Как сделать цвет стекла из акварели

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Когда я писала про мастер-класс Сергея Темерева, пост был посвящён самому мастер-классу и тому, что на нём происходило, а всю размышлительную часть с выведением каких-то формул и важных вещей для тех, кто рисует, я оставила за рамками, чтобы не смешивать повествование с философией. Сегодня соберу воедино тот новый опыт, который я получила.

И вот, придя на мастер-класс Сергея, я вдруг услышала вещи, про которые с изумлением подумала - да ведь это же элементарно! Да как же я до этого не додумалась сама раньше? Это были вещи, являющиеся базовыми знаниями в технике работы с акварелью, о которых я и хочу вам рассказать. Ну просто вдруг вы тоже об этом не задумывались? Давайте же разберём некоторые важные вещи, без которых акварель никогда не станет понятной.

1. Бумага
Акварельная бумага впитывает воду. Теоретически, об этом все знают. Особая шершавая структура акварельной бумаги видна невооружённым глазом. Так вот. Акварельная бумага действительно впитывает воду и отдаёт её обратно при соприкосновении с краской. Поэтому первое, с чего начинается рисование акварелью - это полная пропитка листа водой. На мастер-классе Сергей брал широкий флейц из козы (№ 40) и равномерно "мазал" мокрой кистью всю поверхность листа с обеих сторон. Промазывал и углы и все мало-мальски суховатые участки. Потом выжидал некоторое время, чтобы верхний слой воды, оставшийся НА бумаге, подсох, и осталась только вода ВНУТРИ бумаги.
Когда у вас такая набухшая водой бумага, то ненужно постоянно мочить кисть - Сергей рисовал полусухой кистью, контролируя степень разводов, так как контролировать степень влажности кисти гораздо проще - ведь с неё не стекает вода и не капает туда, куда вам вовсе не надо.
Я-то никогда не промачивала весь лист. Мне казалось, что цимес акварельной бумаге в поверхностной структуре, по которой вода с краской расползается особым образом, казалсоь, что дело именно в этой шершавости. И поэтому никогда не могла предсказать, куда потечёт моя сдобренная водой краска и как она себя поведёт на листе - в одних случаях у меня растекалось мокрое бесформенное пятно, в других, несмортя на количество воды на кисти, получались некрасивые "просто-линии", из которых никак не выходили нежные акварельные переходы. А если я всё это дело пыталась смешать, получалась грязь.
Поэтому - промочите весь лист. После этого даже лёгкое прикосновение краски даст вам нежный расплывчатый оттенок.

2. Флейцы
Флейц - это широкая кисть. Я всегда думала - на фига она вообще нужна? Как ей рисовать? Из неё получаются широкие полоски со скошенным краем.
Секрет 1: большой флейц нужен во-первых, для размачивания бумаги, а во-вторых, для заливки полотна большими полостями однородного цвета и нанесением этих полостей друг на друга. Собственно, флейцем делается базовая цветовая подложка картины - то есть, основной тон и формы, поверх которых вы потом будете добавлять тени, дополнительные цвета, детали и мелкие предметы, птиц, людей и т.д.
Секрет 2: маленьким флейцем можно подправлять слишком резкие края созданных вами форм - например, Сергей смягчал таким образом края облаков, где они должны были быть с его точки зрения более мягкими и расплывчатыми. Для этого надо взять каапельку воды на кисть (флейц должен быть влажным, но вода не должна капать - мы же помним, что в самой бумаге уже есть вода) и аккуратно размыть резкий край. Краска для этого не нужна. И это ещё один секрет работы с акварелью - многое делается просто водой, а не бесконечным добавлением цвета.

3. Лишнее
Как убрать лишнюю краску, лишнюю воду или неприятный и ненужный подтёк? Не промакивайте салфеткой - получите белое пятно. Аккуратно подберите лишнее сухой небольшой кистью.

4. Слои
Знаете, в чём гланая особенность акварели перед всеми другими красками? Почему ей так сложно рисовать и в чём её особая прелесть? В том, что акварельные цвета можно накладывать слоями друг на друга, и они создадут вам из двух, трёх и даже четырёх цветов новую реальность. Масло, акрил и другие непрозрачные краски работают фотографически - один слой закрывает другой, и чтобы нарисовать какой-то цвет, вам нужно смешать его сначала на палитре. Чтобы создать переход от цвета к цвету, вам нужно несколько видов - цвет А, цвет Б, потемнее, цвет В - среднее между Б и Г, цвет Г, конечный с другой стороны градиента. То есть - весь градиент, весь ваш переход должен состоять из отдельных "полосок" цветов, которые вы аккуратно наносите, чтобы не вышло грязи. С акварелью не так - если нанести на бумагу один слой цвета, а потом с пересечением - другой слой, то пересечение само даст вам переход. Грязи не будет, из-под полупрозрачного верхнего слоя цвета будет светиться предыдущий, который не исчезнет, не станет частью верхнего слоя, но одновременно и останется самим собой и придаст глубину другому цвету.
Ошибка многих начинающих акварелистов в том, что они пытаются пользоваться акварелью как обычными красками. Это без сомнения работает - так же делала и продолжаю делать я сама - обычная техника рисования не противопоказана для акварели, но при этом не получается собственно того, ради чего её используют и за что так любят, а попытки при классической технике сделать красивишные акварельные переходы выходит грязь.
Но, конечно, чтобы из переходов акварели не получилось грязи нужно знать, как эти слои наносить - тут тоже не без тонкостей.
Первая тонкость - дайте немного просохнуть нижнему слою прежде, чем наносить верхний. А то и правда - смешаются в кучу кони и люди.
Вторая тонкость - нанеся второй слой краски покрутите работу под наклоном в разные стороны, чтобы цвет самостоятельно растёкся по влажной бумаге и переходы выглядели естественно.

5. Холодные и тёплые цвета. Базовый тон. Принятие решения.
Все, кто занимается рисованием и вообще любым видом художественных работ, знают о разделении цветового круга на холодные и тёплые цвета. Принадлежность к тем или другим разных красок порой оспаривается, но в целом все знают: тёплые - это красно-желто-коричневые, холодные - серо-зелёно-синие. Остальное - вариации.
Для того, чтобы рисовать акварелью, надо иметь особый взгляд на вещи. Недостаточно просто посмотреть на то, что вы рисуете и сказать себе - ага, это закатное небо и я его сверху сделаю серовато-жемчужным, а снизу - красновато-лиловым, а это - листва деревьев, и здесь она будет светло-серой, а тут внизу, где тени, тёмно-зелёной. Акварель работает иначе, она преображает всё, что вы делаете, и никогда то, что вы рисуете, не будет в точности похоже на то, что вы видите. Поэтому, глядя на пейзаж (к примеру), вы должны уметь увидеть его особым "акварельным" взглядом, уметь разложить увиденное на переходы и переливы, на базовую подложку и на детали, а так же увидеть общий цветовой тон будущей картины.
Теперь я свяжу два предыдущих абзаца внятным смыслом )))
Прежде, чем начинать рисовать, вы должны определиться с общим тоном картины - холодный он будет или тёплый. И с тем, какой у вас будет базовая подложка. Потому что она задаёт весь тон. Если общий тон картины холодный - берите для базовой подложки холодные цвета. Если тёплый - тёплые. Соответственно, детали, которые вы будете наносить поверх базового тона, чтобы оживить картину, будут противоположными - тёплыми в случае холодной базы или холодными в случае тёплой.
Это, понятно, не панацея. Думаю, сам Сергей внёс бы много коррективов в то, что я сейчас написала, тонкостей в акварели куда больше, чем банальное "если снизу холодный цвет, сверху кройте его тёплым и наоборот". Но уж попробовать по крайней мере стоит, это точно сработает. А тоноксти - ну, тонкости наработаются со временем и опытом, конечно ))) Так что для ликбеза действительно можно обойтись такой формулой: если снизу холодный цвет, сверху кройте его тёплым и наоборот. Кстати, крыть - не значит перекрывать полностью. Это значит - оживлять местами, хотя иногда эти места бывают довольно. кхм, обширные )))

6. Скорость высыхания бумаги.
Одна из тех вещей, про которые я, когда её услышала, ошеломлённо подумала - господи, да как же этого можно было не понимать? Работа с картиной акварелью происходит чаще всего за один присест, пока бумага не высохла. Нюанс в том, что скорость высыхания бумаги - испарения из неё воды - зависит от размера листа (при одинаковых условиях А5 высыхает почти полностью за 10 минут, А2 - за 40-50), от влажности воздуха и от температуры. Работая в одном помещении на одном и том же формате, но в разной удалённости от горячих батарей разница будет минут в 15. Вот я так говорю и кажется - ну конечно, спасибо, капитан очевидность. А вы попробуйте сами поработать и всё это попробовать "наощупь", на живую. Нужны часы и часы наработанной практики, чтобы на автомате чувствовать и знать заранее, сколько у вас есть времени, пока бумага нужной вам, дружелюбной влажности и когда она уже начнёт становится постепенно непригодной к дальнейшей работе над картиной. Надо знать по опыту разные степени высыхания - при одних хорошо рисовать большие плоскости и нежные переливы, другие пригодны для деталей, которые не должны растекаться.
Если бумага быстро сохнет, а работа над картиной ещё не закончена и до завершения далеко, надо приподнять лист за кончик и смазать мокрым флейцем изнанку, добавив таким образом бумаге воды. И этот момент обращает наше внимание на важный вопрос - закреплять или не закреплять на планшете лист, чтобы он не елозил туда-сюда. Этот вопрос я вынесу отдельным постом, потому что он уже возник не один раз за последнюю неделю в разговорах с людьми, котрые прочли отчёт )))

В общем, пока это всё. На выходных буду сама пробовать рисовать по советам Сергея и по памяти о его мастер-классе. Раньше не вышло, так как у меня не было специальной панели для рисования, наподобие той, какие подготовили для нас Юля и Женя в воскресенье. А на столе зело неудобно - его же не покрутишь, да и под наклон столешницу не поставишь. Разводы не те )))

Надеюсь, материал был для вас полезен )))
Всем хой!
Рисуйте и будьте рисуемы!

Материальность стекла акварелью

Вы получите основные теоретические знания по особенно сложной теме – рисованию стеклянных сосудов и передачи их материальности в акварельной живописи без белил и маскирующей жидкости.

Онлайн-практика будет интересна всем, кто хочет познакомиться с методикой Елены Базановой живописи по-сухому и по-мокрому одновременно и расширить свои знания в области рисунка.




  • Особенности построения и рисования стеклянных предметов: шар и овал (капелька воды, стеклянный стакан с водой, круглая ваза, кувшин с водой, стеклянный графин с водой).
  • Обзор стеклянных сосудов в акварелях автора.
  • Особенности живописи стеклянных прозрачных предметов (выбор акварельных красок, подбор сложных смесей красок для живописи без грязи, перевод рисунка на акварельную бумагу через светостол или окно, подготовка бумаги к живописи, живопись стеклянного графина или кувшина)

О ТОМ, КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЖИВОПИСИ СТЕКЛА: ЗДЕСЬ

  • грамотно понимать и рисовать форму стеклянных предметов;
  • вести работу с фоном по-мокрому и сложным бликующим предметом по-сухому, не прибегая к помощи белил и маскирующей жидкости;
  • работать в слоях (использовать лессировки);
  • вести живопись без грязи, работая в сближенной гармонии серых тонов, на основе рекомендованной палитры.

Бонус - на занятии мы также узнаем, как написать акварелью капельку воды, и зачем акварелисту могут понадобиться белила и щетинная кисть!

Программа

Необходимые материалы

Необходимые материалы

1. Планшет: оргстекло или другие водонепроницаемые планшеты с ровной и гладкой поверхностью, размером не менее рабочего листа.

2. Бумага для рисунка: 2-3 листа (формат А3).

4. Акварельные краски: минимальный набор из 12 или 24 красок профессионального качества любого производителя.

  1. Белила цинковые / Zinc white  P.W.4 ***
  2. Лимонная / Lemon ⬜ P.Y.3 *** 1
  3. Кадмий лимонный / Cadmium lemon  P.Y.35 ***
  4. Кадмий желтый средний / Cadmium yellow medium ⬛ P.Y.35 *** 2
  5. Индийская желтая / Indian yellow ⬜ P.Y.150 ***
  6. Золотистая темная / Golden deep ⬜ P.O.62 *** 3
  7. Кадмий оранжевый / Cadmium orange ⬛ P.O.20 ***
  8. Охра желтая / Yellow ochre  P.Y.43 P.Y.1 ** 4
  9. Кадмий красный светлый / Cadmium red light ⬛ P.R.108 ***
  10. Рубиновая / Ruby ⬜ P.R.170 ***
  11. Карминовая / Carmine ⬜ P.R.170:1 *** 5
  12. Краплак красный светлый / Madder lake red light ⬜ P.R.187 ***
  13. Сиреневый хинакридон / Quinacridone lilac ⬜ P.V.19 ***
  14. Фиолетовый хинакридон / Quinacridone violet ⬜ P.V.15 *** 6
  15. Индантреновый синий / Indanthrene blue ⬜ P.B.60 ***
  16. Синяя /Blue ⬜ P.B.15:6 *** 7
  17. Ультрамарин / Ultramarine  P.B.29 *** 8
  18. Кобальт синий / Cobalt blue  P.B.28 *** 9
  19. Ярко-голубая / Bright blue ⬜ P.B.15:3 *** 10
  20. Изумрудно-зеленая / Emerald green ⬜ P.G.7 ***
  21. Охра красная / Red ochre  P.R.102 ***
  22. Железоокисная светло-красная / English red ⬛ P.R.101 *** 11
  23. Серая Пейна / Payne's gray  P.Bk.7 P.B.15 P.V.3 **
  24. Сажа газовая / Lamp black  P.Bk. 7 *** 12

*** - светостойкие краски
** - среднесветостойкие краски
* - малосветостойкие краски

*** 1 класс по ASTM
** 2 класс по ASTM
ASTM D-4236 (2004 г.), D4303

⬛ - укрывистые/корпусные краски
 - полупрозрачные краски
⬜ - прозрачные/лессировочные краски

5. Касти: круглые кисти разных размеров (№2, 4, 7-8), можно также плоские (№5, 7) и обязательно флейц 60-100 мм (кисти беличьи, флейц может быть синтетический).

Акварелью можно нарисовать все, что угодно — от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, — просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.

1. Не бойтесь испачкать руки!

Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг — а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.

Для создания текстуры можно использовать пищевую пленку. Приложите ее к листу в изогнутом виде либо прижмите пальцами.

2. Найдите свою бумага для акварели

3. Используйте профессиональные краски

Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.

Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.

Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки

4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания


Вы получаете двойную пользу от рисования растений — сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo

Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.

5. Научитесь смешивать краски

Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!

Вам понравится создавать такие красивые цвета и вариации оттенков и тонов, их количество почти неисчерпаемо.

Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача — собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.

6. Начните с экономной экспрессии

Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.

7. Используйте жидкий грунт под акварель

Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) — просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.

8. Научитесь искусству лессировки

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки — отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.

Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.

Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.

10. Создавайте рисунок без контурных линий

Если времени в обрез, попробуйте технику рисунка акварелью без контура (на чистом листе). Акварель почти не прощает ошибок, однако в то же время она позволяет работать с упоительной быстротой.

11. Добавьте экстрима и экспрессии

Не бойтесь ярких красок и сочетаний. Иногда фотографическая точность является не столь интересной, как индивидуальное видение художника. Порвав с достоверностью цвета, вы почувствуете необычайную свободу.

Рисовала я несколько дней при разном освещении, поэтому оттенки на фотографиях несколько отличаются, прошу не обращать на это особого внимания, т.к. на суть это не влияет.

  1. Плотная акварельная бумага (размер 30х40 или чуть больше).
  2. Акварельные краски (у меня 24 цвета).
  3. Кисти белка/колонок №№ 3, 10.
  4. Акрил белый художественный.
  5. Карандаши чернографитные.
  6. Ластик.
  7. Скотч малярный.
  8. Планшет.
  9. Мастихин (по желанию, можно заменить кисточкой, лучше тонкой круглой синтетикой №3).
  10. Лезвие.
  11. Банка для воды и тряпочка для вытирания кистей.

Крепим лист на планшет с помощью малярного скотча.

Берем карандаши и размечаем лист.

Сначала необходимо общими линиями определить положение основных предметов на листе (в нашем случае это медведь и подушка), прорисовывать более детально можно уже после. Если начать сразу подробно прорисовывать какую-то часть – например, голову – то можно оказаться в ситуации, когда голова нарисована классно, ушло много времени, а пятки не поместились… Придется все стирать и начинать заново, а это не только обидно и досадно, но и портит бумагу. Поэтому необходима предварительная разметка. Причем лучше карандашом твердости НВ и не сильно нажимая.

Прорисовываем детали. Стираем лишние линии.

Откладываем карандаши, наливаем воду, открываем краски. Берем тряпочку с хорошей впитываемостью, чтобы вытирать кисть от лишней воды.

Совет: не берите очень маленькую баночку для воды. Чем меньше объем воды, тем чаще ее надо менять. Если не менять вовремя воду, можно испортить работу – цвета становятся грязными. Акварель к этому очень чувствительна.

Начинаем писать. В этой работе оптимально будет писать по сухой бумаге, т.к. необходимо четко попадать в намеченные контуры цветных предметов.

Сначала яркая розовая подушка.

Затем медведь (лапы и туловище).

Очень внимательно нужно отнестись к области вокруг глаз – они должны остаться белыми!

Нос и зрачки: самое темное – самым последним.

Начинается самое интересное!

Делаем медвежачий мех акрилом. Я использую для этого мастихин. Можно взять тонкую круглую синтетику (кисточку), например №3.

Даем акрилу высохнуть.

Начинаем писать медведя поверх высохшего акрила.

Сначала делаем общую заливку, чтобы убрать белые пятна.

Затем берем маленькую кисточку и начинаем тщательно выписывать шерсть, лапы, уши, щеки, нос… У меня это занимает часы.

Не забываем: от светлого к темному.

Постепенно у нас проявляется объем.

После того, как результат нас более-менее начинает устраивать, переходим к подушке.

Цветовую заливку мы уже сделали, переходим к штриховке.

Еще один момент: если вы штрихуете обычным простым карандашом, то на наиболее темных участках (там, где больше всего штрихов) поверхность приобретает металлический блеск, тени становятся не самыми темными, а самыми блестящими. Мне это не нравится, поэтому я рисую специальными художественными карандашами, которые не дают такого металлического блеска. Но это дело вкуса и возможностей.

Штрихуем по форме, выявляя объем подушки.

Делаем кант и кисточку.

Делаем вертикальную поверхность от левого верхнего угла к нижнему правому.

Штрихи стараемся располагать рядом друг с другом, с равными промежутками, одинаковой интенсивности. Для создания более темных участков проходим по ним несколько раз.

Лучше использовать для фона карандаши мягкости от 2Н до НВ (максимально). Более мягкие карандаши будут больше мазаться, да и сделать равномерно светлый фон ими сложнее.

Карандаши должны быть остро заточенными!

Перед тем, как начать штриховать горизонтальную поверхность, опять возвращаемся к медведю.

После того, как акрил высох, пишем по нему акварелью.

Предела совершенства нет. Можно соскабливать, дописывать, добавлять акрил и снова писать по нему до тех пор, пока не наступит полное моральное удовлетворение от получившегося рисунка.

Не забываем про падающие тени.

Еще раз окидываем работу критическим взглядом. Делаем некоторые акценты (дорисовываем шнурок, проходим по падающим теням на горизонтальной поверхности, по теням на подушке).

Ставим акрилом блики на глаза.

Не забываем поставить подпись.

Снимаем работу с планшета, убираем скотч.

Благодаря креплению скотчем работа не слишком деформировалась в процессе рисования, получился относительно ровный край рисунка и остались белые поля, которые очень пригодятся для дальнейшего оформления работы. Мне больше всего нравится оформление в багет с паспарту под безбликовое стекло.

А теперь предлагаю Вам легкий способ увидеть свою работу другими глазами: ее надо перевернуть.

Если работа нравится и в перевернутом виде, значит мы молодцы!

Надеюсь, что мастер-класс вам понравился и оказался полезным. Желаю удачи!

Если возникнут какие-либо вопросы/дополнения/пожелания, буду рада ответить/дополнить/учесть.

Читайте также: