Как сделать эффект vibrato

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

В проекте данного голосового модулятора используется микросхема HT8950A, которая создает два специальных звуковых эффекта, а именно – вибрато и голос робота.

Описание проекта

В данном проекте создается два специальных эффекта: вибрато и голос робота. Эффект вибрато генерируется путем изменения частоты входного сигнала вверх и вниз на частоте 8 Гц. Второй эффект создается путем преобразовании входного голоса в голос робота. Оба эффекта могут быть выбраны в зависимости от того, какой вход срабатывает, ROB или VIB. Для смещения уровня частоты на выходе микросхема имеет семь ступеней, которые выбираются с помощью нажимных кнопок SW0, SW1 и SW2 для прямого выбора электронным способом, которые подключаются к входам микросхемы ROB, TGD, TGU и VIB.

Характеристики:

Данный видеоурок посвящен рассмотрению одного из наиболее важных приемов, использование которого отнюдь не ограничивается электрогитарой. Речь идет о вибрато. Это действительно довольно сложный элемент, как с технической, так и с эстетической точки зрения. В этом видео подробно раскрываются параметры вибрато: ритмика (частота), амплитуда (глубина), время начала вибрато, окончание. Кроме того, показана техника его выполнения и способы отработки. Также отдельно рассмотрены наиболее распространенные ошибки, возникающие у тех, кто только начал осознанно играть на электрогитаре.

Уже было не мало сказано слов по поводу вибрато. Все говорят, что это колоссально важный и сложный элемент в музыке, что это лицо гитариста, лицо музыканта. На мой взгляд всё это чистая правда, я с этим полностью согласен. Действительно вибрато это очень важный и сложный элемент. И в первую очередь потому, что именно на нем лежит бремя эмоционального насыщения гитарной партии. Дело в том, что можно сыграть одну и ту же мелодию с разными параметрами вибрато и получить совершенно разный эффект. Тяжело не просто научиться делать вибрато, а использовать его правильно в том контексте, в котором оно играется. Если идет, к примеру, медленная певучая партия, а ее будут раскачивать с широчайшем вибрато, типа Зака Вайлда, то будет один посыл, если стоит задача показать аккуратную игру, то подойдет вибрато меньших амплитуд и меньшей частоты и т.д.

Рассмотрим, какие ПАРАМЕТРЫ должны выполняться при игре правильного, хорошего вибрато:

1. Ритмика

Вибрато, как любой элемент в музыке, должно находиться в ритме, кратно долям такта. Я предпочитаю пульсацию триольную или квартольную. Триоли — это когда 3 волны между кликами метронома. Квартоли — когда 4 волны. (Пример 2.20 — 2.30). Они подходят в подавляющем большинстве случаев. Конечно же, ими можно манипулировать и переходить из одного ритма в другой. Главное, чтобы это было контролируемо и осознано. Но бывают случаи, когда вибрато нужно сделать чаще или реже. Опять-таки надо смотреть по ситуации. Бывают случаи, когда частота вибрато плавает. Как правило она плавает в сторону возрастания. Т.е. мы можем начать вибрато медленно и постепенно увеличить, т.е. участить его.

2. Амплитуда

Амплитуда — глубина вибрато. Глубина вибрато, как правило, — полтона, тон. Бывает полтора тона. В зависимости от ситуации, в контексте которой, нужно его сыграть. Амплитуда, как ритмика, должна быть стабильна. Т.е. нельзя допускать такого, что сначала один рывок получился одной амплитуды, а второй рывок уже другой (3.30). Это звучит некрасиво. Здесь нам нужна стабильность. Мы задали амплитуду вибрато в пол тона, значит мы ее придерживаемся, если задали тон, придерживаемся тона. Но встречаются случаи, когда амплитуда плавает. Плавает она точно также как ритмика (частота) сторону увеличения. Мало того, эти параметры бывают синхронны друг с другом. Увеличение ритма (увеличение частоты) увеличивает амплитуду вибрато, что, в свою очередь, звучит очень круто при умелом исполнении.

3. Время начала вибрато

4. Время окончания вибрато

Т.е. когда нужно его закончить. Ситуации бывают разные, но в большинстве случаев вибрато надо доводить до самого конца (Пример 6.15-6.23) т.е. до конца звучания ноты. Нота может закончиться либо следующей нотой, либо паузой. (Пример 5.43-5.50) Волна продлевается на протяжении всей ноты, как мы ее включили, так мы ее стареемся оставляеть, если нет объективной потребности сделать обратное — прервать волну.

Отработка вибрато

вибрато на гитаре

Я бы советовал отрабатывать вибрато ни как серию бендов, а как серию рывков. Рывок в моем понимании — нечто короткое. Т.е. движение туда — обратно. Объясню почему. Любой элемент лучше всего отрабатывать сначала медленно и только потом быстро. Это основа мироздания. Если мы начнем отрабатывать вибрато медленно, как серию рывков, что мы получим. У нас, по сути, рывок будет представлять из себя законченный элемент. Между рывками у нас будет прямая нота. Само собой, это не может претендовать на хорошее вибрато. Т.е. это даже не жалкое подобие, а отдельные рывки, отдельно стоящие друг от друга. Что будет происходить с увеличением темпа — рывки останутся такой же формы, а расстояние между ними (прямая нота) будет уменьшаться и рывки будут стоять вплотную к друг другу, и мы получим хорошее, бьющееся в ритме, кратное ритму вибрато. Самой собой верхушки рывков в процессе сгладятся. Как правило, это происходит само. Если слышно, что этого не произошло, то следует уделить этому особое внимание и устранить этот недостаток.

Поскольку вибрато в большинстве случаев либо триольное либо квартольное, то отрабатывать его лучше в соответствующих ритмах. Но человеку, который только начинает отрабатывать вибрато лучше взять ритм восьмыми или вообще четвертями. Т.е. самое начало это может быть, что у нас один клик будет синхронен с одним рывком (Пример 8.59-9.04). Цель — делать рывок фиксируемой глубины и попадать этим рывком в клик. Т.е. всё предельно просто. Дальше можно переключиться на восьмые (9.16-9.22) Т.е. я по сути потратил половину клика — 1\8 долю на прямую ноту (как мы уже говорили это третий параметр), а дальше я уже начал раскачивать 2 рывка на 1 клик. Таким образом восьмыми можно дойти до темпа 120 ударов в минуту и перекинуться на триоли — 80 ударов в минуту триолями. И дальше можно идти таким же образом до квартолей. Т.е. сразу кидаться в эти ритмы я бы не советовал. Пускай это звучит не совсем красиво, как отдельно взятые рывки, но потом в процессе это уже будет звучать более достойно.

Вибрато на бенде

Здесь есть 2 позиции: кто-то делает вибрато выше относительно бенда, кто-то делает ниже относительно бенда. Желательно уметь делать вибрато и так, и так. Лично мне нравится вибрато, когда оно идет ниже относительно бенда. Т.е. из исходного положения вытягиваем ноту и делаем ниже относительно нее. Потолок — эта та самая нота- верхняя точка, которую мы зафиксировали, согласно третьему параметру, и дальше мы ее уже вибрируем. По началу я бы посоветовал ознакомиться с вибрато именно вниз относительно бенда. Оно, на мой взгляд, несколько проще. Т.е. мы вытаскиваем ноту и делаем движения вверх-вниз (11.23). Если делать вверх, то добавляется усложнения: во-первых, физически тяжело (людям которые не успели физически к этому подготовиться) вытащить ноту вверху. Во-вторых, попадать в исходную точку также сложно.

Вибрато в классическом и блюзовом хватах

Я был несколько удивлен, когда услышал от некоторых людей, что вибрато можно делать только в блюзовом хвате и в классике его не делают, т.к. там не работает вращение предплечьем, вращением кисти. В классике вибрато априори плохое, а в блюзе оно хорошее. На самом деле вибрато можно делать и в одном хвате и в другом. Мало того, на мой взгляд, природа движения одна. Это движение предплечьем вниз или вверх. В чем разница при этом в блюзе и в классике.

В блюзе у нас 3 точки взаимодействия левой руки и грифа. Первая точка — основание указательного пальца. Вторая точка — большой палец, заброшенный наверх. Третья точка — прижимная зона- это пальцы, которую осуществляют прижатие струны и ее оттягивают. Это подвижная поверхность. Поскольку у нас пальцы в блюзе расположены под углом, и у нас зафиксирована рука в точке сверху и точке снизу, при движении предплечьем вниз — волей не волей у руки единственный шанс сдвинутся, не потащив за собой гитару — это повернутся. Т.е. вращательное движение. На мой взгляд, это не причина возникновения вибрато, а следствие того, что у нас пальцы находятся под углом, и кисть зафиксирована на грифе только с одной стороны намертво. Т.е. одна сторона подвижна, а одна зафиксирована. Т.е. можно сделать вывод, что вращение идет относительно точки основания указательного пальца. Если воспринимать вращательное движение, как чисто вращение предплечьем, то точка касания указательным пальцем становится точкой опоры, и это бывает больно. А если относится к этому, как к движению предплечья и как к побочному эффекту от этого движения — вращению кисти, то соответственно эта точка как таковой точкой опоры не является и становится точкой фиксации, как и точка сверху. Т.е. в блюзовом хвате этот канон — 3 точки взаимодействия левой руки и грифа.

Вибрато можно делать как вниз, так и вверх. Здесь мое мнение совпадает с тем, которое озвучено в видеоуроке про бенды. 6-ую струну тянем только вниз, 5-ую только вниз, 4-ую только вниз, 3-ю вниз или вверх, 2-ую в подавляющем большинстве случаев только вверх, 1-ую только вверх. Ни в коем случае нельзя вибрато делать и в одну и в другую сторону. Амплитуда для руки будет гигантская, а толку будет ноль

Классические ошибки при выполнении вибрато на электрогитаре

1. Потеря точек взаимодействия левой руки и грифа при выполнении вибрато. Например, у многих отскакивает большой палец. И вместо 3-х точек взаимодействия получается 2. Но страшнее, когда теряется нижняя точка — точка взаимодействия с основанием указательного пальца. Вместо вращательного движения рука начинает баландаться из стороны в сторону

2. В классическом хвате вибрато начинают делать пальцами. Хотя в блюзовом хвате тоже такое встречается. Оно имеет право на жизнь только в том случае, если выполняются ранее обозначенные нами параметры. По опыту могу сказать, что эти параметры выполнить неподготовленному человеку достаточно сложно. Параметры трудно контролируются, и форма волны страдает. При движении предплечьем получается хорошая волна. Контролировать движение волны фалангами пальцев сложно. Поэтому я против такого вибрато и применять его часто не приходится

3. Невозвращение струны в исходное положение. Струну надо возвращать постоянно, тогда получится правильная форма волны, не будет эффекта расстроенной гитары, высящей ноты, которые негативно сказывается на восприятие музыки

4. Неверное время начала вибрато. Многие начинают делать его сразу

5. Неверная частота. Многие начинают делать вибрато слишком часто. Оно должно быть глубоким, дышащим. Волна должна быть кратно долям такта

6. Самая распространенная ошибка в вибрато на бенде — нота постепенно падает. Здесь при отработке этого элемента нужно уделать внимание верхней планке, если речь идет о вибрато на бенде вниз относительно вытянутой ноты

Сегодня мы разберем еще один класс эффектов – модуляционные эффекты. Эти эффекты не являются настолько необходимыми, как компрессор или эквалайзер, однако их использование может сделать звук гораздо интереснее и богаче. Если вам интересно, что это за эффекты и как они работают – добро пожаловать ниже.

Возможно я выразился немного непонятно, не страшно, сейчас разберем на примерах. Итак:

Амплитудное вибрато (amplitude modulation, tremolo)


Частотное вибрато (frequency modulation, vibrato)


Частотное вибрато работает по такому же принципу, как и амплитудное вибрато, только LFO модулирует не амплитуду, а частоту. Кстати, частотное вибрато часто используется при игре на музыкальных инструментах, особенно на гитаре, скрипке и некоторых духовых. Такой прием так и называется – вибрато.

Хорус (chorus)


Хорус, как следует из названия, имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. На самом деле, то, что получается на выходе хоруса, слабо напоминает хор) Тем не менее, эффект звучит интересно и поэтому используется довольно часто.

Сигнал, попадая на вход устройства, копируется, затем копии сигнала накладываются на исходный сигнал с небольшими задержками. Длительность задержек определяется LFO и непрерывно изменяется, таким образом LFO модулирует время задержки. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал.

Фэйзер (phaser)


Фэйзер (или фазовое вибрато) — звуковой эффект, фильтрующий звуковой сигнал таким образом, что на выходе создаются серии максимумов и минимумов в спектре. Положение этих максимумов и минимумов меняется на протяжении звучания, что создает специфический круговой (sweeping) эффект. По принципу работы фэйзер похож на хорус и отличается от него временем задержки (1-5 мс, тогда как у хоруса задержка порядка 0-20 мс). Помимо этого задержка сигнала у фэйзера на разных частотах неодинакова.

Сигнал, попадая на вход устройства, делится на два потока. Один поток обрабатывается фазовым фильтром, который изменяет фазу звукового сигнала, сохраняя его частоту. Величина изменения фазы зависит от частоты. После микширования обработанного и необработанного сигналов, частоты, находящиеся в противофазе, погашают друг друга, создавая характерные провалы в спектре звука.

В отличие от хоруса, где величина задержки может принимать произвольное значение, величина задержки в фэйзере зависит от частоты сигнала и лежит в пределах одной фазы колебания.

Флэнджер (flanger)


Сигнал, попадая на вход фленджера, разделяется на два независимых сигнала, один из которых остается без изменений, в то время как другой поступает на линию задержки. В линии задержки осуществляется задержка сигнала на 5-15 мс, время задержки модулируется LFO. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Звучание флэнджера очень напоминает звук взлета самолета, наверное поэтому этот эффект был особо популярен в шестидесятые у всяких психоделических групп.

И напоследок, чтобы привести пример всех этих эффектов, я сделал небольшую демонстрацию, просто нота До, взятая на синтезаторе и обработанная по очереди эффектами, о которых рассказывалось в статье. Ну что, сможете угадать, где какой эффект?

На момент написания звук ещё не обработался почему-то, так что метки поставить не могу, но там в начале чистый, а дальше эффекты в том порядке, в каком они в идут в статье.

Здравствуйте. Сегодня будет урок о применении звуковых эффектов в Вегасе. Программа Sony Vegas Pro содержит большое количество звуковых эффектов, с помощью которых можно как откорректировать звучание отдельного звукового клипа или звуковой дорожки, так и придать звучанию особую окраску. В предыдущих версиях Sony Vegas Pro звуковой эффект можно было применить только ко всей звуковой дорожке целиком (автоматически эффект применялся ко всем звуковым клипам, расположенным на дорожке), что было не всегда удобно. В Sony Vegas Pro 10 впервые внедрена возможность применения звукового эффекта к отдельному звуковому клипу.

В качестве примера давайте усилим звучание басов в музыкальном сопровождении нашего фильма. Для этого мы используем фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер). 1. Щелкните мышью по значку Event FX (Эффект клипа) в правой части звуковой дорожки вашего клипа на монтажном столе. На экране появится окно Plug-In Chooser (Выбор фильтра).

Выбор фильтра

В окне Plug-In Chooser (Выбор фильтра) представлен список всех имеющихся в программе Vegas звуковых эффектов. Эффекты упорядочены по папкам. Список этих папок Вы видите в левой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра).

В папке All (Все) содержаться все звуковые эффекты, установленные в программе. В папке Sony — эффекты от компании Sony, в папке Third Party — эффекты сторонних производителей (не секрет, что в Вегас можно установить дополнительные звуковые эффекты, разработанные другими компаниями). В папке 5.1 FX содержатся звуковые эффекты, которые предназначены для использования в проектах со звуковым сопровождением формата 5.1.

2. Щелкните мышью по папке All (Все) в левой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра). В основной части окна появится список всех установленных звуковых эффектов.

3. В списке эффектов найдите и выделите фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер).

zvuk_ekvalaizer

Содержимое окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) зависит от типа примененного к клипу звукового фильтра. Все фильтры имеют разные параметры, поэтому и набор элементов управления в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) для разных фильтров отличается.

Графический эквалайзер в программе Sony Vegas Pro 10 может быть представлен в трех вариантах. Варианты выбираются с помощью вкладок в нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа). Вы можете использовать настройки на любой из вкладок, это зависит от ваших предпочтений. На вкладке Envelope (Огибающая) частотная характеристика звука настраивается путем создания огибающей. На остальных вкладках каждый частотный диапазон настраивается с помощью отдельного ползункового регулятора. Различие лишь в количестве регуляторов, а значит, и в количестве настраиваемых частотных диапазонов. Вполне очевидно, что двадцати полосный эквалайзер позволяет более тонко настроить тембр звучания. Однако, в нашем случае такая точность ни к чему, поэтому мы выберем вариант 10 Band (10 полос).

1. В окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) выберите вкладку 10 Band (10 полос). Содержимое окна будет изменено.

kak_nastroit_vegas

Теперь в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) расположено 11 ползунковых регуляторов, 10 из которых предназначены для настройки уровня в каждом из десяти частотных диапазонов. Чтобы усилить басы, следует сместить несколько левых ползунковых регуляторов вверх.

2. Переместите три левых ползунковых регулятора так, как показано на рисунке ниже.


Не закрывая окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), воспроизведите фильм. Обратите внимание, что звучание басов в музыкальном сопровождении фильма усилилось. Вы можете корректировать звучание прямо во время воспроизведения фильма. При этом следует учитывать, что изменения после корректировки тех или иных настроек могут наступать с небольшой задержкой (1-2 секунды).


Обратите внимание, изменение параметров звуковых фильтров во времени (проще говоря анимация настроек) не предусмотрена. В нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) отсутствует шкала времени и кнопка Animate (Анимация). Но в большинстве случаев это и не нужно.

3. Закройте окно Audio Event FX (Фильтр звукового клипа).

К одному и тому же клипу можно применить несколько звуковых фильтров. При этом обработка звука будет выполняться последовательно. Например, если вы примените фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер), а затем Chorus (Хор), звук сначала будет обработан эквалайзером, а затем уже к обработанному звуку будет применен эффект, имитирующий хор. Поэтому в ряде случаев разный порядок следования одних и тех же звуковых эффектов может приводить к различному звучанию.

Остальные звуковые фильтры применяются аналогичным образом.

Примененный к клипу фильтр можно также временно отключить, не удаляя его. Для этого нужно на кнопке эффекта, расположенной в верхней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), снять флажок. Эффект будет отключен, но не будет удален из клипа. Сохранятся и все настройки фильтра, поэтому вы вновь сможете задействовать фильтр, установив флажок на соответствующей кнопке.

Звуковые фильтры в Sony Vegas Pro

Приведем список некоторых звуковых фильтров, встроенных в программу Sony Vegas Pro:

Мы перечислили лишь несколько фильтров, которые можно применить к звуковым клипам или дорожкам. Отметим, что, несмотря на то, что программа Sony Vegas Pro содержит все необходимые инструменты для монтажа звука и его коррекции, в ряде случаев может понадобиться более тонко настроить параметры и свойства звукового сопровождения. В этом случае можно воспользоваться специальными программами, называемыми звуковыми редакторами, например Sony Sound Forge. Данная программа имеет схожий с Vegas интерфейс, кроме того она нетребовательна к системным ресурсам. Программа Sony Sound Forge позволяет не только редактировать и микшировать различные звуковые файлы, но и создавать собственные с помощью встроенных в приложение генераторов.

Материал сложный, но думаю, что для многих будет полезным. На сегодня всё. Удачи, друзья!

Читайте также: