Как сделать читательский дневник 8 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Что именно нужно писать в этом дневнике? Если я прочел
страниц 20 мне их все пересказывать в дневник? Надо писать информацию про автора?

Процесс создания читательского дневника – творческий.
Главное в дневнике чтения - это точно не оформление, а содержание! Ведь что такое дневник? Регулярные записи прочитанного, размышления о них.
Важно, чтобы каждая книга для вас стала событием - прежде всего эмоциональным, захватывающим. при чтении делайте пометки, выписки, формулируйте вопросы, фиксируйте оригинальные, неожиданные мысли, которые пришли в голову в момент чтения. Потом все это можно перенестив дневник чтения. Главная функция дневника состоит в том, чтобы зафиксировать процес осмысления художественного произведения, свои впечатления от прочитанного. Этот труд, как бы он ни казался рутинным или ненужным, не пройдет для вас даром.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т. п.) ? Если выбрал сам, то почему именно ее? Если посоветовали взрослые, то что сказали о книге они? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать. Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
• Опиши внешность героя,
• Назови черты его характера
• Каковы его любимые занятия
• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т. д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
• Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т. д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

читательский дневник

Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.

Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?

При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.

Правила оформления читательского дневника

Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?

Выходные данные произведения

  • Автор;
  • Название;
  • Год издания;
  • Жанр произведения.

Герои произведения

Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.

Краткое содержание

Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.

Афоризмы

Пример оформления читательского дневника

Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.

Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.

Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром. Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.

Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.

Чтение – вот лучшее учение!

И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!


Описание

Читательский дневник – это толстая тетрадь (блокнот) с плотной обложкой, в которой школьник фиксирует данные по прочитанным произведениям и характеризует их. Чаще он становится домашним заданием на лето: ребенок читает заданные на каникулы произведения, потом делает по ним заметки в дневнике. В сентябре учитель проверяет, какие книги ученик прочитал, насколько хорошо усвоил материал.

Практикуется ведение читательского дневника не во всех школах. Преподаватели используют его на свое усмотрение. Даже в одной школе учителя могут по-разному относиться к этому инструменту развития: одни считаю его очень важным, другие - второстепенным.

Как выглядит читательский дневник, какие пункты содержит

Оформление читательского дневника не регламентировано. Поэтому его внешний вид зависит от выбора учителя. Обычно для ведения читательских записей каждый тетрадный лист делят на несколько вертикальных граф. Их содержание зависит от возраста учащихся, уровня их развития и требований преподавателя.

Для начальных классов

Для учеников начальных классов может быть 2 варианта составления дневника читателя:

  • Отчетный. Необходим для контроля за процессом чтения. В этом случае родители занимаются вместе с ребенком: следят за темпом, исправляют ошибки, поясняют материал. Шапки столбцов такие: название произведения, автор, дата прочтения, количество прочитанных страниц.
  • Дневник-помощник. Помимо навыков чтения и письма, ребенок развивает способность кратко пересказывать произведение. Графы: автор, название произведения, дата прочтения, сюжет.

Дневник младших школьников может содержать рисунки по теме, а также отзыв маленького читателя о прочитанном - понравилось или нет и почему.

Иногда учителя начальных классов включают в дневник синквейн – творческое задание на составление нерифмованного стиха по теме книги, состоящего из 5 строк:

  1. Содержит существительное, выражающее главную тему.
  2. Два прилагательных, определяющих суть тематического понятия.
  3. 3 глагола, показывающих действие по теме.
  4. Фраза, характеризующая главную мысль.
  5. Заключение-вывод в виде существительного.

Пример: тема – предательство. Синквейн:

  1. Предательство.
  2. Обидное, оскорбительное.
  3. Унижает, губит, уничтожает.
  4. Единожды предавший, предаст снова.
  5. Разрушение.

Такое же задание можно использовать для составления дневников учеников более старших классов. Оно развивает мышление, фантазию, помогает лучше запомнить содержание книг, раскрывает таланты детей.

Для учащихся среднего звена и старшеклассников

Чем старше школьник, тем больше количество граф и полнота их заполнения. Примерные шапки столбцов для читательского дневника учеников 5-8 классов:

  1. Полное название произведения.
  2. ФИО писателя.
  3. Год или временной период написания.
  4. Жанр.
  5. Дата прочтения. Размеры текста и скорость чтения у каждого ребенка разные. Поэтому сроки прочтения одной и той же книги могут отличаться. В графе указывается либо конкретный день, либо промежуток времени, за который ученик осилил текст.
  6. Главные герои. Перечисляются основные действующие лица.
  7. Сюжет – очень краткий пересказ прочитанного материала с указанием самых важных моментов. Иногда предполагает составление хронологической цепочки по сюжету.
  8. Выводы (заключение). Здесь пишется мнение учащегося о прочитанном. Указывается главная идея произведения (что хотел сказать автор, чему пытался научить читателя).

Это основные пункты. Старшим школьникам помимо них можно включать в дневник читателя следующие графы:

  • Социальная и историческая значимость работы. С какими событиями в истории, социальной жизни людей связано ее появление. Указывается также город, страна, в которых происходит действие;
  • Связь с биографией писателя. Здесь нужно указать, какие события в его жизни повлияли на рождение произведения. Можно коротко пересказать биографию автора;
  • Интересные фразы, ярко характеризующие главных героев и тему произведения. Сюда же можно записать выражения, ставшие со временем устойчивыми;
  • Критика прочитанного. Подходит больше даже для взрослых читателей, способных объективно оценить не только достоинства, но и недостатки работы автора.

Интересно, когда в дневнике читателя используются дополнительные пункты:

Для чего нужно заполнять читательский дневник

Многие часто недооценивают роль дневника читателя в обучении и становлении личности школьника. Ведение читательских записей дает ребенку следующие преимущества:

  1. Становится шпаргалкой. Когда приходит время изучать прочитанную за лето литературу, школьнику, заполнившему читательский дневник, достаточно открыть его и вспомнить автора, героев и содержание всей пройденной литературы. Также он помогает быстро вспомнить всю информацию по литературе перед олимпиадами, викторинами, экзаменами, поступлением в институт.
  2. Улучшает память. Записанная вручную информация запоминается лучше, чем только прочитанная.
  3. Систематизирует информацию и упорядочивает мысли учащегося.
  4. Расширяет кругозор за счет запоминания новой информации об авторах, годах написания, героях произведения.
  5. Учит правильно писать, понимать прочитанное, кратко излагать содержание текста, выражать свои мысли, анализировать произведение, выявлять главную идею.
  6. Помогает контролировать ребенка. Взрослый, проверив содержание тетради, может удостовериться в уровне подготовки ребенка к занятиям.
  7. Учат детей принципам морали и развивают положительные человеческие качества. Суть большинства произведений - поучение правильному поведению, доброте, смелости, любви к родителям, хорошему отношению к природе и животным, верности Родине. Все это, благодаря анализу прочитанной литературы, понемногу укладывается в голове юного читателя.

Такое количество плюсов от ведения читательского дневника заставляет задуматься о пользе занятия не только для детей, но также для взрослых.

Первостепенность отношения родителей

Родители часто считают, что читательский дневник не нужен их ребенку: он ничему не учит, а только вызывает отвращение к учебе. Однако скорее такое отношение родителей вызывает отвращение школьника к дневнику. Именно они должны приучить ребенка к его заполнению. И желательно это делать еще до школьной скамьи, когда малыш только научился читать.

Сначала нужно вносить в дневник читателя информацию по совсем маленьким сказкам или рассказам, которые может осилить дошкольник: писать фамилию, имя автора, дату прочтения. Также несложно научить ребенка формулировать с помощью 1-2 предложений смысл рассказа, затем записывать его.

Покажите малышу, как это интересно – делать записи по прочитанным книгам. Необходимо объяснять ему, как важно уметь выражать свои мысли, эмоции относительно прочитанного, вычленять суть рассказа. Потом, через некоторое время, перечитывайте вместе с ребенком написанное. Со временем заполнение дневника войдет в привычку, не будет вызывать трудностей. Более того, у детей потом часто возникает потребность в постоянном его заполнении. Читательский дневник благодаря стараниям родителей может стать ребенку другом и вызывать еще большую тягу к чтению.

Роль учителя

Немаловажной считается роль учителя в процессе приучения школьника к заполнению читательского дневника. Задания и проверки по нему должны быть систематическими. Желательно, чтобы периодически проводились занятия, посвященные ведению дневника, с примерами по конкретным произведениям. Важно также своевременно выявлять и устранять негативное отношение ребенка к процессу его заполнения.

В читательский дневник школьник записывает основную информацию по прочитанной литературе, чтобы с легкостью вспомнить ее в дальнейшем. Его заполнение приносит большую пользу самому ребенку, а также его родителям. Чтобы процесс ведения записей доставлял ребенку только положительные эмоции, необходимо комплексное взаимодействие усилий родителей и учителей.


Описание

Читательский дневник – это толстая тетрадь (блокнот) с плотной обложкой, в которой школьник фиксирует данные по прочитанным произведениям и характеризует их. Чаще он становится домашним заданием на лето: ребенок читает заданные на каникулы произведения, потом делает по ним заметки в дневнике. В сентябре учитель проверяет, какие книги ученик прочитал, насколько хорошо усвоил материал.

Практикуется ведение читательского дневника не во всех школах. Преподаватели используют его на свое усмотрение. Даже в одной школе учителя могут по-разному относиться к этому инструменту развития: одни считаю его очень важным, другие - второстепенным.

Как выглядит читательский дневник, какие пункты содержит

Оформление читательского дневника не регламентировано. Поэтому его внешний вид зависит от выбора учителя. Обычно для ведения читательских записей каждый тетрадный лист делят на несколько вертикальных граф. Их содержание зависит от возраста учащихся, уровня их развития и требований преподавателя.

Для начальных классов

Для учеников начальных классов может быть 2 варианта составления дневника читателя:

  • Отчетный. Необходим для контроля за процессом чтения. В этом случае родители занимаются вместе с ребенком: следят за темпом, исправляют ошибки, поясняют материал. Шапки столбцов такие: название произведения, автор, дата прочтения, количество прочитанных страниц.
  • Дневник-помощник. Помимо навыков чтения и письма, ребенок развивает способность кратко пересказывать произведение. Графы: автор, название произведения, дата прочтения, сюжет.

Дневник младших школьников может содержать рисунки по теме, а также отзыв маленького читателя о прочитанном - понравилось или нет и почему.

Иногда учителя начальных классов включают в дневник синквейн – творческое задание на составление нерифмованного стиха по теме книги, состоящего из 5 строк:

  1. Содержит существительное, выражающее главную тему.
  2. Два прилагательных, определяющих суть тематического понятия.
  3. 3 глагола, показывающих действие по теме.
  4. Фраза, характеризующая главную мысль.
  5. Заключение-вывод в виде существительного.

Пример: тема – предательство. Синквейн:

  1. Предательство.
  2. Обидное, оскорбительное.
  3. Унижает, губит, уничтожает.
  4. Единожды предавший, предаст снова.
  5. Разрушение.

Такое же задание можно использовать для составления дневников учеников более старших классов. Оно развивает мышление, фантазию, помогает лучше запомнить содержание книг, раскрывает таланты детей.

Для учащихся среднего звена и старшеклассников

Чем старше школьник, тем больше количество граф и полнота их заполнения. Примерные шапки столбцов для читательского дневника учеников 5-8 классов:

  1. Полное название произведения.
  2. ФИО писателя.
  3. Год или временной период написания.
  4. Жанр.
  5. Дата прочтения. Размеры текста и скорость чтения у каждого ребенка разные. Поэтому сроки прочтения одной и той же книги могут отличаться. В графе указывается либо конкретный день, либо промежуток времени, за который ученик осилил текст.
  6. Главные герои. Перечисляются основные действующие лица.
  7. Сюжет – очень краткий пересказ прочитанного материала с указанием самых важных моментов. Иногда предполагает составление хронологической цепочки по сюжету.
  8. Выводы (заключение). Здесь пишется мнение учащегося о прочитанном. Указывается главная идея произведения (что хотел сказать автор, чему пытался научить читателя).

Это основные пункты. Старшим школьникам помимо них можно включать в дневник читателя следующие графы:

  • Социальная и историческая значимость работы. С какими событиями в истории, социальной жизни людей связано ее появление. Указывается также город, страна, в которых происходит действие;
  • Связь с биографией писателя. Здесь нужно указать, какие события в его жизни повлияли на рождение произведения. Можно коротко пересказать биографию автора;
  • Интересные фразы, ярко характеризующие главных героев и тему произведения. Сюда же можно записать выражения, ставшие со временем устойчивыми;
  • Критика прочитанного. Подходит больше даже для взрослых читателей, способных объективно оценить не только достоинства, но и недостатки работы автора.

Интересно, когда в дневнике читателя используются дополнительные пункты:

Для чего нужно заполнять читательский дневник

Многие часто недооценивают роль дневника читателя в обучении и становлении личности школьника. Ведение читательских записей дает ребенку следующие преимущества:

  1. Становится шпаргалкой. Когда приходит время изучать прочитанную за лето литературу, школьнику, заполнившему читательский дневник, достаточно открыть его и вспомнить автора, героев и содержание всей пройденной литературы. Также он помогает быстро вспомнить всю информацию по литературе перед олимпиадами, викторинами, экзаменами, поступлением в институт.
  2. Улучшает память. Записанная вручную информация запоминается лучше, чем только прочитанная.
  3. Систематизирует информацию и упорядочивает мысли учащегося.
  4. Расширяет кругозор за счет запоминания новой информации об авторах, годах написания, героях произведения.
  5. Учит правильно писать, понимать прочитанное, кратко излагать содержание текста, выражать свои мысли, анализировать произведение, выявлять главную идею.
  6. Помогает контролировать ребенка. Взрослый, проверив содержание тетради, может удостовериться в уровне подготовки ребенка к занятиям.
  7. Учат детей принципам морали и развивают положительные человеческие качества. Суть большинства произведений - поучение правильному поведению, доброте, смелости, любви к родителям, хорошему отношению к природе и животным, верности Родине. Все это, благодаря анализу прочитанной литературы, понемногу укладывается в голове юного читателя.

Такое количество плюсов от ведения читательского дневника заставляет задуматься о пользе занятия не только для детей, но также для взрослых.

Первостепенность отношения родителей

Родители часто считают, что читательский дневник не нужен их ребенку: он ничему не учит, а только вызывает отвращение к учебе. Однако скорее такое отношение родителей вызывает отвращение школьника к дневнику. Именно они должны приучить ребенка к его заполнению. И желательно это делать еще до школьной скамьи, когда малыш только научился читать.

Сначала нужно вносить в дневник читателя информацию по совсем маленьким сказкам или рассказам, которые может осилить дошкольник: писать фамилию, имя автора, дату прочтения. Также несложно научить ребенка формулировать с помощью 1-2 предложений смысл рассказа, затем записывать его.

Покажите малышу, как это интересно – делать записи по прочитанным книгам. Необходимо объяснять ему, как важно уметь выражать свои мысли, эмоции относительно прочитанного, вычленять суть рассказа. Потом, через некоторое время, перечитывайте вместе с ребенком написанное. Со временем заполнение дневника войдет в привычку, не будет вызывать трудностей. Более того, у детей потом часто возникает потребность в постоянном его заполнении. Читательский дневник благодаря стараниям родителей может стать ребенку другом и вызывать еще большую тягу к чтению.

Роль учителя

Немаловажной считается роль учителя в процессе приучения школьника к заполнению читательского дневника. Задания и проверки по нему должны быть систематическими. Желательно, чтобы периодически проводились занятия, посвященные ведению дневника, с примерами по конкретным произведениям. Важно также своевременно выявлять и устранять негативное отношение ребенка к процессу его заполнения.

В читательский дневник школьник записывает основную информацию по прочитанной литературе, чтобы с легкостью вспомнить ее в дальнейшем. Его заполнение приносит большую пользу самому ребенку, а также его родителям. Чтобы процесс ведения записей доставлял ребенку только положительные эмоции, необходимо комплексное взаимодействие усилий родителей и учителей.

Читайте также: