Как сделать чтобы ездить на мотоблоке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Нужны ли права на мотоблок

Во время сезонных работ на приусадебных участках или дачах актуальным становится вопрос, как водитель может управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли для этого специальные разрешения или права. Подробный разбор правил нужно начать с определения статуса мотоблока.

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом

Мотоблоком называют мобильную энергетическую технику или малогабаритный трактор, который преимущественно используют для сельскохозяйственных работ. Одной из проблем становится доставка конструкции к месту назначения. Как управлять мотоблоком с прицепом, нужны ли права или особые разрешения – это отдельные вопросы, требующие пояснений.

Мотоблоком управляют вручную. Для этого используют рулевые штанги, которые находятся в руках оператора. Назначение техники – окучивание и вспахивание земли. Это значит, что для полевых работ такой трактор нужно привезти заранее, используя прицеп или грузовой автомобиль.

Мотоблок на поле

Мотоблок на поле

Именно так предпочитают поступать владельцы дач, удаленных от городской зоны. В некоторых случаях до участка или огорода можно добраться на самом мотоблоке, оснашенном прицепом.

Обычно спереди прицепа расположено сиденье, что позволяет оператору не просто идти за конструкцией, а управлять ею из положения сидя. С этими особенностями связаны правила езды по дорогам.

Для вождения малогабаритной техники с прицепом автомобильных прав не требуется. Навыки управления владельца не важны, но только в том случае, если он работает внутри своего участка и не выезжает за пределы.

Если вы поедете на мотоблоке с прицепом по трассе или планируете преодолевать таким способом большие расстояния, где есть дороги общего пользования, то права категории A вам необходимы.

Нужно ли ставить мотоблок на учет в ГИБДД или технадзоре

Мотоблок – отдельная категория техники, для использования которой от владельца не требуется регистрационных документов. После приобретения регистрировать и создавать учетную запись не нужно.

Чтобы управлять техническим средством, достаточно иметь права категории A. Тот, у кого есть отметка о наличии минимальной категории, знает ПДД. Этого достаточно.

Правила езды на мотоблоке с прицепом

Часто владельцы мотоблоков с прицепами выезжают на дороги общего пользования. Целью таких поездок становится доставка техники к месту работы. По правилам КоАп РФ, это будет нарушением, облагаемым штрафом, если у водителя нет прав.

Малогабаритная техника не предназначена для езды по общим трассам, так как создает существенный риск развития опасной ситуации. По правилам, к группе дорог общего пользования относится не только полотно, но и обочины с тротуарами.

Где можно ездить

Скорость мотоблока с прицепом

Малогабаритный трактор должен передвигаться по автомобильным дорогам со скоростью не более 50 км/ч. Это связано с особенностями конструкции и техническими возможностями транспорта.

Мотоблоки для работы

Мотоблоки для работы

Следует учитывать, что низкая скорость накладывает на водителя определенные ограничения и обязательства.

Особенности управления мотоблоком с прицепом

Если вы собираетесь ездить на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования, то вы должны быть готовы:

  • предъявить по мере необходимости права категории A;
  • оборудовать конструкцию передними ходовыми огнями и светоотражающими элементами.

Опознавательные знаки помогут обозначить ваше транспортное приспособление как участника дорожного движения в темное время суток. Это закреплено в правилах частично. И является не жестким требованием, а, скорее, рекомендацией, направленной на соблюдение правил техники безопасности.

Помимо этого, необходимо правильно рассчитывать время для маневра, пропускать транспортные средства вперед, чтобы не создавать опасную дорожную ситуацию. Нельзя занимать центральную часть полотна, если речь идет об однополосной дороге.

На мотоблоке, где предусмотрено одно место для оператора, категорически запрещено перевозить людей или животных. Штраф грозит и нетрезвому водителю такой малогабаритной техники.

Что делать, если транспорт клонит в сторону

ВУ категории A позволяет управлять простыми транспортными средствами типа мотоцикла или мопеда. В данном случае езда на мотоблоке с прицепом может быть приравнена к передвижению на мотоцикле. Это связано не только с конфигурацией приспособления, но и с особенностями управления.

Во время езды на мотоблоке часто возникает такая ситуация, когда одну из сторон начинает клонить.

Причин для этого может быть несколько:

  • разность давления в покрышках;
  • неправильное перераспределение нагрузки;
  • различие рисунка протекторов.

Другими словами, чтобы мотокультиватор не клонило в сторону при езде по ровной дороге, следует проверить, хорошо ли накачаны шины, нет ли перегруза.

Штрафы за нарушения правил езды на мотоблоке с прицепом

Мы выяснили, что двигаться на мотоблоке по общим дорожным полотнам без прав категории A нельзя. Отсутствие удостоверения говорит о том, что водитель не имеет представлений об элементарных правилах дорожного движения. А, значит, возникает опасность аварийной ситуации.

Если инспектор ДПС увидит на трассе мотоблок, то он обязательно запросит водительское удостоверение. Его отсутствие прав приводит к назначению штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей. Если правило нарушено водителем не в первый раз, то сотрудник ДПС изымает мотоблок и отправляет на штрафную стоянку. Тогда владельцу придется заплатить штраф около 50000 рублей.

Нужны ли права на мотоблок? Можно ли ездить без прав на мотоблоке?

Можно ли ездить без прав на мотоблоке? Популярный вопрос у людей, которые часто используют сельскохозяйственные агрегаты для транспортировки мелких грузов. Фермер или садовод может не покидать пределов дачного кооператива, перемещаться непосредственно на собственной территории, однако периодически приходится доставлять технику в сервис или на техосмотр к мастеру, для чего требуется воспользоваться трассой общего пользования. В такой ситуации вопрос с разрешительными документами будет как никогда актуальным.

Можно ли ездить без прав на мотоблоке?

Можно ли ездить без прав на мотоблоке?

Мотоблоком называют уменьшенную копию или прототип крупной сельскохозяйственной техники, например – трактора. Такие агрегаты передвигаются медленно, могут использоваться для ухода за небольшим участком земли. Где можно ездить на мотоблоке? Из-за специфики технического оснащения такие устройства не могут использоваться для проезда по асфальтированной трассе. Для чего нужен мотоблок:

  • разрыхление почвы на дачном участке;
  • культивация растительности, сбор урожая;
  • посев зерновых.

С практической точки зрения, мотоблок не может использоваться для передвижения по асфальту, так как считается сельскохозяйственной техникой. Однако нередки ситуации, когда такие агрегаты становятся причиной ДТП на дороге, поэтому есть некоторые юридические аспекты, помогающие водителям лучше ориентироваться на практике.

  1. Нет номерных знаков.
  2. Отсутствуют поворотники.
  3. Нет сигнальных и световых фар.
  4. Агрегат не прошел регистрацию в дорожной инспекции.

Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?

Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?

Именно по этой причине за езду на мотоблоке в городе могут оштрафовать. Для управления не нужны права, но санкция может последовать, если инспектор ГАИ заметить такой агрегат на дороге.

Какие права нужны на мотоблок?

Так как вождение подобных агрегатов не требует оформления водительских прав, владелец может использовать сельхозтехнику на территории дачного участка, в пределах одного поселка, где вероятность столкнулся с другими участниками движения – минимальна. Чтобы обезопасить себя, стоит оформить права типа А, которые применяются для вождения мототранспорта. У подобной сельхозтехники малый объем двигателя, как и у мотобайков, поэтому данная категория отлично подойдет для владельцев минитракторов.

Кроме документа, необходимо оформить паспорт по управлению сельскохозяйственными агрегатами. Данное требование применяется к предприятиям и компаниям, которые применяют транспорт для коммерческих целей. Организацию могут оштрафовать, даже если мотоблок передвигался по обочине, не мешал дорожному движению. В случае с использованием аппарата в личных целях, права и разрешения не нужны, так как подобный процесс изначально не предусмотрен на законодательном уровне.

Можно ли на мотоблоке ездить по дорогам?

Можно ли на мотоблоке ездить по дорогам?

Ответ однозначный – нет. Нередко на дорогах, примыкающих к сельской местности, можно увидеть водителей, которые свободно передвигаются на мелкой сельхозтехнике. Несмотря на отсутствие обязанности получать права, водителю могут выписать штраф за следующие нарушения:

  1. Использование или передвижение на самодельной технике.
  2. Создание препятствия или аварийной ситуации на дороге.
  3. Передвижение по трассе или проезжей части на транспорте без прав или разрешения.
  4. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Основной вид санкции – препятствие дорожному движению, которое объединяет вышеописанные моменты. В такой ситуации оператор мотоблока будет расцениваться как пешеход, который является источником повышенной опасности для других участников движения. Действия дачника будут переквалифицированы в нарушение общественного порядка. При этом вина и наказание, а также судебные разбирательства могут быть такими же, как и в случае с водителем легкового авто.

Запреты для водителей

Как и для владельцев легковушек, так и для тех, кто использует мелкую сельхозтехнику, существует ряд ограничений и требований к личным действиям, за нарушение которых последует штраф за езду на мотоблоке. Кроме путешествия по трассам общественного пользования, владельцам мотоблоков запрещается:

  • ездить без прав, паспорта или других разрешительных документов, даже если движение происходит по обочине;
  • садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • заезжать на частную территорию или участок предприятия без разрешения;
  • использовать для передвижения трассы без конкретных опознавательных знаков, которые могут относиться к дорогам частного или общего пользования;
  • парковать агрегат в непосредственной близости от легковых машин, другой спецтехники или возле пешеходного перехода, тротуара.

Кроме того, запрещается создавать любые помехи для машин или пешеходов, преграждать движение, даже если это обусловлено острой необходимостью. В случае поломки или другой ситуации, нужно использовать предупреждающие сигналы и специальные знаки.

Когда права нужны по закону?

Не осведомленные в технических нюансах дачники могут приобрести минитрактор под видом мотоблока. Такие агрегаты отличаются более высокой посадкой, мощным мотором. Для управления уменьшенной копией трактора необходимы права, разрешение от ГИБДД. Категория прав – тип А или F, если по результатам техосмотра устройство признают крупной сельскохозяйственной техникой.

Перед тем, как приобрести моторный блок, стоит поинтересоваться в отделении ГИБДД о необходимости регистрировать данную модель, получать разрешительные документы. Это поможет в дальнейшем избежать штрафов и неприятностей на дороге.


Зимние функции мотоблока

Современные мини-трактора обычно приобретаются вместе с тележкой. Поэтому в зимнее время эту технику можно использовать для перевозки самых разнообразных грузов и вывозки мусора.

Коммунальщики уже давно используют мини-трактора при уборке снега. Ведь эта техника со специальным навесным оборудованием (роторный снегоуборщик, навесной отвал) позволяет очень быстро и качественно очистить от снега большую площадь с самым разным покрытием. Поэтому владельцам мотоблоков можно взять этот опыт на вооружение, чтобы не зависеть от работников УК и избавить свой двор или небольшую дорогу от сугробов даже самой снежной зимой.

Как завести двигатель в холод

Сначала обращаем особое внимание на систему охлаждения двигателя:

Затем переходим к подготовке основных узлов и агрегатов мотоблока:

  • тщательно очищаем технику от грязи;
  • меняем масло в двигателе и редукторе (марка обычно указана в инструкции, но в любом случае во время зимней эксплуатации используется масло с пониженной вязкостью и особыми синтетическими присадками);
  • выкручиваем свечи, чтобы очистить их от нагара и заменить при необходимости.
  • Устанавливаем свечи обратно.

Подготовительные работы проведены. Теперь стоит поговорить о месте хранения мини-трактора. Идеальным вариантом в этом случае будет теплый гараж или другое помещение с плюсовой температурой. Ведь в этом случае владелец мотоблока не заметит проблем с запуском холодного двигателя.

Некоторые умельцы успешно запускают моторы мини-тракторов в сильные морозы при помощи специальной эфирной присадки, купить которую можно в специализированных магазинах.

Переходим к непосредственному запуску, процедура которого зависит от топлива.

Напоминаем, что заправлять двухтактные моторы чистым бензином нельзя. Поэтому не забудьте приготовить топливную смесь.

  • стравливаем воздух;
  • проверяем уровень масла и солярки;
  • открываем кран подачи топлива;
  • включаем зажигание и плавно поворачиваем ручку газа приблизительно до половины.

В любом случае перед началом работы следует прогреть мотор в течение 10-12 минут на холостом ходу. Этого времени будет достаточно для того, чтобы разогревшееся масло равномерно распределилось по всем трущимся поверхностям мини-агрегата.

Как подготовить мотоблок на хранение зимой

Специалисты утверждают, что грамотная подготовка любой техники к зимнему хранению, является самым надежным способом увеличить срок ее эксплуатации. Поэтому всем владельцам мотоблоков не повредит знакомство с инструкцией по консервации мини-тракторов перед осенне-зимним сезоном. Процедура эта состоит из нескольких этапов:

  • тщательно промываем и очищаем мотоблок с навесным оборудованием от грязи;
  • сливаем бензин или дизтопливо;
  • запускаем мотор и дожидаемся полной остановки;
  • очищаем и, при необходимости, заменяем фильтры;
  • заменяем масло;
  • выкручиваем свечи;
  • заливаем в двигатель несколько капель масла;
  • проворачиваем пару раз коленвал вручную, чтобы на деталях КШМ образовалась пленка;
  • снимаем аккумулятор (если он есть) и помещаем его на хранение в теплое место;
  • обрабатываем все металлические поверхности антикоррозийными составами (можно использовать масло).

Во время хранения необходимо время от времени нажимать на кик-стартер, чтобы предотвратить залипание колец. Кроме того, аккумулятор стоит периодически подзаряжать, чтобы максимально увеличить срок его службы.

Каковы минимальная и максимальная скорости мотоблока и как их регулировать?

На сегодняшний день мотоблоки являются, пожалуй, самым распространенным видом мини-техники сельскохозяйственного назначения. Случается так, что пользователей некоторых моделей перестают удовлетворять показатели скорости и производительности агрегата. Приобретать новую модель довольно накладно. В этом случае можно попытаться модернизировать свое устройство.

Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, заточенный для проведения разнообразных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях почвы.

Его назначение – выполнение пахотных работ на земельных участках малого и среднего размеров, обработка земли с помощью бороны, культиватора, фрезы. Также мотоблочные устройства могут обрабатывать посадки картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы (при использовании прицепа).

Также возможно использование дополнительного навесного оборудования для расширения перечня задач, выполняемых этим мощным, незаменимым во многих случаях агрегатом: прицеп-тележка для перевозки грузов весом до полутонны, фрезы, бороны и т. д.




Существуют бензиновые и дизельные разновидности мотоблочных устройств. В большинстве своем дизельные агрегаты мощнее своих бензиновых собратьев. В ценовой категории побеждают работающие на бензине устройства – они дешевле. Но выбор во многом зависит от величины земельного надела и частоты использования этой техники, ведь дизельное топливо доступней бензинового.

Мотоблочные устройства бывают двух- и четырехколесной конфигурации. Не у всех устройств предусмотрена функция реверса – заднего хода.



Самые быстрые модели

Для начала выясним, какие же мотоблоки считаются самыми скоростными? Есть ли преимущества у отечественных производителей или пальма первенства безоговорочно принадлежит зарубежным конкурентам?

Кстати говоря, довольно трудно определить безусловного победителя по показателю максимальной скорости, ведь мало того, что на сегодняшний день моделей мотоблоков различных производителей просто великое множество, так и возможна самостоятельная модернизация этого многофункционального сельскохозяйственного агрегата.

Количество и показатели скоростей мотоблока зависят от двигателя и коробки передач, установленной в агрегате.




У мотоблоков МТЗ-05, МТЗ-12 предусмотрено 4 скорости при движении вперед и 2 – назад. Минимальные скорости соответствуют первой передаче, при переключении на следующую скорость возрастает. Для вышеуказанных моделей минимальная скорость при продвижении вперед составляет 2,15 км/ч, при обратном движении – 2,5 км/ч; максимальная же при переднем ходе – 9,6 км/ч, при заднем – 4,46 км/ч.







Как регулировать скорость?

Иногда получается так, что хочется изменить быстроту движения вашего мотоблочного устройства: увеличить или, что случается довольно редко, уменьшить ее.

Для увеличения скорости передвижения мотоблочных агрегатов обычно применяют один из двух нижеприведенных методов:

  • замена колес на большие по диаметру;
  • замена пары шестеренок редуктора.

Обычный диаметр колес практически всех мотоблоков составляет 570 мм. Чаще всего при замене подбирают шины с диаметром, который больше данного примерно в 1,25 раза, – 704 мм. Хоть разница в размерах сравнительно невелика (всего 13,4 см), скорость движения существенно увеличивается. Конечно, если конструкция позволяет поставить более крупные шины, можете попробовать увеличить выигрыш по скорости.



Шестереночная пара, установленная в колесном редукторе, обычно состоит из двух шестеренок с числом зубчиков 12 у маленькой и 61 у большой. Можно изменить этот показатель на 18 и 55 соответственно (только у специалистов в центрах обслуживания сельхозтехники), тогда выигрыш в скорости составит примерно 1,7 раза. Не пытайтесь самостоятельно провести операцию по замене шестеренок: здесь очень важно подобрать не только качественные детали с минимальными погрешностями, но и соответствующий шкив. Важную роль играет и фиксаторная пластина вала редуктора.

Логически рассуждая, уменьшения скорости передвижения мотоблока можно добиться исполнением диаметрально противоположных действий – уменьшить диаметр шин или количество зубчиков на шестеренчатой паре.



Возможное решение увеличения скорости состоит и в регулировке переключателя газа: когда включается аппарат, переставьте его из первой позиции на вторую. Для понижения быстроты движения верните в исходную позицию. Конечно, для изменения скорости в меньшую сторону не нужны специальные уменьшители – достаточно не переключаться на высокие передачи.

Также возможные решения проблемы увеличения скорости мотоблока – замена мотора на более мощный и модернизация либо установка системы сцепления (в некоторых устаревших моделях она не предусмотрена).



Может помочь увеличить скорость (особенно на неровном рельефе или тяжелых почвах, где часты пробуксовки техники из-за недостаточного веса агрегата) и установка утяжелителей. Их можно изготовить и собственноручно из металлических деталей. Утяжеляющие конструкции устанавливаются на раму мотоблока и колеса. Для рамы понадобятся металлические уголки, из которых формируется самодельная съемная конструкция, то есть вы легко сможете ее снять в случае отсутствия надобности. На эту съемную дополнительную раму прикрепляют дополнительные балластные грузы. На колеса нужны диски из стали и полнотелые железные болванки с поперечным сечением в виде шестигранника. Эти детали свариваются и вставляются в ступицы. Для надежной фиксации используют шплинты, которые устанавливают в специально подготовленные отверстия.

Конечно, если под рукой нет круглых стальных элементов, вы можете заменить их практически любым подручным материалом: изделиями из железобетона или даже уплощенными круглыми флягами из пластика, внутрь которых засыпан песок.

Не забывайте о соблюдении равновесия: грузы на колесах должны быть равны по массе, а по раме – равномерно распределены, иначе возникнет перекос, из-за которого при выполнении поворотных маневров ваш агрегат может завалиться набок.



Для ускорения мотоблока с тележкой при плохих погодных условиях – снег, слякоть, раскисшая от проливных дождей почва – можно поставить гусеницы (если конструкция позволяет). Этот метод требует установки дополнительной колесной пары и приобретения гусениц из резины довольно большой ширины. С внутренней стороны гусеничного полотна прикрепляют ограничители для надежной фиксации резины и предупреждения соскакивания ее с колесной пары.

Также для этой цели можно заменить родную коробку передач на аналогичное устройство с пониженной передачей – для облегчения преодоления препятствий.

И не забывайте о профилактике: чаще меняйте масло, регулярно смазывайте все узлы своего механического друга, следите за состоянием свечей, меняйте изношенные детали на новые.



Если вы хорошо ухаживаете за агрегатом, соблюдаете все рекомендации по эксплуатации устройства, проводите регулярные профилактические техосмотры, то мотоблок будет выдавать максимум своих возможностей в отношении скорости и производительности.

О регуливке скорости почвофрезы мотоблока смотрите в видео ниже.

Читайте также: