Как сделать циркуль на коньках

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Простейшие циркули — это оба внутренние с движением 1) вперед и 2) назад, так как они не требуют скрещения ног: в то время как одна, например, левая нога опирается носком (или пяткой) на лед, правая описывает вокруг нее кругообразную линию на внутреннем ребре конька наподобие циркуля. Фигуры эти чрезвычайно легки: сделав внутренний голландский шаг на правой ноге, придают линии такое закривление, чтобы центр описываемой дуги лежал не далее ¾ м от нее, т. е. чтобы радиус дуги равнялся приблизительно одному шагу, и только тогда помещают свободную ногу в этот центр сначала в воздухе, носком вниз, а затем, убедившись, что точка центра найдена приблизительно верно, опускают носок на лед, но мягко, без удара, иначе получается грубое, тяжелое движение. Если поставить ногу на лед слишком рано или слишком поздно, вообще далеко от центра дуги, то, конечно, циркуль будет неудачный. Если же точка опоры избрана довольно верно, то нетрудно посредством вращательного движения плеч в сторону закривления линии заставить все тело и другую ногу описать около найденного центра несколько кругов.

Внутренние циркули особенно легко комбинируются со змейками; например, в двойной змейке (рис. 368) очень легко в точке с поставить левую ногу на носок, а правой, вместо поворота в d, продолжать движение по дуге и, описав так один или два круга, исполнить в точке d требуемый поворот, причем левая нога снова опускается на ребро и продолжает движение по дуге с—а. Или иначе: правая нога в точке d поднимается на носок, а левая описывает около нее круги назад внутрь по продолжению дуги с—f, после чего змейка продолжается дальше.

Для исполнения циркуля на наружном ребре необходимо, чтобы ноги были скрещены, почему наружные циркули несколько труднее внутренних. Наружных циркулей может быть четыре: 1) вперед со скрещением центрирующей ноги спереди, 2) то же, со скрещением сзади, 3) назад со скрещением спереди и 4) то же, со скрещением сзади. Упражняться в первых двух следует, начиная голландским шагом вперед наружу, а в двух последних — назад наружу, причем обращать внимание на указанное выше правило о постановке носка возможно точнее в центр описываемой дуги.

Рис. 376. Циркуль вперед наружу.

Посредством перетяжки, тройки, двукратной тройки, петли, скобки или клюва все описанные шесть циркулей переходят друг в друга, причем получаются очень красивые и замысловатые на вид комбинации. Так например, начав с точки a (рис. 379), циркуль назад наружу на левой ноге со скрещением правой сзади и, сделав в b тройку, переходим во внутренний циркуль вперед; следующая тройка в с возвращает конек снова на задний наружный ход, но со скрещением спереди, сделав в а перетяжку, продолжаем на внутреннем ребре назад; описав небольшой полный круг до той же точки а и избавившись таким образом от неудобного скрещения спереди, новой перетяжкой возвращаемся к первоначальному ходу фигуры. Далее, остановившись в b и сделав клюв (что очень легко при двух точках опоры), получим до а ход вперед наружу со скрещением сзади, в а перетяжка и переход на внутренний циркуль вперед; кружок и новая перетяжка в а дают наиболее трудный переход в циркуль вперед наружу со скрещением спереди. Клюв в точке с возвращает к тому положению, как в начале фигуры после тройки в той же точке с, т. е. к ходу назад наружу со скрещением спереди. Доведя фигуру прежним порядком до тройки b, можно эффектно закончить ее пируэтом на носке правой ноги, что особенно удобно с внутреннего вперед циркуля.

Некоторые циркули могут быть исполнены при помощи острого задка конька вместо носка его, но это некрасиво.

Мы только что сказали, что циркули вообще не трудны. Чтобы повысить оценку их трудности, а также и эффектность исполнения, следует 1) всемерно увеличивать расстояние описываемых дуг от центра (рис. 380 и 381) и 2) исполнять их только в наиболее трудных комбинациях и с очень быстрым ходом.

Гренандер
Рис. 380. Растянутый циркуль вперед наружу
Чернышев Рис. 381. То же назад внутрь

Поворот на двух ногах “Моухок”

Меня часто спрашивают, как можно эффективно и быстро развернуться по ходу вперед на двух ногах. Самый простой поворот – “Моухок” на внутренних ребрах. Его обычно удобно делать при скольжении на высокой скорости.

Суть поворота заключается в быстром переходе с внутреннего ребра одной ноги вперед на внутреннее ребро другой ноги назад. Начать изучение этого поворота лучше на малой скорости. Скользим на внутреннем ребре правого конька. Нога согнута в колене. Правая рука и плечо вынесены вперед. Проскользив немного, разверните свободную левую ногу на 90 градусов к опорной так, чтобы ее пятка оказалась напротив подъема правого ботинка и переступите на нее. Основной момент – в процессе поворота нужно развернуть плечи вдоль линии вашего движения. При этом не забывать вовремя перенести центр тяжести на ту ногу, которая в данный момент является опорной.

Циркуль

Один из красивейших элементов фигурного катания, “циркуль”, можно сделать только на фигурных коньках, так как для его исполнения требуются зубцы. “Циркуль” может послужить базовым элементом для освоения более сложных элементов, например для вращений. Встаньте одной ногой на носок и согните ногу в колене. Перенесите всю тяжесть тела на опорную ногу. Попробуйте начать делать вращения вокруг опорной ноги. Следите, чтобы зубцы оставались на одном месте и не соскальзывали, спина была прямой и голова поднятой.

Подсечка

Для передвижения на двух ногах по кругу используются “подсечка” вперед или назад. Этот шаг является вспомогательным или связующим между основными элементами, и используется, например, для набора скорости перед прыжком. Подсечки можно выполнять как по часовой, так и против часовой стрелки. Разучим подсечку вперед против часовой стрелки. Ведь это самое распространенное направление движения на катках. Начнем с рук. Руки при выполнении всех подсечек подняты надо льдом и ими мы должны как бы обнимать круг, по которому мы катаемся. В данном случае правая рука должна быть впереди и направлена по траектории круга. Левая рука сзади.
Соответственно, и правое плечо выведено вперед. Начало движения такое же как при выполнении дуги на левой ноге на внешнем ребре. Далее подносим правую ногу к левой, не отрывая ее высоко ото льда. Путь правой ноги обязательно должен пересечь путь левой. Правый конек стоит на внутреннем ребре. Одновременно делаем толчок левой ногой и ускоряем движение. Теперь центр тяжести у нас на правой ноге и мы какое то время скользим на одной правой ноге. Очень важно не отталкиваться зубцами. Лезвия должны ложиться на лед всей поверхностью. Далее все повторяется. Теперь очередь отталкиваться внутренним ребром правой ноги. После толчка следите, чтобы свободная правая нога была как можно прямее.

Основные ошибки новичков – толчки на прямых ногах и недостаточное чувство равновесия при скольжении на одной ноге. Вот поэтому надо сначала уделить больше внимания изучению дуг.

Подсечка назад, как ни странно, выполняется легче, чем подсечка вперед. Это обусловлено более естественным положением корпуса. Рассмотрим подсечку назад по часовой стрелке. Принимаем исходную позицию для дуги назад на внешнем ребре на левой ноге. Левая рука и левое плечо отведены назад и являются ведущими. Руки в процессе скольжения должны как бы обнимать круг. Голова повернута назад в сторону движения. Проехав небольшое расстояние на левой ноге, начинаем подводить правую к левой. Конек правой ноги должен быть на внутреннем ребре и пересекать след левой ноги. Вес тела переносится на правую ногу, а левая нога свободна. Толчок в этот момент производится внешним ребром левого конька. Далее левая нога выносится внутрь круга и смещается как к центру круга так и в сторону. Со стороны кажется, что все скольжение происходит на двух ногах. На самом деле ноги работают поочередно, и вес тела по очереди переносится с одной ноги на другую. Основная особенность правильного выполнения подсечки назад – прямой корпус надо слегка откидывать назад, а ноги держать согнутыми. Как будто вы садитесь на высокий стульчик. И ни в коем случае нельзя отталкиваться зубцами!

Отдельное спасибо Маргарите Копыловой, снявшейся в видео

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

З мейки и циркули

3. ЗМЕЙКИ И ЦИРКУЛИ

З мейками называют фигуры, исполненные путём скольжения на обеих ногах сразу, причём ноги поочерёдно несут на себе тяжесть тела и периодически то скрещиваются, вызывая пересечение их следов, то снова скользят рядом, давая ход толчками рёбер коньков без отрыва от льда.

Основным элементом всякой змейки является сложное движение, называемое обводкой (рис. 93) и дающее поступательное движение телу.

Для исполнения обводки вперёд нужно стать на обе ноги, слегка развернув носки врозь и выдвинув правую ногу немного вперёд на наружном ребре, передать на неё тяжесть тела и одновременно со скручиванием корпуса вправо дать внутренним ребром левого конька нажим или толчок без отрыва от льда, удаляя левую ногу от правой как можно дальше и тотчас снова сближая их, причём левая обводится около правой, обгоняя её и скрещиваясь с ней. Одновременно корпус прекращает скручивание, и обе ноги меняют ребро и выходят из скрещения, всё тело наклоняется влево и тяжесть тела переносится на левую ногу, которая таким образом оказывается впереди правой. Если теперь повторить всё это сложное движение в другую сторону, давая нажим внутренним ребром уже правого конька, скручивая корпус влево, обводя правую ногу по льду вокруг левой в скрещение с ней и вновь меняя рёбра обоих коньков с передачей тяжести тела опять на правую ногу, то будет выполнена вторая обводка вперёд, но уже другой ногой. Повторяя эти движения в прежнем порядке, мы научимся довольно быстро скользить по льду такими обводками с периодическим скрещением и раскрещиванием ног.

Таким же образом нужно научиться делать обводку назад, для чего надо стать в исходное положение на обе ноги носками вместе и в дальнейшем действовать вполне аналогично вышеописанному.

Начав с обводки назад, в том же порядке исполняется двойная змейка назад.

Для исполнения очень красивой змейки с корабликом (рис. 96), входящей в очень многие произвольные комбинации, после первой обводки левой ногой вперёд делается сначала только на этой ноге тройка (вперёд-наружу), вследствие чего получается положение внутреннего кораблика вправо; выдержав это положение по возможности дольше, делается и на правой ноге тройка, причём обе ноги скрещиваются (левая спереди правой) и тяжесть тела остаётся на правой; корпус скручивается резко влево и немедленно делается тройка (назад-внутрь) на пятке скрещенной левой ноги; левая выходит из скрещения, после чего тотчас же делается последняя тройка на правой ноге (назад-наружу) и фигурист оказывается в исходном положении для повторения всей цепи движений в другую сторону: обводка правой, тройка на правой, кораблик влево, тройка на левой, тройка на пятке правой и тройка на левой, чем и кончается полное колено змейки. Змейка с корабликом может быть значительно украшена и усложнена, если после первых двух поворотов на каждой ноге, вместо перехода в обводку с правой ноги, быстро сделать ещё два таких же поворота в ту же сторону, так же скрещивая ноги после первого поворота правой ноги (2Т), как и раньше.

Дальнейшее усложнение змеек состоит в том, что первые повороты (тройки) делаются до окончания обводки, именно когда ноги находятся еще в скрещенном положении.

Циркули (рис. 97) можно делать вперёд и назад как на наружном, так и на внутреннем ребре конька; последние много легче первых. Скользя по дуге вперёд-внутрь, надо придать линии такое закривление, чтобы центр описываемой дуги лежал не далее 3/4 метра от неё, т. е. чтобы радиус дуги равнялся приблизительно одному шагу; тогда свободная нога мягко, без удара помещается носком конька в центр окружности, и сильным скручиванием корпуса по закривлению телу придаётся вращательное движение, заставляющее скользящую ногу описать вокруг найденного центра несколько кругов (рис. 97). Совершенно аналогично исполняется циркуль внутрь-назад. Наружные циркули требуют скрещения ног и потому труднее. Все циркули легко комбинируются между собою, а также со змейками и другими фигурами.

Р аздел 15. Вращение на одной ноге. Циркуль назад-наружу. Последовательность шагов.

ВРАЩЕНИЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

В начале вы разучили вращение на обеих ногах, а теперь должны узнать, что почти все вращения в фигурном катании делаются на одной ноге. Есть вращения на всей поверхности конька и на носке. Мы опишем самое популярное вращение — оно известно как вращение на носке.

Предположим, вы делаете его против часовой стрелки. Чтобы почувствовать это, сначала вращайтесь на двух ногах. Когда вращение закончено, но вы еще продолжаете крутиться, правда, уже спокойно, поднимите правую ногу и встаньте на носок левой — вы будете продолжать вращаться на левой ноге. Если вы уже можете это сделать, начинайте разучивать вращение на левой вперед-наружу.

Дальше дается описание движений, подготавливающих к вращению. Отдельные моменты и трудности мы обсудим позже.

Начинайте с вальсовой тройки на правой ноге, при этом оттяните свободную левую ногу в сторону. Глядя в центр круга и хорошо контролируя позицию, сделайте глубокое скрещивание назад, как показано на снимке 43, а. Теперь переходите на левую вперед-наружу (снимок 43,6), располагая руки и плечи перпендикулярно линии движения; голова должна быть повернута в левую сторону. Левое колено сильно согнуто. Бедро левой ноги глубоко в середине круга, который вы вычерчиваете. Правую ногу снимаете со льда (теперь свободная) и проносите по большой дуге, в это время кривая, вычерчиваемая левым наружным ребром, становится все меньше и меньше (снимок 43, в). Если вам удастся превратить скольжение на этом ребре в достаточно маленький круг, то наступит момент, когда вы начнете вращаться, для чего свободную ногу нужно четко вынести вперед, выпрямляя колено опорной ноги, и подтянуть бедро свободной ноги так, чтобы вы могли стать прямо (снимок 43, г).

Старайтесь удержать это положение, пока не сделаете один-два оборота, затем поставьте свободную ногу в положение либо позади, либо впереди колена опорной ноги, как показано на сним-, ке 43, д. Обычно вращение разучивают, ставя свободную ногу сзади или в сторону от опорной ноги. Однако, чтобы оно было по-настоящему быстрым, свободную ногу ставят впереди и затем опускают до положения, показанного на снимке 43, е. Одновременно руки подтягивают к корпусу. Скорость вращения увеличивается. Но для того чтобы поместить ногу впереди, необходима большая практика и хорошо развитое чувство равновесия.

Очень распространенная ошибка показана на снимке 43, г — фигуристка не подтянула левое бедро, а поэтому при вращении не может стать прямо. Вся правая половина тела завалена, и, конечно, она не сумеет отцентровать вращение или набрать большую скорость. На снимке ошибка сильно преувеличена, но и маленькая ошибка может привести к большой беде. Даже достаточно опытный фигурист должен думать о том, чтобы подать бедра или точнее весь таз вперед, — ведь любой наклон назад уменьшает скорость вращения.

s043
Снимок 43. Вращение на одной ноге: a — неправильно
Диаграмма 10. Вращение на одной ноге: а — правильно; б — неправильно

Научитесь выходить из вращения в такой же позиции, в какой вы оказываетесь после прыжка. Перед тем как закончить вращение, отведите руки от корпуса, проконтролируйте положение плеч, смените ноги, а свободную по широкой дуге переведите в ее конечную позицию (снимок 43, ж).

Не старайтесь делать вращение на самом верхнем зубце конька. Пользуются лишь нижним зубцом, и царапанье об лед должно быть очень легким. Если вы посмотрите на лед, то увидете, что зубец делает очень маленькие кружочки.

Сначала новичок больше всего боится закружиться. Но практика и время покажут, что вы скоро привыкнете и это будет очень мало заботить вас.

Можно уменьшить головокружение так: найдите какой-нибудь предмет на катке и, окончив вращение, зафиксируйте на нем свое внимание. Никогда не кружитесь с закрытыми глазами.

ЦИРКУЛЬ НАЗАД-НАРУЖУ

Это движение довольно трудное, но очень эффектное, когда выполняется на хорошей скорости. Однако изучать его нужно на небольшой скорости и очень внимательно.

Встаньте на ребро назад-наружу с помощью вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь, вытянув свободную руку далеко вперед. Теперь оттяните назад носок свободной ноги так, чтобы он оказался в середине круга и зубцом касался льда — сделайте круговое вращение.

На снимке 44, а показана эта позиция. Очень важно, чтобы колено левой ноги было оттянуто назад и внутрь круга.

Распространенная ошибка показана на снимке 44, б, где ясно видно, что колено свободной ноги находится вне круга. Если делать циркуль в таком положении, то ноги могут оказаться как бы связанными, и само движение будет очень некрасивым.

В прежние годы этот циркуль обычно использовали для перехода во вращение, но теперь такой переход считается старомодным. Сейчас его делают очень быстро, широким, размашистым движением на большой площади льда. Когда его выполняют на хорошей скорости, свободную ногу очень далеко подтягивают внутрь круга; зубец конька касается льда до тех пор, пока радиус круга не станет достаточно маленьким, чтобы совершить циркуль.

s044
Снимок 44. Циркуль назад-наружу: б — неправильно

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Уроки фигурного катания для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения

Эстетика фигурного катания заключается в гармоничном слиянии спортивного и художественного начал. С одной стороны - четкое выполнение упражнений под счет, с другой - красивая хореография. Для профессионального обучения необходим тренер, который владеет методиками преподавания дисциплины. Однако самостоятельное изучение тоже возможно.


Онлайн занятия по фигурному катанию помогут выучить основные элементы самостоятельно. Мы подобрали лучшие обучающие видео уроки в бесплатном доступе.

Первое занятие

Подготовка фигуриста включает изучение собственно ледовой техники (художественное катание) и другие виды тренировок (общая физподготовка, хореография). Однако первая тренировка может проводиться без катка, на снегу. Походить в коньках, поприседать, адаптироваться и почувствовать решительность. Выходя на лёд впервые, необходимо следить за положением тела, сводящем к минимуму падения: колени присогнуты, слегка податься вперед руками, спина прямая.

Толчки

Первым делом начинают просто "топать" по льду, нащупывая баланс, уверенность и устойчивость. Затем тренируют толчки. Распространённая ошибка — отталкиваться носком, а не серединой лезвия конька. Начать стоит с отталкиваний от борта и упражнения самокат, когда одна нога постоянно отталкивается, а другая непрерывно скользит (руки держат выпрямленными по бокам).

Скольжения

1. Прямое вперёд - когда отталкиваются с переносом баланса с ноги на ногу, колени мягкие (чуть согнутые). Проверить правильность движения можно по оставленному следу: должен остаться рисунок елочка.

2. Дугообразное вперёд - наклон туловища после толчка внутрь дуги. Важно не подгибать опорную ногу в голеностопе и не перекашивать плечи.

По кругу

Подводящие упражнения

Учиться хорошо держаться и четко выполнять элементы нужно поэтапно. Хорошо помогают подводящие упражнения, частично содержащие элемент, о в более простой форме. Перед катанием по дуге используют змейку (остаётся след с двумя волнообразными параллельными линиями) и фонарик (удаляющиеся и сходящиеся линии за счёт активного разведения и сведения ног). Перед движением по прямой тренируют равновесие на 3 счета: толчок — скольжение — пауза.

Торможение

Остановки можно осуществлять в двухопорном или одноопорном положениях. Самый простой вариант — Т-образный, когда задняя нога давит на внутреннее ребро стопы, а передняя полусогнута. Сложнее выполнять торможение путём резкого разворота обеими стопами перпендикулярно линии движения. Распространены варианты торможений плугом и полуплугом, путём разворотов стоп внутрь или наружу.

Повороты

Троечки — самые легкие среди разворотов, разучиваются из положения с места, потом с движением при фиксации тела вначале и вконце. Перетяжку тренируют, используя ориентиры в виде фишек, снежков, камешков, которые нужно объезжать. Дугу начинают осваивать, скользя спиралью, по извилистым и круговым линиям. В процессе придётся вспомнить уроки геометрии и ознакомиться с понятиями продольных и поперечных осей фигуры, а также коридорными линиями.

Вращения

Начинают с элементарного - кружения на обоих коньках на одном месте, потом с разгона из выпада. Особое внимание уделяют динамике и соблюдению центра фигуры. Освоившись на двойном упоре, переключаются на кружения на одном коньке (меняя правый на левый). Существует изобильное количество вариантов разгона и подступов к вращениям, а также поз: флажок, колечко, бильман, заклон и другие.

Прыжковая техника

1. Элементарные упражнения с прыжками - подскоки на месте и подпрыгивание в движении (по прямой линии и дугообразной), перепрыгивание через препятствие (валик из снега).

2. С полуоборота - на обеих ногах, соскок с одной на обе, блинчики (комбинации из первых двух видов).

Есть несколько видов: перебежки и беговые, четырехшажные переходы и троечные. Перебежки используют как связующее звено между фигурами. Тренировки с беговыми шагами позволяют развить динамику и стремительные скорости. Обычно новички допускают много ошибок при выполнении. Самая распространённая - толкание носками при вертикальном положении туловища.

Работа задом наперед

Спирали

Для овладения непростым элементом стоит пробовать сначала скользить циркулем (внутрь назад и вперед). Скользят сперва на обоих коньках с ровными коленями, затем в плие. Вместо подготовительных элементов берут пистолеты, ласточку и полуласточку, кораблики на согнутых коленях. Поза с поднятой ногой отличается красотой и грацией. Оставшийся на льду след должен иметь плавную кривизну.

Пять типичных ошибок

Подготовка в домашних условиях

Залог удачного прыжка – регулярная практика, не ограничивающаяся катком. Спортсмен должен иметь хорошо развитые мышцы, четкие движения, силу. Довести тело до нужного уровня готовности помогают упражнение дома или в спортзале. Олимпийский чемпион и тренер Федор Климов покажет, как развивать резкость, скручивание, выход из прыжка. Во второй части ролика Федор ответит на вопросы ведущей в мини-интервью: расскажет о мотивации на пути к успеху, деятельности после ухода из большого спорта.

Двойные прыжки

Прыжки появились в конькобежном спорте как необходимость – изначально для забавы использовались водоемы с неровностями; их приходилось перепрыгивать. Уловка со временем превратилась в обязательный художественный элемент, усложненный профи. В этом занятии ведущая познакомит зрителя с шестью вариантами, подробно объяснив принципы исполнения. В подборку вошли реберные (риттбергер, сальхов, аксель) и зубцовые (лутц, флип, тулуп). Перед выполнением следует выучить подготовительный этап (заход).

Волчок со сменой

Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других

Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.

Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.


Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов

Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.

Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.


Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.

Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)

Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.

Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.

Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.

Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.


Типы прыжков — ребро или зубец?

Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.

Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!

Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.

Следующий легкий для понимания прыжок — риттбергер . Его отличительная черта — ноги, скрещенные еще до отрыва фигуриста в воздух. Обычно это выглядит так: спортсмен делает несколько шагов/поворотов, потом заводит левую ногу впереди правой и прямо из этого положения, как ракета, выпрыгивает в воздух.

В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.

Наконец, остался последний реберный прыжок — сальхов . Его можно научиться определять и методом исключения (нет поворота лицом на ход вперед перед отталкиванием, нет заведенной ноги перед другой ногой непосредственно перед прыжкком). Есть и другой способ: в сальхове мах свободной ногой напоминает движение циркуля вокруг собственной оси. Ноги как будто примагничиваются одна к другой на плоскости льда. Видеопример — Камила Валиева. Это мало того что четверной сальхов, так еще и четверной сальхов риппон — обратите внимание, что обе руки подняты наверх в группировке.

С зубцовыми прыжками все несколько сложнее. Тулуп, лутц и флип для начинающего болельщика могут выглядеть совершенно одинаково — удар ногой по льду, немного снега из-под коньков, стремительное вращение в воздухе и приземление. Если утрировать, так оно и есть, но мы же хотим разобраться? Тогда нам придётся внимательно смотреть на ноги.

Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:

У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.

Это давно уже не просто прыжки, а оружие судей, конкурентное преимущество спортсменов и фанатская религия. Все дело в особенностях техники. Оба прыжка исполняются как бы в противоход (противовращательный заход) — после них приземляются как раз на ту ногу, зубцом которой толкаются. И тут все внимание на ребро конька, который скользит по льду в момент отталкивания. Лутц прыгается с внешнего ребра, а флип — с внутреннего. Но многие фигуристы с детства заучивают технику неправильно. Как итог, многие даже в мировом топе могут корректно прыгать только один прыжок, а второй исключают вовсе или регулярно получают от судей понижающие отметки в протоколах. И если неясное ребро, которое можно назвать скорее плоским, наказывается не так строго, то неверное ребро может стоить баллов трех как минимум.


Видеопример — лутц Александры Трусовой:

Тройной флип Алины Загитовой:

Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого

Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.


Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.

Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.

Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.


Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.

В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:

Прыжки выше потолка сложности

Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.

  • В частности, в короткой программе у одиночников может быть только три прыжковых элемента, один из которых — каскад. Ещё у женщин в короткой запрещены четверные, поэтому прыжков сложнее тройного акселя в ней не бывает.
  • В произвольной программе правила устанавливают норматив на семь прыжковых элементов. Три из них в каскаде, четыре в виде сольных прыжков.

Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 10 человек(а).

Аксель является одним из самых сложных для выполнения прыжков в фигурном катании, а если вы предпочитаете зубцовые прыжки, обучиться ему еще труднее. Эта статья поможет вам научиться выполнять аксель или подскажет некоторые нюансы, которые вы упустили, обучаясь прыжку.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 1

Скользите на правой ноге назад-наружу, убедитесь, что вы набрали достаточную скорость и сохраняете баланс. Ваши руки должны быть подняты.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 2

Перейдите на левую ногу и согните левое колено. Скрестите руки на груди, локти немного согнуты. Эти действия должны быть выполнены очень быстро, так как вы будете в воздухе.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 3

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 4

Выбросьте правую ногу в воздух, держа ее согнутой, чтобы набрать высоту, как если бы вы становились на стол.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 5

Теперь ваше тело начнет вращение, убедитесь при этом, что вместе с телом поворачивается и правая нога, которая заходит сзади вокруг левой ноги, таким образом, вы находитесь в обратном вращении в воздухе.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 6

Прижмите руки так сильно, как сможете, поместите их чуть ниже правого плеча и вращайтесь, пока не достигнете направления, противоположного тому, откуда вы начали вращение (это одиночный аксель).

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 7

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 9

Для выполнения акселя вы можете составить для себя руководство по прыжку и мысленно повторять его во время прыжка, чтобы направлять себя.

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 10

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 11

Изображение с названием Do an Axel in Figure Skating Step 12

Скажите себе "Подъем". Вытолкните скользящую ногу, используя носок, поднимите колено и сомкните руки.

Читайте также: