Как сделать экологический прогноз 3 класс окружающий мир

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 17.09.2024

2 Урок рассчитан на учащихся 3 класса Он должен сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе. Расширяет знания учащихся о водных ресурсах страны Аннотация

3 Показать значение воды в нашей жизни Убедить в необходимости охраны водоемов и их обитателей Развивать умение аргументировать, обобщать свои высказывания Воспитывать бережное отношение к природе Цели и задачи:

4 Актуализация знаний - Закройте глаза и представьте себе то, что я произнесу… Вода. - Откройте глаза и поделитесь со мной увиденными образами. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке ?

5 Природоведческий диктант Почему прибрежная мелководная часть морей наиболее богата живыми организмами. там больше света там больше тепла там больше кислорода Это самое древнее, самое глубокое озеро в нем находится 1/3 часть мирового запаса и 4/5 частей запасов пресной воды нашей страны. Селигер Байкал Таймыр В какое море впадает река Кубань? Черное Каспийское Азовское Эта рыба рождается в реке, всю свою жизнь проводит в океане, а размножаться возвращается в родную реку, преодолевая тысячи километров опасного пути. горбуша кета лосось Это самый крупный грызун в нашей стране. Известный строитель. Его хатки, плотины, каналы являются произведением искусства. Жестоко истреблялся людьми за ценный мех. Охраняется законом. бобр ондатра выдра Что такое экология? это наука о растениях это наука о животных это наука об охране окружающей среды

7 Жила-была река Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрач­ной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в горо­де. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить парохо­ды и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город. Шли годы, люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: "Какая чистая, красивая речка!" Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя", - думала она. Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся… Экологическая сказка

8 Памятка Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло. Нельзя оставлять мусор на берегу водоема. Нельзя вырубать лес на берегу реки. Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.

10 Экологическое прогнозирование Сделайте экологический прогноз. В реке выловили всех раков. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали игру; кто больше найдет и выбросит на берег озера двустворчатых моллюсков. На берегу реки стали вырубать лес. Чтобы сохранить урожай от вредителей, люди провели усиленную обработку полей ядохимикатами. В реке выловили всех щук. С промышленных предприятий в реку попало много ядовитых веществ. Потерпело аварию судно, перевозящее нефть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель урока: Формирование экологических навыков у младших школьников.

Задачи урока:

Учить применять знания о природе в новой ситуации;

Развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;

Воспитывать экологическую культуру школьника, толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Тип урока: формирование совершенствования знаний.

Методы: наглядный, проблемный, словесный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения;

1. Организационный момент.

3. Повторение изученного материала.

4. Рассказ учителя.

5. Экологические задачи.

6. Отгадайте слово.

7. Проверь себя.

10.Итог урока.

11. Домашнее задание.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели.

2. Психологический настрой учащихся

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Откройте тетради и запишите число: 20 марта

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Сейчас у нас интегрированный урок окружающего мира и математики.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики …

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.

- Будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей

- Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.

4. Устный счет. Слайд № 5

- Какое слово получилось? (Экология)

- Как вы понимаете значение этого слова?

5. Повторение изученного материала Слайд № 6

- Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой).

Экология – это наука о нашем общем доме.

- Какие признаки жизни вы знаете? (Всё живое размножается, дышит, питается, развивается).

6. Рассказ учителя Слайд № 7, 8

«Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в больших городах он загрязнён. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомобили. Как сберечь чистоту воздуха?

7. Экологические задачи.

Задача №1. Слайд № 9, 10

На 10 человек в сутки требуется 170 килограмм чистого воздуха.

Сколько килограммов воздуха потребуется на 1 человека?(170 :10=17 килограмм чистого воздуха)

Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на вашу семью?

( 17·3=51 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 3 человек;

17· 4=68 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 4 человек;

17· 5=85 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 5 человек).

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – 70 тонн. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? (В 2раза больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный).

-Какие деревья лучше сажать в городе? ( Лиственные деревья).

8. Отгадайте слово Слайд № 11

Конечно, прогнозы погоды вы слышали не раз. Но бывают еще и ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ. Это тоже предсказания Учёные – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то и или иное вмешательство человека в природу.

Экологи могут предсказать, например, что будет, если:

В речку, озеро попадут ядовитые отходы завода, фабрики;

Произойдёт авария судна, перевозящего нефть;

Будут уничтожены хищные звери и птицы…

Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.

Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом – огромное значение науки экологии в нашей жизни.

11. Работа в парах Слайд №13

Первое задание: Выбери те правила, которые НЕ подходят к вашей зоне отдыха.

Второе задание: Выбери номер запрещающего знака, который можно поставить в зоне вашего отдыха.

1. Убирать за собой мусор

2. Ловить птенчиков и детенышей зверей

3. Подкармливать птиц

4. Ловить лягушек, бабочек, стрекоз

5. Разрушать муравейники

6. Озеленять улицы

7. Делать кормушки, скворечники

8. Выбрасывать мусор в речку, озеро, пруд

9. Рубить деревья

10. Ловить птиц и сажать их в клетку

Проверка Слайд № 14

2,4,5,9,10 – Лесная зона Знаки 1, 2, 4, 6

4,9 - Парк 1, 2, 4, 6

2,4,5, 9, 10 - Гора Качканар 1, 2, 4, 6

1,8 – Озеро 3, 5

12. Итог урока:

Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди выполняют главную задачу – сохранят нашу планету Земля для потомков.

- А вы, какие выводы сделали для себя? ( На Земле возможна жизнь, благодаря воздуху, воде, почве; сохранять эти богатства в чистоте можно, б-

ережно относясь к воздуху, воде, почве.)

- Ребята приготовили стихотворение о нашем общем доме Слайд №15

- Подходите и ставите знак у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

- А я довольна всеми. Но особенно меня порадовал… Выставление мотивированных оценок.

Домашнее задание:

1. Дай свои экологические прогнозы для следующих случаев:

В одной стране фермеры решили уничтожить хищных зверей;

На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

2.Составить свой экологический прогноз

У нас на Земном шаре 20000 видов рыб, 1000000 насекомых, 2000 видов земноводных, 6000 видов пресмыкающихся, 4000 видов зверей, 8600 видов птиц.

Предсказание будущего развития окружающей среды на данной территории в изменяющихся природных и техногенных условиях.

Словарь по географии . 2015 .

Смотреть что такое "экологический прогноз" в других словарях:

Экологический мониторинг — (мониторинг окружающей среды) это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.[1] Обычно на территории уже имеется … Википедия

ПРОГНОЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ — (от греч. prognosis предвидение, предсказание), научная разработка представлений о природных географических системах будущего, об их коренных свойствах и разнообразных переменных состояниях, в том числе обусловленных преднамеренными или… … Экологический словарь

Экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря — 1. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря (далее государственный мониторинг), являющийся составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) … Официальная терминология

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них… … Официальная терминология

Государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря — в РФ система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценка и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных… … Финансовый словарь

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. М.о.с. включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха система наблюдений… … Большой юридический словарь

горно-экологический мониторинг — 3.7 горно экологический мониторинг: Система постоянных и (или) непрерывных наблюдений, анализ и прогноз современного геодинамического состояния геологической среды, оценка негативного влияния горных работ на окружающую среду и безопасность при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря — 1) составная часть единой государственной системы экологического мониторинга РФ; 2) (для целей Федерального закона О внутренних морских водах, территориальных водах и прилежащей зоне Российской Федерации ) система регулярных наблюдений за… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Дегерменджи, Андрей Георгиевич — Эта статья требует оформления и доводки. В этой статье необходимо: Улучшить стиль написания статьи Оформить структуру (разделы) статьи Проставить и заполнить карточки и элементы страницы Аккуратно разместить и подписать изображения Викифицировать … Википедия

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — научное предвидение вероятного состояния экосистем или биомов, а также окружающей среды, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека. Важным моментом экологического прогнозирования должно быть составление кадастров… … Экологический словарь


Цель: составление и изучение правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Изучение правил экологической безопасности в повседневной жизни

Образовательные: формировать у учащихся понятие об экологической безопасности, дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, привлечь внимание к экологическим проблемам.

Развивающие: развивать умение работать в группе, в команде, создавать атмосферу сотрудничества, развивать коммуникативные навыки, формировать культуру общения;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

Регулятивные УУД:

- способность к организации деятельности (самоконтроль);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД:

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Планируемые результаты

Знать: правила экологической безопасности в повседневной жизни, устройство бытового фильтра.

Уметь: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты; на здоровье и безопасность человека; пользоваться бытовым фильтром для очистки воды.

Основные понятия

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

4.Первичное усвоение новых знаний.

6.Первичная проверка понимания.

7. Закрепление изученного материала.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

Проверка готовности рабочего места.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Прошу за работу тихонько садиться.

Меня зовут Жанна Николаевна.

Я проведу урок окружающего мира.

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

Личностные: Самоопределение

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

-Как вы думаете, почему?

Правильно, в современном мире происходит загрязнение окружающей среды.

Учёные - экологи думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.

Как называется наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой?

- Кто такие экологи?

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название.

Как она называется? (Экологическая безопасность)

Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.

Серьезные проблемы сегодня мы будем решать:

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическая безопасность – это важно или нет?”.

- Как вы думаете, ребята, экологическая безопасность – это актуальная проблема?

- Верно. Ведь даже президент РФ объявил 2017 год – Годом Экологии.

- Сегодня нам предстоит ответить на три очень важных вопроса для всех людей. Как защититься человеку от…….

Как защититься от загрязнённого воздуха?

Как защититься от загрязнённой воды?

Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли юных экологов.

Формулировка темы урока детьми.

Организация постановки цели урока детьми.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, мусор).

- Куда попадают вредные вещества? (в воздух, воду, почву)

- Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?

Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Эта цепь называется цепью загрязнения.

-Можно ли при этом оставаться здоровым?

- Как же обезопасить себя?

Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности.

Участвуют в работе по изучению нового материала.

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.

- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.

- Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку.

- Если ты не ломаешь веток, то прыгни.

- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.

- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой.

- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.

Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь природу.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6.Первичная проверка понимания.

- Как вы думаете, город Волгодонск является экологически чистым?

- Какие предприятия могут наносить вред окружающей среде?

- Ребята, что мы можем сделать для спасения природы?

Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши.

Охота на редких животных.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Выброс дыма заводами.

Выброс газов автомобилями.

Уход за комнатными растениями.

Личностные УУД:

- формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

7.Закрепление изученного материала.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

- Вы будете составлять правила экологической безопасности, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе. Дети читают по 1 правилу.

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

Четвертая группа (экологическая служба) познакомит нас с устройством бытового фильтра для очистки воды.

-Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет писать, и кто представлять составленные правила. На это даю вам полминутки.

Время пошло. Стоп.

Командиры подойдите ко мне, вы будете исполнять роль руководителя экологической группы. (Надеть шапочки)

А теперь послушайте инструкцию по работе:

У вас на столах учебники. Каждый берёт учебник, открывает по закладке. Находите текст, соответствующий вашему вопросу. Читаете. Далее обсуждаете и составляете правила экологической безопасности. На работу вам 5 минут. Затем 1 ученик от каждой группы представляет правила экологической безопасности по своей теме.

Вам понятно, что делать? Приступайте, время пошло.

(Учитель контролирует работу групп и время)

Итак, пожалуйста, первая группа.

Ребята, у вас есть вопросы в первой группе.

Ребята, вы все отлично справились с работой.

Поднимите руки, кому понятны все эти правила.

- Их сложно соблюдать?

- А для чего же надо соблюдать человеку правила экологической безопасности?

Молодцы, правильно, чтобы не навредить своему здоровью, чтобы быть здоровыми и сохранить нашу планету от экологической катастрофы.

Читайте также: