Как сделать эквализацию

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Один из наиболее важных инструментов в сведении — эквалайзер. Он формирует отдельные звуки, шины и смешивает их в единое целое. При правильном использовании он может добавить ясности мутным звукам или блеска и отчётливости уже хорошо звучащим.

В этой части нашей текущей серии, мы бросим тщательный взгляд на некоторые советы по эквализации, частотные техники и на несколько методов для определённых инструментов, которые помогут вам создавать чисто звучащие миксы.

Зачем нужна эквализация?

Целью эквализации является создание чёткого и широкого звучания, в котором инструменты чётко определены и занимают своё определённое пространство в частотном спектре. Это достигается различными способами в зависимости от материала, но метод достижения носит во многом систематический характер. То, что больше всего нужно в процессе эквализации хорошего звука или микса, легко усваивается в процессе экспериментов и внимательного прослушивания.

Основы

Теоретически, люди воспринимают волны как звук, если они находятся в диапазоне от 20-20000 циклов в секунду (Гц). В действительности, это число приближается к 35-18000 Гц с нижней границей которая скорее ощущается, чем слышится и верхней — едва слышимой. В рамках этого спектра, различные инструменты и звуки живут в разных частотных диапазонах, характерных для их типа. Ниже приведен список (приблизительных) частотных диапазонов и некоторых их качеств. Более подробную информацию по теме смотрите здесь.


Саб бас (0-60 Гц)

0-25 Гц — должны автоматически отфильтровываться, так как не содержат музыкальных событий. Слишком много энергии в этом диапазоне лишь загрязняет звук.

25-60 Гц — даёт музыке ощущение силы, но опять же, перебор даст вашему звуку неотчётливости на низах.

Бас (60-250 Гц)

60-120 Гц — место для основ баса и низов бочки.

60-250 Гц — слишком много сделает звук оглушительным, может утолщать или утончать звук.

Мучительный диапазон (120-350 Гц)

Место, которое наиболее часто нуждается в коррекции. Здесь находится часть большинства инструментов, создавая перекрытия, вызывающие неотчётливость.

Нижняя середина (250 Гц - 2 кГц)

Низкие гармоники большинства инструментов. Этот диапазон должен регулироваться на индивидуальной основе.

Если неправильно эквализировать этот диапазон, звучание может быть гнусавым или вызвать слуховое утомление.

Верхняя середина (2-8 кГц)

2-4 кГц — может маскировать распознаваемость речи, если будет слишком громким.

Слегка уменьшив инструменты на 3 кГц и слегка увеличив вокал на 3 кГц можно сделать вокал более отчётливым, не увеличивая громкость.

4-6 кГц — ясность и отчётливость. Повышение сделает звучание приближенным. Сокращение 5 кГц отдалит его.

2-8 кГц — основная разборчивость речи.

12-22 кГц — воздух. Расширьте Q 1 , чтобы дать больше воздуха.

Звуки уменьшаются в амплитуде по мере увеличения их частоты, так что возможно, в этом диапазоне потребуется понижение высоких фильтром нижних частот.


Немного внимания усилению

Уровень канала — ещё один важный аспект сведения, который применяется во время эквализации. Прежде чем каждый новый элемент будет эквализирован, необходимо, чтобы вы предварительно установили уровень фейдера, чтобы получить звук, более или менее помещающийся в ваш микс, с точки зрения амплитуды. Чтобы это сделать, просто поднимите уровень нового элемента, пока он не станет слишком громким, а затем медленно понижайте уровень, пока он не найдёт своё естественное место.

Структура усиления


С другой стороны, обращая внимание на усиление, стоит упомянуть структуру усиления. Для тех, кто не знает, структура усиления основывается на совместимости ваших уровней таким образом, чтобы избежать поднятия усиления вашего сигнала на одно деление только для того, чтобы на более позднем этапе опустить его вниз, (например, установить шину с ударными до +5 дБ и мастер -1 дБ) или чрезмерного повышения или понижения уровня в любом звене вашей сигнальной цепи.

Правильная установка структуры усиления всегда делается в аналоговом сведении, так как неправильно устанавленные уровни вызывают шум и другие проблемы. В цифровой области это тоже верно, но в меньшей, а иногда и в несущественной степени, особенно при работе в DAW, таких как Logic, который поддерживает архитектуру с плавающей точкой. Тем не менее, было бы хорошо как можно точнее следовать методу надлежащей структуры.

Для этого, просто старайтесь держать фейдеры, как можно ближе к положению ± 0, насколько возможно без перегрузки входов на каналах или плагинах. Будьте осторожны, несмотря на то, что ваши каналы обычно будут контролировать выход по умолчанию, но вероятно, некоторые параметры нужно будет изменить с целью контроля входного сигнала в любой точке цепи.

Структура усиления в отличии от перегрузки выхода канала (выход более 0 дБ), в значительной степени не принимается во внимание в DAW с плавающей точкой. В таких случаях нет риска относительно цифровых искажений на отдельных треках. Тем не менее, вы НИКОГДА не должны превышать 0 дБ на мастер-выходе, так как на выходе в таком случае фиксируется клиппинг и следующее за ним цифровое искажение.

Основные советы по эквализации

Хотя выбор отправной точки является несколько открытым для личных предпочтений, важно начать с заметного элемента грува, такого как бочка или бас и построить грув вокруг них, по одному элементу за раз. После того как грув звучит чисто, добавляйте другие элементы трека по одному, пытаясь навести порядок в частотных перекрытиях, насколько это возможно.

Независимо от того, с каким элементом вы работаете, первое, что вам нужно сделать, — добавить фильтр вырезающий низкие частоты. Чтобы найти место, где должен быть установлен фильтр верхних частот, я как правило начинаю с максимально возможной крутизной спада (48 дБ на октаву или больше) и подкручиваю, пока звук не начинает терять некоторые из его основных тональных качеств. Затем, я немного возращаюсь назад по полосе частот, пока не вернётся естественное звучание, и регулирую наклон и Q по вкусу.

Следующее, что нужно сделать, это выявить и устранить ненужные или проблемные частоты. Для этого мы сначала должны прислушаться к нашим звукам в соло-режиме на предмет резонансов или других качеств, которых не должно быть. Если таковые имеются, наиболее широко используемый метод для их эквализации (известный, как хирургическая эквализация) — установить колоколовый фильтр с очень высоким Q и очень высоким усилением и крутить частоту, пока та которую мы хотим устранить, не станет преувеличена. Следующее, что нужно сделать — перевернуть усиление, чтобы был вырез, а не повышение. Наконец, поиграться с Q, уровнями усиления и частот для точной настройки.

Иногда, я нахожу полезным начать с установки усиления таким образом, чтобы сразу вырезать частоты. Затем я кручу диапазон частот, пока ненужная мне частота не исчезнет. Я считаю, это хорошо работает, особенно когда в фильтрации нуждается широкая полоса или проблему трудно найти обычным методом. Какой бы трюк или метод вы бы не использовали — результат звучания, единственное, что имеет значение.

Наконец, нам нужно повысить наиболее важные в нашем звучании частоты. Мы делаем это во многом так же, как и описанным выше способом устранения частот — начинаем с высоким усилением, колоколовым фильтром с высоким Q и подкручиваем, пока частота которую мы хотим повысит, не будет преувеличена. Следующим шагом будет снижение усиления до более умеренного уровня и относительно широкая настройка Q, чтобы обеспечить постепенное и широкое увеличение, а затем если необходимо более точные настройки.

Как правило, в эквализации вырез производится с узким Q и сильным уменьшением усиления, а повышение с широким Q и усилением от умеренного до низкого. Это связано с тем, что люди гораздо более чувствительны к увеличению амплитуды, чем к её сокращению. Вы отметите это услышав резонанс, когда будете крутить частоту, ищя нужную, как описано выше. Звук будет явно неестественным, в то время как усиление повышено, но станет мягким и естественным, когда усиление будет понижено, даже при экстремальных настройках.

Сдвиг по фазе также проблема, которая происходит при увеличении частот. Вообще, будет хорошо сначала насколько возможно вырезать то, что вы не хотите слышать, а затем весьма скромно повысить важные области. Если вы сразу повысите только те частоты, которые хотите слышать, без предварительного вырезания, в конечном итоге вы придёте к (более или менее) такому же соотношению между частотами, и в то же время получите нежелательный фазовый сдвиг. Это может создать проблемы и сделать более трудной вырезку проблемных или ненужных частот в дальнейшем.


Классический эквалайзер Pultec

Конкретные советы по эквализации

Бочка


В данной бочке присутствовало большое количество саб-баса, который я вырезал наряду с несколькими другими частотами для того, чтобы она звучала немного более чётко и естественно. Если я захочу увеличить какую-нибудь частоту в дальнейшем, я просто добавлю ещё один эквалайзер за первым, так как я использовал все мои колоколовые фильтры для вырезки.

Снейр

Следующим, будет снейр. Опять же обрабатываю фильтром верхних частот, так высоко и круто, как возможно, а затем немного подркучиваю вниз, если звук становится слишком тонким. Затем я насколько возможно вырезаю верх фильтром нижних частот, будучи осторожным, чтобы не приглушить его. Затем я пытаюсь выявить резонансы в звучании и сократить их частоты, если они присутствуют (снейры, как известно, имееют звонкие обертоны, которые могут быть нежелательными).

После этого, я включаю снейр в соло-режиме и слушаю его с бочкой, чтобы увидеть, как они располагаются. Затем я буду пытаться увеличить частоту настройки фильтра верхних частот на снейре при использовании низов бочки для компенсации. Это делается чтобы помочь прояснить области, где снейр и бочка перекрывают друг друга и создать более чёткое разделение обоих ударных. После этого, я буду двигать колоколовый фильтр и подчищу частоты, не имеющие решающее значение для снейра (обычно в середине диапазона). Далее, я повышаю чёткость шельфовым задиранием на высоких и широким Q над точкой (и любой другой важной частотой) снейра.


Несмотря на написанное выше, этот снейр был довольно простым, для вырезки некоторых ненужных частот использовался всего лишь один колоколовый фильтр. Снейр всегда должен быть примерно на том же уровне, что и бочка.

В конечном итоге я всегда эквализирую бас на фоне солирующей бочки для тонкой настройки, учитывая то, что добавить басов можно сейчас, пока микс находится ещё в начальной стадии. Как всегда, я начну с крутого фильтра верхних частот и кручу, пока звук не станет глухим. В случае с басом, очевидно, что вырезать слишком много не нужно, я останавливаюсь в районе 25-40 Гц. Затем я возврашаюсь к соотношению дБ на октаву и регулирую Q и частоту по вкусу.

Далее я собираюсь вырезать верха фильтром нижних частот, понижая, пока некоторая звонкость баса не притупится, а затем отступить и настроить по вкусу. Если есть какие-нибудь чуждо звучащие частоты или резонансы, я сокращаю их хирургической техникой эквализации. После этого, я могу попробовать несколько вещей как сокращения, так и увеличения участков и оставить так, как будет лучше звучать.

Вот несколько советов и трюков по эквализации баса, которые можно попробовать. Частоты обобщены, но они должны быть хорошим местом для старта.

  • Используйте узкий Q на 100-120 Гц и 140-160 Гц и повысьте один из диапазонов, сократив другой.
  • Повысьте 700-900 Гц для большей ясности и атаки.
  • Уменьшите 20-80 Гц, чтобы вырезать грязь.
  • Повысьте 80-140 Гц, чтобы увеличить основные басовые тоны.
  • Повысьте 130-200 Гц, чтобы увеличить обертоны.
  • Повысьте 2.5-3 кГц для резкости.
  • Сделайте умеренное повышение на низких частотах, а затем повышение либо в половину, либо в 2 раза относительно первой частоты (например, повысьте на 50 Гц, а затем на 100 Гц или на 120 Гц, а затем на 60 Гц).


С этим басом я закончил на том, что убрал низы шельфом и вырезал в районе 200 Гц для уменьшения чрезмерных низких частот. Я поднял некоторые из высоких частот, чтобы помочь выделить некоторую артикуляцию и использовал трюк с повышением на 120 и 60 Гц, чтобы вернуть немного басовой энергии, которую я вырезал ранее.

Хай-хэт

Хай-хэт довольно легко эквализируется, так как он в значительной степени состоит из гармоник, которые могут быть решительно сокращены, чтобы уложиться в микс с сохранением характерного звучания. Опять же, фильтр верхних частот, при прослушивании остального микса. Однако, на этот раз я остановлю срез, когда услышу что низы хай-хэта находятся (более или менее) подальше от других инструментов. В зависимости от гармоник баса и снейра, предел варьирования может быть широким. Если мой бас или снейр богаты высшими гармониками, я несколько проигнорирую частоту перекрытия хай-хэта и баса и подкручу, пока всё не уложится. Если бас или снейр очень низкие, не резкие или сильно подрезаны фильтром нижних частот, я буду обращать больше внимания на частоту перекрытия и останавлюсь, когда частоты хэта и других инструментов будут подальше друг от друга.


В данном случае хай-хэту нужен только фильтр верхних и нижних частот.

Вокал

Вокал, пожалуй сложнее всего поддаётся эквализации, поскольку он как правило, наиболее выразительный, индивидуальный и зачастую мульти-дорожечный элемент трека. Таким образом, вокал наиболее открыт и нуждается в индивидуальной интерпретации. И тем не менее, как обычно, первое, что нужно сделать, это вырезать низкие на вокальном треке (-ах) до точки, пока необходимые низкие частоты не начнут теряться. Опять же, мы сразу же отступаем немного от частоты и крутизны. Затем играемся с тонкой настройкой всех параметров по вкусу.

Далее, проделываем то же самое с фильтром вырезающим высокие, пока не приглушится, настраиваем частоту, крутизну и Q, также как и с низкими частотами. После этого, я стараюсь вырезать нежелательные резонансы, которые обычно расположены в диапазоне 120-350 Гц (и в других местах, если они присутствуют). После этого, я буду вырезать по вкусу, сохраняя при этом полноту звучания. Затем я постараюсь повысить район 2-х или 3-х кГц в зависимости от того, мужской это или женский вокал, с целью повышения разборчивости.


После прогона, сделано несколько вырезов и повышений, как показано на рисунке.

Вторичные инструменты

По большому счёту, нет каких-либо жёстких правил для вторичных инструментов, таких как томы, синтезаторы и электропианино, но некоторые базовые основы, о которых говорилось выше, могут и должны быть применены. В основном, всегда начинайте с вырезающего низкие фильтра верхних частот, настройте его описанным способом, а затем сделайте то же самое с вырезающим высокие фильтром нижних частот. Вырезайте лишние или грязные частоты с решительно высоким Q. Повышайте необходимые для звукового характера с низким Q и низким усилением.

Заверщающие заметки

Вот как наш луп звучит после первого прохода эквализации.

Вы заметите, что луп сейчас куда менее гулкий, особенно на низах и инструментальная часть и уровни, всё гораздо более ясно и чётко. Вокал теперь располагается гораздо более естественно.

Если бы это был реальный проект, я бы вернулся и начал точную настройку более аккуратным нахождением основополагающих частот каждого звука и, возможно, добавил бы другие эквалайзеры в цепочку для более чёткого формирования звучания. Я бы проверил звучание инструментов друг с другом и попытался залатать возможные дыры на всех частотных конфликтах хирургической эквализацией. Я бы сделал это в том же порядке, в котором я начинал эквализацию (бочка, затем снейр, затем бас и т.д.), так как хочу подогнать несущественные звуки к основным элементам, а не наоборот (то есть всегда работать снизу вверх: сначала основа, затем орнамент).

Хоть это и хорошие общие рекомендации, вы должны помнить, что это общие рекомендации. Во многих случаях вы можете выйти за рамки, но нежелательно пробовать крайности в любом из этих случаев. Повышение на 10-15 дБ в некоторых случаях может дать вам звук, который вы хотите, поэтому, пожалуйста, не ограничивайте себя 0,5 или 1 дБ просто потому, что вам предложили консервативное увеличение. Ключ в экспериментах и практике.

В следующий раз мы немного взглянем на компрессию, на различные типы компрессии, и на то, как внедить их в наш микс.

1 Q - ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты фильтра эквалайзера.

Эквализация — тема обширная, поэтому я разбил её на несколько частей:

Что такое эквализация и для чего используется

Эквализация (англ. equalization — выравнивание) это частотная корректировка звука. То есть, принцип эквализации заключается в понижении или повышении уровня громкости определённых частот.

Какие задачи решает эквализация?

Как видишь, не важно какую ты чаще выполняешь роль в аудиопродакшне (ну там, пишешь музыку, сводишь или мастеришь) — эквализация это неотвратимая часть процесса. И, наряду с компрессией, неправильная работа с ней может загубить даже самую классную идею трека.

Типы эквализации

Прежде чем перейдём к базовым принципам эквализации, обращу внимание на то, что в зависимости от типа эквализации, могут применяться совершенно разные (вплоть до полностью противоположных) подходы в настройке эквалайзера.

Эквализация художественная

Применяется когда нужно вмешательство в тембр отдельного звука. Здесь нет никаких ограничений и правил, полная свобода творчества. Действуем лишь исходя из того, каким мы видим финальный звук. Зачастую интуитивно.

В общем-то, художественная эквализация это как раз то, чем занимаются новички, не понимая принципов эквализации и сведения. Здесь никаких рецептов и советов быть не может — лишь здравый смысл и дело вкуса

А вот эквализация, применяемая при сведении и мастеринге, — прямая противоположность эквализации художественной, и имеет определённые закономерности и рамки.

Эквализация техническая

Этот тип эквализации формирует общее звучание трека и направлен на устранение частотных конфликтов в миксе. Поэтому носит более академический характер и требует теоретических знаний и опыта.

Несложно догадаться, что дальнейший разговор пойдёт исключительно в контексте технической эквализации. Но перед погружением нужно обязательно обратить внимание ещё на 3 крайне важные детали, напрямую связанные с процессом эквализации — это эффекты слуховой маскировки, звуковой памяти и нелинейности слуха.

Эффект слуховой маскировки

В силу ряда причин (эволюционных и биологических), из двух и более звуков, одновременно звучащих в близком частотном диапазоне, человеческий слух воспринимает только тот звук, который звучит громче.

Поэтому тебе приходится кричать находящимся совсем рядом бармену или другу в клубе, поэтому в шумной компании слышно только самых громких или басовитых/писклявых, поэтому после того как мимо тебя проехала скорая на улице, твой телефонный собеседник просит повторить что ты говорил и так далее.

Микс — не исключение из этого правила: когда в одном частотном диапазоне оказывается несколько инструментов, нормально прослушивается только самый громкий.

Эффект звуковой памяти

Опять же, слуховой аппарат современного человека — инструмент очень гибкий. В целях безопасности, после даже не очень длительного воздействия громких, резких и прочих не вполне естественных для нас звуков — наши уши к ним привыкают. На фестивалях и концертах киловатты звука уже ко второму треку становятся нормой, в шумных цехах токарю не нужны беруши, неумолкающие звонки телефонов в офисе становятся обычным делом и так далее.

Эффект нелинейности слуха

Да-да, тоже заложено в нас природой:) Человеческий слух нелинеен, что экспериментальным путём подтвердили учёные Флетчер и Менсон. Возможно, тебе приходилось уже видеть их график:

Что это значит? А то, что в зависимости от уровня громкости (а также от качества контрольных мониторов, твоего возраста, физического и психического здоровья) восприятие частотного спектра может значительно отличаться. Но в любом случае, чем тише общая громкость, тем громче воспринимаются средние частоты (особенно в пределах 3-5kHz) на фоне низких и высоких частот. Поэтому будь готов к тому, что на разных громкостях, даже одинаковые сигналы будут звучать по-разному.

Пожалуй, этого материала достаточно чтобы получить базовое представление об эквализации. Дальше более предметно поговорим о работе с эквалайзером.

Прежде чем увлечься сведением сделайте следующее на вашем виртуальном или реальном пульте:

1 Поставьте все фейдеры в средние позиции (не на 0 dB, а именно в средние!)

2 Если есть инструменты, которые плохо слышны – прибавьте их громкость, а громкие сделайте тише. Хотя этого в вашей цифровой студии быть не должно (см. уровни в миксинге ниже). основная задача на том этапе сделать так, что бы все треки играли приблизительно с одинаковой громкостью.

3 Панорама может быть на этом этапе беспорядочной, только Бас, Бочку, рабочий и вокал – их оставить строго в центре!

4 Отключите всю эквализацию и посылы на эффекты

5 Просмотрите содержимое каждого трека, уберите длительные места где инструмент молчит (короткие тоже) – хороший способ избавится от шумов или других артефактов, способных довести до белого каления в поисках их источника, когда вы будете слушать все треки вместе. Иногда этакая операция чревата случайным удалением тихих и (или) коротких аудиофрагментов, – будьте внимательны.

Найдите инструментальные пары (тройки) — кто с кем играет, и кто кого дополняет и от кого зависит – и начните такой просмотр с ударных. Поиграйте с их панорамой и громкостью, ничего, если общую громкость трека придется добавлять. Слушайте два, три, четыре трека, отключив остальные.

Смотрите инструменты, потенциально способные к частотному столкновению и отметьте их в памяти, а лучше на бумаге.

Пометьте участки динамического уменьшения и роста, если таковые соответствуют драматургии задуманного.

*Признаки любительского микса:

8 Теперь снова пересмотрите микс с новой точки зрения. Он может вас либо воодушевить с мыслью, как здорово все ложится и работы с этой песней на каких-то полчаса. Но, микс может вас расстроить предвидением сложности в решении технических, или даже сугубо музыкальных проблем. Это нормальная рабочая ситуация.

До панорамирования инструментов проверьте микс на моносовместимость. Проверьте ее снова, после добавления любых эффектов.

Думайте о миксе в трех измерениях: высота, глубина и ширина. Это означает, что в песне должен быть представлен весь частотный диапазон, показана глубина звуков и инструменты расставлены в пространстве. В свою очередь, частотный диапазон зависит от знания частотного диапазона каждого инструмента и правильного выявления НУЖНЫХ ему частотных групп и скрытия ненужных. Глубина звуков достигается, прежде всего, реверберацией и задержками, во вторую очередь применением хоруса и фленджера. Чистота и ясность звука – вот цели, к которым мы стремимся. Панорамирование — незаменимый прием в их достижении.

Самые главные элементы микса.

Баланс – громкостные соотношения между участниками микса.

Частотный диапазон – грамотное представление нужных человеческому слуху частот.

Панорама – расположение инструментов в стереополе.

Глубина, объем – присутствие чувства пространства микса.

Динамика – общая огибающая громкости микса.

Оригинальность — совокупность и комбинация всех перечисленных элементов, плюс музыкальное своеобразие и присутствие впечатляющих эффектов.

Вот — все, что требуется хорошему миксу.

Уровни в миксе.

Кроме этого помните, изменение амплитуды сигнала на:

  • 3dB — увеличение мощности сигнала (НЕ громкости!) в два раза;
  • 6dB — возрастание напряжения в два раза;
  • 10dB — увеличение мощности сигнала в 10 раз, а громкости звука — в 2 раза;
  • 20dB-возрастание напряжения в 10, мощности — в 100 раз, громкости – вчетверo;
  • Если о каком-то устройстве известно, что его коэффициент передачи равен 0dB, то это значит, что выходной сигнал в точности равен входному. И ничего более!

Кто может находиться в каждом уровне.

Как вы понимаете, уровни – понятие относительное. Однако, 6 ступеней в громкости микса – количество необходимое и достаточное в его построении.

Непосредственно микширование.

В принципе, все просто, берем каждую дорожку и сопоставляем ее с другими инструментами.

Но важен порядок в этом деле:

* По другим рекомендациям ведущих аудиоинженеров, голос идет после барабанов и баса, согласно мнению других, он стоит предпоследним, перед бэк-вокалом, но я оставил его третьим, и не думаю, что это ошибка. Такое разночтение связано со стилем музыки, которую вам предстоит микшировать. Роковые, блюзовые композиции предпочтительней сводить в приведенном порядке. В танцевальных песнях к обработке вокала можно приступить после перкуссии.

  • Основные поддерживающие инструменты (клавишные или ритм-гитара)
  • Лидирующие инструменты (соло, украшения, заставки)
  • Вспомогательные звуки или инструменты (духовые тутти, эффекты и т.д)
  • Перкуссия
  • Бэк-вокалы

Начинаем балансировать микс.

Пад – подушка микса, не вижу смысла представлять.

Ритм – может быть мелодическим или ударным. В отличие от основного ритмического рисунка, этот ритм, как правило, идет в разрез с ним, пульсирует, чаще триольно или синкопировано. Исполнителями этой роли могут быть перкуссия, ритм-гитара, арпеджированные линии синтезатора. Все они вносят динамику в микс, разнообразят и оживляют песню.

Солист – это может быть певец (певица), либо солирующий инструмент.

Заполнения, пригрыши, сбивки – заполняют пространство между солирующим исполнением, противопоставляясь этой линии.

Подробнее о каждом звене микса.

Барабаны

Бас

Пады

Пад, по сути – аккордовая последовательность, сыгранная в средне- и низкочастотном диапазоне. Роль пада может выполнять и ритм-гитара, особенно записанная методом двойного трекинга. Пад – основная музыкальная тональность песни, основа для других инструментов, которые должны ладить с ним. Для аллегорического сравнения, представьте, что вы ходите босиком по пушистому персидскому ковру, а потом кто-то убирает этот ковер… приблизительно так должна звучать песня, лишенная пада.

Пад должен быть прозрачным, не грубым и, местами, не слышаться, а чувствоваться в миксе на фоне других инструментов. Пад является структурной поддержкой песни и он не должен быть назойливым и однообразным.

Для падов, записанных по методу двойного трекинга, тоже нужно немного сблизить каналы, и таким способом дать ему немного больше естественного хоруса.

Если пад записан в моно, пропустите его через стереохорус.

Если в паде у вас участвуют два разноплановых (или одноплановых) тембра (инструмента), попробуйте вместо того, чтобы раскидывать их по каналам, сместить их в центр и пропустить через хороший стереохорус.

Таким образом, пад должен быть широким, но не настолько, чтобы оставить дырку посередине панорамы. Хорус – отличный инструмент в обработке пада, но заметьте, хорус не должен самостоятельно метаться по панораме, тем более беспорядочно. Попробуйте выставить в хорусе небольшую задержку и низкую скорость модуляции и поиграйте с этими параметрами. Кстати, некоторые инструменты, как, например фортепиано не подлежат хорусированию, но если хотите получить расстроенное пианино из американского салуна – дайте ему хорус.

Прибирая в паде уровень 700-800 Hz, практически полностью убирая низа (до ~250 Hz) и используя гладкие кривые в параметрическом эквалайзере, вы можете получить необходимый прозрачный звук. С высокими частотами пада стоит обращаться осторожно, чтобы не затопить ими микс.

Теперь вы получили барабаны, бас, (голос) и пад – все это должно звучать слаженно.

Когда вы проверили пад, то вы оказываетесь в контрольной точке микширования. Именно здесь нужно сделать перерыв и попить чая. Это важное место в процессе сведения. Этот вариант миксинга нужно сохранить, потому, что когда вы пойдете далее, и будете добавлять все остальное, могут возникнуть ошибки, тогда вы будете знать, куда можно вернуться и провести ревизию ваших действий после этого.

Для рабочих станций, базирующихся на PC, стоит сделать отдельный предварительный микс, сбросив туда подготовленные треки – этим вы сэкономите мощность машины и сосредоточите внимание на добавлении других инструментов.

Добавление основных партий.

Роль эквализации при микшировании.

Что может эквализация:

Стандартные приемы в частотной настройке треков.

Последовательность действий при коррекции частот на треке.

Применение эквалайзеров для шумоподавления.

Шумы присутствуют везде, особенно на микрофонном тракте. С целью подавить ненужные низа – применяем Hi-pass фильтр, обрезая все до 60-100 Hz, исключение только при записи бас-гитары с комбика. Убираем шумы высокочастотный компонент – результат влияния на радиопомех на гитары и клавишные инструменты с помощью фильтрации верхов. Вот такой способ: при звучании инструмента (клавиш), выбираем на параграфическом эквалайзере Low-pass фильтр и тянем его от 20 kHz вниз, пока не услышим, как он затронет звук. После этого, тянем назад к верхам, останавливаемся, имея небольшой, безопасный запас от точки воздействия на звук. Это самый простой и эффективный способ.

Тот же маневр можно использовать при работе с потенциальными источниками, каковыми являются и бас-бочка, и низкокачественные датчики электрогитары, бас-гитары, да и электропиано. Как ни странно, но, поверьте — у них нет ничего полезного выше 8 kHz, там только шум. Так, что это все можно смело убирать.

Если это не помогает, используйте шумоподавители Долби или.внутренний, из Adobe Audition.

Эквалайзер как демпфер гармоник.

Обогащение звука.

  • Повышаете или вырезаете субгармоники, это делает звук более теплым или холодным
  • Повышаете или вырезаете верхние гармоники – звук становится громче или тише, не затрагивая основную динамику звука.
  • Повышаете или вырезаете высшие гармоники — звук становится более или менее ярким.

Манипуляции с гармониками редко приводят к чрезмерному выпячиванию инструмента в низах или верхах. Это происходит благодаря тому, что все эти гармоники лежат гораздо выше или ниже основного тона, даже учитывая полный диапазон, в котором играет инструмент. Конечно, если изменение частот лежит на границе основного тона, то эффект более заметен, но вне этой границы можно крутить эквалайзер на полную катушку и добиваться нужного тембра или согласования с другими инструментами. Заметьте, что в большинстве случаев, что чем уже Q, тем меньше вероятность внести явно слышимые изменения в тембре и это особенно полезно для согласования участников микса.

Другое название трудно придумать для этих характеристик микса. Хотя, по большому счету, все они родом из предыдущей темы, там мы касались отдельно взятого звука какого-либо инструмента. Однако микс состоит из многих компонентов. И каждый компонент вносит свою лепту в формирование ненужных нам и нашему слуху артефактов.

Как управлять низами.

  • установите точку полосы параграфического эквалайзера на 8 10 dB, используя узкий, полуоктавный Q .
  • пройдитесь через частоты в басовом диапазоне, пока вы не найдете частоту, где звук имеет желательное количество плотности.
  • корректируйте количество увеличения этой частоты на свой вкус, проверьте какое усиление будет делать звук грязным.
  • добавьте умеренное количество частоты равной половине найденной, а если эта частота слишком низка (ниже 40 Hz), то удвоенной частоты. (Образец: ваша частота была 120Hz, добавьте пару децибел на 60 Hz, если ваша частота была 50 Hz, добавьте немного на 100 Hz)

Цокание в миксе – это медь, высокочастотные ударные (перкуссия), но это также вокал и его ревербератор. Верхние частоты в миксе – лакмусовая бумага качественного микса. Стальные струны гитар – также вносят свою лепту в строительство верхних этажей микса. Эти верхние этажи требуют пристального внимания, т.к. там расположены частоты, которые могут быть назойливыми для наших ушей и слух быстро устает. Это особенно важно, когда вы работаете над миксом, а не слушаете его как отдыхающий человек – вы можете устать еще быстрее. Поэтому, следите за этим не только на слух, но и при помощи спектроанализатора.

Размещение по глубине микса.

Тема входит в процесс тонкой частотной корректировки.

Создание эффекта пространства в миксе.

В основе этой идеи создания пространства в миксе лежит следующий пример. Если у вас имеется инструмент, который неясно слышен в миксе по каким-то причинам, а выделение его громкостью не дают хорошего звука, то вы ищите группу инструментов, которые своим частотным диапазоном затеняют его. В этой группе вы находите частотную дырку, которую и подрезаете. В результате, громкость у всех практически не изменилась, а наш искомый инструмент становится явнее. Эквалайзер можно применить на подгруппе, а можно это сделать у каждого инструмента в отдельности (если есть парк запасных). Заметьте, применяется вычитательная эквализация. Этот трюк можно с успехом внедрять для создания места для вокала, что сегодня многие и делают.

Автоматическое выравнивание микса.

Привет Наконец приступаем к теории и практическим примерам. Ееееее!

Существует множество типов эквалайзеров, у каждого свои достоинства и недостатки, но ниже я буду использовать FabFilter Pro-Q 2 . Это – графический эквалайзер. Универсальная вещь, которая годится больше для технической эквализации.

pro-q_1.jpg


Интерфейс эквалайзера. FabFilter Pro-Q 2.
Для начала разберемся со шкалой. Внизу по горизонтали обозначена шкала частот в логарифмическом (или каком там, поправьте если что) масштабе.

По вертикали справа размечены шкалы уровня в децибелах – желтая предназначена для фильтров эквалайзера, а серая для спектроанализатора.

Теперь обозначим частотную полосу (добавим новый фильтр). Для этого нажимаем на желтой горизонтальной полоске дважды ЛКМ, и видим крупную точку. Теперь разберемся, что с ней делать дальше.

На скрине я отметил основные параметры, которые нам понадобятся для работы.


1. Спектроанализатор.
Рекомендую включить его в режим Pre+Post . В таком случае он будет показывать спектрограмму до обработки и после.


2. Добротность (Q-factor)
Википедия нам говорит:

На деле это выглядит так (забегая вперед) – добротность 0.931 :

q-0931.jpg


3. Gain (уровень подъема/спада частотной полосы)
Измеряется в децибелах, понижает или повышает уровень группы частот.


4. Frequency (частота)
Изменяет положение фильтра на шкале частот.


5. Тип фильтра и интенсивность спада/подъема
Интенсивность спада выбирается в нижнем выпадающем списке и измеряется в децибелах на октаву. Мы может изменять его в пределах от 12 dB/oct до 96 dB/oct .

slope.jpg


В списке ниже выбираем тип фильтра.

filter_type.jpg

low-high_shelf.jpg


Low/High Shelf (полочный фильтр)
Равномерно (не совсем) изменяет уровень частот слева или справа от себя.

band_pass.jpg


Band Pass
Комбинация Low и High Cut фильтров. Похож на колокол с одним отличием – срезает частоты слева и справа от себя.

tilt_shelf.jpg


Tilt Shelf
Комбинация Low и High Shelf фильтров.

***
С параметрами завершили. Кстати, большинство из них есть практически во всех эквалайзерах, и работают они так же.


Строение звука музыкального инструмента
Например, пропишу я аккорд соль-мажор на пианино, и посмотрю его спектроанализатором.

G_piano.jpg


Я взял мажорное трезвучие (большая терция – малая терция), перенес третью ступень на октаву вверх и продублировал тонику октавой выше. Таким образом, в аккорд входят: соль малой октавы, рэ первой октавы, соль первой октавы и си первой октавы .

Давайте определим их частоты по стянутой мною с просторов нэта таблице:

note-freq.jpg


Видим, что они находятся от 196 Гц до 494 Гц . Но почему тогда заполнен почти весь спектр частот?

Дело в том, что технически звучание инструмента состоит из:

1. Основной частоты ноты.
2. Низких производных частот (тех, что ниже основной частоты).
3. Высоких обертонов (тех, что выше основной частоты).

Именно обертона дают инструменту характерную, узнаваемую окраску. Теперь – немного практики.


Низко- и высокочастотная грязь
В тембре инструмента есть полезные гармоники, и вредные. Эквализация заключается в том, чтобы подчеркнуть одни, и убрать (либо понизить) другие.

Любой инструмент имеет свой характерный диапазон звучания. Например, у электрогитары полезные обертона редко уходят за 5-6 килогерц, тогда как у акустической гитары напротив, высокие частоты, вплоть до 15 килогерц, важны.

Все, что выходит за характерный диапазон инструмента, создает грязь в звучании. Их убирают срезающим фильтром эквалайзера.

Попробуем отфильтровать дорожку с гитарой.
Так она звучит без эквалайзера
Guitar_Clean.mp3
(тот же аккорд на октаву ниже). Я специально пропустил ее через усилитель для акустической гитары, чтобы были слышны высокочастотные призвуки.

Итак, создаем фильтр High Cut , и медленно двигаем его справа налево до той частоты, за которой инструмент начнет терять свой естественный звук. Я остановился на частоте 4,9 кГц – инструмент стал звучать чуть глуше, но исчезли режущие уши верха.

Создаем фильтр Low Cut и двигаем его до основной частоты первой ноты аккорда – 102 Гц.

Теперь звучит так.
Guitar_HL_Cut.mp3
Разница может быть малозаметной, тем более на бытовых колонках и наушниках, однако в миксе она важна.


Работаем с обертонами
Как я говорил, обертона бывают полезными и вредными. На самом деле, в характерном диапазоне звучания инструмента все они важны. Есть просто гармоники, которые выбиваются по громкости по сравнению с остальными. Они создают грязь.

Такие обертоны называют резонансными.

res.jpg


Внимательно слушаем, на какой частоте свист станет заметно громче относительно соседних частот. Это, возможно, и будет резонанс.

Главное – не перепутать его с основными частотами инструмента, с полезными обертонами, или излишне не понизить уровень резонансной частоты.


Понижаем уровень резонансов
Когда выбивающийся из общей картины обертон найден, мы понижаем уровень фильтра до 0 децибелл и продолжаем понижение до тех пор, пока грязь не уйдет. Обычно надобность опускать их ниже -6 дБ возникает редко.

Вот что получится.
G_Piano_Res.mp3
Теперь возьмем аккорд, взятый на гитаре, с которым мы работали выше, и уберем в нем несколько резонансов (например, один примерно на 2 кГц слышно невооруженным ухом как некий металлический призвук).

Так выглядит обработка на эквалайзере:

Guitar_-res.jpg


А так она звучит.
Guitar_res.mp3
Разница небольшая, но есть – звук чуть более глухой.

P.S. По хорошему счету, все эти обработки надо делать на студийных мониторах и студийных наушниках. От бытовых они отличаются равномерной АЧХ – т.е. все частоты они воспроизводят примерно с одинаковой громкостью.

Поскольку все эти блага стоят дорого, приходится какое-то время работать с бытовыми колонками и наушниками. И тут надо знать как минимум 4 вещи:

1. На маленьких колонках и динамиках (например, от телефона) вы ничего нормально не услышите. Отсутствие басов и выпирающая верхняя середина нормально мониторить звук не дадут. Поэтому если и берете бытовые колонки для этого, берите большие.
2. Все бытовые наушники звучат по-разному. Поэтому, если берете их, обязательно слушайте, на каких звук не мутный. Где хорошо слышны бас с верхами, при этом чтобы они уж слишком не выпирали. Лучше слышать хоть как-то, чем вообще никак.
3. Обязательно слушайте микс на разных устройствах.
4. Если вам кажется, что баса маловато, или верхов недостаточно, это может быть не так. Это может казаться из-за заниженных басов и задранных верхов на бытовой акустике. Поэтому в таком случае лучше посмотреть на спектр по приборам.


Основные частоты
Обычно, чтобы дать инструменту объем, тело, сделать его звучание жирнее, поднимают его основные частоты. Искать их можно так же, как резонансы, а можно использовать меньшую добротность и меньший подъем уровня полосы – кому как нравится.

Пианино (Galaxy Vienna Grand) чистая | обработанная
Малый барабан чистый | обработанный


Еще немного о частотных диапазонах
Частотный спектр условно делится на 4 части – бас, нижняя середина, верхняя середина и верх. Четкой границы между ними нет, каждый звукоинженер о них имеет свои представления.

Бас. Все до 120-200 Гц . В нем находятся основные частоты низких инструментов (бас, бочка, низкие том-томы и т.п.).

Верхняя середина. 2-3 кГц – 6-10 кГц . Отвечают за разборчивость и читаемость. В ней лежат важные частоты человеческой речи.

Верха. От 6-10 кГц . Тут находится высокочастотная перкуссия, тарелки, хай-хет. Также этот диапазон отвечает за прозрачность звучания (на западе его называют Brilliance).

Есть еще пара условных диапазонов, о которых стоит знать.

Саб-бас. Часть басового диапазона, идущая до 40-60 Гц . Если у вас нет нормального мониторинга саб-баса, лучше сюда не лезть.

Присутствие (Presence). Обычно находится в районе 4-6 кГц. Ее поднятие как-бы приближает инструмент к слушателю.


Эпилог
В общем, суть технической эквализации – убрать грязь с дорожек и решить частотные конфликты между разными инструментами в миксе. О частотных конфликтах я, возможно, еще расскажу.

Кто не знал – пробуйте, применяйте )

Только хочу учесть еще одну важную вещь. Многие хорошие библиотеки семплов уже как надо отэквализированы, и обработка им нужна минимальная. Так что если что-то звучит хорошо и так, пусть звучит себе дальше. Разве что лишний низ подрезать можно.

Читайте также: