Как сделать экскурсию по географии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Чтобы составить маршрут, для начала надо определиться с тремя главными вещами и отталкиваться уже от них (В скобках буду приводить пример).

1) Выбрать районы которые интересны (Алтай, Саяны, Камчатка)

2) Ответить на вопрос: "Сколько у меня есть дней, с учетом дороги ?" (14 дней с дорогой)

3) Бюджет (30 тысяч рублей)

Бюджет нас уже ограничивает по районам и средствам передвижения. Соответственно "Камчатка" не подходит как район, самолет не подходит как средство передвижения.

Далее, смотрим до куда ближе доехать, чтобы сэкономить время на переездах. Остается например Алтай и 10 ходовых дней пути.

Что я хочу посмотреть ? - Хочу увидеть красивые озера (минимум 2), готов нести рюкзак не больше 25 кг. Максимально в день готов проходить 10 км.

Итого: (10 дней - 2 дня непогоды или отдыха)* 10-15 км = 80-100 км

Зная расстояние и количество дней, начинаем строить маршрут. Зная малый километраж который проходит человек, делаем вывод что лучше делать упор на радиалки. В идеале искать или линейный маршрут или полностью радиальный. Я сторонник Линейных или Кольцевых маршрутов, но кольцевой скорее всего потребует больше километров проходить с рюкзаком и без радиалок.

1. ГЕОГРАФИЯ и искусство проведения экскурсий

4. Действительно, экскурсия - это:

1) способ познания
действительности,
деятельность, направленная на
исследование объекта в его
естественных условиях;
2) путешествие;
3) коммуникация;
4) педагогический процесс,
обучение и воспитание;
5) рекреация отдых;
6) создание образа места.

7. Для нас – географов, важно помнить, что

Во время ведения
экскурсии
на географической базе
объединяются знания
- экологии,
- экономики,
- истории,
- археологии,
- топонимики,
- геральдики,
- этнографии,
- Искусствознания.
• Обзорная экскурсия
дает общее
представление о
городе включает в 1520 разноплановых
объектов.
• Тематическая
экскурсия может
быть построена на
показе и детальном
изучении 5-7
объектов.

8. Экскурсия:

• представляет собой наглядный процесс
познания окружающего мира,
• построенный на заранее подобранных
объектах,
• показ объектов происходит под
руководством экскурсовода,
• процесс восприятия подчинен задаче
раскрытия определенной темы,
Экскурсия:
• экскурсовод передает группе видение
объекта, оценку события, ему
небезразлично, что увидит экскурсант,
как поймет и воспримет
услышанное/увиденное.
• экскурсовод подводит группу к
необходимым выводам и оценкам,
добиваясь тем самым нужной
эффективности мероприятия.
Борис Васильевич Емельянов.

9. Экскурсовод – ключевая фигура экскурсии. Он воздействует на экскурсантов с помощью объектов, помогая им:


УВИДЕТЬ ОБЪЕКТЫ,
НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ
РАСКРЫВАЕТСЯ ТЕМА
(ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПРИЯТИЕ);
УСЛЫШАТЬ ОБ ЭТИХ
ОБЪЕКТАХ НЕОБХОДИМУЮ
ИНФОРМАЦИЮ
(ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ);
ОЦЕНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ,
ВЫРАБОТАТЬ ВЗГЛЯД НА
СОБЫТИЕ/ОБЪЕКТ;
ОВЛАДЕТЬ
НАВЫКАМИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА.

10. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЕ СПОСОБНОСТИ :

• - конструктивные (умение отобрать обработать, оформить экскурсионный
материал, умело и доступно донести до слушателей, (логика) умение
дифференцированно подходить к экскурсионному обслуживанию
(знание психологии)
• - организаторские (умение сочетать мастерство экскурсовода с
руководством группой)
• - коммуникативные (взаимопонимание между всеми участниками
мероприятия. Творческий процесс. Умелая подача образов, мыслей)
• - аналитические. (Способность к самоанализу, восприятию критики)
• - воображение (способность представить объект, событие, явление,
удерживая его в сознании, новые образы – на неожиданных сочетаниях и
связях)
• - убежденность (уверенность экскурсовода в истинности сообщаемых
знаний, направленность и стремление убедить экскурсантов в
правильности своих взглядов. Убежденность подтверждается силой
чувств, переживаний, устойчивостью и быстротой смены эмоций, выдает
темперамент экскурсовода).

11. Типы экскурсантов в зависимости от их отношения к экскурсии:

• Конструктивный: интересуются темой экскурсии, союзники и помощники
экскурсовода.
• Сверхактивный тип: хотели посетить и активно в ней поучаствовать. Однако
из-за каких-то обстоятельств пришли с испорченным настроением
• Соглашательский тип: пришли без особого желания, не ждут ничего
интересного, могут включиться и стать союзниками.
• Безразличный тип: не заинтересованы, уверены, что экскурсия им не нужна
• Конфликтный тип: настроены против содержания экскурсии, не нравится
экскурсовод, объекты показа и пр. Противопоставляют себя экскурсоводу и
др.
важно, чтобы экскурсия не была
перегружена потоком ненужной
информации, чтобы способ подачи
материала не был утомительным

12. Процесс создания новой экскурсии проходит следующие этапы:

1)
2)
3)
4)
5)
выбор темы экскурсии
отбор объектов показа
изучение источников
создание маршрута
подготовка экскурсоводов
Требования к новой теме:
актуальность, многоплановость,
связь с современностью.

13. Разработаем пешеходную экскурсию по ПГНИУ: 1) определим объекты показа 2) создадим логические переходы

14. 3) обсудим приемы показа и рассказа (для активизации внимания экскурсантов!) 4) oпределим тайминг

16. Требования любому виду текстов :

полное раскрытие темы
краткость изложения
достоверность фактического
материала
информативность
высокий уровень
литературного языка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __________________________________________________________________
Продолжительность (ч.) ___________________________________________________________
Протяженность (км) ______________________________________________________________
Автор-разработчик _______________________________________________________________
автор, коллектив авторов, предприятие
Содержание экскурсии ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Маршрут экскурсии, ______________________________________________________________
в т. ч. варианты маршрута (летний, зимний) __________________________________________
Участки (этапы)
перемещения по
маршруту от места
сбора экскурсантов до
последнего пункта на
конкретном участке
маршрута
1
Места остановок
Объект
показа
Продолжительность осмотра
Основное
содержание
информации
Указания по
организации*
Методические
указания**
2
3
4
5
6
7




1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области "Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича"


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной проблемы очевидна, так как наша работа должна показать, что в нашем селе имеются культурно – исторические объекты, о которых мало кто знает, но хотелось бы, чтобы о них узнали как можно больше жителей нашего села, района и гостей.

Цель маршрута : разработать экскурсионный маршрут по объектам историко-культурного наследия села Александровка

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) собрать информацию о каждом объекте, опросить жителей села для более достоверной информации.

2) обработать собранную информацию, сделать описание объектов

3) составить маршрут из исследуемых объектов

4) создать презентацию по разработанному маршруту (фотографии, текст)

Гипотеза: Мы предполагаем, что в нашем селе и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны многим людям.

Объект исследования: село Александровка и его окрестности.

Предмет исследования: достопримечательности села Александровка .

Методы исследования: опрос старожилов села; изучение документов, хранящихся в районном музее и архиве; сбор и анализ материалов

1. Содержание проекта маршрута.

1.1. Что такое туристско-экскурсионный маршрут?

Туристско-экскурсионный маршрут – это проложенный на местности путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, рассчитанный на учащихся и взрослых ценителей природы и истории. Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране природно-культурных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов

В основу нашего маршрута положена существующая дорожно-тропиночная сеть. Она не представляет опасности и сложности для прохождения.

Доступность информации об объектах достигается путем рассказа экскурсовода.

1.2. Паспорт туристско-экскурсионного маршрута

Маршрутная тропа – с.Александровка: мост через р.Молочай при въезде в село – ул.Советская – Храм им.св. бессребренников Космы и Дамиана – ул.Рощепкина (бюст Героя Советского Союза Рощепкина В. Д.; Дом культуры) – ул.Эстрадная (Физкультурно-оздоровительный комплекс Олимп) – ул.Мичурина (Парк Победы, Александровская школа, Центр развития) – пл.им. В.И. Ленина– ул.Спортивная (стадион Полёт).

Протяжённость маршрута- 2 км.

Время прохождение маршрута – 2 часа.

Способ передвижения по маршруту -пеший

Движение – начинаем экскурсию от моста через р.Молочай при въезде в село, поворачиваем на ул.Советская в северном направлении в сторону старой части улицы, затем к Храму Космы и Дамиана, потом поднимаемся по ул.Рощепкина -к памятнику Героя Советского Союза Рощепкина В. Д. и Дому культуры; далее перемещаемся к Физкультурно-оздоровительному комплексу Олимп на улицу Эстрадная; затем через Парк Победы выходим на ул.Мичурина к школе; затем движемся в сторону площади им. Ленина В.И., и уже оттуда до конечной точки маршрута – на ул.Спортивная стадион Полёт.

Назначение маршрута – формирование исторической культуры школьников, проведения экскурсионной работы, исследовательской деятельности.

Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, научно-исследовательская работа.

Маршрут сезонный: весна, лето, осень.

2. Описание объектов маршрута

2.1. Улица Советская - первая улица села. История возникновения села Александровка

В Государственном архиве Оренбургской области есть точная дата основания Александровки – 1847-й год. В интернете нам удалось найти книги со списками населенных мест Оренбургской губернии за 1866 г,1891 г, 1900г. и историко-статистическое описание, представленное в Оренбургскую епархию в 1896 году, священником Александровской церкви Александром Поляковым.

Первое упоминание о селе, согласно спискам населенных мест Оренбургской губернии, изданных центральным статистическим комитетом внутренних дел, было в 1866 году. В них говорилось: село Александровское на речке Молочай относится к Оренбургской Губернии, Оренбургского уезда, стан 1, Дмитриевской волости. В селе -108 дворов, число жителей мужского пола -374, женского пола -405, есть церковь православная -1.

1900 год, село Александровское на реке Молочай: 210 дворов, население -1536 чел., 1 деревянная церковь, 1деревянная школа, есть базар по средам, 5 водяных мукомольных мельниц, принадлежат обществу. Относилось село к Дмитриевской волости.

Но постепенно село расстраивалось, и к 1935 году оно состояло уже из четырех улиц: Советской, северная часть которой именовалась Оторвановкой, а южная – Конецкой, Ялги (это ул.Пушкина), Ближних Солонцов ( ул.Ленина) и Дальних Солонцов (ул.Фрунзе). и переулка Мельничного.

Из воспоминаний старожилов села Сотниковой В.И. и Черномырдина А.И., в те годы (да и сейчас) проживающих в переулке Мельничном:

«Не многие знают, что когда-то в п. Мельничном был кондитерский цех, в котором пекли пряники, делали разноцветный слоеный мармелад, конфеты-петушки, морсы. Кондитерами работали Волкова Евдокия и Евсеева (Шаврина) Светлана Семеновна. Директором райпищекомбината был Пяткин Илья Петрович. Так же в п. Мельничном была водяная мельница, откуда и пошло название переулка. При мельнице был дом мельника, в котором жил он сам со своей семьей, а так же могли оставаться люди, привозившие муку на помол. Старых фотографий мельницы не сохранилось, но сохранились рисунки жителя Александровки В.И Аносова.

На данный период в селе насчитывалось чуть больше трехсот деревянных, саманных и каменных домов, в большинстве своем под соломенными крышами. В домах репрессированных братьев Мельновых, Голикова, Пичугина, Кашкарова, Ситнова и других разместились РК ВКП(б),

милиция аптека Сбербанк нарсуд

райисполком, милиция, народный суд, почта и другие организации. Все эти административные здания находились на улице Советской. Летом того же 1935 года началось строительство Райисполкома из материала разобранных кулацких домов и церквей ближайших сел. Строительством руководил прораб-самоучка Прокофьев Антон Сергеевич. К осени 1936 года аппарат райисполкома вселился в новое здание. Впоследствии, в нем был детский сад, а теперь – жилые квартиры.

2.2 Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана.

В исторических документах нет точной даты открытия церкви, но как указывается в клировой ведомости архивного фонда, приход открыт был в 1857 году. Здание было маленькое и деревянное, без колокольни, с единственным престолом во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Для этого выбрали самое высокое место в центре села, а здание расположили крестом, в память о Распятии. Украсили церковь колокольней.

По просьбе жителей села Александровка, здание, построенное на месте церкви, в 1995 году было передано Оренбургской епархии для совершения богослужений, но еще предстояло многое сделать, чтобы из бывшего клуба возродить православный храм. Вначале оборудовали для служб одно крыло здания.

2.3. Памятник Героя Советского Союза Рощепкина В. Д.

Поворачиваем налево к небольшому скверу к памятнику Герою Советского Союза Рощепкину Василию Дмитриевичу.

Первоначально бюст был установлен на родине В.Д. Рощепкина в пос. Рощепкино Александровского района. В 1967 году по инициативе секретаря парткома местного колхоза А.П. Проскурина, при поддержке художника- земляка Чуприна Н.Г. бюст был изготовлен в Оренбургском Доме художника и установлен на двухметровом кирпичном пьедестале около клуба. В 1983 году по просьбе родной сестры В.Д. Рощепкина, Натальи Дмитриевны Зайшловой, бюст был перевезён и установлен в районном центре с. Александровка.

А в наши дни памятник выглядит так, как представлено на третьем фото.

2.4. Дом культуры.

здание Дома культуры до 80-х годов

Здание РДК было построено в 1981-1982 гг., до 2013 г. капитальный ремонт в нём не проводился.

Капитальный ремонт осуществлялся с июня 2013 г. по август 2014 г. За это время была заменена и укреплена кровля, утеплены и оштукатурены наружные стены, укреплены фундамент и несущие конструкции объекта, а также установлены новые системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации, коммуникации, электропроводка, отремонтированы помещения внутри здания.

2.5. Физкультурно-оздоровительный комплекс Олимп.

В Александровке 2009 года не было своего спортивного комплекса. И его открытие 19 декабря 2009г. стало настоящим новогодним подарком жителям села.

Комплекс современный и вместительный. Тут большой и светлый зал, имеются трибуны, раздевалки и душевые, помещения для тренировок. Сейчас здесь проходят тренировки и соревнования по мини-футболу, волейболу, вольной борьбе, пауэрлифтингу, гиревому спорту и прочее.

В июле 2019 года открыли площадку для скейтбордистов со специальными фигурами. Тут же выделен участок для занятий воркаутом со спортивными тренажерами. Между ФОКом и спортивной площадкой построена современная хоккейная коробка, торжественное открытие которой состоялось в декабре 2017 года.

2.6. Парк Победы, аллея Героев, Обелиск воинам – землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1970 году в Александровке состоялось открытие обелиска землякам, павшим в период войны. Расположен он в центре села в небольшом сквере по улице Мичурина рядом со школой.

Ровно 50 лет простоял этот обелиск в сквере. В 2020 году он был демонтирован, а на его месте расположился новый монумент.

Теперь же представлен тремя зонами: мемориальная, детская игровая площадка и зона любви. Вторая раскинулась спортивно-развлекательным городком, а третья представлена так называемым Деревом любви, где молодожены оставляют на память замочки.

9 мая 2017 года в парке Победы торжественно прошло открытие фонтана.

2.7. Александровская средняя общеобразовательная школа имени

Рощепкина В,Д,

В 1960 году школа переселилась в новое двухэтажное здание, которое затем в 1970 году расширилось еще одной двухэтажной пристройкой. Долгое время они находились в неудовлетворительном состоянии и требовали капитального ремонта.

Долгожданный ремонт был начат в 2016 году, но был затянут на долгие четыре года. И вот, 1 сентября 2020 года Александровская школа встретила своих учеников и учителей в обновленном виде.

Далее двигаемся на север в сторону площади имени В.И. Ленина.

2.8. Площадь им. Ленина В.И.

Весной 1971 года в с. Александровка состоялось открытие памятника В.И.Ленину. Расположен он в уютном скверике административного центра села на площади, которая носит имя В.И.Ленина. Полутораметровая фигура Владимира Ильича, отлитая из бронзы, возвышается на двухметровом постаменте, который изготовлен из кирпича и облицован плиткой. По обе стороны памятника расположены кашпо для цветов. Со стороны площади к памятнику ведут ступени. Бронзовая скульптура обращена на восток и хорошо видна с ул. Рощепкина и торговой площади райцентра.

В конце семидесятых, в начале восьмидесятых годов, после сноса старых строений, площадь расширилась и была покрыта асфальтом. Были построены современные здания.

Сегодня к площади прилегают почти все основные административные здания районного центра: районной администрации, финансового отдела и отдела образования администрации района, пенсионного фонда и районного суда, здание районного узла федеральной почтовой связи и электросвязи, сбербанка и налоговой инспекции, здание начальной школы.

Площадь является местом проведения торжественных мероприятий и народных гуляний. Здесь устраиваются детские праздники, проводятся митинги, торжественные школьные линейки. В новогодние праздники на площади возводится ледяной городок с горками, катком, фигурками Деда Мороза и Снегурочки, проводится открытие новогодней ёлки с красивым фейерверком. Площадь является излюбленным местом для массовых игр детей и прогулок молодёжи.

Памятник В.И. Ленину, воздвигнутый в начале семидесятых годов, послужил поводом для создания центральной площади села- площади имени Ленина. И название площади время не меняет. Александровцы с уважением относятся к истории своей страны.

Открытие стадиона было приурочено к проведению в нашем районе финала областных летних игр "Золотой колос Оренбуржья". В них приняли участие свыше 1000 атлетов из 35 районов. На открытии присутствовали первые лица области, члены Правительства Оренбуржья, главы городов и районов. Наш район вошёл в пятёрку лучших в области по итогам летней "олимпиады". Это было очень масштабное и запоминающееся событие.

3. Выводы по работе.

1. Итак, мы собрали и изучили комплексный фактический материал, отражающий историческое и культурное прошлое и настоящее села.

2. Восстановили хронологическую последовательность появления и преобразования некоторых объектов и описание достопримечательностей села.

3. Разработали экскурсионный маршрут и проект сценария экскурсии по маршруту.

4. Разработали правила поведения на туристическом маршруте.

5. Чтобы привлечь туристов, разработали экскурсионные рекламные буклеты.

Мы верим, что наш экскурсионный маршрут будет пользоваться популярностью среди учащихся школы, жителей села и района. Таким образом, мы, учащиеся, никогда не забудем свою Малую родину и свои знания о ней передадим нашим детям, внукам и правнукам. Уверены, что наше родное село будет существовать еще ни один век.

В процессе изучения достопримечательностей своего села мы определили интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое Александровки. Нам удалось найти записки краеведов, архивные документы и фотографии, воспоминания старожилов села. А самое главное разработать маршрут, по которому можно проводить экскурсии породному селу. Каждый может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи поставленные нами в начале исследовательской работы выполнены. Цель достигнута, гипотеза – подтверждена.

Что бы хотелось ещё сделать?

Продолжить работу с архивами.

Выявить оставшиеся исторические, культурные и природные памятники села.

Заняться разработкой экскурсионного маршрута по Александровскому району.

Исследовать памятники истории и культуры Александровского района.

Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость для жителей села Александровка и его гостей. Надеемся, что наша работа будет востребована и когда-нибудь состоится первая экскурсия по нашему туристическому маршруту.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Туристический маршрут. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Туристический маршрут Выполнил: ученик 5 класса Куратов Андрей Руководитель проекта: учитель географии Главинская Е.А.

План работы над проектом. 1. Постановка целей и задач проекта. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Постановка проблемы и её обоснование. 4. Определение методов решения задачи. 4. Разработка маршрута. 5. Сбор информации. 6. Подготовка презентации. 7. Презентация проекта.

Карстовые провалы Ичалковский бор – уникальный ботанико- геологический памятник природы на правом берегу р.Пьяны у с.Ичалки в Перевозском районе Нижегородской области. Коренной массив, на котором расположен бор, в нижней части сложен гипсовыми породами, перекрытыми известняками. Карстообразование связано с близостью к поверхности растворимых горных пород, которое наблюдается на площади 300-350 гектаров. Провалы в виде мелких и крупных воронок глубиной до 25-30 м – гроты, пещеры, рвы, скалы. На дне некоторых пещер имеются небольшие озерки с чистой и очень холодной водой. Эти необычные для нашей местности образования овеяны легендами, местные жители дали им свои названия. Самая крупная воронка(200 х 180 м, глубина 25 м) – Кулева яма – по преданию в неё сбрасывали в кулях тела тех, кого не хоронили на кладбищах. В а в Холодной пещере на дне камеры даже в июле сохраняется лёд толщиной до 10-15 см.

Ичалковский бор Нижегородской области – Южный Урал (Челябинск) От Ичалковского бора Нижегородской области наш маршрут повернет на восток – к Южному Уралу. На нашем пути мы остановимся и посетим уникальный Ильменский заповедник, а затем вновь продолжим путь до Челябинска.

Читайте также: