Как сделать цимбалы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.08.2024

Цимбалы – старинный и уникальный, струнный ударный, белорусский народный музыкальный инструмент. Цимбалы — символ нашей культуры и её национальное достояние.

История первых цимбал начинается с Ближнего Востока. По раскопкам удалось выяснить, что ещё четвертом тысячелетии до нашей эры использовались первые инструменты на территории Древнего Шумера. Так, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, изображены музыканты с инструментами, похожими на горизонтальные арфы.

А также цимбалы упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, а именно в книге пророка Даниила.

Цимбалы имеют очень богатое звучание: они могут звучать как фортепиано и даже как колокола. Тембр его можно охарактеризовать как светлый и нежный, но в то же время яркий и протяжный.

Приемы и техники игры на инструменте включают: пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, благодаря которым музыка цимбал и является такой разнообразной.

Ноты для цимбал записываются в двух ключах: скрипичном и басовом, как и для фортепиано.

Тот факт, что цимбалы имеют различное звучание, привлекает особое внимание композиторов уже не одно столетие. В числе известных композиторов: Ференц Эркель, Ференц Лист, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Бела Бартока, Франц Легард.

Сегодня цимбалы популярны не только у белорусского народа, их любят в Украине, Польши, Венгрии, Словакии, Словении, Молдавии, Румынии, Сербии, Чехии, Латвии, Армении, Греции, Китае, Индии и многих других странах.

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как сделать цимбалы своими руками . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как сделать цимбалы своими руками .


Цимбалы — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Цимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.


У ассирийцев был свой инструмент триганоном, похожий на примитивные цимбалы. Он имел треугольную форму, был девятиструнным, звук извлекался при помощи ударов палочек.
Цимбалоподобные инструменты существовали в Древней Греции — монохорд, Китае — чжу.
В Индии роль цимбал выполнял — сантур, струны которого делали из травы мунджа, а играли бамбуковыми палочками. Кстати, по мнению историка Н. Финдейзена цимбалы в Европу принесли цыгане. Именно этот кочевой народ в V веке н.э. начал свой исход из Индии пополнив ряды малороссов, белорусов и других славянских племен.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.


Большую роль в усовершенствовании цимбал сыграл венгерский мастер В. Шунда, он увеличил количество струн, усилил раму, добавил демпферный механизм.При дворах русских князей цимбалы появились в конце XV века. В 1586 году королева Англии Елизавета, сделала подарок русской цапице Ирине Фёдоровне в виде музыкальных инструментов. Среди них были и цимбалы инкрустированные золотом и драгоценными камнями. Красота и звучание инструмента, просто очаровали царицу. Большим поклонником цимбал был и царь Михаил Фёдорович. При его дворе играли цимбалисты Милентий Степанов, Томило Бесов и Андрей Андреев.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны знаменитый цимбалист Йоган Баптист Гумпенхубер, развлекал придворную знать своей виртуозной игрой, удивляя всех чистотой исполнения.
Большое признание, цимбалы получили на землях Украины, войдя в музыку народного творчества. Струны в цимбалах сначала натягивали по одной, две для каждого тона , а то и по три — хоры струн. Цимбалы имели диапазон от двух с половиной до четырех октав.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование правильного кистевого удара у ученика на первоначальном этапе обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: индивидуальный.

Обеспечение урока: цимбалы, молоточки, нотный материал, пульт, дневник ученика.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Дата проведения: 16 марта 2020 г.

Ученик: Головин Марк, 1 класс цимбал.

Учитель: Пашинская Анжела Владимировна.

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока: формирование правильного кистевого удара у ученика на первоначальном этапе обучения.

Задачи открытого урока:

закрепление игровых навыков;

формирование умения ученика работать с нотным материалом.

воспитание у ученика творческого отношения к музыкальному материалу;

воспитание навыков самоконтроля.

развитие самостоятельности в контроле над игровым аппаратом;

развитие навыков слухового контроля.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: индивидуальный.

Обеспечение урока: цимбалы, молоточки, нотный материал, пульт, дневник ученика.

- личный показ учителя на инструменте;

- репродуктивный (воспроизведение выученного текста).

2. Основная часть:

работа над кистевым ударом в упражнениях;

3. Заключение:

4. Рефлексия.

Краткая характеристика ученика.

2. Вступительное слово.

Ударом принято считать основной прием звукоизвлечения на цимбалах, который в основе своей имеет движение руки, снабженной специальным приспособлением для извлечения звука – молоточком.

Сейчас, Марк, мы ненадолго окунемся в историю. Раньше цимбалы лежали на коленях, и музыканту было неудобно играть и следить за тем, чтобы инструмент не сползал с колен. Затем к цимбалам сделали специальные ножки. Это изменило посадку, дало свободу корпусу и рукам цимбалиста.

Один из важнейших моментов правильной постановки рук – правильная посадка за инструментом.

Руки должны быть выше струн. Сидеть нужно на полстула, не прислоняясь к спинке. Корпус следует держать ровно, свободно. Инструмент ставится таким образом, чтобы исполнитель был точно в центре инструмента. Пусть не смущает то, что центральная подставка цимбал чуть левее корпуса играющего. При такой посадке удобно играть во всех регистрах цимбал – высоких и низких. Расстояние корпуса цимбал от туловища на ширину ладони.

Руки должны не отводиться как крылья и не прижиматься к туловищу. Как они находятся вдоль тела, в такой же позиции они остаются и за инструментом.

Звукоизвлечение ударом делится на 2 разновидности:

а) весовой удар (всей рукой);

б) кистевой удар (кистью).

В действительности, каждая из разновидностей находится в тесной взаимосвязи с другой.

Ключевым моментом звукоизвлечения ударом является правильное расположение рук и молоточков по отношению к инструменту. Для правильного исполнения ладони с молоточками располагаются ребром к струнам, свободно двигаясь во все стороны инструмента.

Важно владеть обеими руками в одинаковой степени. От природы наши руки развиты неравномерно. И необходимо систематически и целенаправленно работать над развитием рук, чтобы добиться независимого владения каждой руки в отдельности.

Во время работы над кистевым ударом большую роль играет то, как ученик будет держать молоточки. Держать их следует не напряженно, они не должны быть крепко зажаты пальцами. Молоток должен колебаться, рикошетировать (рикошетирование – т.е. многократное исполнение одной рукой любого звука). Плечи не должны быть приподняты, это приводит к зажатости всего корпуса.

Вся рука от плеча до кисти должна быть свободной.

На начальном этапе обучения для освоения кистевого удара мы будем применять упражнения профессора Гладкова Евгения Петровича.

Следим, чтобы рука была ровная, молоток свободный, кисть тоже свободная.

Подходим к гаммообразным пассажам.

Гамма C-dur в среднем регистре цимбал по 1,2,3 удара в умеренном темпе. Арпеджио.

А теперь сделаем для твоих рук небольшой отдых. Проведем разминку.

Гамма C-dur в две октавы четвертными и восьмыми нотами в умеренном темпе. Арпеджио. Октавы ломаные и двойные.

Работа над произведениями.

Когда ученик исполнил пьесу, проводим анализ:

- понравилось ли тебе твое исполнение?

- что было не так?

Работаем отдельно над каждой репризой:

- над ритмически ровным исполнением шестнадцатых нот.

После исполнения учеником произведения проводим такой же анализ, как и с первым произведением:

- понравилось ли исполнение;

- что было не так;

3.Заключение:

Работа над кистевым ударом – ежедневный, кропотливый труд, который требует постоянного внимания ученика и контроля и терпения учителя.

Домашнее задание: повторять упражнения на обе руки, контролировать, чтобы руки не были зажаты, а наоборот, были свободны в движении. Пьесы исполнять в умеренных темпах, правильной аппликатурой рук, со всеми динамическими оттенками.

Самоанализ деятельности и ее результатов.

В конце урока мы задаем ученику вопросы, которые позволяют ему дать оценку уроку.

Читайте также: