nut on the support PC board.

Рис.4. Сверловка отверстий.

Checkout time
Insert the 9V battery and check that the Galactic Voice works by switching on power. The power LED should light and a squeal should come from the loudspeaker if the volume is wound up.
Needless to say, that's feedback caused by the microphone and speaker being inclose proximity. But that feedback can also be used to give even more variety to the soundoutput, especially if adjusted until just before audible feedback commences.
Ity speaking into the microphone and adjust the Effects and Depth pots to see if they are working.
If the LED doesn't light or if you aren't getting any output, first check the polarity of the wiring. You should also check the parts on the PC board for correct placement and correct orientation for the polarised parts.
Having said that, about 99% of faults in projects are due to soldering problems - particularly 'dry joints' -so if you aren'thaving any joy, check your soldering again!
Qieck that power is available between pins 4 and 8 of ICl, pins 1 and 4 of IC2 and pins 4 and 6 of ГС4. A fresh battery should give 8.7V across each of these sets of pins.
The Null control (VR4) is adjusted when VRl is wound to its maximum (fully clockwise) and the volume turned up, but not so high that there is feedback. Adjust VR4 so that no tone can be heard when there is no noise present at the microphone.
Finally, when it all works correctly, the assembly can be slid into the rear of the tube. Note that the speaker wire needs to be kept tight when sliding in so it does not become caught between the rear of the speaker and the support PC board. The wire is tucked in behind the volume potentiometer.
Secure the assembly by screwing the M4 screw into the support PC board's M4 nut after you have lined the two up.

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Читайте также: