Как сделать чтобы дети дружили между собой

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 08.09.2024

Как понять, есть ли у вашего ребенка проблемы в общении? Лидер он или чувствует себя лишним в компании сверстников? Отличает ли плохое от хорошего? И что делать, если у него совсем нет друзей?

В книге есть все, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, когда вас нет рядом. Давайте посмотрим ↴

Не все гладко

Внутри три части: первая — о правильном понимании дружбы и ее роли в жизни ребенка, вторая — о том, как справляться с трудностями в дружеских отношениях, третья — о проблеме буллинга.

Все люди разные. И все дети хотят дружить. Именно поэтому в книге есть главы для родителей особенных детей: с РАС, ЗРР и СДВГ.

Почему важно дружить

Дети учатся ладить друг с другом благодаря дружбе. Для них — это источник веселья и радости, умение сопереживать, по-разному воспринимать те или иные события, отличать правильное от неправильного, договариваться и разрешать конфликты.

В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия. Книга рассказывает, как научить ребенка всему этому.

Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.


Отпусти меня

Чрезмерная опека родителей, когда они слишком активно вмешиваются в жизнь ребенка и контролируют каждый его шаг, вредит. Стоит найти баланс между контролем и самостоятельностью.

Если вы не ограждаете ребенка от сложных ситуаций и позволяете искать из них выход, это положительно влияет на его самооценку. Чрезмерная опека может сформировать у ребенка мнение, что мир слишком страшен и обойтись без взрослого нельзя. Это может навредить развитию и сделать ребенка беспомощным в глазах сверстников.


Меня никто не любит

Подозреваете, что ваш ребенок не признан в коллективе? Проверьте себя и ответьте на эти вопросы.

— Выглядит ли он встревоженным в компании других детей, опасается ли их, относится ли к ним настороженно?

— Подходит ли он к другим детям, чтобы поиграть с ними и/или начать разговор?

— Демонстрирует ли он какие-то негативные эмоции, связанные с его отношениями с одноклассниками?


Затем предложите ребенку нарисовать, то, что происходит на игровой площадке и как он там себя чувствует. Вы можете изобразить конкретных людей и записать их мысли и речь. Это поможет ненавязчиво определить, есть ли проблемы.

Как помочь ребенку, если его травят

Когда родители узнают, что их ребенка травят в школе: их одолевает буря эмоций — от паники до замешательства. И многие не понимают, как им действовать в подобной ситуации.

Во-первых, важно понять, что такое буллинг. Неоднократное исключение ребенка из общей деятельности, игнорирование его или отказ общаться с ним могут считаться буллингом и травмировать так же, как и физические издевательства (удары, пинки, толчки).


Если ребенка игнорируют или исключают из игр — это тоже может быть буллингом

Если вы поняли, что ребенка травят:

— Не говорите ему, что это нормально, такова жизнь и не стоит переживать.

— Не говорите, что он должен разобраться сам.

— Не предлагайте не обращать внимания на агрессоров: дети, подвергающиеся издевательствам, не могут проигнорировать их или забыть о случившемся.

Пассивный подход может привести к усилению тревоги и даже к депрессии. В этом случае ребенок еще больше замкнется в себе и в будущем не пойдет на откровенный разговор с вами.

Естественное желание взрослых — защитить ребенка: от проблем в школе, конфликтов и сложных отношений. Но задача родителей другая: мы должны советовать и направлять, помогать и объяснять, рассказывать о своем опыте, выслушивать и делиться — эмоциями, мыслями, умением дружить и любить. Это и есть счастливый билет во взрослую жизнь, который мы так хотим подарить нашим детям.

Вовлекать их в совместные активности, чтобы у них были общие переживания - это больше всего сближает. Не давать поводы для ревности и соперничества между детьми. Это всё, что вы можете сделать со своей стороны. Нельзя подружить кого-то насильно, если дети слишком разные и не находят общего языка.

У меня погодки. Тоже очень хочу, чтобы они дружили и задаюсь подобными вопросом.. Но они регулярно дружат и регулярно ссорятся. Думаю, важно не создавать условий для вражды. Не выделять кого-то одного в вашей любви или внимании, стараться реже ставить одного в пример другому или делать это в отношение обоих с одинаковой частотой..

Родителям хочется, чтобы братья и сестры держались друг за друга, а те постоянно ссорятся и дерутся. Чтобы максимально снизить накал страстей между детьми: 1. Избавиться от стереотипов относительно младшего ребенка. Дети в семье рождаются в определенном порядке, который нужно сохранять в отношениях. Старший ребенок учится ответственности, младший — уважению. Важно. Читать далее


Если у вас есть несколько детей, то вы, вероятнее всего, знаете, что они находятся в состоянии практически постоянной ссоры. В этом нет ничего страшного - не существует такой пары детей, которая бы вообще между собой не ссорилась. Однако при этом нужно знать рамки и уметь установить их для детей так, чтобы и они это осознавали. Поэтому вам нужно знать, каким должно быть воспитание, чтобы ваши дети в итоге выросли настоящими друзьями.

Начинайте как можно раньше

воспитание

Даже подросткам вы сможете привить уважение друг к другу, но сделать это будет значительно сложнее, чем детям, которые еще даже не пошли в школу. Именно поэтому вам нужно начинать как можно раньше прививать вашим детям любовь и уважение друг к другу. Сделайте хорошие отношения между ними приоритетом как для себя, так и для них самих.

Учите их думать "мы", а не "я"

Каждый человек в душе хотя бы немного эгоист. Что уж говорить о маленьких детях, которые еще не научились мыслить категориями и оценивать ситуацию с логической точки зрения. Поэтому для вас это идеальный момент научить их думать не только о себе. Если у вас два ребенка, то вам нужно их обоих учить представлять себя как "мы", а не только как "я", чтобы между ними как можно быстрее устанавливалась родственная связь.

Демонстрируйте позитивные способы разрешения конфликтов

Как говорится, все приходит из семьи. И если ваши дети постоянно ссорятся между собой и кричат друг на друга из-за каждой мелочи, то вам не стоит сразу же пытаться переделывать их - начните с себя. Если вы как родители решаете все свои проблемы ссорами и криками, то как детям узнать, что существует другой способ. Помните, что с тех пор как у вас появились дети, вы стали для них ролевой моделью. Соответственно, вам нужно вести себя так, как вы хотели бы, чтобы в итоге вели себя ваши дети. Демонстрируйте им позитивные пути решения конфликтов и учите их пониманию и сдержанности.

Признание и похвала для всех

Может, один ребенок выиграл чемпионат по футболу. А другой принес домой все контрольные работы, сданные на "отлично". Убедитесь в том, что каждое достижение всех ваших детей вы отмечаете особым вниманием, не упуская ничего из вида. Ведь если вы будете праздновать только успехи одного ребенка, а второму через плечо бросать, что он "молодец", не стоит ждать, что этот второй ребенок будет хорошо относиться к первому. Даже если он ничего не добивается - вам нужно уметь ободрить его, похвалить за старание и сказать, что вы им гордитесь. Потому что все ваши дети уникальны, и каждый из них заслуживает вашего признания в равной степени.



Умеют ли дети договариваться?

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией; ;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Игровая деятельность для развития умения договариваться

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

Можно предложить такие игры.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Советы по формированию детской договороспособности

Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.

Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: