Как сделать центральный канал из стерео

Обновлено: 05.07.2024

4.0 Оценок: 3 (Ваша: )

Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.

Из моно – в стерео

Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.

Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.

Шаг 1. Установите софт и создайте проект

Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.

программа для работы с аудио

Откройте аудиодорожку подходящим способом

Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео

сохранение одноканального трека как двухканального

В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции

как сделать из моно стерео

Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта

  • Stereo: две дорожки содержат разную информацию, за счет чего создается ощущение панорамы. Это оптимальный выбор практически для любой аудиозаписи.
  • Stereo:Joint stereo: двухканальная дорожка, в которой левый и правый каналы идентичны. Он звучит так же, как монодорожка, только разделен на два аудио канала. Итоговое стереозвучание получается не очень хорошего качества, поэтому лучше использовать, если на записи присутствует только голос.
  • Dual Channel: два канала конвертируются отдельно друг от друга, на каждую волну приходится 50% общего файла. Его применяют, чтобы голос диктора выделялся на фоне музыкального сопровождения.

перевести из моно в стерео и сохранить в мп3

При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео

Шаг 3. Сохраните файл

двухканальная аудиозапись

После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала

Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.

Из стерео – в моно

Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.

В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.

песня со стерео звуком

Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве

как стерео канал перевести в моно

Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик

В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.

одноканальный звук в песне

После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио

Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.

Не ожидал, что так разрекламированный редактор будет иметь такие скудные возможности манипулирования с каналами. Когда загружается файл в вашей номенклатуре либо STEREO, либо JOINT STEREO, то оказывается, не предусмотрено инструмента, чтобы отделить один канал от другого и запомнить их по отдельности. Если в одном канале уровень записи отличается от другого канала, то нет возможности его понизить или повысить, не подвергая изменениям уровень во втором канале. Нет возможности по отдельности загрузить независимые монозаписи на две соседние дорожки


Геннадий, добрый день! Спасибо за ваши предложения по дополнению функционала - передадим отделу разработки!

Здравствуйте!
На Ford S-Max решил заменить штатную Sony Premium Sound (к обычной Соньке добавлены активный саб (в нише за водителем) и центральный канал на панели) на новую мультимедийную Blaupunkt NX, но у неё только четыре выхода на колонки. У штатной Соньки есть дополнительный разъем, в который выведены фронтальные твиттеры, центральный канал (там мид с твиттером) и управление сабом.
Посоветуйте пожалуйста, как мне всё подключить.
Как вариант было предложено выпаять линейные выводы, а к ним подключить усилок и через него уже раздавать на все динамики и штатный саб. Но я вот не понимаю как подключить центральный канал и как управлять активным штатным сабиком?

вариант если у нового головного ус-ва возможно выпаять (или просто снять сигнал) только 4-х каналов, то тогда вам без процессора не обойтись.
про процессор я говорю потому, что наличие центрального канала предполагает, что вы будете строить систему кинотеатра 5.1.у себя в машине.

еще вариант: поставить после головного ус-ва 4-х канальник на акустику + небольшой 2-х канальник на центральный канал.
не совсем правда понятно как в таком случае будет играть ваш штатный активный саб и откуда он вообще будет брать сигнал после установки нового головного ус-ва. Это уже нужно смотреть по месту.

вообще схем много. если я тут их все напишу у вас скорее всего в голове образуется полный сумбур.

я бы на вашем месте отказался б от центрального канала и сделал бы себе нормально честное стерео

Или вот такой вариант: оставить задние штатные динамики, а к ним подключить саб с усилителем через преобразователь, а на центральный канал и фронт подключить через процессор или усилитель?

Спасибо за советы

ответ маленький совет - название Mystery, Supra, Velas - это ругательные слова в среде тех, кто занимается автозвуком :) имейте в виду. Думаю, намек поймете.

усилитель можно посоветовать, только после того как вы ответите на кучу вопросов, которые вам задаст любой мало-мальски грамотный установщик. Например:
1) что вы слушаете?
2) где вы планируете разместить усилитель?
3) как вы планируете разместить усилитель
4) что будет к нему подключено (акустика, источник)
5) бюджет вопроса

и т.д.
невозможно дать четкий и точный ответ на ваш вопрос в конференции. вы же не спрашиваете сколько будет 2 умножить на 2. а спрашиваете про вещи, которые очень субъективны.

объемную сцену вы сможете получить только при использовании процессора с функцией DSP. Разумеется в таком случае есть смысл ставить центральный канал.
Если же желание воткнуть этот динамик происходит из того, что "ну там же есть место, значит нужно что-то поставить". - это ни к чему хорошему не приведет..

вы сами ответьте себе на вопрос - вы хотите просто понапихать всего чего только можно в машину или получить качественный звук? или качественную мультимедиа систему?
вот как будете готовы четко сформулировать ответы на этот вопрос - пишите мне на мыло, обсудим.
мне не жалко проконсультировать

Сегодняшний акцент на объемном звучании домашнего кинотеатра требует новых аудиоформатов, ресиверов и дополнительных динамиков для воспроизведения звука домашнего кинотеатра. Одним из ключевых изменений при переходе от стереозвука к объемному звучанию домашнего кинотеатра является необходимость в выделенном громкоговорителе центрального канала.

Центральный канал и стерео


Хотя это эффективный способ представления вокала, когда вы перемещаете позицию слушателя из зоны наилучшего восприятия влево или вправо, даже если выделенные левый и правый звуки остаются в своих относительных положениях, определяемых динамиками левого и правого каналов, звук позиции вокала будет (или должна) измениться вместе с вами.

Вы также можете услышать этот эффект, используя стереоресивер или регулятор баланса усилителя. Когда вы поворачиваете регулятор баланса влево или вправо, вы можете услышать, как вокал меняет позицию соответственно.

В результате, в традиционной стереосистеме, поскольку вокал поступает как из левого, так и из правого каналов, вы не можете управлять положением или уровнем (громкостью) вокала центрального канала независимо от левого и правого каналов.

Центральный канал и объемный звук

Объемный звук обеспечивает эффективное решение проблемы центрального канала, возникающей при прослушивании двухканального стереозвука.

В отличие от стерео, в настоящей настройке объемного звука их минимум 5.1 с динамиками, распределенными следующим образом: передний левый / правый, объемный левый / правый, сабвуфер (.1) и выделенный центр. Форматы объемного звука, такие как Dolby и DTS, содержат звуки, которые микшируются в каждый из этих каналов, включая звуки, специально направленные на центральный канал. Это кодирование предоставляется на DVD, Blu-ray / Ultra HD Blu-ray дисках, а также на некотором потоковом и вещательном контенте.


В результате того, как звуки микшируются для объемного звука, вместо того, чтобы помещать вокал / диалог в фантомное центральное пятно, он помещается в специальный центральный канал. Из-за такого размещения центральному каналу требуется собственный динамик.

Хотя добавленный центральный динамик создает немного больше беспорядка, есть явные преимущества.

Объемный звук без динамика центрального канала

Thumbnail: Громкость звука

Гро́мкость зву́ка — субъективное восприятие силы/интенсивности звука (абсолютная величина слухового ощущения). Громкость главным образом функционально зависит от звукового давления (интенсивности звука) и частоты звуковых колебаний. Также на громкость звука влияют его спектральный состав, локализация в пространстве, тембр, длительность воздействия звуковых колебаний и другие факторы. Единицей абсолютной шкалы громкости является сон. Википедия

Как выглядит динамик центрального канала

Вы можете использовать любой динамик (кроме сабвуфера) для вашего центрального канала, но в идеале вы должны использовать динамик с горизонтальной, а не вертикальной или квадратной конструкцией корпуса, как в приведенном ниже примере от Aperion Audio.

Причина этого не столько техническая, сколько эстетическая. Горизонтальный динамик центрального канала легче разместить над или под экраном телевизора или видеопроекции.


Что еще искать в динамике центрального канала

Если вы добавляете громкоговоритель центрального канала к существующей настройке громкоговорителей, попробуйте использовать ту же марку и такую же характеристику средних и высоких частот, что и ваши основные левый и правый динамики.

Если вы не можете получить громкоговоритель центрального канала с аналогичными характеристиками ваших громкоговорителей левого и правого фронтальных каналов, если ваш ресивер домашнего кинотеатра имеет систему автоматической настройки громкоговорителей, он может компенсировать это с помощью своих возможностей эквализации.

Другой вариант, который вы можете попробовать, - это если вы собираете базовую установку домашнего кинотеатра заново, приобретите акустическую систему, которая включает в себя весь микс динамиков - передний левый / правый, левый / правый объемный звук, сабвуфер и центральный канал.

Если вы переходите от двухканального стереозвука к полноценной настройке объемного звучания домашнего кинотеатра, то, будете ли вы использовать динамик центрального канала, решать вам, но вот основные моменты, которые следует учитывать:

Иллюстрация человека, устанавливающего звуковую панель под своим телевизором

Раньше считалось, что для обеспечения удовлетворительного прослушивания музыки нужны только две колонки, и это возможно, если вы слушаете только музыку.

Однако, несмотря на возобновившийся интерес к виниловым пластинкам , специальному прослушиванию компакт-дисков и новому поколению двухканальных стерео-ресиверов , сегодняшний акцент на объемном звучании домашнего кинотеатра требует новых аудиоформатов , ресиверов и большего количества динамиков для создания звука кинотеатра в домашних условиях. ,

Одним из ключевых изменений при переходе от объемного звучания стерео к домашнему кинотеатру является необходимость в выделенном динамике центрального канала.

Центральный канал и стерео

Иллюстрация человека, устанавливающего звуковую панель под своим телевизором

Стереосистема с проигрывателем

Несмотря на то, что это эффективный способ представления вокала, когда вы перемещаете позицию прослушивания из зоны наилучшего восприятия влево или вправо, даже если выделенные левый и правый звуки остаются в своих относительных положениях, определяемых динамиком левого и правого каналов, позиция вокала будет (или должна) двигаться вместе с вами.

Вы также можете услышать этот эффект, используя стерео ресивер или регулятор баланса усилителя. Когда вы набираете регулятор баланса влево или вправо, вы можете услышать, как вокалы меняют положение соответственно.

В результате в традиционной стереофонической установке, поскольку вокал поступает как из левого, так и правого каналов, вы не можете контролировать положение или уровень (громкость) вокала центрального канала независимо от левого и правого каналов.

Центральный канал и объемный звук

Объемный звук обеспечивает эффективное решение проблемы центрального канала, создаваемой двухканальным стереофоническим прослушиванием.

В отличие от стереозвука, в реальной настройке объемного звука имеется минимум 5.1 каналов с динамиками, распределенными следующим образом: фронтальный L / R, объемный L / R, сабвуфер ( .1 ) и выделенный центр. Форматы объемного звука, такие как Dolby и DTS , содержат звуки, которые микшируются в каждый из этих каналов, включая звуки, специально направленные на центральный канал. Это кодирование предоставляется на DVD-дисках, дисках Blu-ray / Ultra HD Blu-ray, а также на некоторых видах потокового и вещательного контента.

Пример акустической системы домашнего кинотеатра

В результате того, как звуки микшируются для объемного звука, вместо размещения вокала / диалога в фантомном центральном месте, он помещается в выделенный центральный канал. Из-за этого размещения центральному каналу необходим собственный динамик .

Хотя добавление центрального динамика приводит к еще большему беспорядку, у него есть явные преимущества.

Объемный звук без динамика центрального канала

Как выглядит спикер центрального канала

Вы можете использовать любой громкоговоритель (кроме сабвуфера) для центрального канала, но в идеале вы должны использовать громкоговоритель с горизонтальной, а не вертикальной или квадратной конструкцией корпуса, как, например, в примере, показанном ниже из Aperion Audio .

Причина этого не столько техническая, сколько эстетическая. Горизонтально спроектированный динамик центрального канала легче разместить над или под телевизором или проекционным экраном.

Aperion Audio Verus III Центральный канал Динамик

Что еще искать в динамике центрального канала

Если вы добавляете громкоговоритель центрального канала к существующей настройке громкоговорителя, попробуйте использовать ту же марку и аналогичную частотную характеристику среднего и высокого уровня , что и ваши основные левый и правый громкоговорители.

Если вы не можете получить громкоговоритель центрального канала с аналогичными характеристиками громкоговорителей левого и правого фронтального канала, если у ресивера домашнего кинотеатра есть система автоматической настройки громкоговорителей , он может быть в состоянии компенсировать, используя возможности эквалайзера.

Другой вариант, который вы можете попробовать, — это если вы собираете базовую настройку домашнего кинотеатра с нуля, купите акустическую систему, которая включает в себя весь микс динамиков — передний левый / правый, левый / правый объемный, сабвуфер и центральный канал.

Если вы переходите с двухканальной стереосистемы на полную систему объемного звучания домашнего кинотеатра, используете ли вы громкоговоритель центрального канала, решать вам, но вот основные моменты, на которые следует обратить внимание:

Читайте также: