Как сделать чертеж блузки 8 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

На первый взгляд чертеж выкройки-основы выглядит очень сложным. Поверьте, это только на первый взгляд. Следуйте за моим описанием построения, и шаг за шагом мы его осилим!

Основной чертеж женской плечевой одежды с втачными рукавами остается постоянным для всех моделей, будем лишь менять отдельные участки чертежа и прибавки, в соответствии с изменениями фасона. По этой основе можно сделать не только выкройку платья, но и выкройку блузы, жакета и пальто.

На базе этого построения, вы сможете раскроить плечевое изделие на сутулую или перегибистую фигуру.

Для построения выкройки-основы необходимы мерки и прибавки. О том как правильно снять мерки читайте в статье о снятии мерок. Таблицы прибавок находятся здесь.

  • Сш = 18,1
  • Сг1 = 44,4
  • Сг2 = 48,4
  • Сг3 = 46
  • Ст = 35,9
  • Сб = 50
  • Дтс = 42,8
  • Вг =26,2
  • Дтп = 43,8
  • Впк = 42,9
  • Шс = 17,8
  • Шг = 16,9
  • Шп = 13,2
  • Впрз = 21,2
  • Цг = 9
  • Др = 56
  • Оп = 28,9
  • Ди = 80
  • Пг = 4
  • Пшс = 0,8
  • Пшп = 0,4
  • Ппр = 2,8
  • Пт = 1
  • Пб = 1
  • Пшгор = 0,5
  • Пдтс = 0,5
  • Пспр = 1,5
  • Поп = 3

Пг = Пшс + Пшп + Ппр.

Для изделий прилегающего силуэта:
Пшс = 0,2Пг
Пшп= 0,1Пг
Ппр = 0,7Пг

Для изделий полуприлегающего силуэта:
Пшс = 0,25Пг
Пшп = 0,15Пг
Ппр = 0,6Пг

Для изделий свободного силуэта:
Пшс = 0,3Пг
Пшп = 0,2Пг
Ппр = 0,5Пг

Для облегчения своей задачи, вы можете воспользоваться таблицами-калькуляторами для точного подсчета конструкции или готовой параметрической выкройкой. Нажмите на плюс, чтобы открыть вкладку и узнать подробнее. ↓

Готовое решение:

Вы вводите свои мерки, а программа автоматически просчитывает все формулы. Вам не придется считать в уме или на калькуляторе и бояться сделать ошибку в подсчете.

Выкройка разработана в программе Valentina.
Вы вводите свои мерки и программа мгновенно изменяет чертеж на ваш размер.

Построение сетки чертежа

Сетка чертежа плечевого изделия


Начнем строить чертеж, как обычно, с построения прямого угла с вершиной в точке А. Вниз проведем вертикальную линию, которая будет служить серединой спинки(задней половинки платья), вправо – горизонтальную линию, которая будет служить основанием вершины горловины спинки.

1. От точки А вправо по горизонтали откладываем отрезок Аа1, равный ширине изделия по линии груди с прибавкой. Аа1 = Сг3 + Пг. Аа1 = 46 + 4 = 50. Из точки А вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины спинки. Из точки а1 вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины полочки(передней половинки платья).

2. От точки А вниз отметим расстояние АГ. АГ = Впрз + Пспр = 21,2 +1,5 = 22,7. Через точку Г проведем горизонталь вправо и на пересечении с линией середины полочки поставим точку Г1

3. От точки А вправо по линии Аа1 отложим ширину спинки Аа, равную сумме Шс + Пшс. Аа = 17,8+ 0,8 = 18,6

4. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево и поставим точку а2. а2а1 = Шг + (Сг2 – Сг1) + Пшп = 16,9 + (48,4 — 44,4) + 0,4 = 21,3. Из точек а и а2 опустим перпендикуляры на линию груди и поставим точки Г3 и Г4.

5. Ширина проймы аа2 (или Г3Г4) у нас получилась в результате построения. аа2 (Г3Г4) = Аа1 — Аа — а2а1 , то есть от ширины изделия по линии груди нужно отнять ширину спинки и ширину полочки. Г3Г4 = 50 — 18,6 — 21,3 = 10,1.

6. Далее от точки А вниз по вертикали откладываем отрезок, определяющий уровень линии талии . АТ = Дтс + Пдтс = 42,8 + 0,5 = 43,3. Из точки Т вправо проведем горизонталь и на пересечении с линией а1Г1 поставим точку Т1.

7. Расстояние от линии талии до линии бедер ТБ = 0,5Дтс – 2см = 0,5 × 42,8 – 2 = 19,4. Линия бедер ББ1 по горизонтали.

8. От точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди = 80. Из точки Н вправо проводим горизонталь НН1. Сетка чертежа построена приступим к построению спинки.

Построение спинки

Построение выкройки-основы женского плечевого изделия

9. Вправо от точки А отложим ширину горловины спинки — АА2. АА2 = Сш/3 + Пшгор = 18,1 /3 + 0,5 = 6,5.

10. От точки А2 вниз опустим перпендикуляр, равный высоте ростка.

А2А1 = АА2/3 = 6,5/3 = 2,2. Соединим точку А1 с серединой спинки горизонтальным отрезком и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.

11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс. А2П1 = Шп + раствор вытачки = 13,2 + 2 = 15,2. ТП1 = Впк + Пдтс = 42,9 + 0,5 = 43,4. Проводим линию плечевого шва, соединив точки А2 и П1.

12. Величина раствора вытачки ИИ1 зависит от осанки фигуры и от структуры ткани:

Величина раствора вытачки

13. Расположение вытачки А2И на плечевом шве, также определяется в зависимости от осанки фигуры человека. Для типовых фигур расстояние от точки А2 до точки И равно 4 — 4,5 см. Если фигура сутулая, то вытачку располагают ближе к середине плечевого среза. Откладываем раствор вытачки от точки И по линии плечевого среза и получаем точку И1. А длину вытачки откладываем от точки И вниз по вертикали и ставим точку И2. Длина вытачки ИИ2 должна быть не менее 6 см и не более 9 см.

В программе Valentina для построения вытачки мы пользуемся инструментом Вытачка и поднимаем стороны вытачек на несколько миллиметров вверх, получаем точки И10 и И11. При сшивании такой вытачки, линия плечевого шва остается ровной, конец плеча не уходит вверх. Рекомендую и вам на чертеже так делать.

14. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см. Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.

15. Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в. Г3в = 0,2×Г3Г4 + 0,5 см = 0,2 × 10,1 + 0,5 = 2,5.

16. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 10,1 = 5.05 см. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.

Наша спинка построена, как вы справляетесь? Если все ОК, тогда продолжим и приступим к построению передней половинки плечевого изделия.

Загрузить презентацию (206 кБ)

Цель: ознакомить с мерками для построения чертежа основы блузки, их обозначениями и приёмами их снятия с фигуры человека.

  • Ознакомить с мерками для построения чертежа блузки, учить снимать их и записывать условные обозначения.
  • Развивать координацию движений, глазомер.
  • Воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
  • Корригировать навыки само- и взаимоконтроля при обмере друг друга.

Речевой материал: полуобхват шеи, полуобхват груди I, полуобхват груди II, полуобхват бёдер, ширина груди, длина спины до талии, длина переда до талии, высота груди, высота плеча косая, ширина спины, центр груди, ширина плечевого ската.

Учебная наглядность и оборудование: ИКТ, манекен, сантиметровые ленты, карточки с маркировкой швейных изделий, технологическая карта общая на доске “План работы по изготовлению швейного изделия”, карточки “Мои мерки” на каждого учащегося, перфокарты трёх уровней сложности.

Тип занятия: комбинированный.

I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Цель: организованное начало урока: осуществляется подготовка детей к уроку, создаётся мотивация учебной деятельности.

а) Сверить обучающихся по списку.

б) Проверить готовность к уроку.

в) Психологический настрой обучающихся.

Цель: проверить качество ЗУН, усвоенных на предыдущем занятии.

Мы переходим к этапу повторения.

Наша цель: повторить пройденный на предыдущем уроке материал, проверить как прочно вы усвоили его.

Работу над каким изделием мы начали? (Мы начали работу по изготовлению прямой блузки) (СЛАЙД № 2)

1. У вас было домашнее задание: записать в тетради общий план изготовления швейного изделия. Откройте тетради. Прочитайте свой план. (Идёт разбор плана по изготовлению, акцентирую внимание на том, что мы делали на первом этапе: выбирали фасон, анализировали какие ткани используются, какие швы применяются, как обрабатываются отдельные швейные узлы блузки).

2. Следующим этапом будет работа такого плана: 3 учащихся будут выполнять тестирование на компьютере, а остальные – выполнять такую же работу только в печатном варианте. Вопросы трёх уровней сложности.

- По способу носки блузку относят к:

А. плечевым изделиям *

Б. к поясным изделиям

В. не имеет разницы

- Способы обработки горловины изделия:

- Блузки шьют из различных тканей:

- Способы обработки нижнего среза изделия:

- Украсить готовую блузку можно:

- Назовите виды отделки блузки:

Для выполнения задания вам отводится 8 минут. Приступайте к работе.

3. Проверка выполнения задания учащимися: на компьютере оценка выходит сразу, а остальным учащимся я проверяю работу сама, и сразу же говорю результат.

4. Подведение итогов повторения учителем: как дети справились с работой, в каком темпе они работали (дружно, быстро, организованно, ответственно отнеслись к подготовке домашнего задания, отметить работу каждого учащегося).

III. Изучение нового материала.

Цель: подготовка учащихся в восприятию нового материала.

1. Объявление темы урока.

Вводное слово учителя.

Я напоминаю вам, что изготовление любого изделия проходит по общему плану. (Указываю на общую технологическую карту, вывешенную на демонстрационном щите, вместе с детьми ещё раз разбираем общие этапы изготовления любого швейного изделия). (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН)

К какому этапу мы переходим на этом уроке? (Снятие мерок) (СЛАЙД 3)

2. Запись числа и темы урока в тетради. “Снятие мерок для блузки, их запись”. (Во время письма напоминаю о правильной осанке за партой).

3. Целеполагание. Назовите какая цель стоит перед вами? (СЛАЙД 4) Что вы должны учиться делать на этом уроке? (Учиться снимать мерки). Для чего нам надо снять мерки? (Для построения чертежа блузки.) Как и где вы можете применить полученные знания в жизни?

4. Объяснение нового материала.

А. Дайте определение термину мерки. (Мерки - это основные размеры предмета, полученные путем ее измерения.)

С помощью какого измерительного инструмента снимают мерки? (Их снимают сантиметровой лентой.)

Б. Для построения чертежа основы прямой блузки снимают мерки, приведённые в таблице (СЛАЙД 5). Прочитайте. (Одна девочка читает вслух, остальные следят или по очереди читают).

Найдите в таблице названия мерок, которые вы ещё не знаете? Прочтите их. (Словарная работа, все мерки кроме полуобхватов) Это новые мерки, с которыми вы познакомитесь сегодня на уроке. Обращаю внимание на правописание специальных терминов и на то как пишутся обозначения этих мерок.

В. Чертёж выполняют на правую половину фигуры. Почему? (СЛАЙД) (дети должны ответить, что фигура человека симметрична, поэтому мерки обхватов, мерки ширины груди, центра груди и ширины спины записывают в половинном размере.

Г. Мерки снимают по определённым правилам. Назовите эти правила. (СЛАЙД) а) человек с которого снимают метки должен быть одет в тонкую футболку, завязать на талии тонкий пояс (шнурок, резинку, тесьму); б) стоять надо прямо, без напряжения, опустив руки вдоль туловища; в) сантиметровую ленту при измерениях не натягивать и не ослаблять. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. По какой мерке определяют размер изделия?

5. Объяснение с одновременным показом приёмов работы.

Закройщик снимает мерки с человека и сразу же записывает их в блокнот.

Мерки для блузки снимают в следующей последовательности:

- полуобхват груди I;

- полуобхват груди II;

- длина переда до талии;

- длина спины до талии;

- высота плеча косая;

- ширина плечевого ската;

  • Обхват шеи снимаем на уровне седьмого шейного позвонка и высоких точек плеча.
  • Обхват груди I снимаем спереди над самыми высокими точками груди и на спине по выступающим углам лопаток.
  • Обхват груди II снимаем по самым высоким точкам груди и выступающим углам лопаток.
  • Обхват талии снимаем на уровне самого узкого места туловища.
  • Обхват бёдер снимаем по наиболее выступающим точкам сбоку и сзади.
  • Ширина груди снимаем от одной точки в угле подмышечной впадины до другой точки второй подмышечной впадины.
  • Центр груди снимаем расстояние от одной высокой точки груди до другой.
  • Высота груди снимаем расстояние от высокой точки груди до высокой точки плеча.
  • Длина переда до талии снимаем мерку от линии талии, через высокую точку груди и к основанию шеи.
  • Ширина спины проходит от одного угла подмышечной впадины до другого угла подмышечной впадины.
  • Длина спины до талии снимаем расстояние по центру от линии талии до седьмого шейного позвонка. И сразу же, не убирая ленту с линии талии снимаем мерку высота плеча косая – переносим конец ленты к точке плечевого ската.
  • Ширина плечевого ската снимаем обхват самой толстой части руки.
  • По какой мерке определяют размер изделия? (Размер изделия определяют по мерке обхвата груди).

6. Вводный инструктаж перед практической работой.

Сейчас вы приступите к практической работе: работая в парах, снимать мерки друг с друга. Во время работы в качестве помощи используйте рисунок №27 на странице 46 учебника “Швейное дело, 8 класс” или рисунком слайда. Записывать свои мерки будете в свои персональные карточки. Откройте учебники на стр. 46, рассмотрите рисунок. Объясните, как снимается каждая новая мерка.

7. Практическая работа.

Учащиеся снимают мерки друг с друга и записывают их в свои персональные карточки. В конце практической работы учитель обходит и проверяет правильность снятия мерок по своей таблице.

IV. Закрепление нового материала.

Беседа по вопросам.

  • Какая цель стояла перед вами?
  • Перечислите, какие мерки снимают для построения чертежа блузки?
  • Какие новые мерки вы учились снимать сегодня?
  • Объясните, как снимают мерки: центр груди, ширина груди, ширина спины, высота плеча косая, длина переда до талии.
  • Какие мерки записывают полностью? Почему?
  • Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?
  • По какой мерке определяют размер изделия?

Работа по перфокартам. (Дифференцированный подход: задания разного уровня сложности: сильные, слабые, средние).

А. Определите размер изделия, если обхват талии 88 см, 96 см, 104 см. (для слабых)

  • Центр груди –
  • Ширина груди –
  • Ширина спины –
  • Высота плеча косая –
  • Длина спины –

В. Подпишите, какая мерка снимается с человека, если:

- снимаем расстояние от одной высокой точки груди до другой – это.

- снимаем расстояние от высокой точки плеча до высокой точки груди – это .

- ширина груди – снимаем расстояние по центру спины от линии талии до седьмого шейного позвонка – это.

1. Подведение итогов практической части: снятие мерок, анализ работ учащихся, выставление оценок, комментирование оценок.

2. Дача домашнего задания: вклеить карточки в альбомы по швейному делу, выучить обозначения мерок.

3. Объяснение того, что будем делать на следующем занятии: строить чертёж блузки в масштабе и затем в натуральную величину. (Опять возвращаемся к общему плану изготовления швейного изделия).

Выкройка основы блузки

Каждая базовая основа блузки имеет свои особенности. Они различаются наличием вытачки на выпуклость груди, общим объемом, глубиной проймы.

Базовая основа блузки небольшого объема

Основой для построения чертежа блузки небольшого объема является базовая выкройка платья с вытачками. Часть раствора нагрудной вытачки переводится к пройме переда; линия плеча удлиняется; перед и спинка дополнительно расширяются по боковым срезам, пройма углубляется (величины изменений могут быть меньше, чем показано ниже, если требуется блузка меньшего объема). Рукав базовой основы платья изменяется в соответствии с измененной проймой переда и спинки блузки.

1. Скопируйте чертеж базовой выкройки платья до талии.

2. На переде закройте нагрудную вытачку и начертите линии разрезов от точки центра груди к середине проймы и к середине плечевого среза. Разрежьте к точке центра груди.

3. По отдельности для переда и спинки, начертите на листах бумаги вертикаль и пересекающую ее горизонталь (это будет соответственно середина детали и талия).

Выкройка основы блузки

4. Расположите выкройку переда платья на листе бумаги, совмещая середину переда с вертикалью, а нижнюю точку на боковой линии переда с горизонталью, при этом удлините пройму на 1,3 см за счет уменьшения нагрудной вытачки (рис.1.). Обведите.

5. Аналогично расположите выкройку спинки платья (рис.2).

6. На спинке начертите линию плеча, как показано на рис.2. Раствор вытачки сохраняется.

7. Удлините линию плеча переда так, чтобы она стала равна длине линии плеча спинки (точка X).

8. От линии проймы спинки отложите наружу 0,6 см от уровня середины проймы (точка Y).

9. Углубить пройму на 2 см по боку и отсюда проведите наружу линию под прямым углом к боковой линии, на которой отложите 2 см (расширение переда), поставьте точку Z.

10. По середине деталей от талии отложите вниз по 17 см и отсюда начертите линию низа под прямым углом к середине. От точки Z начертите боковой срез под прямым углом к низу.

11. Оформить линию проймы через точки X, Y и Z.

Базовая основа рукава блузки

Выкройка основы блузки

Расширьте рукав по подмышечной линии на величину расширения проймы, в нашем примере 2 см с каждой стороны. Отложите 1,3 см вниз от высшей точки оката рукава.

Оформите окат рукава. Длина оката рукава должна быть на 1,3 см больше длины проймы переда и спинки (посадка по окату рукава). Если требуется, корректируйте величину посадки по окату рукава у продольных линий рукава.

Выкройка основы блузки

Начертите горизонталь через нижнюю точку переднего среза рукава как показано на рис. 4

От точки А влево отложите половину длины подмышечной линии минус 2,5 см. Начертите задний срез рукава.

От точки А вправо отложить длину отрезка АВ. Начертите передний срез рукава.

От С отложить вверх 5 см (ширина манжеты) и провести горизонталь параллельно отрезку ВС.

Форма линии низа рукава

Отрезок между точкой Е и линией середины рукава поделить пополам, получаем точку F, через которую начертить короткую вертикаль.

От точки F отложить вниз 1,9 см, вверх 6,3 см - получена линия раз­реза для застежки рукава.

Проведите плавную линию низа рукава от точки Е, через точку G до точки D, как показано на рис. 4.

Базовая основа блузки среднего объема

Блузка среднего объема не прилегает к телу. Пройма удлиняется за счет перевода к ней раствора вытачки на выпуклость груди и за счет расширения переда и спинки по боковым срезам. Углубление и расширение проймы больше, чем у блузки небольшого объема. Рукав для блузки изменяется в соответствии с увеличенной проймой блузки.

Если удлинить детали блузки, то можно получить выкройку платья свободной формы.

Выкройка основы блузки

2. На спинке начертите линию плеча, как показано на рис. 1 (точка X). Вытачка на выпуклость лопаток остается на чертеже для удлинения линии плеча.

3. Расширьте верхнюю часть спинки в области проймы на 0,6 см (точка Y).

4. На переде переведите вытачку на выпуклость груди к пройме, тем самым удлиняя ее. Отметьте середину раствора вытачки (точка Y).

5. Удлините линию плеча переда так, чтобы она стала равна длине линии плеча спинки (точка X).

6. Углубить пройму на 3,8 см и через полученные точки проведите линию под прямым углом к середине спинки и переда. По этой линии от боковых линий отложите по 2,5 см (точка Z).

7. Оформите линии проймы переда и спинки через точки X, Y, Z.

8. Начертите линию талии под прямым углом к середине деталей через нижнюю точку на боковой линии спинки и переда.

9. Удлините спинку и перед по середине от талии на величину от 17 см до 22 см, и отсюда начертите линию низа под прямым углом к середине.

10. От точки Z начертите боковые срезы под прямым углом к низу.

11. Отложите по 2,5 см внутрь по талии и начертите модельные боковые линии и фигурную линию низа.

Построение рукава к блузке среднего объема

Выкройка основы блузки

Срежьте 0,2 см по всей длине горловины переда и спинки (рис.2).

Измерьте длину пройм переда и спинки. Если они различаются, сбалансируйте разницу у линии плеча.

Поставьте контрольные знаки на пройме.

Выкройка основы блузки

Обведите выкройку рукава блузки небольшого объема на листе бумаги. Поставьте точки А и В, как показано на рис.3.

Перегните выкройку рукава по середине.

От подмышечной линии отложите по середине рукава 3,8 см вверх (точка D) и от этой точки, начертите горизонталь (новая подмышечная линия). Начертите линию от точки А до пересечения с новой подмышечной линией, длина которой равна длине проймы переда - получена точка Е.

Оформление оката рукава

Выкройка основы блузки

Разделите отрезок АЕ на четыре равные части.

От нижней точки отложите 0,3 см вниз, от верхней - 0,6 см вверх. Начертите плавную линию оката через полученные точки, как показано на рис.4.

Длина линии оката рукава получится примерно на 1,3 см больше, чем длина проймы блузки. Если это не так, расширьте или заузьте рукав у точки Е.

Поставьте контрольные знаки на линии оката рукава в соответствии с положением контрольных знаков на переде и спинке.

Блузка большого объема

Выкройка основы блузки

Моделирование выполнено на базовой основе блузки среднего объема, но этим способом можно видоизменить любую модель блузки.

1. Обведите базовую выкройку переда и спинки.

2. Разрежьте выкройку переда и спинки по вертикали от середины плеча до низа.

3. Разведите секции на модельную величину расширения (участки от А до В). Обведите выкройку еще раз.

4. При желании можно углубить пройму переда и спинки.

5. Измерьте длину линии проймы переда и спинки, сложите эти величины вместе и разделите пополам. Запишите результат.

6. Заузьте перед и спинку блузки у низа, как показано на рис. пунктирными линиями, если необходимо.

Построение рукава

Выкройка основы блузки

Сложите лист бумаги пополам. Расположите выкройку рукава блузки небольшого объема, совмещая середину рукава со сгибом листа, и обведите. При желании рукав можно удлинить по низу.

От точки А отложите по сгибу вниз значение расширения деталей (отрезок АВ).

От точки В начертите линию, равную половине длины проймы переда и спинки, до пересечения ее с подмышечной линией.


В этой статье рассказывается о том, как построить выкройку основу платья для начинающих мастеров, простыми словами, с подробным описанием и чертежом каждого этапа построения.

Выкройка — основа — это базовый чертеж изделия, изготовленный по индивидуальным меркам, выполненный на бумаге, на основе которого в дальнейшем моделируются различные фасоны. Построение выкройки — основы необходимо как новичкам в шитье, так и опытным швеям, и отнестись к нему нужно очень ответственно. От того на сколько грамотно построена выкройка зависит качество посадки будущего изделия на фигуре, его красота и удобство в процессе носки. От того на сколько грамотно выполнена выкройка – основа зависит точность выполнения выкроек, сделанных на ее базе, и допущенная в ней погрешность, дойдя до готового изделия, может перерасти в серьезный дефект.

Давайте построим выкройку-основу платья по своим меркам.

Материалы и инструменты:

— бумага (лучше миллиметровка), сантиметровая лента, линейка, карандаш

Мерки:

Измеряем на фигуре, я указываю для примера свои, вы измеряете свои.

— Длина платья (Ди) = 100 см,

— Длина спины до талии (Дтс) = 43 см,

— Глубина проймы (ГПр) = 21 см,

— Высота бедер (Вб) = 22 см (берется без измерений от 20 до 22 см, но я предпочитаю снять мерку с фигуры),

— Длина плеча (ДПл) = 13 см,

— Полуобхват шеи (ПоШ) = 17 см,

— Полуобхват груди 1 (полуобхват над грудью, ПоГ1) = 42,5 см,

— Полуобхват груди 2 (полуобхват груди, ПоГ, ПоГ2) = 46 см,

— Полуобхват талии (ПоТ) = 31 см,

— Полуобхват бедер (ПоБ) = 48,5 см

Рассчитываем вспомогательные мерки

(формулы действительны при ОГ > 80 см):

— Глубина проймы ГПр = ОГ/10 + (10,5_12 см) = 92/10 + (10,5_12) = 19,7_21,2 см. (В моем случае измеренное значение вошло в диапазон расчетных, и ГПр = 21 см. Если ваши значения не совпали, необходимо взять среднее между измеренным и рассчитанным).

— Ширина проймы ШПр = ОГ/8 – 1,5 см = 92/8 – 1,5 = 10 см,

— Ширина спины ШС = ОГ/8 + 5,5 см = 92/8 + 5,5 = 17 см,

— Ширина груди ШГ = ОГ/4 – 4 см = 92/4 – 4 = 19 см

Выбираем степень облегания платья

ПоГ с ПСО = 46 + 1,5 = 47,5 см,

ШГ с ПСО = 19 + 1 = 20 см,

ШС с ПСО = 17 + 0 = 17 см,

ШПр с ПСО = 10 + 0,5 = 10,5 см,

ГПр с ПСО = 21 + 0,5 = 21,5 см

Построение выкройки-основы платья

Шаг 1. Построение базисного прямоугольника. В левом верхнем углу, отступив от верха 10 см, поставьте точку А. Проведите вниз вертикальную линию длиной = Ди = 100 см. Отметьте точку Н. Из точки Н проведите вправо горизонтальную линию длиной ПоГ + ПСО = 47,5 см, отметьте точку Н1 (НН1 располагается по отношению к АН под углом 90˚). Из точки А проведите горизонтальную линию вправо длиной 47,5 см, отметьте точку А1. Соедините точки А1 и Н1. Получился четырехугольник АА1Н1Н, проверьте, чтобы все углы в нем были обязательно 90˚.

1

Шаг 2. Построение горизонталей.

Шаг 2а. Линия груди. Из точки А по линии АН вниз отложите АГ = ГПр + ПСО = 21,5 см. Проведите горизонталь, отметьте точку Г1, как показано на чертеже.

Шаг 2б. Линия талии. Из точки А по линии АН вниз отложите АТ = Дтс = 43 см. Проведите горизонталь, отметьте точку Т1, как показано на чертеже.

Шаг 2в. Линия бедер. Из точки Т по линии АН вниз отложите ТБ = Вб = 22 см. Проведите горизонталь, отметьте точку Б1, как показано на чертеже.

2

Шаг 3. Вспомогательные линии проймы. На линии груди ГГ1, вправо от точки Г отложите значение ШС + ПСО = 17 см, отметьте точку П1, от точки П1 вправо отложите ШПр + ПСО = 10,5 см, отметьте точку П2. Проверьте длину отрезка П2Г1, она должна быть равна ШГ + ПСО = 20 см. Из точек П1 и П2 постройте перпендикуляры к отрезку АА1, отметьте точки П3, П4.

3

Шаг 4. Линия бока. На середине отрезка П1П2 отмечаем точку П, проводим вертикальную линию до НН1.

4

Шаг 5. Горловина спинки. От точки А вправо отложите АА2 = ПоШ/3 + 0,5 см = 17/3 + 0,5 = 6,2 см, я округлю до 6,5 см. Из точки А2 строим перпендикуляр, на нем на расстоянии 2 см от АА1 отмечаем точку А3. Соединяем АА3 плавной вогнутой линией.

5

Шаг 6. Плечо спинки. Из точки П3 отложите вниз 1,5 см, отметьте точку П5. Соедините точки А3 и П5 прямой линией. От точки А3 отложите ДПл = 13 см, отметьте точку П6.

6

Шаг 7. Пройма спинки. Отрезок П3П1 разделите пополам, точку середины обозначим П7. Из точки П1 постройте биссектрису угла П3П1П длиной 2 см. Проведите вогнутую плавную линию от точки П3 до точки П через точку П7 и биссектрису угла П3П1П.

7

Шаг 8. Вырез горловины переда. От точки Г1 вверх отложите Г1А4 = ПоГ/2 + 0,5 см = 23,5 см. От точки А4 влево проведите горизонтальную линию, отложите отрезок А4А5 = ПоШ/3 + 0,5 см = 6,2 см (я округлю до 6,5 см). От точки А4 вниз отложите отрезок А4А6 = ПоШ/3 +1,5 см = 7,2 см (я округлю до 7,5 см). Соедините плавной вогнутой линией точки А5 и А6.

Шаг 9. Плечо полочки и нагрудная вытачка. От точки А5 влево отложите 4 см, затем вниз 1 см, отметьте точку П8. Соедините точки А5 и П8 прямой линией.

От точки П8 опустите перпендикуляр к линии груди. От точки пересечения перпендикуляра с линией груди вправо отложите 1 см, отметьте точку Г2. Соедините точки П8 и Г2 прямой линией. Разделите отрезок П8Г2 пополам, из точки деления влево постройте горизонтальный отрезок длиной = ПоГ – ПоГ1 = 46 – 42,5 = 3,5 см. Через конец отрезка из точки Г2 проведите прямую линию, отложите на ней отрезок Г2П9 = Г2П8.

На линии проймы спинки отметьте середину отрезка П3П7 точкой П10. Соедините точки П9 и П10 прямой линией. На ней от точки П9 отложите влево отрезок = ДПл – 4 см (округленная длина отрезка А5П8) – 1 см = 8 см. Из конца отрезка опустите перпендикуляр к линии П9П10 длиной 2 см, отметьте точку П11. Соедините П9 и П11 прямой линией.

9

При пошиве вытачка закроется, точки П8 и П9 совместятся, линия А5П8П9П11 – линия плеча полочки, ее длина чуть меньше длины плеча спинки, если после моделирования длины плеч не изменятся, то при пошиве плечо спинки нужно будет немного припосадить.

Шаг 10. Пройма полочки. От точки П2 вверх отложите расстояние = 1/4П2П4. Отметьте точку П12. Соедините П11 и П12 прямой линией. Отрезок П11П12 поделите пополам, от полученной точки вправо постройте перпендикуляр к отрезку П11П12 длиной 1 см. Из точки П2 постройте биссектрису угла ПП2П4 длиной 2 см. Проведите вогнутую плавную линию от точки П11 до точки П через перпендикуляр, точку П12 и биссектрису угла ПП2П4.

10

11

Шаг 11. Талевые вытачки. Сумма растворов всех талевых вытачек = ПоГ – ПоТ = 46 – 31 = 15 см. 1/3 суммы забираем на боковые вытачки (у меня 15/3 = 5 см). 2/3 суммы (10 см) на вытачки переда и спинки, причем на вытачку спинки забираем чуть больше (6 см). При таком значении раствора при пошиве платья необходимо выполнить 2 вытачки на спинке (распределить 6 см на две вытачки), но мы сейчас строим выкройку-основу, базу для дальнейшего моделирования различных фасонов, и у меня размер самого платья небольшой, поэтому здесь я буду строить 1 вытачку с таким большим раствором, а при последующем моделировании конкретного фасона решать сколько вытачек мне необходимо на готовом изделии. На вытачку полочки остается 4 см.

Боковые вытачки. От точки Т2 вправо и влево откладываем по 5/2 = 2,5 см. Полученные точки соединяем прямыми линиями с точкой П и с точкой середины либо 1/3 частью отрезка Б2Т2 (в зависимости от крутизны бедер).

Вытачка спинки. Отрезок ГП делим пополам и опускаем перпендикуляр к линии ББ1. На перпендикуляре от отрезка ГП откладываем вниз 2_3 см, от отрезка ББ1 вверх 2 см. От точки Т2 вправо и влево откладываем по 6/2 = 3 см. Строим вытачку.

Вытачка полочки. Из точки Г2 опускаем перпендикуляр к ББ1. На перпендикуляре от точки Г2 откладываем вниз 5_6 см. От точки Т3 вправо и влево откладываем по 4/2 = 2 см. Строим вытачку.

Шаг 12. Линия бокового шва низа платья. Вычисляем недостаточный объем по линии бедер = ПоБ — (ПоГ+ПСО) = 48,5 – 47,5 = 1 см. От линии Б2 вправо и влево откладываем значения = (недостаточный объем + 1 см)/2 = 1 см. Строим линии бокового шва, как показано на чертеже (красная линия – линия спинки, синяя – линия полочки), проверяем значения (расстояние от Б до красной линии) + (расстояние от Б1 до синей линии) = ПоБ + 1 см.

12

Шаг 13. Выкройка готова. Советую оставить ее в таком виде на миллиметровке, а моделирование выполнять на копиях, переснятых на кальку.

13

Теперь вы знаете, как построить выкройку основу по своим меркам и можете сделать это самостоятельно.

Читайте также: