Как щелкунчик победил мышиного короля что сделал

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Мари на Рождество дарят Щелкунчика – игрушку, умеющую разгрызать орехи. Деревянная игрушка оказывается благородным юношей, заколдованной Мышильдой. Снять чары с Щелкунчика поможет Мари.

За минуту

В канун Рождества дети Штальбаума, Фриц и Мари, получают необычный подарок – некрасивую деревянную куклу Щелкунчика. Перед сном девочка в последний раз смотрит на игрушки, уложенные в шкафу, и видит необычную битву. Ее ведут игрушки во главе с Щелкунчиком и Мышиный король со своей армией. Мари пытается помочь, но чувствует боль в руке, после чего падает без чувств на пол. На следующий день она все рассказывает родителям, но они не верят ей.

Крестный Мари ремонтирует Щелкунчика и повествует историю маленького человечка. Деревянная игрушка раньше была красивым благородным юношей, но его заколдовала Мышильда. Чары рассеются, когда Щелкунчик победит Мышиного короля и его полюбит Прекрасная дама. Деревянная игрушка побеждает Мышиного короля, а Мари влюбляется в него после путешествия в сказочную страну.

В дом Штальбаума приходит юноша просить руки Мари, он признается, что раньше был Щелкунчиком, но чары Мышильды рассеялись.

рошло немного времени, и как-то лунной ночью Мари разбудило странное постукивание, которое, казалось, шло ил угла, словно там перебрасывали и катали камешки, а по временам слышался противный визг и писк.

- Ай, мыши, мыши, опять тут мыши! - в испуге закричала Мари и хотела уже разбудить мать, но слова застряли у нее в горле.

Она не могла даже шевельнуться, потому что увидела, как из дыры в стене с трудом вылез Мышиный Король и, сверкая глазами и коронами, принялся шмыгать по всей комнате; вдруг он одним прыжком вскочил на столик, стоявший у самой кроватки Мари.

- Хи-хи-хи! Отдай мне все драже, весь марципан, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкунчика, загрызу Щелкунчика! - пищал Мышиный Король и при этом противно скрипел и скрежетал зубами, а потом быстро скрылся в дырку в стене.

Мари так напугало появление страшного Мышиного Короля, что наутро она совсем осунулась и от волнения не могла вымолвить ни слова. Сто раз собиралась она рассказать матери, Луизе или хотя бы Фрицу о том, что с ней приключилось, но думала: “Разве мне кто-нибудь поверит? Меня просто поднимут на смех”.

Однако ей было совершенно ясно, что ради спасения Щелкунчика она должна будет отдать драже и марципан. Поэтому вечером она положила все свои конфеты на нижний выступ шкафа.

Наутро мать сказала.

- Не знаю, откуда взялись мыши у нас в гостиной. Взгляни-ка, Мари, они у тебя, бедняжки, все конфеты поели.

Так оно и было. Марципан с начинкой не понравился прожорливому Мышиному Королю, но он так обглодал его острыми зубками, что остатки пришлось выбросить. Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика. Но что она почувствовала, когда на следующую ночь у нее над самым ухом раздался писк и визг! Ах, Мышиный Король был тут как тут, и еще отвратительнее, чем в прошлую ночь, сверкали у него глаза, и еще противнее пропищал он сквозь зубы:

- Отдай мне твоих сахарных куколок, глупышка, не то я загрызу Щелкунчика!

И с этими словами страшный Мышиный Король исчез. Мари была очень огорчена. На следующее утро она подошла к шкафу и печально поглядела на сахарных куколок. И горе ее было попятно! Ведь ты не поверишь, внимательная моя слушательница, какие расчудесные сахарные фигурки были у Мари Штальбаум: премиленькие пастушок с пастушкой пасли стадо белоснежных барашков, а рядом резвилась их собачка; тут же стояли два почтальона с письмами в руках и четыре очень миловидные пары - щеголеватые юноши и разряженные в пух и прах девушки - качались на русских качелях. Потом шли танцоры, а совсем в уголке стоял краснощекий младенец - любимец Мари. Слезы брызнули у нее из глаз.

- Ах, милый господин Дроссельмейер, - воскликнула она, обращаясь к Щелкунчику, - чего я только не сделаю, лишь бы спасти вам жизнь, но, ах, как это тяжело!

Однако у Щелкунчика был такой жалобный вид, что Мари, которой и без того чудилось, будто Мышиный Король разинул все свои семь пастей и хочет проглотить несчастного юношу, решила пожертвовать ради него всем.

Итак, вечером она поставила всех сахарных куколок на нижний выступ шкафа, куда до того клала сласти. Поцеловала пастуха, пастушку, овечек; последним достала она из уголка своего любимца - краснощекого младенца - и поставила его позади всех других куколок.

- Нет, это уж слишком! - воскликнула на следующее утро госпожа Штальбаум. - Видно, в стеклянном шкафу хозяйничает большая, прожорливая мышь: у бедняжки Мари погрызены и обглоданы все хорошенькие сахарные куколки!

Мари, правда, не могла удержаться и заплакала, но скоро улыбнулась сквозь слезы, потому что подумала: "Что же делать, зато Щелкунчик цел!"

Вечером, когда мать рассказывала господину Дроссельмейеру про то, что натворила мышь в шкафу у детей, отец воскликнул:

- Что за гадость! Никак не удается извести мерзкую мышь, которая хозяйничает в стеклянном шкафу и поедает у бедной Мари все сласти.

- Вот что, - весело сказал Фриц, - внизу, у булочника, есть прекрасный серый советник посольства. Я заберу его к нам наверх: он быстро покончит с этим делом и отгрызет мыши голову, будь то хоть сама Мышильда или ее сын, Мышиный Король.

- А заодно будет прыгать на столы и стулья и перебьет стаканы и чашки, и вообще с ним беды не оберешься! - смеясь, закончила мать.

- Да нет же! - возразил Фриц. - Этот советник посольства - ловкий малый. Мне бы хотелось так ходить по крыше, как он!

- Нет уж, пожалуйста, не нужно кота на ночь, - попросила Луиза, не терпевшая кошек.

- Собственно говоря, Фриц прав, - сказал отец. - А пока можно поставить мышеловку. Есть у нас мышеловки?

- Крестный сделает нам отличную мышеловку: ведь он же их изобрел! - закричал Фриц.

Все рассмеялись, а когда госпожа Штальбаум сказала, что в доме нет ни одной мышеловки, Дроссельмейер заявил, что у него их несколько, и действительно сейчас же велел принести из дому отличную мышеловку.

Сказка крестного о твердом орехе ожила для Фрица и Мари. Когда кухарка поджаривала сало, Мари бледнела и дрожала. Все еще поглощенная сказкой с ее чудесами, она как-то даже сказала кухарке Доре, своей давней знакомой:

- Ах, ваше величество королева, берегитесь Мышильды и ее родни!

А Фриц обнажил саблю и заявил:

- Пусть только придут, уж я им задам!

Но и под плитой, и на плите все было спокойно. Когда же старший советник суда привязал кусок сала на тонкую ниточку и осторожно поставил мышеловку к стеклянному шкафу, Фриц воскликнул:

- Берегись, крестный-часовщик, как бы Мышиный Король не сыграл с тобой злой шутки!

Ах, каково пришлось бедной Мари на следующую ночь! У нее по руке бегали ледяные лапки, и что-то шершавое и противное прикоснулось к щеке и запищало и завизжало прямо в ухо. На плече у нее сидел противный Мышиный Король; из семи его разверстых пастей текли кроваво-красные слюни, и, скрежеща зубами, он прошипел на ухо оцепеневшей от ужаса Мари:

- Я ускользну - я в щель шмыгну, под пол юркну, не трону сала, ты так и знай. Давай, давай картинки, платьице сюда, не то беда, предупреждаю: Щелкунчика поймаю и искусаю. Хи-хи. Пи-пи. Квик-квик!

Мари очень опечалилась, а когда наутро мать сказала:

"А гадкая мышь все еще не попалась!". Мари побледнела и растерялась, а мама подумала, что девочка грустит о сластях и боится мыши.

- Полно, успокойся, деточка, - сказала она, - мы прогоним гадкую мышь! Не помогут мышеловки - пускай тогда Фриц приносит своего серого советника посольства.

Как только Мари осталась в гостиной одна, она подошла к стеклянному шкафу и, рыдая, заговорила со Щелкунчиком:

- Ах, милый, добрый господин Дроссельмейер! Что могу сделать для вас я, бедная, несчастная девочка? Ну, отдам я на съедение противному Мышиному Королю все свои книжки с картинками, отдам даже красивое новое платьице. Но ведь он будет требовать с меня еще и еще, так что под конец у меня ничего не останется, и он, пожалуй, захочет загрызть и меня вместо вас. Ах я бедная, бедная девочка! Ну что мне делать, что мне делать?!

Пока Мари так горевала и плакала, она заметила, что у Щелкунчика на шее с прошлой ночи осталось большое кровавое пятно. С тех пор как Мари узнала, что Щелкунчик на самом деле молодой Дроссельмейер, племянник советника суда, она перестала носить его и баюкать, перестала ласкать и целовать, и ей даже было как-то неловко слишком часто до него дотрагиваться, но на этот раз она бережно достала Щелкунчика с полки и принялась заботливо оттирать носовым платком кровавое пятно на шее. Но как оторопела она, когда вдруг ощутила, что дружок Щелкунчик у нее в руках потеплел и шевельнулся! Быстро поставила она его обратно на полку. Тут губы у него приоткрылись, и Щелкунчик с трудом прошептал:

- О бесценная мадемуазель Штальбаум, верная моя подруга, сколь многим я вам обязан! Нет, не приносите в жертву ради меня книжки с картинками, праздничное платьице - раздобудьте мне саблю. Саблю! Об остальном позабочусь я сам, даже будь он.

Тут речь Щелкунчика прервалась, и его глаза, только что светившиеся глубокой печалью, снова померкли и потускнели. Мари ни капельки не испугалась, напротив - она запрыгала от радости. Теперь она знала, как спасти Щелкунчика, не принося дальнейших тяжелых жертв. Но где достать для человечка саблю?

Мари решила посоветоваться с Фрицем, и вечером, когда родители ушли в гости и они вдвоем сидели в гостиной у стеклянного шкафа, она рассказала брату все, что приключилось с ней из-за Щелкунчика и Мышиного Короля и от чего теперь зависит спасение Щелкунчика.

Больше всего огорчило Фрица, что его гусары плохо вели себя во время боя, как это выходило по рассказу Мари. Он очень серьезно переспросил ее, так ли оно было на самом деле, и когда Мари дала ему честное слово, Фриц быстро подошел к стеклянному шкафу, обратился к гусарам с грозной речью, а затем в наказание за себялюбие и трусость срезал у них у всех кокарды с шапок и запретил им в течение года играть лейб-гусарский марш. Покончив с наказанием гусар, он обратился к Мари:

- Я помогу Щелкунчику достать саблю; только вчера я уволил в отставку старого полковника, и, значит, его прекрасная, острая сабля ему больше не нужна.

Упомянутый полковник проживал на выдаваемую ему Фрицем пенсию в дальнем углу, на третьей полке. Фриц достал его оттуда, отвязал и впрямь щегольскую серебряную саблю и надел ее Щелкунчику.

На следующую ночь Мари не могла сомкнуть глаз от тревоги и страха. В полночь ей послышалась в гостиной какая-то странная суматоха, звяканье и шорох. Вдруг раздалось: "Квик!"

- Мышиный Король! Мышиный Король! - крикнула Мари и в ужасе соскочила с кровати.

Все было тихо, но вскоре кто-то осторожно постучал в дверь, и послышался тоненький голосок:

- Бесценная мадемуазель Штальбаум, откройте дверь и ничего не бойтесь! Добрые, радостные вести.

Мари узнала голос молодого Дроссельмейера, накинула юбочку и быстро отворила дверь. На пороге стоял Щелкунчик с окровавленной саблей в правой руке, с зажженной восковой свечкой - в левой. Увидев Мари, он тотчас же опустился на одно колено и заговорил так:

- О прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу и придали мощь моей руке, дабы я поразил дерзновенного, который посмел оскорбить вас. Коварный Мышиный Король повержен и купается в собственной крови! Соблаговолите милостиво принять трофеи из рук преданного вам до гробовой доски рыцаря.

С этими словами Щелкунчик очень ловко стряхнул семь золотых корон Мышиного Короля, которые он нанизал на левую руку, и подал Мари, принявшей их с радостью.

Щелкунчик встал и продолжал так:

- Ах, моя бесценнейшая мадемуазель Штальбаум! Какие диковинки мог бы я показать вам теперь, когда враг повержен, если бы вы соблаговолили пройти за мною хоть несколько шагов! О, сделайте, сделайте это, дорогая мадемуазель!

Содержание

  • Мари Штальбаум, семь лет, дочь советника медицины.
  • Фриц, её брат.
    • Они названы в честь детей друга автора, первых слушателей сказки.

    В доме Штальбаума празднуют Рождество. К Мари и Фрицу приходит крёстный Дроссельмейер и развлекает детей. Позднее детишки получают долгожданные подарки: целый взвод оловянных солдатиков, книжки с картинкам, новых кукол. Среди последних особенно выделялся Щелкунчик. Именно этот подарок по непонятной причине больше полюбился маленькой Мари.

    Перед сном Мари случайно оказывается свидетельницей битвы кукол с мышами. Во главе мышиной армии стоит Мышиный Король, ужасного вида мышь с семью головами, а армию кукол возглавляет сам Щелкунчик. Девочка стремится защитить своего любимца, запустив в Мышиного короля туфлей, но ранит руку стеклом из-за разбившейся дверцы шкафа и падает в обморок. Очнувшись, она пытается поведать матери и доктору о произошедшем ночью, но те считают её повествование следствием болевого шока.

    Захворавшую из-за травмы девочку снова навещает Дроссельмейер и рассказывает ей печальную историю деревянного уродца. Оказывается, когда-то он был его племянником, которого прокляла злая мышиная королева Мышильда. А Мышиный король — её родной сын, который намеревается отомстить Щелкунчику за смерть матери (молодой господин Дроссельмейер случайно наступил на неё, и мышиная королева прокляла юношу уже на последнем издыхании). Если Щелкунчик сможет победить Мышиного короля, а его самого полюбит прекрасная девушка, он вернёт себе человеческий облик.

    В книге у Мышиного короля семь голов, но в советском мультфильме и некоторых театральных постановках их всего три — чтобы всеми тремя можно было полноценно управлять.

    • Переодеть в адаптации — в книге у Щелкунчика был фиолетовый гусарский мундир, но в адаптациях его часто наряжают в красный.

    П. И. Чайковский, 1892. В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В книге Клара — любимая кукла Мари. В России с началом Первой мировой и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц/Франц остался непереименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Эта традиция действует до сих пор.

    Танец Феи Драже

    СССР, реж. Борис Степанцев. Эта адаптация соответствует линии партии. В книге главная героиня, Мари Штальбаум — девочка из если не богатой, то крайне неплохо живущей немецкой семьи. В этой экранизации главгероиня простая служанка, некая помесь Козетты и Золушки. Не бывают дети поганых буржуев и интеллигентишек положительными персонажами — для нас это нетипично! Так что её брак со сказочным принцем Щелкунчиком — мезальянс. Хотя не исключён зигзаг. Сам Щелкунчик, в отличие от книги, здесь изначально явно королевского происхождения. Его родители, король и королева, показаны вполне положительными персонажами. А героиня в конце становится принцессой. Возможно, автора сценария заботила вовсе не идеология: он просто посчитал, что превращение бедной и явно несчастной девочки (возможно, сироты) в принцессу выглядит более интересно и трогательно.

    Россия/Германия, реж. Татьяна Ильина. Действие перенесено в царскую Россию. Снято красиво.

    • Верность до конца — придворные Щелкунчика готовы были жизнь за него отдать, даже когда он обращался с ними отвратительно.
    • Генерал-рубака — один из заводных солдатиков, командовавший куклами в первом бою с мышами (после того, как Щелкунчик спрятался). Не испугался, даже когда пришло массивное подкрепление от Мышильды.
    • Житель Страны Эльфов — Маша та ещё мечтательница и выдумщица, так что вдвойне неудивительно, что ей никто не верит, когда она рассказывает о нападении мышей.
    • Злодейство в адаптации:
      • Принц до одеревенения — махровый эгоист, который продолжает дико хохотать, когда его придворные превращаются в игрушки. Кстати, происходит это по его вине. И в виде Щелкунчика он оставался неблагодарным и трусливым: потребовалась дополнительнаяоздоровительная порка, чтобы его характер наконец начал меняться к лучшему.
      • Мышильда и в книге весьма противная, но завоёвывать мир, как Мышильда в этом мультфильме, всё-таки не собиралась. Зигзаг такой: к превращению принца в Щелкунчика, главному её злодейству из книги, здесь она не имеет ни малейшего отношения.

      Россия, реж. Егор Андреевич Кончаловский и K°, 2009, в 3D. Действие перенесено в Россию, причём современную. И вообще почти не связан с оригиналом!

      Великобритания-Венгрия, реж. Андрей Кончаловский, 2010.

      На основе детской сказки он сделал фильм для всей семьи (PG на Западе). В России по непонятным причинам фильм получил фильм получил 6+, хотя по-хорошему должен был быть PG-13 (для подростков и взрослых). Не, ну правда! Вместо привычных мышей — крысы, но не обычные, а крысолюди. Эти захватчики большую часть времени расхаживают в образе обычных людей, но в припадке ярости их лица обезображиваются, превращаясь в зубастые морды, от которых даже взрослый испугается. Они наряжены под карикатурных нацистов и массово уничтожают игрушки, сжигая в печах (явная отсылка к Холокосту). Причём, согласно сеттингу, эти игрушки живые или были таковыми.

      • Вопиющий неканон:
        • Сменить пол в адаптации — пол сменила Мышильда, превратившись в самца по имени Мышольд. Впрочем, сюжет фильма имеет к сказке Гофмана ОЧЕНЬ отдалённое отношение…
        • Сменить расу в адаптации — Морган Фримен в роли Дроссельмейера и смазливый парнишка-мулат в роли Щелкунчика. Обоснуй: в начале фильма четко сказано, что это Лондон, 1879 г.
        • Только оболочка — заглавный персонаж. Здесь Щелкунчик — штатный негр, который нужен в сюжете только из-за громкого названия фильма и саундтрека Чайковского.
        • Зачем нужно смещение акцента с истории Щелкунчика на маму Клары? Оказывается, именно мама девочки и создала сказочную страну! Похоже, беднягу Дроссельмейера и принца задвинули ради Мари и Клары. Мышиный король? Какой ещё мышиный король?
        • И, кстати, в чем заключается сама суть истории про Щелкунчика? В то, что Мари снимает проклятье, и игрушка-щелкунчик становится человеком. Где это в экранизации? Вместо этого мы получаем бессмысленные экшон и размах для относительно камерной истории.
        • Обезглавленная армия — когда Сахарная Слива превратилась обратно в куклу, подчиняющиеся только ей Оловянные Солдатики замерли на месте .

        Гофман сочинил эту красивую сказку для детей своего друга Юлиана Гитцига Фридриха и Клары в канун Рождества. Позже, когда решил записать и опубликовать сказку, изменил имена детей, но историю в общих чертах оставил такой же.

        В канун Рождества в доме советника медицины Штальбаума происходит драма, о которой взрослые даже не догадываются. Дети Штальбаума, маленькие Мари и Фриц, получают восхитительные подарки: кукол, солдатиков и сказочный замок с золотыми башенками. Но среди этого изобилия их внимание почему-то приковывает уродливая фигурка Щелкунчика — стилизованное под солдатика с саблей приспособление для раскалывания орехов. Он кажется очень трогательным в своем уродстве на фоне красивых дорогих игрушек.

        Приходит время ложиться спать, подарки убирают в шкаф, чтобы продолжить играть завтра. Фриц засыпает сразу же, а Мари подходит к шкафу с игрушками и видит, что там никому не до сна. Армия солдатиков со Щелкунчиком во главе отчаянно сражается с жутким чудовищем — Мышиным королем с семью головами. Он попал в комнату через дыру с стене за шкафом и напал на кукольное королевство. Смелая девочка протягивает руку к полке, чтобы закрыть Щелкунчика от смертоносных ударов, но ощущает внезапный болезненный укол в руку и теряет сознание.


        Мари просыпается в своей постели и от встревоженной матери узнает, что заболела и несколько дней провела в горячке. Девочка рассказывает о том, что видела в шкафу с куклами, но ей никто не верит, принимая историю за лихорадочный сон. Мари тревожит исход битвы, она подходит к шкафу и не находит Щелкунчика на полке, она понимает, что скорее всего, его захватил в плен Мышиный король.

        Позже в гости к Штальбаумам приходит друг семьи и крестный отец Мари и Фрица Дроссельмейер. Он единственный относится к рассказу Мари серьезно. К счастью, ему удалось вызволить Щелкунчика из мышиного плена и отремонтировать — Дроссельмейер возвращает крестнице игрушку, а заодно рассказывает ее историю.

        Следующей ночью Мари снится, что она вместе со Щелкунчиком отправляется в волшебную кукольную страну, где ее маленькому герою удается победить Мышиного короля и отсечь все его головы. Девочка влюблена в свою фантазию о Щелкунчике, но взрослые полагают, что все это сны и не более. Мари играет со Щелкунчиком, предпочитает его всем своим куклам, но он так и остается деревянным солдатиком.

        Читайте также: