Как сделать чтоб езид женился на русской

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В Екатеринбурге развернулась настоящая шекспировская драма, густо замешанная на национализме, религиозной нетерпимости и средневековом мракобесии.

Как рассказал Софья, высылки сына в Армению была не первой попыткой родителей оказать влияние на ситуацию. Мусу до этого вывозили на Север, чтобы прекратить их общение, но он оттуда сбежал.

По ее словам, Муса пять километров пытался спастись от преследователей, которые бросились за ним. Когда силы кончились, он спрятался под машину, и его родственники пробежали мимо. Молодой человек позвонил в 11-е отделение полиции и сообщил о случившемся. Ему предложили приехать и написать заявление.

Сейчас Муса находится в городской больнице. Медики диагностировали ему сотрясение мозга и ушиб легкого, ему предстоит операция. Он подтвердил, что конфликт основан на межнациональной розни, так как родители хотят, чтоб он женился именно на езидке.

Генджи Агитович заявил, что сын специально везде жалуется на произвол, так как знает, что не единокровная жена для езидов является позором.

По его словам, сделать уже ничего нельзя, так пусть живут в любви и согласии, и будут счастливы.

Молодожены езидская свадьба

Езиды – это народность, проживающая в основном в северной части Ирака и разговаривающая на курдском языке. Они имеют свою тысячелетнюю историю происхождения и интересные исторические традиции, в том числе и свадебные.

В настоящее время езидские свадьбы получили широкое распространение и в России, поэтому они уже не являются такими экзотическими, как раньше. Рассмотрим подробнее, как же проводятся езидские свадьбы, и какие традиции на них существуют.

Традиции езидской свадьбы

Перед езидской свадьбой обязательно проводятся смотрины, или по-нашему сватовство. В старые давние времена невесту молодому сыну выбирали его родители, в частности мама. Молодой человек не имел права выбора.

Гости сообщают хозяевам дома о цели своего визита, а те в свой черёд впускают их в свой дом, чтобы поговорить. Родители, считающие, что их дочери ещё рано вступать в брак, должны вежливо отказать гостям.

Осмотреть предполагаемую невесту гости могут, попросив её принести попить воды. При этом один из гостей очень медленно пьёт воду, чтобы более близко посмотреть на девушку, а она, в свою очередь, ждёт возврата стакана в свои руки.

Если девушка приглянулась гостям, то они обговаривают с хозяевами дома дату своего будущего визита.

Если в итоге переговоров родители невесты соглашаются выдать свою дочь замуж, родители со стороны жениха одаривают её каким-либо ценным подарком, например, золотым кольцом. Это свидетельствует о том, что смотрины прошли успешно и далее следует начинать готовиться ко дню обручения.

Езидские свадьбы принято начинать с самого утра в доме жениха, куда обязательно приглашают музыкантов.

Гости со стороны жениха торжественно произносят поздравительные слова, затем пьют и кушают еду со стола, а потом вручают невесте подарки на специальных подносах в форме круга (сэни), которые заблаговременно до этого момента тщательно подготавливаются и украшаются.

Подарки

В качестве подарков выступают: обязательно красивое платье на свадьбу под стать невесты и красная шаль, а также разнообразные сладости, алкоголь и прочее. Таких подносов с дарами должно быть обязательно не менее 5 штук.

Подарки от жениха принимают родные и гости со стороны невесты под весёлую игривую музыку и отвечают им взаимными дарами.

По традиции, невеста может переступить порог родительского дома, когда все гости, как взрослые, так и дети, танцуют весёлый зажигательный танец гованд.

Езидский танец гованд

После танца все сразу входят в дом, где с благодарственными словами проходит всеобщий показ подаренных даров. Затем родные люди невесты передают её будущему мужу золотое кольцо. Это колечко невеста будет одевать ему при обручении.

После того, как жених примет дар, родные невесты приступают к показу гостям её приданного, которое затем родные жениха доставляют в его дом.

Приданное своей дочери родители подготавливают достаточно долго. Фактически к нему относится всё, что возможно понадобиться их дочери в предстоящей семейной жизни. Обязательно среди приданого должно быть постельное бельё, тёплое одеяло и подушки.

Ритуалы

Застолье и обручение езидской садьбы

Покуда невеста перешагнёт порог родительского дома и начнётся трапеза, для неё подготовлены ещё небольшие, но обязательные ритуалы:

  1. во-первых, необходимо связать между собой две шали, одну, которая уже была у невесты, а вторую, которую ей подарили гости со стороны жениха. Невесте необходимо в ходе всей последующей церемонии оставаться в этих связанных шалях.
  2. во-вторых, родному брату невесты (при его наличии) необходимо намотать по талии сестры и затем развязать три раза ленточку. Каждый из трёх узелков что-то символизирует: первый узел – это благой помысел, второй узел – благое намерение, третий узел – благое дело.

Затем вся шумная компания во главе с невестой отправляется в дом жениха.

В тоже самое время их поездке сопутствует весёлая национальная мелодия.

Перед вхождением в дом, мать жениха осыпает молодых конфетами и печеньками.

А затем её сын встаёт на ступени или иное возвышение и кладёт своей избраннице на макушку головы яблоко, символизирующее плодородие и напутствие к размножению.

Езидский жених со сладостями

Далее плечи молодожёнов украшают лавашами, которые обозначают богатую жизнь в новой семье. Ещё один обряд – это совместное разбивание тарелки молодыми. Они это делают одновременно ударив её ногой.

При этом если тарелка разбилась от удара ногой жениха, в новой семье первым родится мальчик, если наоборот – то девочка. После этого молодым необходимо тщательно собрать все осколки, оставшиеся от разбитой тарелки.

По традиции перед свадебным торжеством молодые парни и девушки наряжают дерево фруктами, конфетами и денежными купюрами.

В день езидской свадьбы свидетель со стороны жениха трясёт это дерево над молодыми, как символ счастливой супружеской жизни.

Всем обрядам в день езидской свадьбы должна сопутствовать весёлая заводная музыка национального характера. За праздничным столом женщины находятся отдельно от мужчин.

Таким образом, езидские свадьбы имеют свою изюминку и свои исторические традиции. И для того, чтобы они были правильно соблюдены, на свадебное торжество приглашается тамада или ведущий с опытом работы на езидских свадьбах.

“Мы, езиды, малочисленный народ, поэтому торопимся выдать замуж своих дочерей”


Сотни лет живут в нашей стране езиды, часто бок о бок с армянами. Отношения дружественные и мирные, без каких-либо вопросов. Однако есть один аспект не слишком известный — вопрос ранних браков, проблем школьного и постшкольного воспитания езидских мальчиков и девочек. Есть некие застарелые традиции, переступить через которые очень нелегко. Даже в наш век интернета. Об этом рассказал портал oc-media.

Эстер Садоян и Ася Оруджулян учатся в девятом классе школы села Ферик. Эстер думает стать врачом, Ася мечтает работать в салоне красоты. Но в Ферике традиции побеждают образование.

Хасанян преподает в школе курдский язык и езидскую литературу. В том же селе он председатель. Село, где живут только езиды, находится в получасе езды от Еревана, в Армавирскм марзе.

Школа имени езидского писателя Рзалиэ Рашида Озманяна — начальная. Хасанян рассказывает, что после окончания девятого класса дети должны продолжать учебу в средней школе в соседнем селе. Но этого часто не происходит.

В школе 28 мальчиков и 18 девочек. Одна из учениц девятого класса уже в школу не ходит. По традиции, считается готовой невестой.

Директор школы Левон Погосян хорошо знаком с традициями езидов. Он говорит, что 10–15 лет назад детей могли выдать замуж и в 15–16 лет. Считается, если девушка-езидка не замужем к 18 годам – это семейная драма.

Закон против традиций

Одним из основных препятствий на пути к образованию езидских женщин являются ранние браки — символ сохранения этнической принадлежности.

По переписи 2001 года, в стране 40 620 езидов. 23 села, где они компактно проживают, расположены в Арагацотнском марзе на западе Армении. Езиды также живут в марзах Армавир, Арарат, Ширак и Лори, в северной и западной Армении в смешанных деревнях вместе с армянами.

65-летняя Тарлан Хасоян жительница села Рйа Таза в 80 километрах от Еревана. Она дорожит традициями езидов.

Страдают не только девочки

Проблема образования в езидской общине существует не только у девочек. Рустам Бакоян утверждает, что в езидском обществе нарушается право на образование и у мальчиков. Однако по сравнению с девочками они хотя бы заканчивают девятый класс.

По словам эксперта, юноши женятся в основном в возрасте 21 года после возвращения из армии.

Езиды в основном занимаются животноводством. Родителей часто не устраивает то, что мальчики продолжают учебу и фактически не могут участвовать в экономическом обеспечении семей. Как говорит Бакоян, юноши, как правило, рано начинают помогать семьям, занимаясь фермерством или же отправляются на заработки в Россию.

Грядут новые времена?

Родители, ответственные за воспитание и образование своих детей, будут оштрафованы в размере тридцати минимальных размеров оплаты труда (ныне 55 000 драмов (115 долларов США)) в случае воспрепятствования образованию детей.

Наира Саргсян, начальник отдела образования, культуры и спорта Армавира, отмечает, что они начали последовательную работу по просвещению родителей. Их знакомят с законом, объясняют, что каждый ребенок имеет право на образование. Привлекать родителей к административной ответственности еще не начали.

Хасан Тамоян, соавтор учебников 1–12 классов по курдскому языку, также сомневается, что закона будет достаточно. Он считает, что принуждение не всегда дает хороший результат.

Исключение из правила

Отец 21-летней Зузан Мамоян еще с детства советовал дочке учиться. Говорил, что получить высшее образование и стать хорошим специалистом необходимо для того, чтобы в будущем быть независимой от мужчин. Жили они в армянском селе, где могли видеть примеры других семей и выйти за рамки езидских традиций.

Она добавляет, что образованная невестка для многих признак того, что она не будут подчиняться.

Она считает, что одно лишь высшее образование не способно сломать вековые стереотипы в общине. По ее мнению, предубеждение будет преодолено, когда женщине после брака не обязательно будет становиться обычной домохозяйкой и сидеть дома.

ЕЗИДОМ СТАТЬ НЕЛЬЗЯ, ИМ МОЖНО ТОЛЬКО РОДИТЬСЯ

Так гласит езидская религия. Мы продолжаем нашу постоянную рубрику о национальностях, населяющих нашу столицу. Сегодня мы знакомим читателей с общиной езидов. Это удивительная древняя нация, которая смогла сохранить свои традиции и обычаи, несмотря на то, что у народа, по сути, нет своего государства. О происхождении езидов идут многолетние споры. Их причисляют к курдам, персам и другим народам Западной Азии. И это всё не случайно. Из-за своей религии народ постоянно подвергался гонениям. Многие езиды разошлись буквально по всему свету. Сегодня их можно встретить в Иране, Ираке, Сирии, Турции, Грузии, Армении, странах Европы, в России и даже у нас в Якутске. По неофициальным данным, во всем мире насчитывается около двух миллионов езидов.

ЛЮДИ СОЛНЦА

По словам председателя езидской общины Манвела Амояна, сегодня в городе проживает 25 семей. В общей сложности, в Якутске насчитывается менее 100 езидов. Многие приехали на север еще в 90-е годы после развала Советского Союза. Здесь у них родились дети, так что можно сказать, что Якутск стал родиной для них.

Манвел АМОЯН, председатель езидской общины:

– Лично я приехал в 1997 году. Поступил в Якутский государственный университет на исторический факультет. Отучился в аспирантуре. 13 лет занимался преподавательской деятельностью в университете. Здесь у меня родились трое детей. Старшей дочери скоро уже 19 лет. Так что Якутск можно сказать теперь моя родина. Сегодня езиды разбросаны по многим странам. Своего государства, как вы знаете, у нас нет. Но в Ираке находится главное место поклонения всех езидов. Если в христианстве Иерусалим, в исламе Мекка, то у нас это святыня Лалеш. Храм, который представляет из себя целый комплекс, находится в 60-ти километрах к северо-западу от города Мосул. Каждый езид, по мере возможности, хотя бы раз в жизни должен побывать там.

– А вы сами откуда родом?

– Я выходец из Армении. Наши предки во время геноцида в 1915 году переехали из Турции в Армению, но езиды проживали на территории Закавказья еще до ХХ века. В России по данным переписи 2010 года, проживает 40 тысяч езидов. Но сейчас есть большая вероятность, что это количество увеличилось уже в два раза. С учетом того, что у езидов, как правило, семьи многодетные. Также очень много езидов сегодня проживает на территории стран Европы. Это во многом связано с геноцидом, который произошел в 2014 году на территории Ирака в Шингале. Террористами исламского государства тогда были истреблены десятки тысяч езидов. В прошлом году, правозащитница Надя Мурад, которая смогла вырваться из военного плена, получила Нобелевскую премию мира за вклад в просвещение, освещение тех проблем, которые испытывают женщины-езидки на подконтрольной территории террористами в Западной Азии. Она является послом доброй воли при ООН. События 2014 года очень печальны для всего нашего народа. Потому что геноцид в отношении езидов происходит, увы, не в первый раз. Но об этом мало пишут и мало говорят.

– Так всё-таки за что такие гонения целому народу?

– Это в силу специфики нашей религии. Езиды наотрез отказались принимать другую религию – ислам. Они остались при своем езидизме (шарфадин). Главным символом нашей религии является солнце. Это первоисточник жизни. Мы поклоняемся ему как божеству. На вершине храма Лалеш и на флаге у нас изображено солнце. Вообще наша религия, чем-то похожа на якутскую. У вас также есть особое почитание к небесному светилу. У нас есть круговой танец, который похож на осуохай. Только мы танцуем не по часовой стрелке.

– Каким божествам вы поклоняетесь?

– У нас единый бог Ходе и семь ангелов. В езидизме (шарфадин) нет икон. Малик Таус является верховным ангелом. Он изображается в виде павлина. В доме каждого езида можно увидеть в интерьере изображение солнца и павлина. Езидизм является миролюбивой религией и категорически отвергает всякое насилие и жестокость. Многие пишут, что езидизм имеет сходство с древнеперсидской религией (зороастризм), где проповедуется борьба добра со злом. Но это ничего общего с нашей религией не имеет, опять же, искажение и неверное толкование. Согласно, езидизму нельзя навязывать религию кому-либо. Никто не может прийти и сказать, что хочет стать носителем религии. Езидом нельзя стать, им можно только родиться.

– В христианстве источником знаний является Библия, в исламе Коран. У вас?

– Очень много споров также идёт и о самом происхождении народа. На ваш взгляд, где ваша историческая родина?

– Есть разные гипотезы происхождения езидов. Но в целом, можно сказать, что этногенез, становление народа берет своё начало с 5 века до нашей эры и 3-4 веков нашей эры. Исторической родиной можно считать Месопотамию, междуречье Тигр и Евфрат. Исторические источники очень мало пишут о езидах. Конгрессу езидов сейчас только предстоит изучение этого вопроса с привлечением ученых – историков, этнографов, лингвистов. Часто говорят, что езиды – это курды. На самом деле это отдельный народ. Я думаю, всё это делают для того, чтобы скрыть настоящую численность народа. Предварительно во всем мире езидов до двух миллионов человек, но опять, же окончательных и достоверных данных нет.

– Давайте поговорим о ваших праздниках.

– На самом деле у нас не так много праздников. Самый главный – Айда Эзди приходится на середину декабря. Перед религиозным праздником соблюдают три дня строгого поста. В эти дни обычно посещают дома тех, кто недавно потерял кого-нибудь из близких Пока не зайдет солнце, нельзя пить и принимать пищу. Уже на четвертый день накрывают большой стол. В середине февраля отмечается праздник Айда Хдрнаби, который можно считать исполнителем желаний и покровителем влюбленных. Там тоже соблюдается пост, в том числе теми, кто хочет жениться или выйти замуж. От рассвета до заката солнца молодые люди ничего не кушают. Затем перед сном каждый молодой парень или девушка должны поесть соленое печенье, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Причем готовят также незамужние девушки. Ну и наконец, самый главный праздник – это встреча Нового года, который отмечается у нас в третий четверг марта ближе к дате весеннего равноденствия. Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны. В этот праздник пекут пирог, куда обязательно прячут монету или бусы. Рано утром глава семьи должен разрезать пирог. Кому достанется монета, значит, год у него будет счастливым.

– У вас есть какие-нибудь запреты или ограничения, связанные с вашей религией?

– Традиционно езидское общество делится на две основные касты – духовное и светское сословие. Духовная каста делится на две группы – шейхи и пиры. Без участия шейхов и пиров невозможно проведение похорон, свадеб и рождения детей. Светскую касту составляют миряне. Я сам отношусь к мирянам. Вступать в брак могут только представители одной касты. Браки между мирянами и священниками категорически запрещены. Для сохранения самобытности культуры также не приветствуются браки с иноверцами. Сан священника передается по наследству – священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Не приветствуются также у нас разводы. Если человек состоит в браке, то раз и навсегда. И поэтому у нас семьи в основном крепкие. Дома все стараются говорить на родном языке. Хотя не скрою, это сложно, потому что, так или иначе, дети растут в другом окружении. Но мы стараемся сохранить наш язык. В Армении есть специальные езидские школы. В Москве открыли телеканал Лалеш-ТВ, где на нашем родном языке, освещаются все сферы – культура, традиции, обычаи. В том числе проводят уроки на родном языке.

– Как интересно. То есть езиды не могут жениться на других народах. А бывают исключения?

– Конечно. Никто не может заставить человека против его воли выбрать ему спутника жизни. Межнациональные браки встречаются, правда, не так часто.

– А как у вас проводятся свадьбы?

– Это большой праздник, где всегда можно увидеть элементы наших традиций и обычаев. Со стороны родителей невестки жениху дарят подушку. Это как пожелание старшего поколения, чтобы молодые состарились вместе на одной подушке. По традиции перед свадебным торжеством украшают дерево яблоками, конфетами, орехами и денежными купюрами. Это дерево потом сверху вытряхивают на гостей, как символ счастливой супружеской жизни. При этом жених должен бросить в сторону невесты три яблока, тем самым он показывает, что будет в доме хозяином. Также на плечи молодожёнов кладут лаваш, это означает богатую жизнь в новой семье.

– Ваша община общается с езидами с других стран?

– В основном, с родственниками и теми, кто проживает на территории России. Если говорить о деятельности нашей общины в Якутске, мы стараемся принимать участие во многих республиканских и городских мероприятиях. Хотя мы самая малочисленная община, но тем не менее ведем активную работу. В прошлом году принимали участие в чемпионате по мини-футболу в рамках Спартакиады. Это очень сближает. Я сейчас уже не преподаю в университете, по большей частью занимаюсь общественной деятельностью. Являюсь членом совета Ассамблеи народов, заместителем председателя общественного совета Министерства внешних связей. Очень благодарен судьбе, что оказался именно в Якутске. Другой жизни уже для себя не вижу.

Читайте также: