Как сделать чтобы ребенок держал правильно ручку

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Один из важных навыков, который мы приобретаем в дошкольном возрасте, - это навык рисования и письма, поэтому перед всеми родителями встаёт вопрос, как научить ребенка правильно держать ручку . В зависимости от того, насколько хорошо овладеет малыш этим навыком, по-разному может сложиться его будущая школьная успешность. Существует множество способов, как научить ребенка держать ручку , мы рассмотрим некоторые из них.

Клювик

Предложите малышу сделать из указательного, среднего и большого пальца клювик, этим клювиком нужно поймать конец карандаша или ручки. Ту часть, которой дальше будете писать или рисовать, нужно упереть в лист бумаги так, чтобы карандаш/ручка оказались перпендикулярны поверхности листа. Чтобы научить ребенка правильно держать письменную принадлежность осталось только клювиком плавно съехать вниз по карандашу вплоть до нужного положения над бумагой.

Салфетка

Иногда сложности могут возникнуть из-за того, что дети не понимают, что же делать с теми пальцами, которые не делают клювик на карандаше, а поэтому хватают карандаш кулачком. Чтобы это предотвратить достаточно взять простую бумажную салфетку, сложить её, чтобы получился маленький валик, и попросить ребенка удерживать её свободными от клювика пальцами.

Короткий карандаш

Ещё один способ, с помощью которого станет понятно, как обучить ребенка правильно держать ручку , это дать ему очень короткий карандаш или восковой мелок. Для этого требуется совсем небольшой карандаш – длиной всего в несколько сантиметров (такой, которым взрослому было бы писать очень неудобно). Из-за маленького размера его сложно схватить кулачком и писать, поэтому ребенку придется подстроиться и взять его правильно.

Специальные устройства

Сейчас в канцелярских магазинах огромное количество предметов, которые помогут вам научить ребенка правильно держать ручку . К ним относятся, например, специальные резиновые насадки, которые сделаны такой формы, чтобы было легче правильно взять карандаш или ручку. Ещё существуют ручки-самоучки, они обычно трёхгранные, что тоже облегчает малышу задачу.

Кроме перечисленного, не стоит забывать и об общем развитии мелкой моторики пальцев рук. Для этого стоит заниматься лепкой из пластилина, собиранием больших и маленьких конструкторов, нанизыванием бус, перебиранием мелких предметов (типа крупы), пальчиковой гимнастикой и рисованием, а также массажем.


Правильный захват ручки или карандаша не является естественным навыком для ребенка. Этому нужно учить. Если пропустить момент, ребенок детсадовского возраста, а затем и младшеклассник, привыкнет держать руку при письме неправильно. Как тренировать правильный захват, рассказывает учитель начальных классов Наталья Крючкова.


Фото из личного архива

Учитель подчеркивает, что неправильный захват во время письма чреват тем, что рука начнет уставать. Ребенку будет непросто справляться с работой во время урока, начнет затягивать выполнение домашнего задания.


© Depositphotos

Есть несколько уловок, с помощью которых ребенка можно научить держать ручку во время письма правильно, — делится опытом Наталья Крючкова:

Используйте более короткие карандаши и мелки

Чем короче карандаш, тем меньше места для его удержания. Поэтому дети начинают активно работать большим и указательным пальцами. Если ребенок любит рисовать мелом, предлагайте ему сломанные мелки.

Учите переворачивать карандаш большим и указательным пальцами

Выполняйте тренировку таким образом: вы держите карандаш в своей руке острым концом по направлению к ребенку. Тот захватывает его большим и указательным пальцами. Вы постепенно поднимаете карандаш вверх, а ребенок, в свою очередь, подхватывает его средним пальцем. Таким образом тренируется правильный захват.

Просите ребенка держать под указательным и мизинцем небольшой предмет

Предложите ребенку кидать дротики

Игра в дартс отлично развивает правильный захват. Если у вас нет ее нет, можно приобрести просто дротики, чтобы играть в безопасном для окружающих людей месте. К примеру, в лесу: нарисуйте на дереве цель и тренируйтесь.

Используйте тренажеры для правильного захвата

(Глава из книги М.Безруких “Как научить ребенка писать красиво”)

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки.

“Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Ноги вместе. Стопы стоят на полу или подставке.

Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.

image4

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову (А – для правшей, Б – для левшей).

image5

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.

image3

Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти должны немного выступать за край стола.

В моём классе мы заучили маленький стишок:

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда “проделали” достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.”

А ещё оказывается есть специальная “Ручка-самоучка” (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)

Если ребенок левша?

  • ручка должна составлять одну линию с рукой;
  • рука при этом должна располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, – на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела; – правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

Какой ручкой писать?

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;

Итак: Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.”уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Держите пять: как научить ребенка брать ложку или ручку правильно - слайд

Самая неожиданная новость для многих родителей: ребенка не придется учить держать ручку или ложку правильно, если он изначально правильно развивался. То есть эта способность у нас заложена уже на генетическом уровне.

Правильный захват с рождения

Как это получается? С самого первого и важного рефлекса младенцев – хватания. Младенец захватывает ваш палец, если вложить его в руку, даже способен удерживать вес своего тела в захвате. А вот удержать предмет/игрушку малышу пока трудновато.

После года ребенок способен держать карандаш и рисовать, в этот момент важно предлагать укороченные карандаши, мелки, карандаши-камушки, чтобы не было возможности взять карандаш в кулак, а только захватить карандаш тремя пальчиками. Постепенно можно увеличивать длину карандаша, при этом стараться вкладывать карандаш правильно.

Если малышу неудобно брать карандаши/ложки в трехпальцевый захват и он все время норовит переложить в кулак, надо обратить внимание на развитие мышц плеча и предплечья и большой грудной мышцы — именно эти мышцы управляют точностью мелкой моторики.

Если двигательный стереотип сформировался, понадобится время и тренировки, чтобы научиться держать карандаш правильно. Иногда требуется дорасти до более осознанного возраста, чтобы ребенок был способен сам контролировать этот процесс.

Но когда дети упорно перекладывают ложки/карандаши в кулак, а в более старшем возрасте продолжают держать эти предметы неправильно, есть повод понять и устранить возможные физиологические помехи:⠀

  • Гипермобильность суставов (когда суставчики слишком подвижны). Причина может быть в обмене веществ.
  • Повышенный или пониженный мышечный тонус в плечевом суставе.
  • Напряжение в большой грудной мышце.
  • Родовые травмы.
  • Подвывих или перелом ключицы.
  • Смещение шейных позвонков.
  • Младенческие рефлексы, которые вовремя не угасли.

Что значит НЕПРАВИЛЬНО

Теперь давайте разберемся, какой захват мы называем неправильным.

▪️ При письме большой палец оказывается заметно ниже указательного.

▪️ Ручка лежит на безымянном или указательном пальце, а не на среднем.

▪️ Пишущие принадлежности удерживаются щепотью.

▪️ Пальцы располагаются либо слишком близко к поверхности тетради, либо очень высоко.

▪️ Свободный кончик ручки направлен в сторону шеи, а не плеча.

▪️ Во время рисования или письма перемещается листок бумаги, а не рука.

▪️ Нажим или слишком сильный, или слишком слабый.

Как ПРАВИЛЬНО

▪️ Ручка укладывается на подушечку верхней фаланги среднего пальца.

▪️ Большой палец удерживает ручку слева. Если ведущая рука левая, то захват зеркальный.

▪️ Указательный палец ложится на ручку сверху. Он также помогает удерживать пишущие принадлежности, но если приподнять его, то ручка не упадет и в этом положении можно продолжать писать или рисовать.

▪️ Безымянный и мизинчик могут располагаться свободно или прижиматься к ладошке.

▪️ Кисть при этом расслаблена.

▪️ Оптимальное расстояние от пальчиков до поверхности стола не менее 1,5 см.

Как поставить руку

Отличная подготовка руки к письму в раннем детстве — правильные игры и занятия: нанизывание бус, шнуровка, развязывание узелков, лепка и аппликация, игры с крупами; пальчиковая гимнастика; штриховка, обведение по контуру, раскрашивание.

Хорошо ставит руку игра в дартс. Захват дротика + дифференциация мышечного тонуса (сила, с которой нужно кидать дротик) = идеальная тренировка.

Дошкольникам лучше почаще рисовать карандашами — чтобы разобраться с силой нажима. Выбирайте трехгранные карандаши — их сложнее взять в руку неправильно.

Хороший способ научиться держать ручку — рисование мелкими кусочками мелков. Их не взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

Фокус с салфеткой — подойдет, если ребенок держит ручку больше, чем тремя пальцами. Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку. Салфетку можно заменить мягким мячиком или ватным шариком.

Нужно тренировать мышцы вокруг суставчиков на пальчиках. Это помогают делать пальчиковые игры с резинками, упражнения от нейропсихологов, известный всем эспандер или вязания на пальчиках.

Читайте также: