Как сделать эффект синтезатора

Обновлено: 15.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронный звуковой материал объективно является основой радикального обновления музыкального искусства. Всё большое распространение получают электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, предоставляющие огромные возможности композиторам и музыкантам в творческой деятельности.

Подобные факты не могли не обойти и музыкальное образование, обязанного идти в ногу со временем, учитывая интересы современной молодёжи и потребности общества. В настоящее время электронное музыкальное творчество завоевывает своё достойное место в музыкальном образовании. Наблюдается стремительный рост количества детских музыкальных учреждений, в которых открываются классы синтезатора, отделения электронных инструментов и студии компьютерной музыки.

Образовательный процесс на электронных музыкальных инструментах становится более высокотехнологичным и интенсивным, что, соответственно, ведёт к необходимости изменения и обновления методов обучения.

Музыкант-преподаватель нашего времени призван сочетать в себе музыкально-творческие способности с инженерными навыками.

Новые технологии предъявляют иные требования к музыканту, теперь уже недостаточно умений играть на инструментах, знаний по музыкальной грамоте, классической гармонии, полифонии, становятся необходимыми знания правил оркестровки, техники исполнения, фразировки, диапазона всех инструментов, для того чтобы звучание в создаваемом электронном проекте было убедительным и более реалистичным. Современному музыканту и педагогу важно владеть законами аранжировки, преобразовывая жанровую основу музыкального текста в новые художественные формы; законами звукорежиссуры, обоснованно используя технологию электронного звукообразования, к такой расширенной музыкальной деятельности добавляется и технический спектр знаний в области информатики, электротехники, электроники и акустики. Таким образом, электронное музыкальное творчество объединяет в себе традиционную музыкальную деятельность – композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую с профессиональным владением современных технологий, что существенно увеличивает информационно-художественное поле музыканта. Поэтому от педагога и музыканта требуется постоянно совершенствовать, легко адаптироваться к новым реалиям цифровой эпохи, и главное помнить, что в такой творческой деятельности невозможно научиться один раз и на всю жизнь!

В настоящее время споры о применимости электронных технологий в музыкальном образовании прекратились. Сейчас многим понятно, что для музыканта современная техника открывает широкие возможности в художественной деятельности, а также становится его надёжным помощником. Музыканты, композиторы активно осваивают электронные инструменты – клавишный синтезатор и музыкальный компьютер, совершенствуют новую область деятельности, которая основана на активизации художественного воображения и эмоционально-образного мышления.

Обучение на электронных музыкальных инструментах помогает преодолеть одностороннюю исполнительскую деятельность традиционного музыкального образования. Освоив техническую сторону синтезатора, музыкант-исполнитель должен уметь создать собственную аранжировку, изменить по своему вкусу электронный проект, не прибегая к услугам звукорежиссёра и аранжировщика.

В настоящее время основная задача состоит в освоении методики обучения на музыкальных электронных инструментах, в умение грамотно и профессионально пользоваться возможностями синтезатора.

Уместным будет привести авторитетное высказывание крупнейшего музыковеда - академика Бориса Асафьева: "Культура тембра, развиваясь, сделает ненужным оркестр, ибо возможность композиторского общения с тембром без инструментов с помощью электрифицированных приборов, открывает небывалые перспективы. когда-нибудь композитор просто и удобно сможет записать свои идеи, не думая об исполнителях, оркестре, инструментах, имея дело непосредственно с беспредельным миром звукотембров, и к его услугам будут соответствующие аппараты".

Выразительность в исполнении на синтезаторе достигается не только за счёт использования интересных тембров. Существует возможность редактирования звуков, а также создание собственных тембров при условии, что художественная трактовка произведения не достаточна яркая, убедительная, не хватает оригинальности в тембровом изложении. В этом случае можно добавлять к тембрам различные эффекты. В данной методической работе рассмотрены те изменения со звуком, которые позволяют добиваться появления таких звуковых эффектов, как реверберация, хорус, эхо, панорамирование.

Существуют различные способы преобразования звука: с использованием задержки, изменением амплитуд, фильтрацией и изменением частотных составляющих. На основе этих преобразований реализуются звуковые эффекты. Целью обработки звука является придание существующему звуку каких-то новых качеств или устранение нежелательных. Звуковые эффекты относятся к тем преобразованиям звука, которые придают звучанию новые формы или полностью изменяют звуковую информацию.

Свою реализацию звуковые эффекты находят в цифровых сигнальных процессорах (DSP). МИДИ-синтезатор имеет встроенный эффект-процессор с определенным количеством DSP.

Реверберация сопровождает любой звук, возникший в естественной акустической среде (пустая гулкая комната и ковры, шторы и т.д.). Возникает она при отражении звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврата в точку прослушивания. Поэтому в восприятии акустического звука присутствует его прямой источник и многочисленные отражения от ближайших поверхностей-преград.

В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя.

Чем больше размеры помещения и меньше поглощающая способность поверхностей, тем больше длительность реверберации. Под временем реверберации понимают длительность затухания сигнала на 60 дБ от первоначального значения.

По времени реверберации и ее глубине в естественной звуковой среде можно оценить размеры помещения и его акустические свойства.

Звук голоса или инструмента на сцене концертного зала, в пустой комнате, в комнате с множеством мягких вещей заметно отличается по воспринимаемому тембру.

В процессе естественной реверберации меняется частотный спектр звука. Высокие частоты затухают быстрее, чем низкие, поэтому тембр отраженного звука в сравнении с оригиналом имеет более мягкий, приглушенный характер. Величина потери высокочастотных составляющих спектра зависит от расстояния, пройденного акустической волной, и от свойств материалов отражающих поверхностей.

Синтезатор имеет достаточно качественный процессор эффектов, в котором можно выбирать тип реверберации и управлять ее параметрами.

Типы реверберации

В любом современном цифровом ревербераторе можно выбрать несколько программ, имитирующих различные реальные условия прослушивания или синтезирующих некие фантастические ситуации для специальных эффектов. Ниже кратко описаны наиболее популярные примеры.

Hall (зал) - имитирует акустику концертного зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.

Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.

Live (Stage) — имитирование живого выступления на сцене. Считается, что данный тип реверберации хорошо подходит для солирующих инструментов.

Plate (пластина) — симуляция плоской электромеханической реверберации металлической пластины. Применяют для вокала и ударных инструментов.

Spring (пружина) — lo-fi реверберация, имитирует пружинную электромеханическую конструкцию.

Chamber (эхо-камера) — имитация помещения для записи реверберации.

Gate (гейт, шлюз) — реверберация с отрезанием конечной фазы затухания. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.

Reverse (реверс) — тип искусственной реверберации с инвертированной огибающей, т.е. она сперва плавно нарастает, затем резко обрывается. Подобный эффект может быть получен путем инвертирования звука в редакторе, применения к нему обычной реверберации и обратному инвертированию. В этом случае реверберация начинается еще до старта основного звука. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы реверберации. Например, в XG устройствах Ямаха можно найти White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях.

Параметры реверберации:

Balance (Dry/Wet) — регулирует соотношение прямого звука и звука, обработанного эффектом.

Density — плотность ранних (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.

Diffusion — характеризует расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается её дискретность или подобие эха.

Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.

Er/Rev Balance — соотношение уровней ранних отражений и остатка реверберации.

Feedback Level — уровень обратной связи.

High Cut — параметры фильтра НЧ (эквалайзера). Делает тембр реверберации более мягким.

High Damp (LPF) — параметры демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота). Основано на естественном эффекте более быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. В некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.

Low Cut — параметры фильтра ВЧ (эквалайзера).

Low Damp (HPF) — параметры демпфирования низкочастотных составляющих реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота).

Pre Delay (Initial Delay) — временной интервал между прямым звуком и ранними (первичными) отражениями (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя).

Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.

Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации.

Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.

Reverb Time — длительность реверберации (время затухания звука приблизительно на 60 дб).

Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры (объем) имитируемого помещения.

Wall Vary — характеризует геометрию (неровности) отражающих поверхностей. Большие значения придают реверберации более рассеянный характер.

Способы практического использования:

Обычно для достижения чувства общности пространства единый тип реверберации типа Hall (Room, Live) применяют для всего паттерна в целом, при этом для отдельных инструментов или группы инструментов в целях получения особых эффектов можно использовать дополнительную обработку процессором реверберации.

Как было сказано ранее, данный эффект можно использовать для моделирования глубины сцены. Инструменты, имеющие более глубокую реверберацию, ощущаются расположенными как бы в отдалении. И наоборот, инструмент или голос без реверберации кажется находящимся вблизи.

Множество оттенков звука можно получить, используя эффекты в стерео режиме. Например, исходный звук разместить по центру, короткую реверберацию с малым временем первичных отражений по левому каналу, а с большим временем по правому.

Глубокая реверберация с большим временем затухания хорошо подходит для синтезаторных подкладов.

Для получения более жесткого динамичного ощущения ритма в паттерне для ударных инструментов (барабанов) можно использовать Gate-реверберацию.

Большие барабаны и басы хорошо звучат с небольшим количеством реверберации или вообще без нее.

Использовать эффект реверберации нужно очень осторожно, так как очень легко можно превратить звучание в неразборчивое звучание с налезающими друг на друга звуками. Чем быстрее темп композиции — тем меньше она должна быть.

Не стоит применять реверберацию на солирующих и инструментах переднего плана. А в случае необходимости устанавливать небольшие её значения.

Одно из главных правил: если реверберация используется по назначению, а не в художественных целях — стараться настроить её так, чтобы она ощущалась и задавала атмосферу, но не была явной.

Delay — интересный и динамичный эффект, наряду с реверберацией, очень часто используемый в современной музыке.
Обычно реализуется в двух видах:

Delay (задержка)— задерживает обрабатываемый сигнал во времени (обычно на несколько миллисекунд).
Echo (собственно эхо) — позволяет создавать постепенно затухающее эхо из копий оригинального сингала.

Человеческий мозг определяет положение источника звука в результате сравнения его громкости в каждом ухе. Он также сравнивает фазу звуковой волны, то есть, если звук достигает левого уха немного раньше, чем правого, то мозг решает, что источник расположен слева. Именно это свойство лежит в основе панорамирования композиции и её составляющих.

Панорамирование позволяет оживить запись, привнести в нее движение и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.

Чем ниже частота, тем длиннее звуковая волна, тем хуже определяется положение источника звука в пространстве.

В центре панорамы размещаются партии всех низкочастотных инструментов, потому что слуховой аппарат не в состоянии определить направление источника низкочастотного сигнала. Также традиционно принято размещать в центре солирующий инструмент. Однако для обогащения его звучания рекомендуется добавлять стерео-эффектов.

В классической музыке существует правило панорамирования инструментов в том порядке, в каком они расположены на сцене, в оркестре.

В звукозаписи есть три главные области, в которых происходят основные события: центр, до упора влево, до упора вправо.
Центр слышен сразу — туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал, большой барабан, бас-гитару и иногда — малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкально оправданно.

Использование цифровых встроенных эффектов электронного инструментария придадут глубину и реалистичную акустическую среду.

При этом обязательно должно быть хороший инструмент, потому что воспитывать музыкальный вкус и проводить качественный образовательный процесс на бюджетном цифровом инструментарии очень сложно. От модели инструмента зависят художественно-выразительные возможности настолько, насколько данная модель способна их реализовывать. Желательно иметь в классе для занятий клавишные синтезаторы модельного ряда Yamaha PSR 1000, Yamaha PSR 1500, Yamaha PSR 3000, Yamaha PSR S 700, Yamaha PSR S 900, Tyros 1, Tyros 2. Последние модели электронных музыкальных инструментов представляют собой настоящие рабочие станции, позволяющие создавать и записывать профессиональные аранжировки, редактировать и изобретать собственные тембры, стили, работать со звуковым материалом, применяя эквализацию.

Интенсивное развитие музыкально-цифрового инструментария в образовании, появление новых учебных программ, дисциплин, методик, техники исполнительского мастерства, указывают на то, что в музыкальном образовании формируется новое направление, в котором музыканту необходимо грамотно сочетать традиционные знания с неисчерпаемыми возможностями современного процесса.

Привет любителям электронной музыки и начинающим музыкантам. В прошлых статьях, рассматривая синтезатор Sytrus, мы разобрались с его глобальными настройками ( FM / RM синтезатор Sytrus. Вкладка MAIN ), настройкой операторов ( Синтезатор Sytrus. Вкладка настройки оператора. Часть 1 ; Синтезатор Sytrus. Вкладка настройки оператора. Часть 2 ) и разобрали вкладку настройки фильтра ( Синтезатор Sytrus. Вкладка настройки фильтра ). А сейчас я хотел бы поговорить о последней вкладке синтезатора Sytrus – настройка эффектов (FX). Здесь можно настроить такие эффекты как хорус, дилэй, реверберация и эффект посыла.

sytrus

Разберём всё по порядку.

Параметр PAN (Panning) отвечает за панорамирование сигнала до обработки.

Настройка хоруса

ORD (Chorus order) – количество голосов (копий сигнала);

DP (Chorus depth) – глубина модуляции голосов относительно оригинала;

SP (Chorus speed) – скорость модуляции голосов;

DL (Chorus delay) – задержка голосов относительно друг друга;

SR (Chorus spread) – сглаживание задержек между собой (плавность перехода от одного голоса к другому);

CR (Chorus cross) – разброс голосов по панораме (создание эффекта стерео);

VL (Chorus volume) – уровень обработанного сигнала.

Настройка посыла

При использовании этой области сигнал направляется на один из Send каналов микшера.

NUM (Send to effect track number) – номер Send канала;

VOL (Send level) – уровень посыла.

Настройка эффекта дилэй

Для настройки эффекта предусмотрено три идентичных банка D1, D2 и D3, которые могут использоваться как отдельно так и вместе.

SERIAL (Parallel / serial process) – последовательное использование банков эффекта. Если функция выключена, то сигнал будет обрабатываться отдельно в каждом банке и после этого смешиваться. Если включена, то сигнал после обработки в первом банке поступит на обработку в следующий и т.д.

TEMPO (Tempo-based time) – синхронизация задержек с темпом проекта;

ENABLE (Enable delay) – включение эффекта;

FB (Delay feedback level) – обратная связь;

TM (Delay time) – время задержки (промежуток времени между оригинальным сигналом и его копией);

SO (Delay time stereo offset) – придание эффекта стерео (сдвиг правого и левого канала относительно друг друга);

VL (Delay volume) – уровень обработанного сигнала;

NORM (Delay feedback mode: normal) – режим стандартного стерео (в зависимости от настроек);

INV (Delay feedback mode: inverted) – режим инвертирования стереоканалов (левый и правый стереоканалы меняются местами);

PONG (Delay feedback mode: ping-pong) – режим пинг-понга (стереоканалы меняются местами при каждом новом повторении).

Настройка реверберации

Для перехода к настройкам реверберации необходимо открыть банк R.

Параметры ENABLED и TEMPO аналогичны настройкам задержки.

Окошко Reverb color – окрас реверберации:

Brighter – очень яркий;

Warmer – очень теплый.

LC (Reverb lowcut) – срез низких частот;

HC (Reverb highcut) – срез высоких частот;

PD (reverb predeley) – задержка перед началом реверберации;

RS (Reverb room size) – размеры помещения;

DF (Reverb diffusion) – плотность отражений (размытость);

DE (Reverb decay) – время затухания;

HD (Reverb high damping) – дэмпфирование (затухание высоких частот);

VL (Reverb wet volume) – уровень обработанного сигнала.

Все остальные настройки идентичны параметрам вкладок оператора и фильтра.

На последок хочу отметить. Для того, чтобы задействовать эффекты необходимо на матрице синтезатора Sytrus повернуть соответствующую оператору или фильтру ручку в столбце FX.


Синтезаторы дают нам возможность создавать любой звук, который только можно вообразить, но иногда изобилие возможностей может быть пугающим. Благодаря своим обширным массивам элементов управления, синтезаторы могут больше походить на пульт управления космического корабля, чем на музыкальный инструмент. Возрождение модульных синтезаторов в чрезвычайно популярном формате Eurorack, только добавляет путаницы для непосвященных. Чтобы помочь вам cориентироваться, мы собрали этот базовый обзор функциональной структуры синтезатора.

Классические модели, такие как Minimoog, Prophet 5 и Jupiter 8 - всё это субтрактивные синтезаторы.

Осциллятор — источник звука синтезатора.

Осциллятор (VCO — Voltage Controlled Oscillator) является источником звука. В субтрактивном синтезе мы можем сравнить его с необработанным мрамором, из которого мы будем ваять наш законченный тон. Схема синтезатора преобразует мощность постоянного тока в переменный сигнал, который колеблется в соответствии с определенным паттерном, определенное количество раз в секунду. Паттерн - это форма волны, количество циклов в секунду - это частота, которая описывается в Гц. Люди обычно могут слышать частоты между 20 Гц и 20 кГц, в то время как генераторы могут запросто выходить за пределы этого диапазона.

Исходные сигналы в аналоговых субтрактивных синтезаторах бывают, как правило, следующих типов – пилообразные, прямоугольные, треугольные и шумовые.

Первые три типа называются гармоническими – форма их волны повторяется через равные промежутки времени, называемые периодом колебаний. В аналоговых синтезаторах из-за их конструкции не бывает чистого синусоидального сигнала, хотя это как раз самый простой из сигналов, в нем присутствует всего лишь одна гармоника – основной тон.


Casio представила синтезатор, который умеет подпевать музыканту, синтезируя голос в виде модулированных аккордов — по сути, выполняя задачу вокодера и снимая с исполнителя необходимость петь в микрофон. На самом синтезаторе нет клавиатуры с символами алфавита, поэтому текст необходимо задавать в приложении для смартфона. В нем текст привязывается к нажатиям клавиш, причем в двух режимах: в первом нажатие клавиши синтезатора запускает все слово или фразу, а во втором лишь один слог, что позволяет создавать более сложные эффекты. По умолчанию в синтезаторе доступно 22 голоса, а также некоторые настройки их параметров, которыми можно управлять прямо с синтезатора. Система синтеза поддерживает английский и японский языки. Несмотря на то, что синтезатор поддерживает Bluetooth, переносить набранный текст и параметры необходимо через USB-кабель.


Стандартные функции включают в себя 800 звуков инструментов, 64-голосную полифонию и 243 встроенных ритма, а также возможность запрограммировать еще 50. Синтезатор работает от AA батареек или подключается к розетке, а для связи с другими устройствами использует USB-MIDI и Bluetooth. Стоимость устройства составляет 680 долларов.

В 2019 году Amazon представила синтезатор, который позволяет музыканту записать на нем основную мелодию, а затем дополняет ее партиями других инструментов, используя нейросетевые алгоритмы.

Читайте также: