Как сделать эффект заморозки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Сразу откроем карты: горячая или тёплая вода замерзает быстрее, чем прохладная или холодная. Этот парадокс называют эффектом Мпембы. О том, почему он срабатывает вопреки логике и какой температуры должна быть вода, чтобы она быстрее превратилась в лёд, читайте в нашей статье.

Эффект Мпембы

Эта история началась более полувека назад, но не получила развязки и по сей день. А всё потому, что, как бы ни старались тысячи пытливых умов со всей планеты, им никак не удаётся найти единственно верное решение загадки Мпембы.

В 1963 году неприметный африканский ученик по имени Эрасто Мпемба (Erasto Mpemba) подметил одну странность: тёплая смесь для мороженого застывает быстрее, чем охлаждённая.

Наблюдение казалось настолько неправдоподобным, что учителю физики оставалось лишь посмеяться над открытием незадачливого экспериментатора. Однако Эрасто был уверен в своей правоте и не побоялся снова стать посмешищем: чуть позже он поднял скользкий вопрос перед Денисом Осборном (Denis Osborne), профессором Университета Дар-эс-Салам, Танзания. Учёный не стал бросаться поспешными выводами и решил изучить проблему. После чего в 1969 году журнал Physics Education опубликовал материал, описывающий парадокс Мпембы.

В общем, вопрос стар как мир, но это лишь подогревает интерес к разгадке. На протяжении нескольких последних десятилетий выдвигалось немало теорий, объясняющих эффект Мпембы. Наиболее вероятные из них были озвучены в 2013 году на торжественном мероприятии, проведённом Королевским химическим обществом Великобритании. Профессиональная ассоциация изучила 22 000 (!) мнений и выделила среди них лишь одно, принадлежащее Николе Бреговичу (Nikola Bregović).

Хорватский химик указал на важность процессов конвекции и переохлаждения жидкости при её замерзании.

  • Холодная вода начинает замерзать сверху, замедляя тем самым процессы теплового излучения и конвекции, а значит, и убыли тепла, тогда как горячая вода начинает замерзать снизу.
  • Переохлаждённая жидкость — жидкость, имеющая температуру ниже температуры кристаллизации при данном давлении. Переохлаждённая жидкость получается из обычной путём охлаждения при отсутствии центров кристаллизации.

Всемирное признание и чек на 1 000 фунтов стали хорошим вознаграждением. К слову, победителя приветствовали Эрасто Мпемба и Денис Осборн.

Какой должна быть температура воды перед заморозкой

На этот вопрос однозначного ответа всё же нет. Королевское химическое общество хоть и определилось, но не прекратило споры окончательно. До сих пор выдвигаются новые гипотезы и звучат опровержения.

Хотя есть небольшая зацепка: научно-популярный журнал New Scientist провёл исследования и пришёл к выводу, что наилучшие условия для повторения эффекта Мпембы — две ёмкости воды с температурой 35 и 5 °C.

Таким образом, если до вечеринки осталось совсем немного времени, залейте в формочки для льда воду, температура которой сравнима с комнатной температурой жарким летом. Колодезную или прохладную водопроводную воду лучше не использовать.

Замораживающий инструмент - Проект для After Effects

Проект легко настраивается, имеет несколько элементов управления для коррекции цвета. Просто управлять анимацией, изменить длину сосулек. Сосульки генерируются автоматически и есть тысячи разных вариаций. Легко интегрировать эффект в существующий проект. Звуковой эффект замораживания включён. Автоматически адаптируется к продолжительности анимации.

Характеристики:
- Версия After Effects CS6 - CC 2018
- Разрешение: изменяемое
- Видеоурок включён

Demo Preview:


Пишем слово FrozE, используя шрифт Cinzel OT1. Первая и последняя буква должны быть заглавными.


Активируем Move Tool (V) (Перемещение), выбираем слой с текстом и фоновый, затем на верхней панели жмем на кнопки Align Horizontal Center (Выравнивание центров по горизонтали) и Align Vertical Center (Выравнивание центров по вертикали).




Выбираем только текстовый слой, активируем Type Tool (T) (Текст), на верхней панели жмем на кнопку Create Warped Text (Создать деформированный текст) и настраиваем параметры, как показано ниже.



В этом разделе мы добавим шероховатые края на тексте, чтобы создать эффект льда.




Выделяем оба слоя, кликаем по ним правой кнопкой мышки и выбираем Convert to Smart Object (Преобразовать в смарт-объект). Теперь эти два объекта стали одним целым и дальше мы будем работать с объединенный слоем.



  • W (Ширина): 99.50%
  • H (Высота): 99.50%
  • Maintain aspect ratio (Сохранить пропорции): вкл.

Жмем Enter, чтобы применить трансформацию.


Эти же манипуляции повторяем со всеми копиями слоя по очереди, каждый раз уменьшая масштаб на 0,5% больше.

Это связано с тем, что текст имеет мелкие детали, а 3D-эффект должен быть плавным и аккуратным.


  • Froze B: 99.50%
  • Froze B: 99.00%
  • Froze B: 98.50%
  • Froze B: 98.00%
  • Froze B: 97.50%
  • Froze B: 97.00%
  • Froze B: 96.50%
  • Froze B: 96.00%


Выше мы создали основу, для которой будем применять стили.



Далее мы создадим градиентную заливку, которая добавит сказочный эффект льда. Снова открываем стили слоя и применяем Gradient Overlay (Наложение градиента) со следующими настройками.

  • Blend Mode (Режим наложения): Soft Light (Мягкий свет)
  • Opacity (Непрозрачность): 100%
  • Reverse (Инверсия): выкл.
  • Style (Стиль): Linear (Линейный)
  • Align with Layer (Выровнять по слою): вкл.
  • Angle (Угол): 90º
  • Scale (Масштаб): 100%

Жмем по кнопке выбора градиента и настраиваем его цвета.

Совет: чтобы добавить новый цвет на градиенте, нужно кликнуть под градиентной полосой. Если выбрать любую из контрольных точек, то можно настроить ее цвет и позицию.

Замораживая движение, важно обратить внимание еще на несколько нюансов.

Настройка выдержки

Светочувствительность (ISO)

Если же на фотокамере не предусмотрено авто ISO, нужно выбрать подходящую величину самостоятельно. Сделав несколько пробных кадров, можно определить идеальное сочетание настроек на глаз или воспользоваться датчиком замера экспозиции. Он должен показывать нулевое отклонение.

Фокусировка объектива

Фокусировка объектива

Для работы можно использовать не только профессиональный, но и бюджетный фотоаппарат.

Один из вариантов – установить следящую автофокусировку. Так камера будет следить за перемещением объекта и не позволит ему выйти из зоны резкости. Но это в идеале. На практике случается, что автофокус ошибается.

Задержка срабатывания затвора

Несмотря на постоянное совершенствование фототехники, даже дорогим профессиональным фотоаппаратам необходимо время на срабатывание затвора. У недорогих фотокамер этот временной отрезок еще больше.

Использование вспышки

Когда пользоваться накамерной вспышкой:

  • при съемке в темных помещениях или при недостатке света на улице;
  • когда движущийся объект находится близко к фотографу.

Световой импульс, исходящий от вспышки, замораживает движение, даже если объект перемещается очень быстро. Также поток света выделяет главный предмет, увеличивая четкость и контрастность, отделяя его от фона.

Какие могут быть трудности, как их обойти

  • главный объект оказывается размытым;
  • снимок слишком темный;
  • снимок слишком светлый.

Если цель не достигнута, и движение не заморожено, возможно, неверно настроена выдержка. Следует попробовать сделать ее короче.

Если четким оказался фон, а не главный объект, ошибка в фокусировке. Следует поэкспериментировать с этим параметром. Сначала попробовать разные автоматические режимы. Если они не справляются, настроить фокус вручную.

При установке максимально короткой выдержки, кадр может оказаться недоэкспонированным. Затвор находится открытым слишком короткое время и на матрицу попадает недостаточно света. Это может произойти в темном помещении, при фотосъемке в пасмурный день или вечером. Можно немного удлинить выдержку, поднять значение ISO или шире открыть диафрагму.

Снимая движущиеся объекты в яркий солнечный день, напротив необходимо максимально уменьшить светочувствительность и закрыть диафрагму до средних значений. Так кадр не будет засвеченным.

Думаю, вы уже сталкивались в своей жизни с эффектами ледяного узора на стекло. А знаете ли вы, чем один отличается от другого и какой из них нужен именно под ваши задачи?

Зимние и новогодние сцены традиционно являются одними из наиболее востребованных для тематических фотосессий. Новогодний декор, праздничный антураж, да и просто снег, изморозь на окнах – все это выглядит очень фотогенично, привлекательно, позволяет получать яркие и теплые кадры, которыми можно любоваться долго. В общем, любой профессиональный фотограф должен быть готовым к обилию подобных заказов.

Только где и как устраивать такие фотосессии? Например, если требуется морозный рисунок на окнах? Зимой ведь далеко не каждый день стоят настолько сильные морозы, чтобы эффект получился сам по себе. Дожидаться подходящей погоды и быстро организовывать фотосессию – вариант не из лучших. А что делать весной, летом и осенью, когда морозы бывают только в горах и за полярным кругом?

В принципе, всегда можно использовать цифровые спецэффекты при обработке полученных фотографий. Но это долгий труд, который не гарантирует достижение требуемого уровня реалистичности. К тому же, в процессе самих съемок будет сложнее создать требуемую атмосферу, чтобы все поверили – за окном настоящий мороз!

Но есть более интересный и простой в реализации вариант, который позволит получить максимальный реализм за считанные минуты – использование специальных аэрозолей для нанесения на окна, зеркала и другие поверхности изморози, инея или ледяного узора, визуально ничем не отличающегося от настоящего.

Такие аэрозоли сочетают в себе доступную цену и простоту применения. Возможности их использования очень обширны. Фактически они ограничиваются только фантазией фотографа или специалиста по реквизитам.

Где используется искусственная изморозь?

Искусственный иней и прочие подобные эффекты в первую очередь созданы для профессиональных фотографов и применения в студиях, фотозонах для фотосессий, связанных с зимней, новогодней тематикой. С их помощью можно нанести реалистичный морозный рисунок на стекло, зеркало или другие поверхности, придать предмету такой вид, будто его только что вытащили из морозильной камеры, задекорировать елку и многое другое.

Что особенно приятно – для нанесения такого инея не требуются никакие профессиональные навыки или художественные таланты. Достаточно прочитать инструкцию на баллончике, встряхнуть его, нажать на клапан и провести струей мелкодисперсного аэрозоля по декорируемой поверхности – магия случится сама по себе, и морозный рисунок проявится уже через несколько минут без дополнительной помощи.

Благодаря этой особенности иней на стекла могут наносить не только профессиональные фотографы в своих студиях. Баллончик со специальным спреем запросто можно купить и себе домой в ходе предновогодних приготовлений, чтобы в дополнение к гирляндам и прочей атрибутике получить еще одну разновидность тематического зимнего декора, добавляющего атмосферности.

Чем создавать морозные рисунки профессионального уровня?

Производителей аэрозольных спецэффектов на зимнюю тематику сейчас достаточно много, как и доступной на рынке продукции. Однако, далеко не от каждого баллончика можно ожидать результат высокого уровня, который внешне будет неотличимым от настоящей зимней изморози.

Компаний, на продукцию которых нужно обращать внимание фотографам и людям, желающим получить качество, не слишком много. Однако, продукция соответствующего уровня все же есть. Ниже мы рассмотрим несколько видов аэрозолей, создающих все наиболее востребованные типы визуальных эффектов, связанных с изморозью на поверхностях и предметах.

Искусственный ледяной узор Ice Crystals от Christmas Traditions, наглядный пример

Нанесение этого спрея позволяет получить визуальный эффект, будто на поверхность нанесена тонкая корка льда с разнообразно преломляющимися гранями. Текстура получается достаточно плотная, поэтому визуально такой ледяной рисунок от настоящего отличается только тем, что совсем не тает.

Этот эффект особенно хорошо смотрится на окнах, стекле и зеркалах. А также на других прозрачных или отражающих свет предметах. Пожалуй, этот эффект отлично подойдет для создания эффектов замороженных объектов. На нашем примере, если долить в бутылку воды, будет ощущение, что бутылочку самогона только-то вытащили из морозилки.

Ледяные узоры Ice Crystals от SANTA, наглядный пример.

Этот аэрозоль создает почти такой же визуальный эффект, что и предыдущий. Нанеся его на стекло, зеркало, новогодние игрушки или какие-то элементы декора, вы получите детализированную иллюзию того, что поверхность покрылась причудливыми ледяными узорами. Смотрится красиво, причем эффект сохраняется длительное время.

В сравнении с Ice Crystals от Christmas Traditions, рисунок получается менее плотный, более вытянутый, крупный. Этот эффект отлично подойдет для декора деревенских окон в кадре или стекла вагона зимнего поезда.

Эффект инея Frost Effect от Condor Foto, наглядный пример использования

Данный аэрозоль позволяет нанести с виду самый настоящий иней на что угодно, начиная с окон, которые можно разрисовать зимними узорами, заканчивая новогодней елкой и игрушками на ней, которые можно оформить так, будто они находятся не в теплом помещении, а посреди двора на настоящем морозе!

Так же этот эффект можно использовать при портретных съемках, чтобы создать эффект замороженной бороды или усов. Можно создать образ заснеженного лыжника или замерзшего альпиниста. Стоит так же отметить, что производитель предупреждает на упаковке о том, что спрей может повредить некоторые пластиковые или лакированные поверхности. Так что перед использованием, убедитесь в том, что спрей не нанесет вреда вашим вещам. При использовании избегайте попадания спрея в глаза.

Сколько держится декор и как его убрать?

При условии использования одного из перечисленных выше или других качественных спреев можно рассчитывать на то, что нанесенный согласно инструкции от производителя декор продержится минимум несколько недель. После нанесения эффект полностью проявляется в течение ближайших нескольких минут. Слой держится достаточно хорошо, сам по себе не отслаивается, не разрушается. Повредить его можно, если делать это целенаправленно.

Вместе с тем, счищается затвердевший аэрозоль тоже на удивление просто. Достаточно обработать его смоченной в чистой воде губкой. Что немаловажно – никаких следов на стекле и других поверхностях после очистки не остается, а сами составы безопасны для здоровья и материалов, которые ими обрабатываются.

Движение - жизнь! И какое отношение это имеет к камере.

Любое кино рекомендуется наполнять движением. Для сохранения зрительского интереса камера должна перемещаться даже тогда, когда герой неподвижен.

Футах делается в виде маски, которая накладывается на видео, чтоб получить дополнительные эффекты. Сами видеоклипы длятся не больше минуты.

4К - это обозначение разрешающей способности в цифровом видео с соотношением по горизонтали и вертикали кадра, вдвое превосходящим видео высокой четкости HD (1980 X 1080), стандарт в пикселях составляет 3840 Х 2160.

Читайте также: