Как сделать чтобы ребенок родился умным

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Мы уже писали про то, как важно питаться максимально разнообразно во время беременности — хотя бы потому, что это помогает плоду еще в утробе знакомиться с различными вкусами и видами пищи. Новое открытие, сделанное учеными, говорит о том, что определенные продукты, которые должны быть в рационе беременной женщины, способствуют развитию умственных способностей ребенка.

Несколько лет назад специалисты провели исследование с участием грызунов, которое показало: употребление будущими матерями продуктов с повышенным содержанием такого питательного вещества, как холин, оказывает положительное влияние на когнитивные функции их потомства.

Теперь подобные тесты были проведены с участием почти трех десятков беременных женщин, которые были поделены на две группы. Первой группе в течение всего третьего триместра ежедневно давали по 480 миллиграммов холина (это на 30 миллиграммов больше минимальной суточной дозы), второй же доставалось по 930 миллиграммов.

Оказалось, что у детей, родившихся у второй группы матерей, более высокий уровнь IQ, чем у малышей, чьи мамы потребляли меньшее количество холина в течение последних трех месяцев беременности.

Ученые подчеркивают, что современные беременные женщины потребляют недостаточное количество холина, поскольку многие диетологи выступают против продуктов, в которых он содержится в изрядном количестве. Речь, например, идет о яйцах и беконе, известных не только как составляющие традиционного английского завтрака, но и как источники холестерина.

Однако это важнейшее для развития когнитивных способностей будущего ребенка вещество есть и в других продуктах; холином богаты рыба, курица, брокколи, молоко, печень, орехи и зернобобовые (горох, фасоль, чечевица). Так что вот вам еще один повод включать в рацион самые разные полезные и вкусные продукты. Даже бекон уже оправдан!

Сегодня белоруски все чаще стали рожать первенцев даже не в 30, а в 40 лет. О том, в чем плюсы позднего материнства, как сохранить женское здоровье надолго и какие обследования рекомендуется проходить будущим матерям, рассказывает врач акушер-гинеколог Наталья Шустовская.


Юные женщины реже становятся матерями, чем зрелые

— Сегодня среди белорусок наблюдается тенденция к более позднему материнству. По данным ВОЗ (за последние 15 лет), количество женщин, родивших первого ребенка после 30, увеличилось на 20%. Тех, кто родил первенца после 40 лет, стало на 50% больше, чем несколько лет назад.

В Беларуси средний возраст матери при рождении малыша в 2010 году — 27,3 года, в 2015 году — 28,6 года. При рождении первого ребенка в 2010 году — 24,9 года, в 2015 — 26 лет.

— Еще 10-15 лет назад врачей могли удивить роженицы после 35, сегодня редкость те, кто рожает в 18. Возраст после 30 воспринимается как норма.

Врач объясняет, что роды с 18 до 20 лет уменьшились за последние пять лет более чем на 2 тысячи. Молодые женщины реже становятся матерями, чем возрастные.

— Думаю, это связано с тем, что идет работа по контрацепции. Девушки становятся более грамотными и сознательно подходят к вопросам пополнения семьи. И все же мы, гинекологи, рекомендуем рожать первого ребенка до 30 лет.

Врач объясняет: несмотря на расхожее мнение о том, что организм после родов омолаживается, это не совсем так.

Минусы позднего материнства

Чем старше становится женщина, тем больше проблем со здоровьем у нее накапливается, тем тяжелее она переносит дополнительную нагрузку на организм в виде беременности. Не так легко могут проходить и роды.


При желании иметь ребенка после 35 лет необходимо исключить возможные причины неудач. Например, наступление беременности и ее течение могут быть осложнены из-за миомы матки, генитального эндометриоза. Плюс после 35 лет физиологически уменьшается количество яйцеклеток, соответственно женщине тяжелее забеременеть. Могут мешать хронический пиелонефрит, повышенное артериальное давление, заболевания щитовидной железы.

— С другой стороны, все индивидуально. Если женщина до 35 лет не имела хронических недугов, бесплодия, выкидышей, неразвивающихся беременностей, то у нее есть все шансы родить здорового малыша.

Плюсы рождения ребенка после 30 лет

После 30-35 лет чаще всего женщина уже обладает материальным достатком. Имеет свою квартиру, стабильный доход. Это создает благополучные условия для жизни малыша.

— Часто родители после 30-35 более активно занимаются воспитанием ребенка и его интеллектуальные способности проявляются еще ярче. Так что поздний малыш в семье — это не плохо, а, наоборот, отлично для родителей.

— И все же почему, на ваш взгляд, белоруски начали рожать позже?

— Медицина развивается. Отчасти поздние роды объясняются тем, что женщины с бесплодием, пройдя все возможные методы лечения и не добившись результата, прибегают к ЭКО в возрасте постарше.

К тому же сегодня девушки позже вступают в брак или создают семьи повторно и решают иметь общих детей, несмотря на наличие старших. У меня есть знакомая, которая в 40 лет успешно стала матерью и родила второго ребенка с разницей в 16 лет. Пара счастлива, и малыш тоже.

Есть и те, кто рожает, например, в 39 лет с разницей в возрасте у детей — 18 лет. Так бывает, когда у женщины есть неудачный опыт беременностей и она долго не решается на повторные.

— Позже 35 обычно рожают второго или третьего ребенка. Часто это происходит в семьях с хорошим достатком и у тех, кто действительно любит детей. Сохраняется процент тех, кто рожает по случайности, без планирования малыша. И есть еще одна группа родителей: старшие дети выросли и они рожают еще одного ребенка, чтобы было, чем и кем заниматься. Это тоже похвально. Единственное, таким будущим родителям и матерям, в частности, необходимо проходить детальные обследования еще до беременности.

Чтобы родить здорового ребенка, важно предварительно пройти обследование

Радует, что женщины в 30-35 лет чаще более осознанно подходят к планированию семьи и не пренебрегают врачебными осмотрами. Мазки, УЗИ органов малого таза, скрининг на половые инфекции, анализы крови, прием смежных специалистов — вот перечень обследований для будущей матери.

После 35 лет врачи также рекомендуют будущим матерям пройти генетическое консультирование. Особенно, если есть неудачные беременности в анамнезе или генетические заболевания. Все это исключает риск развития у ребенка различных серьезных недугов, в том числе и синдрома Дауна.

— Возрастным беременным также предлагается амниоцентез (исследование околоплодных вод, — прим. И.Р.). Делать подобное обследование или нет, решает сама будущая мать или ее семья.

Тем, кто планирует малыша после 35 лет, необходимо не забывать о здоровом образе жизни, пить фолиевую кислоту до беременности (для исключения пороков нервной трубки будущего ребенка). Плюс можно проследить за количеством фолликулов в яичниках на УЗИ. И в случае не нормы, не откладывать беременность. Ведь быть матерью хорошо в любом возрасте: и в 20, и в 30, и в 40 лет.


Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.


При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.


Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Плюсы беременности после 40

Минусы беременности после 40

После 40 - тяжелое протекание беременности

Основной минус, когда вы откладываете рождение ребенка на возраст после 40 лет, состоит в том, что чем дольше вы ждете, тем сложнее забеременеть.

Ваши шансы на успех после 40

Хотя эффективность ЭКО снижается после 35 лет, шансы на успех при использовании донорской яйцеклетки остаются высокими и 28% случаев заканчиваются родами здорового ребенка.

Для женщины после 40 лет, использующей донорскую яйцеклетку 20-летней или 30-летней женщины, уровень риска невынашивания и хромосомных дефектов соответствует возрасту женщины-донора!

Читайте также: