Как сделать цифровую дистрибуцию

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Цифровая дистрибуция или цифровое распространение [1] — способ распространения цифрового контента (компьютерных игр, аудио, электронных книг, фильмов, графики и прочего программного обеспечения) без использования материального носителя, как правило, состоящий в загрузке через Интернет на конечное устройство пользователя [2] . Преимущество цифровой дистрибуции заключается в лёгком и быстром поиске и приобретении копий необходимого программного обеспечения.

Существует несколько вариантов покупки прав на использование программного обеспечения (ПО):

Оплата права использования программного обеспечения, как правило, производится с использованием банковской карты или платёжных систем интернета с последующим получением серийного номера (SN).

Активация копии скачанного программного обеспечения происходит по следующей общей схеме: на основе серийного номера и сгенерированного DRM уникального кода оборудования, удалённый сервер активации возвращает активационный код, дающий возможность запустить защищённую копию ПО. В дальнейшем возможна деактивация и повторная активация на другом компьютере.


Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.

Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.

Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.

Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.

Tune Core

Ещё один гигант на рынке цифровой дистрибуции музыки. Некоторые считают TuneCore единственным дистрибьютором, работающим с DIY-исполнителями. Несмотря на это в своей заметке Ари говорит, что TuneCore давно потеряли человечность — якобы после покупки сервиса компанией Believe Digital дистрибьютор превратился в бюрократическую махину, которую интересуют только прибыли. Так это или нет — вопрос открытый.

После своей продажи TuneCore стал младшей дочкой Believe Digital одного из крупнейших музыкальных дистрибьюторов на рынке. Такое положение гарантирует дополнительную надёжность: TuneCore — крупный игрок, который работает как часы. Пользование сервисом платное, оплачивается на ежегодной основе. В обмен на взнос TuneCore не берёт комиссии с ваших доходов, отдавая исполнителю все заработанные на музыке средства. Радоваться не стоит: далеко не все размещения освобождены от комиссий — например, размещение музыки в YouTube сопровождается сбором 20% от доходов.

Так как компания крупная, то работает она подобно любому другому крупному игроку в любой другой отрасли. Сервис платный, дорогой, но в обмен предлагает только самые необходимые функции и удобную статистику. Музыку размещают только на самых крупных площадках — Spotify, Apple Music, Amazon. Из полезных для российских музыкантов опций — возможность размещения в Яндекс.Музыке.

Несколько лет назад TuneCore заключили партнёрское соглашение с Royalty Solutions, что позволило пользователям зарабатывать на каверах. Для этого можно купить стандартную лицензию за $59 с неограниченным размещением, либо ограниченную лицензию за $15, по которой разместить кавер и заработать на нём можно только при соблюдении определённых условий (читайте соглашение!).

К слову, у TuneCore присутствует несколько историй успеха, когда размещаемые и продвигаемые ими исполнители получали миллионы прослушиваний и отличные продажи. Среди таких счастливчиков — Рон Поуп и Boyce Avenue. На волне успехов TuneCore даже запустил собственную подкомпанию по сбору роялти TuneCore Publishing.

Пока вы изучаете через какую платформу лучше выложить свою музыку, подумайте о ее продвижении через нас: schmusic продвижение музыки.

direct artist platforms

Распространение музыки также старо, как и сама музыкальная индустрия. Даже те компании, которые выпускали сами ноты, пользовались услугами печати партитур и доставкой в магазины. Это была (и остается на данный момент) роль дистрибьюторов: доставлять музыку в магазины. Коротко и просто.

Соответственно, большинство дистрибьюторов музыки превратились из менеджеров цепочки поставок в провайдеров цифровой инфраструктуры и администраторов прав. Вот почему, для ясности, мы оставим нюанс физического распределения вне сферы (пока) и вместо этого сосредоточимся на цифровом рынке.

Как работает распространение цифровой музыки?

Сегодня сделать песню доступной для слушателей по всему миру так же просто, как загрузить файл в интернете. Итак, почему по-прежнему существует необходимость в посреднике по распространению.

— Неужели композитор не может это сделать сам?

Ну не совсем. Дистрибьюторы являются неотъемлемой частью цепочки звукозаписи, взяв на себя три основные роли:

1. Распространение релизов на DSP (direct artist platforms)

  1. Всем слушателям
  2. На всех платформах
  3. В день релиза

Конечно, артисты могут (технически) загружать свою музыку в iTunes сами. Однако даже Apple предложит вам обратиться к дистрибьютору, чтобы убедиться, что метаданные релиза соответствуют требованиям платформы. В настоящее время некоторые из самых крупных сетей цифровой дистрибуции утверждают, что поставляют более 600 онлайн-магазинов — и все эти разные DSP, вероятно, будут иметь разные стандарты метаданных. Это делает практически невозможным ручное управление распространением цифровой музыки.

2. Распределение роялти

В любом случае, подсчет роялти сложен. Представьте, если Spotify, Amazon Music или Apple должны были выплачивать эти роялти напрямую каждому артисту на платформах. Даже если им удастся правильно получить все метаданные и банковские реквизиты, административные расходы будут расти. Кроме того, сами правообладатели не будут в восторге от получения оплаты отдельно от каждой из цифровых платформ.

Таким образом, дистрибьюторы восполняют этот пробел, выступая в качестве сортировочной установки для отчислений роялти, переходящих от DSP к правообладателям, и следят за тем, чтобы каждый доллар находил свой путь обратно в индустрию звукозаписи (в то время как роялти за композицию / публикацию проходят через конвейер CMO, PRO и издателей).

Это две основные роли дистрибьюторов — распространение музыки исполнителя и передача лицензионных отчислений обратно правообладателям. Однако это не означает, что все дистрибьюторы на этом останавливаются. Напротив, большинство игроков на рынке расширили свое предложение далеко за пределы этих базовых услуг агрегирования.

3. Стратегия распределения и торговый маркетинг

Таким образом, чтобы получить желаемое распространение, артист должен пройти через них. Тем не менее, редакция не может разговаривать с тысячами менеджеров артистов и инди-лейблов каждую неделю — так же, как потоковые сервисы не могут распределять роялти напрямую правообладателям. Сфера их деятельности просто не позволяет этого. Вступление в DSP для обеспечения выгодного размещения на платформе является непростой задачей даже для крупнейших независимых лейблов — просто потому, что им не хватает объема каталога.

Music distribution, how it works 1

Music distribution, how it works 2

Почти все дистрибьюторские компании занимаются торговым маркетингом, но степень такого участия может быть очень разной. Некоторые из них предоставят своим клиентам набор инструментов для продвижения и передовые практики о том, как передать работу редакционным командам, другие получат специальную команду плейгеров плейлистов за вашим релизом и представителя, который проконсультирует вас по вашей стратегии распространения (если вы стоите их времени). Распределение ландшафта столь же разнообразно, как и любая другая часть бизнеса.

новоформатные лейблы независимых артистов


Текст: Джейхун Мамедов

Иллюстраци: Александр Черепанов для Inc. Russia

Из блогеров в музыканты

— За последние два года индустрия глобально изменилась. Артист уже не может позволить себе выпускать музыку раз в три месяца или полгода, ставить ее на радио и потом в течение двух кварталов снимать сливки. Сейчас ты должен присутствовать в инфополе максимально часто, производить максимально много контента вокруг своего релиза. Блогеры, как никто другой, к этому приспособлены, — объясняет Тимур Тахаутдинов, экс-директор по развитию DNK Music.

DNK Music в цифрах:

300 артистов,

3 тыс. треков выпущено,

24 сотрудника,

2x — ежегодный рост доходов лейбла.

— Блогер понимает, что релиз продукта в одной соцсети не даст мощного результата, поэтому адаптирует его под каждую соцсеть и создает дополнительный контент для каждой аудитории, — объясняет заместитель директора DNK Music Владислав Деньгин. — В наше время одной песни недостаточно: нужен визуал, инфоповод, диалог с аудиторией. Мы стараемся привить это отношение к контенту своим музыкантам.

— Начинать сразу с чартового артиста рискованно. У него много входящих запросов, и начинающее издательство может просто не успеть их разгрести. Для этого нужна отдельная команда, а это уже просто неэффективно с точки зрения расходов. К тому же хайпующие артисты периодически исчезают — бизнес не должен зависеть от них, — объясняет Диденок.

Сумму первоначальных вложений в запуск издательства основатель DNK Music не называет, при этом замечает, что каждый месяц на зарплаты сотрудников, аренду, авансы и съемки уходит несколько миллионов рублей.

Издательская модель бизнеса на музрынке

  • Поиск артистов и отбор репертуара.
  • Подготовка и дистрибуция композиций.
  • Продвижение релиза на площадках.
  • Разделение доходов со стриминга.

Примеры на рынке — мейджоры Sony, Universal и Warner.

Разница между треком и песней

DNK Music, как и мейджор-лейблы Sony, Universal и Warner в России, работает по издательской модели. Здесь проект — не сам артист, а выпущенная им песня или альбом, объясняет Тимур Тахаутдинов. Все процессы внутри таких компаний построены на том, чтобы выпустить песню, продвинуть ее, максимально высоко закинуть в чарт и с нее зарабатывать.

Инструменты продвижения современных артистов

  • Таргетированная реклама в соцсетях.
  • Контекстная реклама на YouTube.
  • Посевы в тематических сообществах и каналах.
  • Инфлюенс-маркетинг: для подрастающего поколения — зумеров и альфа — это инструмент более эффективный, чем традиционные каналы рекламы (пример тому — TikTok, благодаря которому треки попадают в топ-чарты).

Источники доходов издательства (средняя квартальная разбивка)

55% — цифровая дистрибуция: доходы с цифровых платформ и спецпроектов со стриминговыми сервисами.

25% — расширенная монетизация музыкального контента: караоке, синхронизация, мобильный контент, пиратские сайты, авторские общества.

10% — коммерческие проекты музыкальной индустрии.

5% — рекламные интеграции в клипы и соцсети артистов.

5% — концерты фокус-артистов.


Россия для грустных


Тимур Тахаутдинов

экс-директор по развитию DNK Music

Характеристики музыкального рынка в России

Депрессия как повод

19 апреля 2019 года был выпущен первый совместный альбом рэперов Mayot и Seemee — Scum Off The Pot. Этот день считается началом работы лейбла cplus и первым шагом к популярности артистов тогда еще неизвестного широкой публике творческого объединения Melon Music.

Идея лейбла пришла не сразу. Рудич выписал на доску имена своих друзей, которых можно вовлечь в проект, и думал, что из этого можно собрать. Список походил на креативное агентство с визуальным продакшеном и проектным менеджментом.

Договориться с Believe у Рудича не получилось, и первый релиз Mayot и Seemee в итоге выпустили через музыкальное агентство steezy, в котором работали знакомые Рудича. Релиз он продвинул в BOOM (сейчас VK Music) через знакомого редактора. В сумме на продвижение альбома Mayot и Seemee ушло 150 тыс. руб. личных сбережений. За первый квартал каталог cplus принес около 5 тыс. руб. Спустя три месяца сумма выросла до 100 тыс. руб. Далее с каждым кварталом доход лейбла увеличивался вдвое. На сегодня Scum Off The Pot суммарно собрал 7,7 млн прослушиваний на площадках.

Лицензионный договор с крупнейшим дистрибьютором Believe Рудич все же подписал. Это получилось сделать через знакомого по Rhymes Music, который работал лейбл-менеджером Believe. После подписания контракта весь каталог cplus перетянули на платформу дистрибьютора.

26 человек в команде,

10 подписанных артистов,

x3 рост лейбла за год,

7,7 млн прослушиваний собрал первый альбом, выпущенный cplus.

Пранк, вышедший из-под контроля

  • Менеджмент находится в ежедневном контакте с артистами.
  • Дистрибуция отгружает композиции на платформы и собирает метаданные.
  • Продакшн, включающий штатных продюсера, оператора и монтажера, занимается съемкой сниппетов и клипов.
  • Дизайн-отдел оформляет релизы — рисует для них обложки.
  • Реклама и пиар продвигают релизы и артистов.

Концертами артистов лейбла занимается компания — Waves Booking.

Жесткого деления артистов на категории на cplus нет. Между тем Рудич указывает, что все артисты лейбла работают по контрактам 360°, в который входит работа по всем основным направлениям: мерчу, дистрибуции, менеджменту, рекламе, концертной деятельности, видеоклипам.

В погоне за временем

На второй год существования cplus вышел на самоокупаемость. Сейчас самые прибыльные направления — дистрибуция и концерты. Они приносят доход примерно поровну. Среди других источников дохода — рекламные интеграции и мерч.

С мерча, как уверяет Рудич, можно зарабатывать больше, чем с дистрибуции и концертов. Это, по его словам, часть фан-сервиса и к нему можно отнести любой другой продукт (футболку, постер, игрушку), способный создать у фаната ощущение причастности к сообществу исполнителя. В коммерциализации сообщества Рудич видит будущие источники дохода лейблов.

— Музыкальный рынок России живет в прошлом, и любой артист среднего звена на Западе сильнее нашего топового. Мы просто догоняем, и я пытаюсь сократить эту дистанцию, — заключает Рудич.

Читайте также: