Как сделать эхо на электрогитаре

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Практически любой гитарист, достаточно серьезно относящийся к исполнительскому мастерству, мечтает стать "узнаваемым" гитаристом, то есть тем музыкантом, которого можно легко узнать на слух по его игре. Важную роль в выполнении этой задачи играет уникальная манера игры, но не последнее место занимает и индивидуальный, неповторимый звук. В этой ситуации на передний план выходят различные электронные устройства обработки сигнала, которые могут кардинально изменить звучание электрогитары.

Н а самом деле, несмотря на сотни различных моделей, имеющихся на рынке, самих эффектов изобретено не так уж много, и большей части гитаристов они прекрасно известны. Однако гораздо меньше тех музыкантов, которые понимают принцип действия каждого прибора, реализующего тот или иной эффект, и могут выстраивать свой собственный звук сознательно, а не путем перебора различных сочетаний эффектов. Поэтому тем музыкантам, кто еще не очень хорошо знаком с работой тех или иных примочек, мы попытаемся раскрыть секреты этой кухни.

Overdrive, Distortion. Начнем, пожалуй, с самых известных из всех существующих эффектов - овердрайва и дисторшна. Вообще - то названий у подобных примочек довольно много - fuzz, heavy - metal, tube screamer и т.д., но все они выполняют одну и ту же функцию - искажение звука путем ограничения сигнала по амплитуде. Тем не менее, всю группу этих примочек можно условно разделить на две подгруппы - дисторшн, который дает более жесткое звучание, и "мягкий" овердрайв. В дальнейшем мы будем называть все примочки данного типа общим названием "дисторшн", если при этом нет специальных оговорок.

Сегодня, по - видимому, все гитаристы используют данный эффект. Это позволяет долго "держать" звук и создать мощное звучание. Кроме того, использование этого эффекта позволяет преодолеть плохую технику музыканта и играть быстрые пассажи, которые без дисторшна звучали бы довольно неряшливо. Следует отметить, что при включенном эффекте нежелательно играть аккордами; звук становится очень "грязным" - это общий недостаток всех подобных устройств.

Ограничение сигнала по амплитуде может реализовываться многими схемотехническими решениями, рассмотрение которых не входит в задачи данной статьи. Возникающее за счет ограничения сигнала большое количество гармоник и придает звуку характерный оттенок.

Полученный в результате ограничения звук гитары зависит не только от конкретной схемы педали, но и от частотной обработки входного и выходного сигналов. За счет добавления большого количества гармоник, звук становится очень высоким, резким и неприятным. Поэтому, как правило, после ограничивающего каскада устанавливаются фильтры, выполняющие частотную коррекцию полученного сигнала. Тем не менее, возможно дополнительное применение частотнокорректирующих устройств, например графического эквалайзера.

Дисторшн обычно ставят в самое начало линии эффектов, но после компрессора, так как длительный сустейн последнего обеспечивает более продолжительное ограничение сигнала.

Compressor - Sustainer. Следующий эффект, который мы рассмотрим, не менее популярен, чем дисторшн; это - компрессор - сустейнер. По названию можно догадаться, что делает это устройство - компрессирует сигнал, то есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В результате на выходе компрессора - сустейнера формируется сигнал с практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала последний легче обрабатывается другими устройствами.

Следует отметить разницу между компрессором - сустейнером и компрессором - лимитером. Если первый является, по - существу, обычным автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.

Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате компрессирования повышается сустейн и получается более плотный звук, столь необходимый для стоящего далее дисторшна. Нет большого смысла ставить что - либо перед компрессором, так как большинство эффектов делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной, компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект.

Chorus. Данный эффект делает звук гитары объемным, прозрачным и наполненным. Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с дисторшном. Сам эффект получается периодическим изменением времени задержки сигнала, которое составляет примерно 20 - 30 миллисекунд, причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими возможностями, гибкостью и сервисными функциями.

В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект "стереохорус", где звук после обработки разносится по панораме.

Flanger, Phaser. Оба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится объемным, "летящим", "воздушным". Ощущение полета при этом создается периодическим изменением амплитудно - частотных характеристик сигнала.

Об открытии эффекта "флэнжер" ходят разные легенды. Одна из них гласит, что эффект открыл совершенно случайно в 1958 году известный звукорежиссер и продюсер Ph.Spector. При попытке "удвоить" голос, воспроизводя запись одновременно с двух магнитофонов, и получился этот необычный звук (так как идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась по времени друг относительно друга). В современных примочках эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1 - 10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно меняется.

Фэйзер, являющийся частным случаем флэнжера, осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы с флэнжером, эффект, производимый фэйзером, заметно отличается на слух.

Флэнжер, фэйзер, а также описанный выше хорус - родственные эффекты, и имеет смысл использовать только какой - нибудь один из них. В цепи эффектов они ставятся после дисторшна, но до дилэя и ревербератора.

Wah - Wah, или иначе "тембровое вибрато", еще один из наиболее распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур. С помощью этой педали имеется возможность регулировать частоту подъема амплитудно - частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Иначе говоря, нажимая и отпуская педаль, вы перемещаете "горб" АЧХ в ту или иную сторону. Существуют также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором. Устройство выпускается как в виде отдельной педали, так и совмещенной с каким - нибудь другим эффектом.

Octaver. Данное устройство позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое использование октавера, он выпускается с 60 - х годов и до сегодняшнего дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и др.) включают его в свою батарею эффектов.

Tremolo. Это еще один из вариантов вибрато - амплитудное вибрато. Когда - то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.

Наиболее известное музыкальное произведение, где используется тремоло - это композиция "Money" группы "Pink Floyd" (альбом "Dark Side Of The Moon", 1973).

Equalizer. Эквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают двух типов - графические и параметрические; помимо студийных приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.

Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться - от трех до 31 (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7 - полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для бас - гитары значения несколько другие). В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно - частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов (из - за этого такие эквалайзеры и называются "графическими").

Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять ширину полосы (например отечественная педаль "Лель ЭП"), тогда такие эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных педалях число регулируемых полос равно трем.

Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор - это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для более "тонкой" работы - ослабить или поднять какую - то конкретную частоту, например частоту фона или частоту "темных" нот, встречающихся на грифе гитары (о "темных" нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить "пик" на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно - частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Noise Gate. И на сцене, и в студии электрогитара производит довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются последним и практически незаметны на слух. Нойс гейт, или иначе шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени нарастания и затухания сигнала.

Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до дилэя и ревербератора, так как последние помогают замаскировать шум, который может появиться при переключениях шумоподавителя.

Reverberator, Delay. Реверберацией называется послезвучание, которое наблюдается в помещениях после того, как действие источника звука прекратилось. Послезвучание возникает в результате многократных отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если же источник продолжает излучать звуковые колебания, то звуковая картина в помещении представляет собой совокупность прямого звука и многократных отражений. Устройство, имитирующее реверберацию, называется ревербератором. Оно позволяет имитировать акустические характеристики того или иного помещения и благодаря этому получать более естественное, объемное звучание. Впервые искусственную реверберацию стали применять такие известные музыканты, как Chet Atkins и Les Paul.

Современный студийный ревербератор способен выполнять много различных функций - от воспроизведения эффекта объемного звучания до создания необычных тембров и спецэффектов, однако ревербераторы, выполненные в виде педалей, естественно, проще в плане возможностей.

Эффект "дилэй" ("задержка") является, по сути, эхо - эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. Дилэй является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры.

И дилэй, и ревербератор обычно ставят в самый конец цепи эффектов. Однако, ревербератор в гитарной практике почти никто не использует - он относится к устройствам общей обработки звука, которыми управляет звукооператор с микшерного пульта.

Volume Pedal. Педаль громкости - это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука. Дело в том, что при использовании нескольких примочек громкость при разных комбинациях включенных эффектов может меняться, и здесь педаль громкости может прийти на помощь. Кроме того, используя эту педаль, можно формировать "мягкую" атаку, делать быстрое и в то же время плавное затухание звука и тому подобные вещи. Поэтому даже во многих гитарных процессорах и синтезаторах предусмотрен разъем для подключения такой педали. Существуют также модели, совмещающие в себе педаль громкости и еще какой - либо эффект (fuzz, wah - wah и т.д.).

Теперь, после краткого описания педалей (в гитарных процессорах эффекты аналогичны), перейдем к конкретным схемам их соединения между собой. Все то, что написано ниже, носит чисто рекомендательный характер, и не следует принимать эти советы как нечто единственно правильное и непреложное. В данной ситуации можно говорить лишь об общих правилах соединения, а конкретная цепь эффектов будет зависеть от вашей выдумки, слуха и индивидуальности. Свой собственный звук - вот ваша главная задача. Ниже мы рассмотрим цепочку, состоящую из всех эффектов, но надо понимать, что ни один здравомыслящий человек не станет использовать такую линию: конкретную конфигурацию диктует стиль музыки.

Итак, на рис.1 представлена цепочка, состоящая практически из всех эффектов. Если вы внимательно на него посмотрели, то наверняка заметили отсутствие на рисунке эквалайзера. Дело в том, что это устройство настолько универсально, что его можно установить практически в любом месте цепи, где требуется подкорректировать амплитудно - частотную характеристику. Использовать эквалайзер необходимо достаточно аккуратно, так как пики сигнала на определенных частотах могут перегрузить некоторые эффекты группы временной задержки (хорус, флэнжер, фэйзер).

Один из вариантов использования графического эквалайзера представлен на рис.2. В данной ситуации потребуется два эквалайзера (или один, но стереофонический). В такой конфигурации, регулируя частоты на входе и выходе дисторшна, можно добиться хорошего, плотного звучания, уменьшив уровень "жужжащих" частот.

Для работы в коллективах, играющих в любых направлениях, связанных с рок - музыкой, можно посоветовать универсальную линию эффектов, изображенную на рис.3. Используя эту схему, можно играть как аккомпанемент, так и сольные партии, причем параметрический эквалайзер возмещает отсутствие шумоподавителя - одну из его полос можно использовать для фильтрации 50 - герцового фона, возникающего при работе дисторшна, а остальные полосы - для коррекции частот.

На рис.4 показана еще одна конфигурация цепи (точно такой же пользуется Jimmy Page). Ее особенностью является применение стерео - хоруса и, соответственно, дальнейшее расщепление сигнала на две ветви. Дилэй, установленный в одной из них, помогает подчеркнуть панорамный эффект, возникающий при работе хоруса. Недостаток данной линии заключается в необходимости наличия двух комбоусилителей, что не каждый музыкант может себе позволить.

Для исполнения "живой" поп - музыки в общем, и фанк - музыки в частности, подойдет схема, представленная на рис.5. Ориентированна эта цепь на игру аккомпанемента; при наличии же сольных партий после компрессора можно добавить дисторшн. Компрессор, регулятор атаки которого установлен на максимум, позволяет играть одиночные "пиццикатные" ноты, которые в этой ситуации будут очень хорошо звучать. Фэйзер используется при "чесовой" игре аккордами, придавая звучанию определенный оттенок.

В заключение хочется сказать, что чтобы вы не делали, главным всегда должно оставаться творчество и ощущение свободы от каких бы то ни было правил. Это касается и составления собственной линии эффектов. Единственный путь открыть "свое" звучание - эксперимент, а не копирование определенных шаблонов. И последнее - эффекты должны украшать игру; нет более неприятного звука, чем звук переобработанной электрогитары.

Гитарными примочками в среде музыкантов принято называть педали эффектов. И хотя слово "эффекты" литературно более грамотно, но традиция есть традиция. Таких эффектов множество и они позволяют не только преобразить звучание Вашей гитары либо бас-гитары до неузнаваемости, но и, главным образом, помочь внести необходимые акценты в композицию, а также добавить аранжировке выразительности.

Принцип "одна педаль эффекта значит один эффект" уже давно перестал быть актуальным из-за появления на рынке множества различных гитарных процессоров. Гитарный процессор по сути своей включает определённый набор эффектов, которыми вы можете пользоваться по своему усмотрению. Тем не менее многие музыканты по-прежнему отдают предпочтение цепочкам из гитарных эффектов (педалбордам). Это связано с большей гибкостью и возможностью более тонко подобрать комплект, который соответствует конкретным требованиям. Несмотря на всю дороговизну такого метода, большинство гитаристов по-прежнему старательно подбирают эффект за эффектом. В наши дни примочки создаются не только для электрогитары, но также имеются примочки для бас-гитары , для акустической гитары, для скрипки, а также вокальные примочки. При этом никто не запрещает применять один тип примочки по отношению к совершенно иному инструменту.

КАК ВЫГЛЯДИТ ГИТАРНАЯ ПРИМОЧКА?

Гитарная примочка представляет собой небольшую коробочку с входом и выходом для гитарного кабеля, а также ряд ручек настройки эффекта и кнопку включения и выключения, которая переключается нажатием ногой. Отсюда альтернативное название гитарных эффектов - педали эффектов.

Гитарная примочка представляет собой небольшую коробочку с входом и выходом для гитарного кабеля, а также ряд ручек настройки эффекта и кнопку включения и выключения, которая переключается нажатием ногой. Отсюда альтернативное название гитарных эффектов - педали эффектов.

Сегодня примочками пользуются практически все гитаристы. Руки гитариста постоянно заняты, поэтому переключение эффекта возможно лишь ногой при напольном расположении устройства. О регулировке эффекта ногами речь не идёт, имеется в виду лишь включение и выключение того либо иного эффекта во время игры.

Теперь непосредственно перейдём к ознакомлению с основными типами данного гитарного аксессуара.

ГИТАРНЫЕ ПРИМОЧКИ С ЭФФЕКТОМ ПЕРЕГРУЗА (OVERDRIVE, DISTORTION, FUZZ)

Вероятно именно с этим типом эффектов связаны представления большинства слушателей о электрогитаре. Родился этот эффект совершенно случайно, когда одну из первых электроакустических гитар подключили к усилителю с повреждённым динамиком, что внезапно вызвало фурор у публики. В результате было решено повторить это звучание путём перегрузки звукового сигнала. По сути происходит ограничение звуковой волны по амплитуде.

Собственно говоря, в дословном переводе Overdrive и означает перегрузку. Это один из самых узнаваемых эффектов и именно он заставил электрогитару петь таким образом, что уже многие десятилетия подростки по всему миру в восторге от этого инструмента. Сегодня Overdrive -педали звучат уже немного старомодно, винтажно и лучше всего подойдут для исполнения в таких стилях, как Pop-Rock, Blues, Jazz-Rock, Fusion. Тем не менее и в более тяжёлых стилях находится место для гитарного Overdrive -эффекта.

Distortion переводится, как искажение. Этот эффект получился в результате пропускания гитарного сигнала через двойную перегрузку. То есть по сути дисторшн (distortion) явлеятся двойным overdrive . Благодаря этому, звучание становится ещё более протяжным и певучим при исполнении мелодических партий, а при высекании аккордов - резким и мощным. Применяется этот эффект повсеместно и во всех стилях. Никакия метал-музыка не может обойтись без использования педалей distortion в принципе.

Если же и этого Вам мало, то частный случай distortion -педалей - эффект Hi-Gain . По сути это верх того, что может достичь distortion -эффект не теряя свой разборчивости и певучести. Подключив гитару к такой примочке вы ощутите, как гитара реагирует даже на малейшие касания струн на грифе. Чувствительность инструмента в данном случае максимальна и стоит быть очень осторожным с применением этого эффекта на практике. Превратить общее звучание группы в дико-неразборчивую кашу и получить обратный желаемому эффект невероятно легко, используя Hi-Gain педаль.

Фузз (Fuzz) - это самый резкий и неразборчивый вариант эффекта перегрузки. Он появился при попытках получить перегруженный звук на первых транзисторных гитарных усилителях. Fuzz-перегрузка достаточно жёсткая и по звучанию близкая к Distortion и Hi-Gain . Вместе с тем такой эффект в отличие от упомянутых характериуется потерей исходного тембра сигнала, а также придаёт звучанию ярко выраженный "органно-кларнетный" окрас звучания. Этот эффект специфичен и используется достаточно редко в наши дни. Возможно, самым известным музыкантом, который активно использовал при исполнении своих композиций на электрогитаре педаль fuzz -эффекта, является Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) .

ГИТАРНЫЕ ПЕДАЛИ ЧАСТОТНОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СИГНАЛА (EQUALIZER, COMPRESSOR)

Эквалайзер (Equalizer) зачастую выделяется среди остальных примочек обилием ручек регулировки. Такая гитарная примочка позволяет избирательно корректировать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала в зависимости от частоты. То есть при помощи эквалайзера можно подчеркнуть определённые частоты либо наоборот заглушить те частоты, которые через чур выбиваются из общей картины звучания. Особенно полезна данная примочка будет при использовании в цепи эффектов.

Компрессор (Compressor) , как следует из названия, компрессирует звук инструмента, делая меньше разницу между самым тихим и самым громким звуком. Очень удобная педаль, которая позволяет сделать ваш инструмент более сочным и читаемым в миксе, а также скрыть некоторые недостатки звукоизвлечения. К сожалению, избыток данного эффекта сводит на нет динамику игры, за счёт чего исполняемая партия становится безжизненной и изрядно теряет свою выразительность, равно как и эмоциональность.

Самые распространенные эффекты, которые используются в электронной танцевальной музыке (и не только) – это реверберация и эхо эффект (дилэй). В этой статье пойдет речь именно об эхо эффекте.

Эхо – это физическое явление, возникающее вследствие отражения исходного звука от предметов. Наш слуховой аппарат воспринимает звук, отраженный от предметов и таким образом мы слышим несколько искажённую копию исходного сигнала.

Эхо эффект – это эмуляция эхо с помощью специальных приборов пространственной обработки. Такие приборы называют дилэем (delay – задержка).

Как сделать эхо эффект

Как я уже сказал, для эмуляции эхо необходимо использовать специальный прибор – дилэй.

Давайте рассмотрим процесс создания эхо эффекта с помощью:

— VST плагина от компании Waves SuperTap 2.

Вы можете использовать любой другой плагин.

Основные параметры приборов одинаковы. Они могут отличаться какими-то дополнительными настройками.

Fruity Delay Bank – это плагин формата fruity, имеющий 8 банков для создания различных комбинаций эхо эффектов.

Перенесу этот сэмпл в Playlist и направлю на первый канал микшера.

эхо эффект

эхо эффект

Повешу на канал Send 1 плагин Fruity Delay Bank и настрою его таким образом:

Time stereo offset – 31,4 ms left;

Feedback stereo separation – 0;

эхо эффект

эхо эффект

Я сделал именно такие настройки, чтобы вы могли более явно услышать эффект. Однако, при работе над треком может возникнуть необходимость в более коротких задержках и эффект станет не таким выраженным.

Наложу немного реверберации для более приятного звучания.

Повешу в разрыв Insert 1 плагин Fruity Reverb и настрою его.

эхо эффект

Выберу пресет Cathedral и установлю регулятор Reverb в положение 15%.

эхо эффект

Теперь попытаюсь воссоздать тот же эффект используя плагин от компании Waves – SuperTap 2. Таким образом, я хочу в очередной раз подчеркнуть простую истину. Не важно, какой плагин вы используете главное, чтобы вам было удобно им пользоваться, и он создавал нужный эффект.

SuperTap 2 – это дилэй, включающий в себя возможность настройки параметров 2 задержек и обратной связи. Есть аналогичный плагин SuperTap 6 с возможностью использования 6 задержек. Однако его использование в данном случае нецелесообразно.

Повешу плагин SuperTap 2 на канал Send 2 и замьютирую канал Send 1.

эхо эффект

Настрою SuperTap 2 следующим образом:

Sync – Auto (синхронизация с проектом);

Direct On/Off – Off (сухой сигнал);

Rotate Tap 1: -45;

Rotate Tap 2: 45;

Feedback Gain: 60;

Feedback Rotate: 0:

Feedback Delay: 8.

эхо эффект

Как видим первый и второй варианты очень похожи.

Это доказывает, что все плагины имеют очень схожий алгоритм работы.

Удачи в творчестве!

Не забывайте оставлять свои комментарии.

Если понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавьте свой комментарий. Отменить ответ

Комментарии: 1

Рубрики

Подписывайся на новые статьи

Онлайн курс

Электронная музыка
с нуля до PRO



Подробнее

Онлайн курс

Создание EDM в FL Studio



Подробнее

Нашли ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

© Создание электронной музыки, 2011 - 2022. Все права защищены.

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться нашим сайтом.

Вы можете узнать больше о том, какие файлы cookie мы используем, или отключить их в настройках .

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы мы могли предоставить вам лучшие результаты вашего запроса. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас, когда вы возвращаетесь на наш веб-сайт, и помогает нашей команде понять, какие разделы веб-сайта вы находите наиболее интересными и полезными.

Мы используем файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Мы передаем информацию о ваших действиях на сайте партнерам Google: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Наши партнеры могут комбинировать эти сведения с предоставленной вами информацией, а также данными, которые они получили при использовании вами их сервисов.

Строго необходимые файлы cookie должны быть включены постоянно, чтобы мы могли сохранить ваши предпочтения в настройках файлов cookie.

Если вы отключите эти файлы cookie, мы не сможем сохранить ваши настройки. Это означает, что каждый раз, когда вы посещаете этот веб-сайт, вам нужно будет снова включать или отключать файлы cookie.

Очень часто нам задают вопросы о гитарных педалях, о их выборе и каким образом их можно собрать в цепь, какие педали нужны. Давайте разберемся по порядку.

Для начала, давайте рассмотрим разные типы эффектов и их функции.

  • Тюнеры. Гитарные тюнеры в виде педали, в большинстве своем имеют функцию Mute, заглушающую сигнал и позволяющую настроить гитару на концерте, репетиции, не мешая другим музыкантам и слушателям. Одним из таких устройств является KORG PICHBLACK POLY PB-03.

Гитарный тюнер в виде педали KORGPICHBLACKPOLYPB-03

Гитарный тюнер в виде педали KORGPICHBLACKPOLYPB-03

  • Педали громкости. Созданы для плавной регулировки громкости инструмента, или всей цепи в реальном времени. Пример: DUNLOP GCB80.

Педаль громкости DINLOPGCB80

Педаль громкости DINLOPGCB80

Педаль Noise gate BOSS NS-2

Педаль Noise gate BOSS NS-2

Компрессор или лимитер для динамической обработки. Эти педали уменьшают динамический диапазон, то есть разницу между самой громкой и самой тихой частями сигнала. Грубо говоря, компрессор делает сигнал более ровным, увеличивая громкость тихих нот, и уменьшая – громких. Дополнительно с помощью компрессора можно поднять общую громкость сигнала. Очень часто компрессор используют в качестве сустейнера для поддержки затухающего сигнала на одном уровне, тем самым увеличивая время звучания ноты. Разница между компрессором и лимитером заключается в том, что лимитер компрессирует громкие ноты, а компрессор наоборот вытягивает тихие. Пример:
BEHRINGER CL9 .

Компрессор ROCKTRON REACTION COMPRESSOR

Компрессор/лимитер BEHRINGER CL9

Педаль-квакушка DUNLOP GCB-95F

Педаль-квакушка DUNLOP GCB-95F

Дисторшн/Овердрайв/Фузз. Это эффекты искажения и перегруза, самые любимые всеми педали, дающие тот самый агрессивный, роковый звук. Подобных педалей на рынке, пожалуй, самый большой выбор. Выбирая их, следует учитывать с каким усилителем вы будете играть, какой характер перегруза нужен и для чего вообще нужна эта педаль. Также у некоторых моделей на борту имеются встроенные Noise gate (шумодавы) и спикер симы – выход эмулирующий звук снятого микрофоном кабинета, используется для игры напрямую в линию. Что подойдет для вас, решать вам и для этого конечно придется попробовать послушать несколько разных вариантов. Пример:
TC ELECTRONIC Dark Matter.


BLACK STAR HT-BOOST

YERASOV SCS BB-10

  • Преампы. Гитарные предусилители. Предназначены для предусиления гитарного сигнала, перед подачей его на оконечный усилитель. Могут быть одно и многоканальными: чистый, кранч, перегруженный; со встроенными спикосимами, дибоксами. Пример: YERASOV FETTUBE BRITISH CITRUS BC-5.
  • Эффекты модуляции. К ним относятся все педали с эффектами хорус, флэнджер, тремоло, файзеры и другие.
  • Хорус. Эффект хора, звучания двух гитар одновременно. Напоминает звучание двенадцатиструнной гитары. Эффект достигается путем наложения на звук гитары его же копии сдвинутой во времени. Пример: EHX NANO NEO CLONE.


  • Флэнджер. Дает летящий звук, очень близок к хорусу, но отличается от него большим временем задержки и наличием обратной связи. Пример: STAGG BX-FLANGER.

STAGG BX-FLANGER

STAGG BX-FLANGER

  • Файзер. Эффект, очень похожий на флэнжер, создается путем фильтрации звукового сигнала с созданием максимумов и минимумов в его спектре. Положение этих максимумов и минимумов варьируется, что создает специфический крутящийся эффект. Пример: BOSS PH-3.

BOSS PH-3

  • Тремоло. Эффект, представляющий собой амплитудное вибрато, реализующее периодическое изменение уровня громкости. Пример: BOSS TR-2.

BOSS TR-2

  • Октавер, питч-шифтер. Эффект для изменения высоты основной ноты, добавления дополнительных ноты к основной. Пример: Digitech the Drop

Digitech the Drop

Digitech the Drop

  • Эквалайзер. Педаль для корректировки частотных характеристик вашего сигнала в широком диапазоне. Пример: BEHRINGER EQ700 Graphic Equalizer.
  • Дилэй. Эффект задержки, повторяющий сыгранные ноты с заданной частотой и длительностью. Пример: BOSS DD-500.


  • Реверберация. Пространственный эффект отражения, имитирующий звучание в пустом помещении добавляющий объема вашему звуку. Пример: TC Electronics Hall Of Fame Toneprint.


  • Симуляторы кабинета, дибоксы. Приборы, эмулирующие звук, снятый с гитарного кабинета микрофоном. Используются для игры в линию или для записи, как правило имеют встроенный дибокс. Дибокс – это устройство для преобразования небалансного сигнала с высоким сопротивлением (гитара, бас) в балансный (с низким сопротивлением) для последующей подачи его на микрофонный вход микшера. Дибокс помогает предотвратить помехи, искажения и потерю сигнала при передаче его на большие расстояния с помощью мультикоров, длинных кабелей. Пример: Behringer GI100 Ultra G.

Behringer GI100 Ultra G

Behringer GI100 Ultra G

  • ABSwitch, коммутаторы, блендеры, лайн селекторы и другие. Различные приборы для создания разветвленных цепей и коммутации оборудования. Пример: BOSS AB-2.

BOSS AB-2

Цепи эффектов

Мы рассмотрели виды основных гитарных эффектов. Теперь необходимо понять, как собрать их в одну цепь и заставить работать. Сразу стоит сказать, что способов это сделать, великое множество и не существует каких-либо рамок. Все ограничивается только вашей фантазией и поставленными задачами. Сейчас мы рассмотрим, несколько самых простых и распространенных вариантов.

Сборка цепи эффектов

Сбор цепи эффектов

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – Input усилителя.

Один из самых простых и распространенных способов. Сигнал с гитары поступает на шумодав, который убирает все шумы и наводки датчиков инструмента, после чего компрессор выравнивает сигнал перед подачей его на педаль wah-wah. Здесь можно поставить октавер, питч шифтер и другие. Далее идет перегруз, звук которого вам больше по вкусу. После эквалайзером корректируем частотные характеристики и отправляем на обработку эффектам модуляции хорус/флэнжер/файзер. После чего сигнал обрабатывается при помощи дилея и ревера для придания большего объема звуку и приходит на вход преампа усилителя на его чистый канал.

Если у вашего усилителя есть петля для подключения эффектов, можно попробовать следующий вариант.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – input усилителя, effect send – хорус – дилей – ревер – effect return.
  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп – хорус – дилей – ревер – effect return.

В данном варианте, мы используем напольный преамп вместо преампа гитарного усилителя. Сигнал с гитары через шумодав, проходит на компрессор, далее wah-wah и приходит на преамп, после предусиления обрабатывается хорусом, дилеем, ревером и через effect return поступает на оконечник гитарного усилителя.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп или перегруз со спикосимом – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – микшер/звуковая карта.

Данный вариант позволит вам обойтись вообще без гитарного усилителя, например, для домашней записи или на случай если на репетиции или концерте усилитель вышел из строя.

Сигнал с гитары проходит через шумодав, компрессор, wah-wah, на перегруз со встроенным спикосимом, например, рассмотренный выше BEHRINGER CL9, с выхода педали mixer-сигнал приходит на эквалайзер, на котором вы корректируете частотные характеристики по своему вкусу, далее хорус, дилей, ревер и после – вход звуковой карты или вход микшера.

Можно ли чередовать эффекты?

Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности. Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания. Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.

Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.

Несколько слов о главном

Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания. Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте. Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.

Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.

Читайте также: