Как сделать чк

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Деятельностная цель : формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формирование у учащихся навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Задачи:

актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

способствовать развитию познавательного интереса, умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме; орфографической зоркости, внимания.

воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемы результаты:

научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие);

решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН;

признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач.

Метапредметные:

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

делать выводы на основе обобщения;

определять последовательность действий для решения предметной задачи;

подтверждать аргументы фактами;

слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности.

- Дорогие ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.

- Вспомним наш девиз (дети хором читают):

НАБЛЮДАЕМ, ЗАМЕЧАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД.

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на запись:

- Какое задание вы можете предложить? словам нужно подобрать антонимы).

- Как вы это определили? (по первой паре слов)

- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами)

- Выполните это задание (устно).

- Что объединяет слова - антонимы?

в них по 2 слога,

заканчиваются на букву Й;

слова – признаки предмета;

начинаются на букву Ч.

Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? (прописывать букву Ч)

Вывешиваю таблицу

- Сколько видите букв?

- Когда используем заглавную, строчную? ( Ответы детей).

Показываю образец написания букв

- Проверьте, правильно ли вы сидите. Откройте тетради и напишите букву Ч на три больше, чем Маш в нашем классе.

(Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное - разборчиво. А ещё обязательно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние).

- Какую работу выполняет буква Ч? (обозначает звук [Ч']).

- Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой).

-Какие ещё вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Щ).

- Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ. (чу-щу, ча-ща)

Предлагаю прописать буквосочетания ча и чу 1 раз.

- В каком слове - антониме нам встретилась эта орфограмма? (чужой ).

- Приведите свои примеры слов с другими сочетаниями.

- Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.

2) Отгадайте загадку:

И полоска шарфика. (Синичка)

Показываю слайд с изображением СИНИЧКИ

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Воспитательный момент: корма птичкам не хватает, поэтому нужно помогать пернатым.

- Начинаем НАБЛЮДАТЬ за словом.

Для этого запишите транскрипцию слова - отгадки (1 уч-ся у доски: [С И Н' И Ч' К А]).

- Сейчас вы услышите разные высказывания. Если вы считаете высказывание верным , то хлопаете в ладоши , если - неверным – выполняете приседания.

В слове синичка 3 слога (да)

Ударение падает на первый слог (нет)

В слове синичка 3 гласных звука (да)

Твёрдых согласных (нет)

Мягких согласных звука (да)

III. Выявление места и причины затруднения

- Назовите мягкие согласные звуки.

- С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных звуков?

- Запишите слово с помощью букв. (У доски 1 ученик - синичка).

- Кто думает, что это слово нужно записать по-другому? (синичька)

- Перед вами две разные записи слова синичка и синичька. Что ЗАМЕТИЛИ ?

СИНИ ЧК А СИНИ ЧЬК А

IV . Построение проекта выхода из затруднения

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Значит, цель сегодняшнего урока . (узнать правописание буквосочетания ЧК)

- Предлагаю ПОРАЗМЫШЛЯТЬ.

- Какой звук обозначает буква Ч. Дайте ему характеристику?

- Есть ли у [Ч'] парный согласный по твёрдости?

- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий)

- Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? (буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака)

Вывешиваю карточку : ЧК

V. Реализация построенного проекта

Какой вариант записи слова верный? Неправильное написание удаляю с доски.

Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?

Для того, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание.

Я читаю предложения, ваша задача - запомнить и назвать слова, в которых встречаются сочетания с непарным мягким глухим согласным звуком. Какие это звуки? ([ч], [щ])

Сидит тихо синичка на веточке и выбирает сочную ягодку рябины. А сама всё примечает: вот хищный взгляд кота, а вот и снегирь на соседнем дереве.

Показываю слова веточ?ка, соч?ная, хищ?ный на экране.

- Назовите буквосочетания в словах. (ЧК, ЧН, ЩН).

- Как произносятся звуки [ч , ] и [щ , ] в словах? Что вы можете о них сказать? (это непарные мягкие согласные)

- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости согласных? Почему?

- Исходя из наших наблюдений, сделайте вывод.

Вывешиваю карточки: ЧН, ЩН

- Проверим по учебнику наш вывод. Стр. 141.

Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу, их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.

Запишите самостоятельно слова в тетрадь. Выделите орфограммы.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Кто готов повторить правило и привести свои примеры? ( ученик повторяет, приводя свои примеры: внучка, точный, мощная, ручка, речной, хищник, срочный, птичка, кирпичный ).

VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Работа с текстом.

— С новогодней ёлки, — сказал Ста­рый Воробей, — прошло уже шесть ме­сяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечно­го света, и тепла, и разной вкусной еды.

— Спасибо, — сказала Зинька.

И полетела в лес.

На полянках поспела _____________ земляника. Среди _____________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись _________________ черники. А в овраге лакомится малиной медведь.

Слова – помощники: солнеч(?)но­го, листоч(?)ков, соч(?)ная, кустарнич(?)ки.

Прочитайте текст ( тихое чтение ).

Отрывок из какого произведения прочитали?

Впишите пропущенные слова (работа в паре).

О чём нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН?

Прочитайте получившийся текст.

ОЦЕНИТЕ работу: поднимают сигнальные карточки ( критерии ).

(О каком месяце узнала Зинька? Чем хорош июль для птиц и зверей?)

Физминутка для глаз.

VII. Самостоятельная работа (Дифференцированная работа, проверка по эталону на экране)

- Ребята, в начале нашего урока вы получили карточки. Посмотрите, чем они отличаются? ( цветом, заданиями )

- Выберите карточку с заданием и выполните его.

Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.

Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.

Карточка № 2 . Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.

Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.

Карточка № 3 . Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Собака, рука, Ира, молоко.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? ( ответы детей: ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь)

Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?

Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?

А какими способами? (вместе, парами, самостоятельно)

Что вам показалось важным на уроке?

Ваши ожидания оправдались?

Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

Оцените работу на уроке.

Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие учёные.

Приложение

– С новогодней ёлки, — сказал Ста­рый Воробей, — прошло уже шесть ме­сяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и _______________ света, и тепла, и разной вкусной еды.

– Спасибо, — сказала Зинька.

И полетела в лес.

На полянках поспела _____________ земляника. Среди ________________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись ________________________ черники. А в овраге лакомится сладкой малиной медведь.

Слова – помощники: солнеч(?)но­го, листоч(?)ков , соч(?)ная, кустарнич(?)ки.

______________________________________________________________________________________________________

Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.

Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.

Карточка № 2 . Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.

Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.

Карточка № 3 . Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Собака, рука, Ира, молоко.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

https://fs..ru/d5af0e/d6/4d/d09270a8c3feb30b498c3d345a92c4156e.jpg

Учитель начальных классов:

Янушок Мария Богдановна

МБОУ-ООШ №13 п.Черёмухи

2021-2022 учебный год

Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк, чн., чт, нщ, нч.

Задачи: р азвивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь.

Личностные:

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Метапредметные:

· учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

· осуществлять синтез как составление целого из частей; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные:

· учить определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, обосновывать написание слов с этой орфограммой).

· формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).

Используемое программное обеспечение:

  • презентация урока по теме: “Упражнение в написании слов с буквосочетаниями –чк-, -чн-, -нщ- “

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийное оборудование,
  • билетик и тест у каждого ученика.

Тип урока : Закрепление умений и навыков с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса и мультимедийным сопровождением.

Форма проведения урока: Урок – исследование

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии :

· системно-деятельный (работа в парах, группах),

· частично-поисковый метод (работа с информацией);

· информационно-коммуникативные технологии (работа с заданием на компьютере).

Технологическая карта урока

Основные этапы урока

Дидактическая задача

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование регулятивных УУД

1.Организационный момент.

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

1. Приветствие. Этический заряд:

У нас сегодня необычный урок.

Давайте расскажем о себе.

Мы умные, серьёзные,

Мы с увлеченьем учимся, всё у нас получится.

Поприветствуем наших гостей

2. Садитесь, сначала красота и нежность нашего класса (присаживаются девочки), а теперь наша сила и защита (присаживаются мальчики)

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

Успехов вам и удач!

3. Эмоциональный настрой

Ребята, на урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

2.Актуализация знаний и формулирование проблемы.

Создание ситуации необходимости получения новых знаний.

- Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. И еще мы будем снежиночки собирать, ведь так хочется снега, а его все нет пока! (за выполненные задания раздаются снежинки).

- Хотите и сегодня открыть новую тайну?

- Сегодня у нас урок – исследование.

- А поскольку у нас урок – исследование, значит вы юные исследователи (можно сказать научные сотрудники, ученые).

- А кто знает кто такой исследователь?

- Исследователь – это человек, который умеет наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Готовы быть исследователями? Начинаем.

А девизом нашего урока будут такие слова. Пробегите глазками и хором прочитаем:

Девиз «Не страшны нам любые испытания!

Ну а пока блиц-опрос (отвечать на вопросы коротко и ясно)

1) Сколько букв в русском алфавите?

2) Сколько гласных звуков в русском языке?

3) Опасное место-это…..(орфограмма)

4) Сколько звуков в слове ель?

5) Если семь раз повторить я, получится слово…..(семья)

6) Какое сегодня число?

А для чего нам нужно чистописание?

1).Чистописание :

- А теперь откройте тетради, положите их правильно, вспомните правила посадки при письме, запишите число и классная работа.

Помните о здоровье.

Начнем с маленького исследования:

На доске карточки с буквами: Н К Ч Т Щ

- Назовите буквы правильно?

- Какие звуки обозначают?

- На какие группы их можно поделить?

- Сегодня мы больше внимания уделим буквам Ч и Щ.

- А что мы уже знаем об этих буквах?

- Где вы встречали такие буквосочетания при изучении русского языка? (в 1 классе)

-Давайте напишем эти буквосочетания красиво в тетрадь. Самые красивые подчеркните.

- Запишите эти буквосочетания, напишите слова с этими буквосочетаниями.

1.Умение следовать инструкции

2.Умение удерживать учебную задачу

3.Постановка цели урока

Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме

- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока.

( на доске фиксируется)

Тема: Правописание буквосочетаний чк,чн. …, ….

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какое правило вы можете сформулировать?

Цель: Знакомство с буквами, которые пишутся без Ь знака.

Задачи: узнать какие буквосочетания пишутся без мягкого знака; познакомиться с правилом буквосочетаний; научиться писать изученные буквосочетания)

- Как вы думаете, почему ЧК и ЧН пишутся без ь (звук всегда мягкий).

- Действительно, буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не надо придавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака.

-Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие буквосочетания, кроме чк и чн.

Мы ведь сегодня исследователи.

Выскажите своё мнение.

Сейчас мы с вами поделимся на группы , назначим руководителя исследовательской группы.

Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Формирование представления о

неизменяемых словах-предметах среднего рода

Сейчас я раздам карточки со словами. Надо разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний

№1 Бабочка, спичка, сочный, мечта

-Находят лишнее слово (Мечта)

Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…) и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь

У группы появляется возможность добавить буквосочетание чт на доску.

№2 Грибочки, печка, цветочный, хищник

Находят лишнее слово (Хищник)

Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…)и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь.

У группы появляется возможность добавить буквосочетание щн на доску.

№3 Лисичка, дочка, песочница, пончик.

Находят лишнее слово (Пончик)

Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…)и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь.

У группы появляется возможность добавить буквосочетание нч на доску. ----

1.Умение следовать инструкции.

2.Умение удерживать учебную задачу.

3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)

5.Динамическая пауза

Смена видов деятельности

Пора отдохнуть и поиграть

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА.

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу

- Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение?

Открываем с. 5 в учебнике и читаем правило.тетушки совы.

Проверьте. Все ли буквосочетания есть на доске?

- Как вы думаете, правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

- Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн,нч? (вывод)

Работа по учебнику с.4

1 ряд - слова с чк

2 ряд - слова с чн

3ряд - слова с чт

Работа в парах

-Скажите пожалуйста, каких зимующих птиц нашего края вы знаете? Одна из них прилетела к нам в гости.

Ребята, у вас на столах карточки.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- Прочитайте. О ком этот текст?

- О чём говорится в тексте?

- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц.

- Ребята, а как вы заботитесь о птицах? Мы с вами тоже развешивали кормушки для птиц в школьном дворе.

- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.

- А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

Показ картины, беседа о том, как беречь природу.

1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.

2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки

3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)

7.Самостоятельное использование сформированных

умений и навыков

Творческое применение умений и навыков

На интерактивной доске записана рифмовка:

Кто быстрее всех читает и слова запоминает:

Речка, ручка, птичка,

Шуточка, минуточка,

Елочка и белочка,

Дочка, прибауточка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Свечка, печка, строчка,

Бочка, почка, спичка,

Булочка и точка.

-Прочитайте, запомните как можно больше слов и запишите их по памяти.

-Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь знака?

Самостоятельная работа (работа по карточкам)

У нашей тучи, за белой горою,

Родились снежинки холодной порою.

Ажурные платья, резные косынки.

Волшебное зимнее чудо – снежинки.

Они тихонько покружились и на парты опустились.

Переверните: на некоторых задания для самостоятельной работы. Запишите в тетради карточка и выполните задание

Карточка № 1. Спишите, выделяя орфограммы .

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.

Карточка № 2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.

Ру…ной, пе…ка, вну…ка, ме. та, но..ка

Карточка № 3. З апишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.

Карточка № 4. Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн. Самопроверка
Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..а, моло..ый.

Клубничьный, прозрачный, печка, девочка, дочька, изящьный, прочьный.

- Детки, у кого снежинка пустая не переживайте, вы будете выполнять задание с экрана.

Разноуровневые задания:

1 уровень. Спишите слова, подчеркните сочетания ЧН, ЧК, ЩН.

Колючка, мощный, почка, уличный, скучный, хищница, бочка, белочка, вечный.

2 уровень. Выписать слова с сочетаниями и подчеркнуть их.

Булочка, печной, мальчик, хищница, диванчик, елочка, перчатки, гречка, ночка, чубчик, скучный, пачка, каменщик.

3 уровень. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК. Запишите их, подчеркните орфограммы.

Свеча, собака, молоко, овца, река, птица, дача.

-А карточки с самостоятельной работой мы сейчас проверим и сделаем вывод.

Вывод: Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК, ЧН, рщ, нщ, щн пишем без ь!)
- Какую проблему мы решали, когда выполняли задание? (Проблему правильного написания данных сочетаний.)

Фронтальная работа.

Назови, где нужно, место пропуска Ь знак.

Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, помощ… ник, поч…та, птен…чик

1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.

2.Умение удерживать учебную задачу.

3.Умение следовать инструкции.

4.Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки

8.Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений

-Какую цель вы ставили на уроке? (узнать какие еще сочетания пишутся без ь)

-Удалось ли вам достичь поставленной цели?

Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

9.Рефлексия деятельности

Формирование личной ответственности за результаты свое й деятельности

-Вы довольны своей работой на уроке?

На столах в конвертиках лежат кружочки.

  • Если вам на уроке было всё понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок.
  • Если вы испытывали затруднения, немного недовольны- жёлтый кружок.
  • Если вам на уроке было трудно, вы не довольны собой- синий.

Скоро Новый год. К нам на урок пришла необычная ёлочка- это дерево наших успехов. Учитель предлагает украсить ёлочку на доске своими разными по цвету шариками, и вокруг елочки прикрепить свои снежинки и благодарит всех за работу на уроке.

Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

10.Контроль. Д/з

Проявляется в устных высказываниях детей и визуальном контроле учителя письменных работ

На всех этапах урока

Придумать свою строчку из 5 слов с сочетаниями по теме урока с лишним словом, которое мы найдем на следующем уроке.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • ба нщ ик [б а н’ щ’ и к].

В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • до чк а [д о ч’ к а];
  • чт ец [ч’ т’ э ц];
  • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  • то чн ый [т о ч’ н ы й’].

Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры слов с сочетаниями согласных

4. нч — сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

5. нщ — гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

6. щн — мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

7. рщ — убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака - показателя мягкости согласного.

Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.

! Обрати внимание, что обратные сочетания - НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.

! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]

При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.

Читайте также: